Урок " Материаловедение" 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Урок  " Материаловедение" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА   «Классификация текстильных волокон. Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве». Практическая работа « Изготовление полотняного переплетения»

ФИО (полностью)

Удалова Татьяна Петровна

Место работы

МОУ «СОШ №12» г. Воркуты

Должность

Учитель технологии

Предмет

технология

Класс

5 класс

Базовый учебник

« Технология ведения дома» Н. В. Синица, В. Д. Симоненко (ФГОС  ООО).    

7.

Цель урока

Ознакомить с производством и классификацией текстильных материалов, расширить кругозор; учить определять направления  нитей основы (долевой) и нитей утка (поперечной)в ткани, лицевую и изнаночную сторону ткани, учить определять виды ткацких переплетений; проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении .

8.

Задачи

Образовательные:

- актуализировать знания о строении и свойстве волокон, получении пряжи и ткани ;

- дать представление о видах ткацких переплетений;

- организовать деятельность учащихся по изготовлению полотняного переплетения;

- провести исследование по определению нитей основы и утка;

Развивающие: 

- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-способствовать развитию интереса к изучению тканей;

- создать условия  для  развития  умений искать, извлекать и  анализировать информацию из разных источников;

- способствовать  формированию  коммуникативно-речевых умений  для выражения своих мыслей в устной форме;

- помочь учащимся развивать творческие способности

Воспитательные:

-способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;

9.

Тип урока

Урок комбинированный; лабораторно-практическая работа.

10.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальная. 

11.

Необходимое техническое оборудование

мобильный ПК учителя; мультимедийный проектор, экран,  учебник, коллекция волокон, образцы ткани, ниток, игл, мультимедийная презентация №1, №2.

12

Основные понятия и термины        

Волокна растительного происхождения (хлопок, лен); прядение, пряжа (нити); долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщица, ткачиха; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание.

13

Планируемые образовательные результаты

Личностные: сформировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности.

Предметные: научиться соблюдать правила пользования инструментами; узнавать и называть виды волокон ;различать ткани по фактуре; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах.

Метапредметные:

познавательные – уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, осуществлять практическую деятельность, представленную в учебнике; научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации , принимать помощь взрослого, одноклассников;

регулятивные - научиться принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получить возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

14. Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, выполняемые учащимися на уроке

Промежуточный контроль

1

Организационный  момент  

(мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки)

(2мин)

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2

Постановка учебной задачи

( 5 мин)

В начальных классах вы знакомились с  видами рукоделия, работали с различными нитками и тканью. Получили представления о текстильных волокнах и их свойствах.

Подводит учащихся к цели занятия:

« расширить знания о производстве текстильных материалов» и ставит задачи:

1. научиться определять долевую нить в ткани (н.о.);

2.научиться определять  изнаночную стороны ткани (н.у.)

3.знать классификацию волокон

4. научиться определять прочность окраски ткани

5. научиться разбираться в ткацких переплетениях и уметь выполнять простейшее из них-полотняное переплетение.

Слушают учителя

Беседуют с учителем

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3

Освоение нового материала

(10 мин)

Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, о ткацких переплетениях, (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации

 

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Устные ответы

Исследовательское задание (презентация №1)

( 5мин)

Практическая работа « Изучение волокон хлопка и льна»

 -Разделите кусочек ткани на ниточки.

- Сделайте вывод, что такое ткань

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с учащимися формулирует вывод

Проводят исследование, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод

Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Устные ответы

4

Физкультминутка

(5 мин)        

        

        

Проводит физкультминутку        

Выполняют упражнения

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

5

Самостоятельная работа

Практическая  работа

«Изготовление полотняного переплетения»

 ( 38 мин)

Проверяет организацию рабочего места

Определение направления долевой нити на образце

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

 

Выполняют задание. Нарезка полосок бумаги разного цвета для нитей основы и утка .Составляют переплетение и оформляют творчески картинку.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке, на выполнение практической работы, творческий подход.

 

Практическая работа, проверка четкости выполнения работы

6

.

Рефлексия деятельности (итог урока10 мин) Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе работы учитель организует беседу по вопросам:

 1) Как называется процесс получения ткани из пряжи?

2) На каких станках вырабатывают пряжу?

3)Что изучает предмет материаловедение?.

4) Назовите нити, из которых состоит ткань.

5) Дайте характеристику нити основы и нити утка.

6) Что находится по краям ткани, для чего она служит?

7) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях?

Рассматривают итоги практической работы, представляют и оценивают их .Самооценка.

Личностные:  сорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанной  практической работе

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы.

7

Домашнее задание. Уборка рабочих мест

 (5 мин)

Объясняет задание

§14 стр. 82

Слушают учителя и записывают д/з



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА   « Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

Хлопчатобумажные и льняные ткани. Виды и свойства тканей»

Лабораторно-практическая работа «Определение нитей основы(долевых) и нитей утка(поперечных)и лицевой стороны ткани и вид ткани»

1

ФИО (полностью)

Удалова Татьяна Петровна

2

Место работы

МОУ «СОШ №12» г. Воркуты

3

Должность

Учитель технологии

4

Предмет

технология

5

Класс

5 класс

6

Базовый учебник

« Технология ведения дома» Н. В. Синица, В. Д. Симоненко (ФГОС  ООО).    

7

Цель урока

Ознакомить с получением пряжи, нитей , ткани; расширить кругозор в изучении х/б и льняных тканей; учить определять направления  долевой и поперечной нитей в ткани, лицевую и изнаночную сторону ткани, проводить простейшие исследования по определению вида ткани; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении .

8

Задачи

Образовательные:

- актуализировать знания о строении и свойстве волокон, получении пряжи и ткани ;

- дать представление о свойствах х/б и льняных тканей;

- организовать деятельность учащихся  по определению вида х/б и льняных тканей;

- провести исследование по определению нитей основы и утка, лицевой стороны ткани, по определению вида ткани;

Развивающие: 

- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-способствовать развитию интереса к изучению тканей;

- создать условия  для  развития  умений искать, извлекать и  анализировать информацию из разных источников;

- способствовать  формированию  коммуникативно-речевых умений  для выражения своих мыслей в устной форме;

- помочь учащимся развивать творческие способности

 Воспитательные:

-способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;

9

Тип урока

Урок комбинированный; лабораторно-практическая работа.

10

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, фронтальная. 

11

Необходимое

 техническое

оборудование

мобильный ПК учителя; мультимедийный проектор, экран,  учебник, коллекция волокон, образцы ткани, ниток, игл, мультимедийная презентация№ 3.

12

Основные понятия и термины        

Волокна растительного происхождения (хлопок, лен); прядение, пряжа (нити); долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; хлопчатобумажные и льняные ткани; прядильщица, ткачиха; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание; свойства тканей.

13

Планируемые образовательные результаты

Личностные: сформировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности.

Предметные: научиться соблюдать правила пользования инструментами; узнавать и называть виды волокон и тканей ;уметь находить лицевую сторону ткани; понимать информацию, представленную в учебнике и на доске в различных формах.

Метапредметные:

познавательные – уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, осуществлять практическую деятельность, представленную в учебнике; научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – уметь слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации , принимать помощь взрослого, одноклассников;

регулятивные - научиться принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получить возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

14. Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, выполняемые учащимися

Промежуточный контроль

1

Организационный  момент  

(мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки)

(2мин)

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2

Постановка учебной задачи

( 5 мин)

На предыдущем уроке вы познакомились с классификацией волокон, узнали об их получении. Узнали о ткацких переплетениях, даже смогли их выполнить из бумаги.  

Подводит учащихся к цели занятия:

«обобщить знания о производстве текстильных волокон и  » и ставит задачи:

1. научиться определять долевую нить в ткани (н.о.);

2.научиться определять  поперечную стороны ткани (н.у.)

3. научиться определять яркость рисунка ткани –лицевую сторону

4. научиться разбираться в тканях и уметь отличить х/б и льняную ткани

5.выполнить лабораторно-практическую работу по определению  н.о. и н.у. и лицевой стороны ткани.

Слушают учителя, отвечают на вопросы по прошлому уроку.

Беседуют с учителем

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные:

 принимают и сохраняют учебную задачу, ориентируются в учебнике.

Устные ответы

3

Освоение нового материала

(10 мин)

Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов. Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства тканей». Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве,

(учебник, с. 82-89) с показом мультимедийной презентации

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, тканей. Делятся впечатлениями

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Устные ответы

4

Исследовательское задание

( 15мин)

- Определите лицевую и изнаночную стороны ткани;

-Определите нити основы (долевые) и утка (поперечные) по данным на экране и в учебнике (стр.87-88)

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания, направляет их на правильное решение. В сотрудничестве с учащимися формулирует вывод

Проводят исследование, в сотрудничестве с учителем и одноклас-сниками находят решения учебной задачи;

Перед ними образцы тканей размером 5*5, определяют лицевую сторону ткани, вытаскивают ниточки и по ним определяют долевую и поперечную нити.

Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Устные ответы

5

Физкультминутка

(5 мин)        

        

Проводит физкультминутку        

Выполняют упражнения

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

6

Лабораторно-практическая  работа

«Определение нитей основы и нитей утка, лицевой стороны ткани и вид ткани» (28 мин)

Проверяет организацию рабочего места

Определение направления долевой нити на образце,

лицевой и изнаночной сторон ткани,

по свойствам тканей

 (§ №15) и по итоговой таблице на стр.94 рассмотреть образцы тканей и определить какая ткань х/б, а какая льняная.

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

Выполняют задание:

По свойствам тканей (из учебника и презентации) исследуют к какому виду ткани относятся их лоскутки, определяясь на предыдущую работу,  приклеивают в тетрадь и подписывают, делают обобщающий вывод.

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке, на выполнение практической работы, творческий подход.

Практическая работа, проверка четкости выполнения работы

7

.

Рефлексия деятельности

 (итог урока10 мин) Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе работы учитель организует беседу по вопросам, закрепляя полученные знания за 2 урока:

 1) На каких фабриках изготавливают ткань?

2) На каких станках вырабатывают пряжу?

3) 1Iеречислите виды волокон.

4) Назовите нити, из которых состоит ткань.

5) Дайте характеристику нити основы и нити утка.

6) Что находится по краям ткани, для чего она служит?

7) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях?

8) Что такое ткань?

9)Какие виды ткани вы должны сегодня определить?

Рассматривают итоги практической работы, представляют и оценивают их .Самооценка.

Личностные:  сорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанной  практической работе

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы.

8

Домашнее задание. Уборка рабочих мест

 (5 мин)

Объясняет задание

§15 стр.90

Слушают учителя и записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....