Программа "Художественная обработка древесины"
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Аверин Александр Иванович

Программа расчитана на 3 года обучения. Сюда включены курс обучения работы с электроинструментами, работа на различных станках по деревообработке (строгальный, круглопильный, токарный, фрезерный станки), правила приёма работы со столярными инструментами, работа с фасонными стамесками для художественной обработке древесины и следующие виды резьбы: геометрическая, плоскорельефная, объемная, скульптурная. Знакомство с народными промыслами, с мировоззрением наших предков, как это отразилось в современных художественных народных промыслов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Программа «Художественная обработка древесины»: по содержательной, тематической направленности художественно – эстетическая; по  функциональному предназначению  декоративно - прикладная; по форме организации групповая.

           Актуальность и педагогическая целесообразность.  Сейчас образование России стоит на пороге серьезных перемен – переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижении многовековой национальной духовности и самобытности. Это становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания подрастающего  поколения.   От того научимся ли мы понимать и ценить  духовные  традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений зависит каким вырастит ребёнок «Иваном, непомнящим родства» или же полноценным гражданином общества,  со своими корнями и традициями.

      Кроме этого перед дополнительным образованием в настоящее время стоит задача создание необходимых условий для творческого развития и  профессионального самоопределения ребёнка.

      В связи  с этим программа дополнительного образования «Художественная обработка древесины» на сегодняшний день является актуальной, так как  нацелена на  приобщение ребёнка к истокам народной культуры,  развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Успехи воспитанников в обучении изготовлению изделий народных художественных промыслов рождают у них уверенность в своих силах, преодолевают барьер нерешительности, робости, воспитывают готовность к проявлению творчества в любом виде труда.    

                 Новизна программы обусловлена: во-первых, её практической значимостью. Решение этой проблемы в приобретении воспитанником определенного опыта при изготовлении и оформлении изделий: усвоение технических понятий,  овладение технологическими операциями, создание эскизов и рисунков, ручной обработке дерева, выпиливание заготовок, зашкуривание и шлифование поверхности, художественное оформление изделий. Поэтому данная программа не только способствует формированию эстетического вкуса, но и дает необходимые технические знания, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду и выбору будущей профессии.

         Во – вторых, занятия носят  интегрированный характер. Эффективность данных занятий определяется включением  элементов истории, изобразительного искусства, технологии обработки древесины, что повышает продуктивную деятельность воспитанников.

     Цель программы - формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла,  вовлечение воспитанников в активную творческую и трудовую деятельность,  воспитание интереса и любви к народному творчеству

     Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить основным приемам  и практическим навыкам резьбы по дереву,  умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
  • познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
  • познакомить обучающихся с народными традициями и обрядами;
    Развивающие:
  • развивать навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;
  • развивать художественный вкус и творческие способности воспитанников;

Воспитывающие:

  • приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры;
  • воспитать   коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
  • прививать любовь к традиционному художественному ремеслу.

Отличительные особенности программы

При разработке программы дополнительного образования «Художественная обработка древесины» основу составили различные методические  и практические пособия, рекомендации таких авторов как
М. Ильяев  «Прикоснувшись к дереву резцом», А.Ф. Афанасьев  «Домовая резьба»,  Ф.А. Шемуратов «Выпиливание лобзиком» и другие.

В данной программе обучения применяется принцип «от простого к сложному»:  от вырезания простых  и симметрических форм – к выполнению сложных композиций, от работы на плоскости – к обработке объемных фигур.

Условия реализации программы

    Для реализации данной программы  имеется кабинет, который отвечает требованиям Сан Пин дополнительного образования  и противопожарной безопасности. Занятия в творческом объединении предполагает наличие материально-технической базы.

Для занятий используется следующее оборудование:

  • учебные столы, стулья;
  • классная  и магнитная доска;
  • учебный и наглядный материал;
  • инструменты:  карандаши, линейки, ножницы, резцы, лобзики, пилки;
  • древесина;
  • материалы: клей ПВА и «Момент»,  наждачная бумага, лак.

Возраст и сроки реализации программы:  Программа разработана для воспитанников   12 - 17 лет, и рассчитана  на   3  года  обучения.    Максимальная наполняемость одной группы 8 -10 детей,  в течение занятий происходит смена видов деятельности и предусмотрены перерывы.                      

Формы и режим занятий

Формой организации образовательного процесса являются групповые   занятия. Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими           правилами                 и         нормами учреждений дополнительного образования.               

        Программа «Художественная обработка  древесины»  рассчитана:  

  • первый  год обучения - 144часа,   периодичность занятий - 2 раза в неделю по 2 часа;
  •  второй год обучения  – 144часа,   периодичность занятий - 2 раза в неделю по 2 часа; 180 часов, периодичность занятий - 2 раза в неделю по 2  и 3 часа в выходной день.
  • третий год обучения    - 180 часов, периодичность занятий - 2 раза в неделю по 2  и 3 часа в выходной день.

Курс обучения включает в себя теоретическую и практическую  части.

    На каждом занятии проводится техника безопасности. На занятиях воспитанникам выдается   спецодежда  (фартук и нарукавники). В необходимых случаях (при работе на токарном и сверлильном станке) должны выдаваться специальные средства защиты (защитные очки). Перед работой на станочном оборудовании проводится индивидуальный инструктаж с обучающимися.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

1 год обучения

Знания:

  • правила техники безопасности;
  • виды  древесины и ее свойства;
  • основные способы и приемы обработки дерева;
  • виды инструментов, необходимых для обработки дерева;
  • основные термины и терминологию в деревообработке.

Умения:

  • работать ручным инструментом и содержать его в порядке;
  • составлять эскизы  изделия;
  • работать с мерительным инструментом;
  • выполнять изделия по шаблонам и трафаретам;
  • переносить на изделия рисунки и узоры;
  • под присмотром педагога осуществлять правку и заточку инструмента.
  • различать виды резьбы по дереву

Навыки:

  • владение основными ручными инструментами по обработке, точению,

           выпиливанию и резьбе  по дереву;

  • выполнение операции выпиливания и резьбы;
  • выполнение плоскостной разметки;
  • разработка и составление композиции для изделия;
  • выполнение декорирования

Второй год обучения

Знания:

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы   выполнение на различных видах изделий;
  • объемная и скульптурная резьбы и их особенности;

Умения:

  • читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • выполнять и защищать творческие проекты;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в  скульптурной и объемной  резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях  промысла и изготавливать их;
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, резьбе  по дереву;
  • выполнения операции выпиливания и резьбы;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для резьбы,
  • выполнение декорирования изделий -  выпиливанием, резьбой по дереву;

Третий год обучения

Знания:

  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования;
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их резьбой;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

  Умения:

  • самостоятельно читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  • выполнять и защищать творческие проекты;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в  различных видов резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях  промысла и изготавливать их;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;
  • выполнять геометрическую, объемную и скульптурную резьбу  по дереву;
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, резьбе  по дереву;
  • выполнения операции выпиливания и резьбы;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для резьбы,
  • выполнение декорирования изделий -  выпиливанием, резьбой по дереву;

Формы подведения итогов реализации программы

     Для подведения итогов реализации образовательной программы используются: тестовые задания,  продукты детского творчества, выставки по итогам обучения, контрольные вопросы, карточки, викторины.

Учебно-тематический план 1-го года обучения (144часа)

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Знакомство с историей народных ремесел, материалами, оборудованием для художественной работы с древесиной

Тема 1.

Вводное занятие: «Что обозначает предмет художественная обработка древесины».

Тема 2.

Изучение правил техники безопасности при работе со столярными, ручными электроинструментами и фасонными резцами для выполнения художественной резьбы.

Тема 3.

История возникновения деревянных ремёсел на территории России. Возникновение художественных промыслов.

Тема 4.

Знакомство с материалами, оборудованием для работы с древесиной. Техника безопасности.

Практическое занятие.

Итоговое занятие  

2

1

1

1

21

1

3

3

2

10

2

24

2

4

4

2

10

2

2

Виды и свойства деревообработки

Тема 1. Изучение механических свойств древесины. Виды фасонных резцов и приёмы работы с ними.

Тема 2.

Изучение выполнения орнаментов геометрической резьбы при помощи чертёжных  инструментов: циркуль, линейка, транспортир.

Тема 3.                                                        

Получение навыков выполнения геометрической резьбы. Изготовление кухонных дощечек.

Итоговое занятие

4

2

2

24

 4

6

12

2

 28

6

8

12

2

3

Совершенствование навыков геометрической резьбы, изготовление кухонных досок, рамок, шкатулок, хлебниц

Тема 1.

Изготовление эскиза набора кухонных досок на бумаге.

Тема 2.

Изготовление на основе эскиза трафарета из картона или ДВП.

Тема 3.

Перенос формы дощечек при помощи трафарета на дерево.

Тема 4.

Выполнение при помощи лобзика или электролобзика фигурных досок из дерева и выполнение резьбы.

Итоговое занятие

Тема 5.

Изготовление эскизов для шкатулок, хлебниц, рамок

Тема 6.

Изготовление деталей и сборка при помощи клея и винтов шкатулок, хлебниц, рамок.

Тема 7.

Украшение геометрической резьбой.

7

1

2

2

2

44

2

6

4

8

2

2

6

14

51

3

6

6

10

2

4

6

14

5

6

Художественные виды резьбы

Тема 1.

Приобщение к русской национальной культуре.

Тема 2. Изучение славянских рун, их значение, запечатлённое геометрической резьбой.

Тема 3.

Контурная резьба.

 Тема 4.

Выполнение контурной резьбы при помощи фасонных резцов.

Тема 5.

Изучение объёмной резьбы.

Тема 6.

Изготовление изделий с использование объёмной резьбы

Итоговое занятие

Выставочная деятельность

1.Изготовление выставочных экспонатов.

2. Технология оформления экспонатов на выставку декоративно-прикладного творчества

Итого

4

1

1

1

1

18

31

2

2

5

5

5

10

2

6

126

35

3

2

6

6

6

10

2

6

144

Содержание программы 1-го  года обучения (144 часа)

Раздел 1.  Знакомство с материалами, оборудованием для художественной работы с древесиной – 24 часа

Тема 1.  Вводное занятие: «Что обозначает предмет художественная обработка древесины» - 2 часа

Теоретическая часть:Основные направления работы, задачи на год. Техника пожарной и электробезопасности, правила поведения в мастерских. Знакомство обучающихся с видами художественной резьбы (контурная, геометрическая, рельефная, барильефная, объёмная)

Практическая часть: ознакомление обучающихся с мастерской, с программой, оборудованием мастерской, с правилами внутреннего распорядка.

Тема 2. Изучение правил техники безопасности при работе со столярными, ручными электроинструментами и фасонными резцами для выполнения художественной резьбы. – 4 часа

Теоретическая часть: Изучение правил техники безопасности при работе с ручными и механическими инструментами: спецодежда, индивидуальные средства защиты (очки, наушники, респираторы)

Практическая часть: Проверка исправности инструментов и оборудования; безопасные приёмы работы (как держать правильно инструменты); расположения рук и других частей тела при выполнении тех или иных действий. Оказание первой медицинской помощи.

Тема 3. История возникновения деревянных ремёсел на территории России. Возникновение художественных промыслов. – 4 часа

Теоретическая часть: Возникновение деревянных ремёсел на территории России.

Древний Новгород- первый центр деревянных ремёсел, город плотников; берестяная грамматика; рунический алфавит, ставший прототипом геометрической резьбы. Северные области России: предметы домашнего обихода, посуда, ложки, ковши; мебель, украшенная резьбой, отделка наружных интерьеров домов, наличники, прорезная резьба на карнизах и т.д.

Практическая часть: Выполнение упражнений на дереве.

Тема 4. Знакомство с материалами, оборудованием и техникой безопасности. – 2 часа

Теоретическая часть: Знакомство с техникой безопасности при работе на деревообрабатывающих станках.

Практическая часть: Знакомство с правильными, безопаснами приёмами при обработке древесины на станках  и сручными режущими инструментами

Практическое занятие – 10 часов

Выполнение несложных заданий с использованием различных  ручных фасонных резцов (контурная резьба; элементы геометрической резьбы).

Итоговое занятие – 2 часа Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

Раздел 2. Виды и свойства деревообработки – 28 часов

Тема 1.  Изучение механических свойств древесины. Виды фасонных резцов и приёмы работы с ними – 6  часов

Теоретическая часть: Механические свойства древесины. Классификация различных пород древесины. Виды пиломатериалов использованных в работе

Практическая часть: Работа с различными породами древесины

Тема 2. Изучение выполнения орнаментов геометрической резьбы при помощи чертёжных инструментов – 8 часов

Теоретическая часть: Построение орнаментов при помощи чертёжных инструментов.

Практическая часть: Изучение выполнения орнаментов геометрической резьбы при помощи линейки, транспортира, циркуля (лесенка, куличи, треугольники, вилейка, змейка, ёлочка, ромбы, цепочка,соты, квадраты, звёздочки, сияния, чешуйки, колышки)

Тема 3. Получение навыков выполнения геометрической резьбы. Изготовление кухонных дощечек – 12 часов

Практическая часть:

  1. Самостоятельно разработать эскиз кухонной дощечки, выполнить его на дереве.
  2. При помощи лобзика вырезать форму доски из дерева.
  3. Украсить дощечку резьбой, изученной в теме №1 на выбор.
  4. Выполнить при помощи резцов резьбу, нанесённую карандашом.

Итоговое занятие – 2 часа Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

Раздел 3. Совершенствование навыков геометрической резьбы, изготовление наборов кухонных досок, рамок, шкатулок, хлебниц – 51 час

Тема 1. Изготовление наборов кухонных дощечек на бумаге – 3 часа

Теоретическая часть:

  1. Просмотр имеющихся наборов.
  2. Просмотр предлагаемых вариантов из книг.

Практическая часть: Опираясь на просмотренный материал, разработать свои эскизы дощечек.

Тема 2. Изготовление на основе эскиза трафарета из картона или ДВП – 6 часов

 Практическая часть: Увеличить и перенести на картон  или ДВП. (В наборе должно быть не менее трёх дощечек)

Тема 3. Перенос дощечек  при помощи трафарета на дерево – 6 часов

Теоретическая часть: Правила  переноса трафарета на дерево.

Практическая часть:

  1. Прострогать доску на стругальном станке.
  2. Наложить трафарет и обвести карандашом.
  3. Прошлифовать доску наждачной шкуркой.    

Тема 4. Выполнение при помощи лобзика или электролобзика фигурных досок из дерева и выполнение резьбы –  10 часов

Теоретическая часть: Знакомство с техникой безопасности при работе с электролобзиком.

Практическая часть:

  1. Подготовленную доску, с нанесённым карандашом контура разделочных досок, вырезать при помощи электролобзика.
  2. Края доски тщательно отшлифовать. Можно использовать фрейзерную ручную машину для придания дощечкам фигурной окантовки. Нанести по выбору изученные ранее орнаменты и выполнить геометрическую резьбу.

Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Самостоятельно разработать изделие и выполнить его в дереве.

Тема 5. Изготовление эскизов – 4 часа

Теоретическая часть:

  1. Познакомиться с имеющимися наглядными пособиями.
  2. Просмотреть предлагаемые варианты в имеющейся литературе.

Практическая часть:

1) Разработать свои эскизы на основе изученного материала.

2) Ознакомление с основами технического рисунка. Чертёж деталей от руки с чётким расчётом размеров, с учётом толщены доски.

Тема 6. Изготовление  деталей и сборка при помощи   клея и винтов шкатулок, хлебниц, рамок - 6 часов

Практическая часть: Детали, нанесённые карандашом на дерево, вырезаются при помощи электролобзика. В определённых местах для соединения сверлятся отверстия для винтов, затем  вкручиваются             винты. Возможны варианты соединения при помощи клея. Возможны комбинированные варианты.

Тема 7. Украшение геометрической резьбой – 14 часов

Практическая часть: Собранные изделия (шкатулки, хлебницы, рамки), украшаются геометрической резьбой. На данном этапе формируется творческий вкус обучающегося. К ранее изученным орнаментам можно добавить круглые орнаменты – розетки.

Раздел 5. Художественные виды резьбы – 35 часов

Тема 1.  Приобщение к Русской национальной культуре – 3 часа

Теоретическая часть: Знакомство с видами  славянских рун. Их значение, запечатлённое в геометрической резьбе.

Использование книги Безверхого В.Н.  «Методология», журналов « Волхв», «Антей», газеты «Родные просторы», выпускаемые Питерским Научно- исследовательским институтом истории и этнографии.

Практическая часть: Выполнение изделий с использованием геометрической резьбы

Тема 2. Изучение славянских рун, их значение, запечатлённой геометрической резьбе – 2 часа

Теоретическая часть: Основные руны (Приход весны; осень; рождение). Руны, посвящённые языческим богам, их символы: Род, Перун, Свентовент, Лада и т.д.

Практическая часть: Выполнение изделий с использованием геометрической резьбы

Тема 3. Контурная резьба – 6 часов

Теоретическая часть: Знакомство с контурной резьбой. Инструменты. Разметка. Приёмы выполнения.

Практическая часть: Тонирование дерева. Нанесение орнаментов при помощи карандаша на дерево. Разработать  изделие: набор досок, шкатулку, хлебницу  и т.д. ; вырезать при помощи электролобзика; отшлифовать, затонировать морилкой; нанести орнамент карандашом либо цветочно–травный либо геометрический .

Тема 4. Выполнение контурной резьбы при помощи фасонных резцов – 6 часов

Практическая часть:

  1. На затонированном изделии, на котором нанесены орнаменты, выполняется при помощи фасонных резцов резьба.
  2. После выполнения резьбы, изделия покрываются лаком при помощи краскопульта или кисти.

Тема 5.  Изучение объёмной  резьбы – 6 часов

Теоретическая часть: Знакомство с контурной резьбой

Инструменты. Разметка. Приёмы выполнения.

Практическая часть: Выполнение изделий с использованием  объемной резьбы.

Тема 6. Изготовление изделий с использованием объёмной резьбы – 10 часов

Практическая часть: изготовление  ложек, ковшей, братниц.

Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

6 раздел. Выставочная деятельность – 6 часов Посещение выставок ДПИ в краеведческом районном музее, в художественной школе. Участие выставках Декоративно-прикладного творчества на различных уровнях.

Учебно-тематический план 2-го года обучения (180 часов)

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Изучение   материалов, оборудования и технологий для художественной обработке древесины

1.Изучение новых технологий художественной обработки древесины.

2.Изучение новых видов орнаментов, используемых в художественной обработки различных предметов домашнего обихода.

3.Подготовка к отделке изделия из древесины.

 4.Крашение и тонирование  изделия из древесины. Нанесение защитных покрытий.

5. Итоговое занятие  

3

1

1

1

9

1

2

1

3

2

12

2

3

2

3

2

2.

Изучение скульптурной резьбы

1. Изучение технологий выполнения скульптурной резьбы.                                                    

2.Выполнение скульптурной фигуры из пластилина и глины. Перенос формы и размеров изделия на дерево при помощи штангенциркуля,  индикаторной скобы, линейки и тд.

 3.Получения навыков выполнения объемной скульптурной резьбы при помощи фасонных резцов.

4. Итоговое занятие

4

2

2

30

5

8

15

2

34

7

10

15

2

3.

Изучение объёмной резьбы

1.Инструменты, разметка, приёмы выполнения резьбы.

2.Изготовление ложек, ковшей, братниц.

Контрольное задание

3.Изготовление изделий по собственному выбору.

4.Итоговое занятие

2

2

37

5

15

15

2

39

7

15

15

2

4.

Художественные виды резьбы

1.Знакомство с мировоззрением и религии древних славян.

2. Изучение славянских рун, скульптур древних богов, оберегов.

3.Комбинированная резьба. Использование нескольких видов резьбы при оформление различных предметов.

4. Выполнение комбинированной резьбы при помощи фасонных резцов.

5.Знакомство с элементами декоративной росписи.

6.Комбинорованное оформление художественных изделий при помощи рельефной резьбы и декоративной росписи.

7. Итоговое занятие

3

1

1

1

36

2

1

7

7

4

13

2

39

3

2

7

7

5

13

2

5.

Приобщение к русской национальной культуре

1.Изучение славянских рун, их значение, запечатленное геометрической резьбой

2. Русская богиня Макошь. Образ победы.

3. Перун - образ защитника, труженика.

4. Велес, образ охотника, труженика, покровителя искусств.

5.Сварог - образ самотворящей природы

6. Ладо (Лада) - образ покровительницы брака, семьи, домашнего очага.

7.Световид - символ знаний.

8.Хорс - образ Солнца, плодородия.

9.Стрибог - образ ветров.

10.Даждьбог - образ светлого дня, подателя благ.

11.Симаргл (Переплут) - образ кузнечного дела.

12. Симаргл (Переплут) - образ кузнечного дела.

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

30

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

6.

Выставочная работа

1.Изготовление выставочных экспонатов.

2. Технология оформления экспонатов на выставку декоративно-прикладного творчеств

12

12

Итого

180

Содержание программы 2-го года обучения (180 часов)

Раздел 1.    Изучение   материалов, оборудования и технологий для художественной обработке древесины (24 часа)

Тема 1.  Изучение новых технологий художественной обработки древесины – 2 часа.

Теоретическая часть: Основные направления работы, задачи на год. Техника пожарной и электробезопасности, правила поведения в мастерских. Техника сборки заготовок из нескольких досок разных пород с последующей механической обработкой, шлифовкой, тониронием при помощи краскопульта и других приспособлений.

Тема 2. Изучение новых видов орнаментов, используемых в художественной обработки различных предметов домашнего обихода – 4 часа

Теоретическая часть: ознакомление с новыми видами орнамента: розетка, ажурный, плетенка, пальметта.

Практическая часть: Ознакомление с новыми видами фасонах резцов, техникой выполнения перечисленных видов резьбы.

Тема 3. Подготовка к отделке изделия из древесины – 4 часа

Теоретическая часть: Изучение правил техники безопасности при работе с ручными и механическими инструментами.

Практическая часть: шлифование, обесмоливание, отбеливание  дерева при помощи с использование следующих веществ  перекиси водорода, снятие ворса, покрытие поверхности слабым раствором клея с последующей зачисткой шлифовальной бумаги.

Тема 4. Крашение и тонирование  изделия из древесины. Нанесение защитных покрытий- 2 часа

Практическая часть: виды тонирование: морилка, различные красители, антисептики различных цветов их свойства и назначения.

Практическое занятие -10 часов Использование и показ на практике.

Выполнение не сложных заданий: тонирование и лакирования изделия.

Итоговое занятие – 2 часа

Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

Раздел 2.   Изучение скульптурной резьбы  - 30 часов

Тема 1. Изучение технологий выполнения скульптурной резьбы – 6 часов

Теоретическая часть: Особенности  скульптурной резьбы. Инструменты используемые для измерения и выполнения резьбы.

Практическая часть: Выполнение заданий по образцам.

Тема 2.  Выполнение скульптурной фигуры из пластилина и глины. Перенос формы и размеров изделия на дерево при помощи штангенциркуля,  индикаторной скобы, линейки  - 8 часов

Теоретическая часть: Знакомство с  различными видами скульптурных фигур

Практическая часть:  Изготовление не сложных фигур из пластилина и перенос их на дерево с последующим  выполнением при помощи фасонных резцов.

Тема 3.Получения навыков выполнения объемной скульптурной резьбы при помощи фасонных резцов – 14 часов

Практическая часть: Показ фасонных резцов и приемы  работа с ними. Выполнение заданий по образцам

Раздел 3. Изучение объёмной резьбы – 36 часов

Тема 1.  Инструменты, разметка, приёмы выполнения резьбы – 6 часов

Теоретическая часть: особенности  объёмной  резьбы. Инструменты используемые для измерения и выполнения резьбы.

Практическая часть: Выполнение заданий по образцам.

Тема 2. Изготовление ложек, ковшей, братниц – 14 часов

Практическая часть:  Разработка эскизов ложек, ковшей, братниц. Перенос их на дерево с последующим  выполнением. Оформление работ при помощи объёмной резьбы.

Тема 3. Изготовление изделий по собственному желанию – 14 часов

Практическая часть: Выполняются творческие работы по данной теме

Тема 4. Просмотр и отбор лучших работ – 2 часа

Практическая часть: Выставка творческих работ обучающихся

Раздел 4.  Художественные виды резьбы – 39 часов

Тема 1. Знакомство с мировоззрением и религии древних славян – 3 часа

Теоретическая часть: Использование книги Безверхого В.Н.  «Методология», журналов « Волхв», «Антей», газеты «Родные просторы», выпускаемые Питерским Научно- исследовательским институтом истории и этнографии.

Практическая часть: Выполнение различных фигурок, оберегов на основе полученных знаний.

Тема 2. Изучение славянских рун, скульптур древних богов, оберегов – 3 часа

Теоретическая  часть: Изучение славянских рун, скульптур древних богов, оберегов. Их значение, запечатлённое в геометрической резьбе.

Практическая часть: Выполнение изделий с использованием геометрической и плоскорельефной резьбы.

Тема 3. Конбинированная резьба.  Использование нескольких видов резьбы при оформление различных предметов – 6 часов

Практическая часть: Опираясь на изученную тему выполнения оформления изделия при помощи геометрической, плоскорельефной и накладной резьбы.

Тема 4.  Выполнение комбинированной резьбы при помощи фасонных резцов – 6 часов

Практическая часть: Опираясь на изученную тему выполнения оформления изделия при помощи фасонных резцов.

Тема 5. Знакомство с элементами декоративной росписи – 6 часов

Теоретическая часть: Знакомство иизучение  характерных элементов декоративной росписи. Последовательность выполнения элементов декоративной росписи.

Практическая часть: Зарисовка эскизов с элементами декоративной росписи

Тема 6. Комбинированное оформление художественных изделий при помощи рельефной резьбы и декоративной росписи – 13 часов.

Практическая часть: Комбинированное оформление  изделий при помощи рельефной резьбы и декоративной росписи

Итоговое занятие – 2 часа.

Практическая часть: Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

Раздел 6. Выставочная работа – 12часов

Тема 1.Изготовление выставочных экспонатов.

Практическая часть:

2. Технология оформления экспонатов на выставку декоративно-прикладного

Посещение выставок ДПИ в краеведческом районном музее, в художественной школе. Участие в районных и областных выставках, конкурсах, мероприятиях проводимых в МБОУ ДОД «ЦДО».

Учебно-тематический план 2-го года обучения (144 часов)

№ п/п

Название разделов, темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Изучение   материалов, оборудования и технологий для художественной обработке древесины

1.Изучение новых технологий художественной обработки древесины.

2.Изучение новых видов орнаментов, используемых в художественной обработки различных предметов домашнего обихода.

3.Подготовка к отделке изделия из древесины.

4.Крашение и тонирование  изделия из древесины. Нанесение защитных покрытий.

5. Практическое занятие

5. Итоговое занятие  

6

2

2

2

-

-

18

2

2

2

10

2

24

2

4

4

2

10

2

2.

Изучение скульптурной резьбы

 1. Изучение технологий выполнения скульптурной резьбы.                                                    

2.Выполнение скульптурной фигуры из пластилина и глины. Перенос формы и размеров изделия на дерево при помощи штангенциркуля,  индикаторной скобы, линейки и тд.

3. Фасонные резцы, их виды и приёмы работы с ними.

 3.Получения навыков выполнения объемной скульптурной резьбы при помощи фасонных резцов.

4. Итоговое занятие

4

2

2

4

10

26

4

6

2

30

6

8

4

10

2

3.

Изучение объёмной резьбы

1.Инструменты, разметка, приёмы выполнения резьбы.

2.Изготовление ложек, ковшей, братниц.

 3.Изготовление изделий по собственному выбору.

4. Итоговое занятие

2

2

32

4

12

14

2

34

6

12

14

2

4.

Художественные виды резьбы

1.Знакомство с мировоззрением и религии древних славян.

2. Изучение славянских рун, скульптур древних богов, оберегов.

3.Конбинированная резьба. Использование нескольких видов резьбы при оформление различных предметов.

4. Выполнение комбинированной резьбы при помощи фасонных резцов.

5.Знакомство с элементами декоративной росписи.

 6.Комбинорованное оформление художественных изделий при помощи рельефной резьбы и декоративной росписи.

7. Итоговое занятие

14

2

2

2

2

4

2

16

2

6

2

6

30

2

2

4

6

4

10

2

5

Творческая работа

1.Выбор и разработка эскизов для практической работы

2. Изготовление трафаретов по эскизу из картона или ДВП

3. Творческая работа по выбору обучающихся

4

4

16

6

10

20

4

6

10

6.

Выставочная работа

1.Изготовление эскизов

2.Изучение выставочных технологий декоративных изделий

3

1

2

3

1

2

6

2

4

Итого

46

108

144

Содержание программы 2-го года обучения (144 часов)

Раздел 1.    Изучение   материалов, оборудования и технологий для художественной обработке древесины (24 часа)

Тема 1.  Изучение новых технологий художественной обработки древесины -  2 часа

Теоретическая часть: Основные направления работы, задачи на год. Техника пожарной и электробезопасности, правила поведения в мастерских. Техника сборки заготовок из нескольких досок разных пород с последующей механической обработкой, шлифовкой, тониронием при помощи краскопульта и других приспособлений.

Тема 2. Изучение новых видов орнаментов, используемых в художественной обработки различных предметов домашнего обихода – 4 часа

Теоретическая часть: ознакомление с новыми видами орнамента: розетка, ажурный, плетенка, пальметта.

Практическая часть: Ознакомление с новыми видами фасонах резцов, техникой выполнения перечисленных видов резьбы.

Тема 3. Подготовка к отделке изделия из древесины  - 4 часа

Теоретическая часть: Изучение правил техники безопасности при работе с ручными и механическими инструментами.

Практическая часть: шлифование, обесмоливание, отбеливание  дерева при помощи с использование следующих веществ  перекиси водорода, снятие ворса, покрытие поверхности слабым раствором клея с последующей зачисткой шлифовальной бумаги.

Тема 4. Крашение и тонирование  изделия из древесины. Нанесение защитных покрытий – 2 часа

Практическая часть: виды тонирование: морилка, различные красители, антисептики различных цветов их свойства и назначения.

Практическое занятие – 10 часов

Практическая часть: использование и показ на практике.

Выполнение не сложных заданий: тонирование и лакирования изделия.

Итоговое занятие  - 2 часа

Практическая часть: Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

Раздел 2.   Изучение скульптурной резьбы  - 30 часов

Тема 1. Изучение технологий выполнения скульптурной резьбы – 4 часа

Теоретическая часть: Особенности  скульптурной резьбы. Инструменты используемые для измерения и выполнения резьбы.

Практическая часть: Выполнение заданий по образцам.

Тема 2.  Выполнение скульптурной фигуры из пластилина и глины. Перенос формы и размеров изделия на дерево при помощи штангенциркуля,  индикаторной скобы, линейки  - 10 часов

Теоретическая часть: Знакомство с  различными видами скульптурных фигур

Практическая часть:  Изготовление не сложных фигур из пластилина и перенос их на дерево с последующим  выполнением при помощи фасонных резцов.

Тема 3.Получения навыков выполнения объемной скульптурной резьбы при помощи фасонных резцов – 14 часов

Практическая часть: Показ фасонных резцов и приемы  работа с ними. Выполнение заданий по образцам

Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

Раздел 3. Изучение объёмной резьбы  - 34часа

Тема 1.  Инструменты, разметка, приёмы выполнения резьбы – 6 часов

Теоретическая часть: особенности  объёмной  резьбы. Инструменты используемые для измерения и выполнения резьбы.

Практическая часть: Выполнение заданий по образцам.

Тема 2. Изготовление ложек, ковшей, братниц  - 12 часов

Практическая часть:  Разработка эскизов ложек, ковшей, братниц. Перенос их на дерево с последующим  выполнением. Оформление работ при помощи объёмной резьбы.

Тема 3. Изготовление изделий по собственному желанию  - 14 часов

Практическая часть: Выполняются творческие работы по данной теме

Тема 4. Просмотр и отбор лучших работ  - 2 часа

Практическая часть: Выставка творческих работ обучающихся

Раздел 4.  Художественные виды резьбы – 30 часов

Тема 1. Знакомство с мировоззрением и религии древних славян – 2 часа

Теоретическая часть: Использование книги Безверхого В.Н.  «Методология», журналов «Волхв», «Антей», газеты «Родные просторы», выпускаемые Питерским Научно- исследовательским институтом истории и этнографии.

Практическая часть: Выполнение различных фигурок, оберегов на основе полученных знаний.

Тема 2. Изучение славянских рун, скульптур древних богов, оберегов  - 2 часа

Теоретическая  часть: Изучение славянских рун, скульптур древних богов, оберегов. Их значение, запечатлённое в геометрической резьбе.

Практическая часть: Выполнение изделий с использованием геометрической и плоскорельефной резьбы.

Тема 3. Конбинированная резьба.  Использование нескольких видов резьбы при оформление различных предметов  - 5 часов

Практическая часть: Опираясь на изученную тему выполнения оформления изделия при помощи геометрической, плоскорельефной и накладной резьбы.

Тема 4.  Выполнение комбинированной резьбы при помощи фасонных резцов – 5 часов

Практическая часть: Опираясь на изученную тему выполнения оформления изделия при помощи фасонных резцов.

Тема 5. Знакомство с элементами декоративной росписи – 4 часа

Теоретическая часть: Знакомство иизучение  характерных элементов декоративной росписи. Последовательность выполнения элементов декоративной росписи.

Практическая часть: Зарисовка эскизов с элементами декоративной росписи

Тема 6. Комбинированное оформление художественных изделий при помощи рельефной резьбы и декоративной росписи. – 10 часов

Практическая часть: Комбинированное оформление  изделий при помощи рельефной резьбы и декоративной росписи

Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Изготовление изделия по собственному выбору. Просмотр и отбор лучших работ.

Раздел 5. Творческая работа – 20 часов.

Тема 1. Практическая работа по выбору обучающихся  - 20 часов

Практическая часть: Практическая работа по выбору обучающихся. Выполняется по интересующей их теме, но с обязательным участием изделия (изделий) на выставку.

Раздел 6.

Тема 1. Выставочная деятельность – 6 часов

Посещение выставок ДПИ в краеведческом районном музее, в художественной школе. Участие в районных и областных выставках, конкурсах, мероприятиях проводимых в МБОУ ДОД «ЦДО».

Учебно – тематический план 3-го года обучения (180 часов)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

теория

практика

Всего

1.

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов

Тема 1. Вводное занятие

Тема 2. Технико-технологические сведения

5

3

2

3

3

8

3

5

2.

Приобщение к русской национальной культуре

Тема 1.

Формирование языческого мировоззрения и религии у людей близко с природой. Тема 2.

Русская богиня Макошь.

Тема 3.

Перун – образ защитника и труженика. Тема 4.

Велес – образ охотника, труженика, скотоводства и земледелия, покровитель искусств.

Тема 5.

Сварог–образ сомотворящей Природы

Тема 6.

Ладо (Лада) – образ покровительницы брака и семьи, домашнего очага.

Тема 7.

Световид – символ знаний..

 Тема 8.

Хорс – образ Солнца и Плодородия.

Тема 9.

Стрибог – образ ветров..

Тема 10.

Даждьбог – образ светлого дня, подателя благ.

Тема 11.

Симаргл (Переплут) – образ кузнечного дела. Его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Тема 12.

Род – образ прородителя белых людей.

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

30

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3.

Изучение сборки деталей столов, табуреток  при помощи винтов и клея

Тема 1. Подготовка изделия к сборке

Тема 2. Сборка при помощи клея и винтов

Тема 3. Украшение изделия при помощи плоской рельефной резьбы

4

1

3

16

1

5

10

20

2

5

13

4.

Выставочная деятельностьСоставление эскизов. Изучение технологии выставочной деятельности декоративных изделий.

2

3

5

5

Изготовление предметов домашнего обихода: журнальные столики, стулья, табуретки

Тема 1. Изготовление эскиза журнальных столиков, стулья, табуреток на бумаге.

Тема 2. Изготовление на основе эскиза трафарета из картона или ДВП.

Тема 3. Перенос формы изделия при помощи трафарета на дерево.

Тема 4. Выполнение деталей при помощи электролобзика и токарного станка предметов домашнего обихода.

Лакирование и тонирование деталей предметов домашнего обихода при помощи лака и морилки.

Тема 5. Сборка изделия при помощи винтов и клея

Разработка орнаментов для украшения изделия

Оформление орнаментом собранного изделия

11

2

2

3

3

2

1

48

5

3

4

10

8

9

5

10

59

7

5

7

13

10

10

5

10

6

ВыставочнаядеятельностьСоставление эскизов. Изучение технологии выставочной деятельности декоративных изделий.

2

3

5

7.

Творческая  работа

Тема 1

Создание проекта для творческой работы по выбору обучающегося

Разработка проекта творческой работы по выбору обучающегося

Составление эскизов для творческой работы по выбору обучающегося

Выполнение трафаретов из картона или ДВП по эскизам

Выполнение деталей работы по выбранному проекту

Сборка и лакирование изделия

4

3

1

44

-

9

10

10

10

5

48

3

10

10

10

10

5

8.

Выставочная деятельность

Изготовление выставочных экспонатов.Технология оформления экспонатов на выставку декоративно-прикладного творчеств

2

3

5

Итого

42

138

180

Содержание программы 3-го года обучения (180 часов)

Раздел 1. Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов – 9 часов

Тема 1. Вводное занятие- 3 часа

Теоретическая часть: Основные направления работы, задачи на год. Техника пожарной и электробезопасности, правила поведения в мастерских.

Тема 2. Технико-технологические сведения-5 часов

Теоретическая часть: Беседа о возникновение и развитие художественных традиций. Основные сведения о предприятиях, перспективы развития, организация творческого процесса, ассортимент изделий.

Практическая часть: Экскурсии в цеха по изготовлению мебели.

Раздел 2. Приобщение к русской национальной культуре – 30 часа

Тема 1. Формирование языческого мировоззрения и религии у людей близко с природой – 2 часа.

Теоретическая часть: Рассказ в форме беседы о языческом мировоззрении у людей близких с природой. В чем отличие и сходство славянской языческой религии в сравнении с древними религиями греков и древних египтян.

Практическая часть: Зарисовка эскизов.

Тема 2. Русская богиня Макошь – 3 часа

Теоретическая часть: Образ победы, ее рунический символ, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 3.Перун – образ защитника и труженика.- 2 часа

Теоретическая часть: Перун,  его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 4.Велес – образ охотника, труженика, скотоводства и земледелия, покровитель искусств.- 3 часа

Теоретическая часть:  Велес,  его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 5. Сварог–образ сомотворящей Природы. – 2 часа

Теоретическая часть: Сварог, его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 6. Ладо (Лада) – образ покровительницы брака и семьи, домашнего очага. – 3 часа

Теоретическая часть:  Ладо, ее рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 7.Световид – символ знаний. – 2часа

Теоретическая часть: Световид, его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

 Тема 8.Хорс – образ Солнца и Плодородия.- 3 часа

Теоретическая часть: Хорс, его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.  

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 9. Стрибог – образ ветров.- 2 часа

Теоретическая часть: Стрибог, его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 10. Даждьбог – образ светлого дня, подателя благ. – 3 часа

Теоретическая часть: Даждьбог, его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 11.Симаргл (Переплут) – образ кузнечного дела.- 2часа

Теоретическая часть:  Симаргл, его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Тема 12. Род – образ прородителя белых людей. – 3 часа

Теоретическая часть:  Род,Его рунический символ в религии древних славян, отражение в современной литературе.

Практическая часть: Нанесение элементов резьбы на заготовку. Изготовление изделия

Раздел 3.   Изучение сборки деталей столов, табуреток  при помощи винтов и клея - 20

Тема 1. Подготовка изделия к сборке– 2 часа

Теоретическая часть: Правило, порядок выполнения операций. Техника безопасности с инструментами.

Практическая часть: Шлифовка  деталей, работа на Можно фрезерной ручной машине для придания частям фигурной окантовки. Нанесение по выбору изученные ранее орнаменты и выполнение геометрической резьбы.

Тема 2. Сборка при помощи клея и винтов – 5 часов

Теоретическая часть: Виды винтовых соединений, металлических уголков. Виды клея, используемые при сборке предметов  домашнего обихода.

Практическая часть: Ознакомление с правильными приемами  указанных работ, показ и выполнение не сложных заданий.

Тема 3. Украшение изделия при помощи плоской рельефной резьбы - 13 часов

Практическая часть: Выполнение оформления изделий при помощи фасонных резцов.

Раздел 4 Выставочная деятельность - 5 часов

Участие в районной выставке "Символ Года" в районном Совете ветеранов. Изучение технологии выставочной деятельности декоративных изделий.

Раздел 5.   Изготовление предметов домашнего обихода: журнальные столики, стулья, табуретки – 59 часов

Тема 1. Изготовление эскиза журнальных столиков, стулья, табуреток на бумаге – 7 часа

Практическая часть: Предназначение перечисленных предметов домашнего обихода, требования, которым они должны соответствовать, технология их изготовления, художественное оформление.

Изготовление эскиза журнальных столиков, стулья, табуреток на бумаге.

Тема 2. Изготовление на основе эскиза трафарета из картона или ДВП – 5 часов

Практическая часть: Изготовление эскиза журнальных столиков, стулья, табуреток на картоне или ДВП.

Тема 3. Перенос формы изделия при помощи трафарета на дерево – 7 часов

Практическая часть: Правило переноса на дерево. Техника безопасности при работе.

Заготовка материалов:

  1. Строгание  досок на строгальном станке.
  2. Наложение и перевод  трафаретов.
  3. Шлифовка досок наждачной шкуркой.

Тема 4. Выполнение деталей при помощи электролобзика и токарного станка предметов домашнего обихода – 15 часов

Практическая часть: Знакомство с техникой безопасности при работе с электролобзиком. Подготовленные части домашнего обихода, с нанесенным карандашом контура, вырезать при помощи электролобзика.

Тема 5. Сборка и оформление изделия – 25 часов

Практическая часть: Склеивание, облицовывание художественного изделия. Способы предупреждения и устранения дефектов. Декорирование изделия.

Раздел 6. Выставочная деятельность - 5 часов

Участие в областном конкурсе декоративного творчества. Изучение технологии выставочной деятельности декоративных изделий.

Раздел 7. Творческая работа – 48 часов.

Тема 1. Практическая работа по выбору обучающихся – 48 часов.

Практическая часть: Практическая работа по выбору обучающихся. Выполняется по интересующей их теме, но с обязательным участием изделия (изделий) на выставку.

Раздел 8 . Выставочная деятельность – 5 часов

Посещение выставок ДПИ в краеведческом районном музее, в художественной школе. Участие в районных и областных выставках, конкурсах, мероприятиях проводимых в МБОУ ДОД «ЦДО».

Методическое обеспечение программы

Формы и методы обучения

          Художественная обработка дерева является занятием, с помощью которого воспитанник может получить большой набор навыков и знаний, необходимых ему в жизни. Качество обучения и количество получаемых навыков и знаний во многом зависит от форм обучения.

          Форма организации занятий – групповая. Занятия состоят из теоретической  и практической части, причем большее количество времени отводится на практическую часть. Выполнение коллективной работы воспитанниками содействует формированию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Коллективные формы обучения включают в себя:

  1. проведение бесед, посвященных истории искусства деревообработки;
  2. посещение музеев и учебных заведений;
  3. участие в массовых мероприятиях, выставках и конкурсах;
  4. распределение воспитанников по группам, занятых решением определённых задач теоретического и практического плана;
  5. наставничество и опека успевающих над отстающими, старших над младшими.

   Эффективными методами на занятиях для развития творческой личности ребёнка являются:

  • частично-поисковый (углубленное изучение темы, предшествует самостоятельный поиск материала);
  • репродуктивный  (обучающиеся изготавливают изделие по образцу,  

    что конкретно ориентирует детей на качество готового изделия);

  • практический (воспитанники придумывают собственные вариации к  

    какой- либо схеме, проявляют свою смелость в поиске новых форм

    изделия, декорирования, наблюдается процесс развития фантазии);

  • игровой (среди методов направленных на стимулирование     творческой деятельности, можно выделить игровой, который создает

 на занятиях обстановку располагающую к творчеству: подбор     увлекательных заданий, игровых ситуаций и упражнений);

  • метод творческого проектирования (дети самостоятельно      выполняют творческие проекты по различным темам)

     Практические методы являются доминирующими. Воспитанники с большим увлечением занимаются практической работой.

           На занятиях используется и эвристический метод работы -  объяснение учебного материала, рассказ, беседа, когда необходимо углубиться в историю игрушек, в историю народных ремёсел. Известно, что предпочтительной формой общения с детьми является диалог. Это помогает детям развивать в себе потребность в активной жизненной позиции. В сочетании со словесными методами обязательно применяются наглядные.

           Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Естественно, отмечаются и недостатки работы.

Список литературы

1. Афанасьев, А.Ф. Резьба по дереву [Текст]: практическое пособие / А.Ф. Афанасьев. -  Изд-во «Культура и традиции», 2001.

2. Афанасьев,  А.Ф. Домовая резьба [Текст]: практическое пособие / А.Ф. Афанасьев.- М.: Культура и традиции, 1999.

3. Абросимова, А.А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу  [Текст]: практическое пособие / А. А. Абросимова,  Каплан Н.И., Митлянская Т.Б..- М.: Высшая школа, 1998.

4. Алфёров,  Л. Технология росписи. [Текст]: практическое пособие /Л. Алфёров. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.

5. Боровков Е.Е.,  Технологический справочник учителя [Текст]: методическое пособие / Е. Е. Боровков,   С. Ф. Легорнев,  Б. А. Черепашенцев.- М.: Просвещение, 1992.

6. Гликин,  М.С. Декоративная резьба по дереву на станках [Текст]: практическое пособие / М. С. Гликин.- М.: Народное творчество, 2001.

7. Деменьтьев,  С.В. Резьба по дереву [Текст]: практическое пособие / С. В. Дементьев. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

9. Дубровин,  И.И. Домашний умелец. [Текст]/ И. И. Дубровин.  - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

10. Ильяев,  М. Уроки резьбы по дереву [Текст]: практическое пособие / М. Ильяев. - М.: Лукоморье, 2002.

11. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом [Текст]: практическое пособие / М. Ильяев. - М.: Лукоморье, 2000.

12. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки [Текст]: методическое пособие / В. И. Коротков. - М.: Высшая школа, 1986.

13. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. [Текст]: методическое пособие / Л. Н. Крейдлин. - М.: Высшая школа, 1986.

14. . Манжулин А.В.,   Прорезная резьба. [Текст] / А. В. Манжулин, М. В. Сафронов // Альбом орнаментов. – 2001- № 1

15. Логачёва,  Л.А. Резчикам по дереву. [Текст] / Л. А. Логачёв //  Альбом орнаментов. . – 2001- № 2

16. Логачёва,  Л.А. Резчикам по дереву. [Текст] / Л. А. Логачёв //  Альбом орнаментов. . – 2001- № 3

17. Рихвк,  Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских [Текст]: методическое пособие / Э. В. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984.

18. Рыженко, В.И.  Домовая резьба [Текст]:  технология, материалы, изделия / В. И. Рыженко, А.А. Теличко. -М.: Рипол классик, 2004.

19. Семенцов,  А.Ю. Резьба по дереву [Текст]:  новые идеи старого ремесла /. А. Ю. Семенцов. - Минск.: Современное слово, 2000.

20. Шемуратов,  Ф.А. Выпиливание лобзиком. [Текст]: практическое пособие / Ф. А. Шемуратов.   - М.: Легпромбытиздат, 1992.

«Художественная обработка древесины» [Текст]: программа дополнительного образования / А. И. Аверин – Тяжинский: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей », 2010. – 45с.

Технический редактор Н. Н. Кузьмичева, методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

Отпечатано в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, п.г.т. Тяжинский, ул. Ленина,  11, тел.(8-384-49-28-0-77), муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

Тема: Технология обработки древесины Тема урока: Разметка и строгание древесины.

Цели:  1. Образовательная: Создать условия для получения учениками знаний и формирования            умений по разметке и строганию древесины...

Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

Раздел:  Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...

Методическая разработка для контроля знаний по технологии в 8 классе, тема "Обработка конструкционных материалов. Технология обработки древесины".

Методическая разработка в форме конкурса для контроля знаний учащихся 8 класса по технологии .Содержание способствует  овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, (анализиро...

Презентация "Разметка и строгание заготовок из древесины" (технология обработки древесины) 5 класс

Цель:•Изучить инструменты для строгания•Научить приёмам разметки и строгания древесиныЗадачи:•  Расширять представления о способах обработки древесины• Способствовать развитию навыков работы черт...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...