Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения
проект по технологии по теме

Григорьева (Наследникова) Наталья Анатольевна

Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижегородский институт развития образования

Кафедра коррекционной педагогики и психологии

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Метод проектов

как средство развития

творческих способностей

глухих учащихся

на уроках трудового обучения

Выполнила:

Григорьева Наталья Анатольевна

учитель трудового обучения

ГОУ «Горбатовская школа-интернат I вида»

Нижний Новгород, 2010

План

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Развитие творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения через метод проектов                                                           5

1.1.Психолого-педагогический подход в развитии творческих способностей учащихся                                                                                                                  5

1.1.1. Творческие способности у детей с нарушениями слуха                           7

1.2. Метод проектов как средство развития  творческих способностей            8

1.2.1. Методологическая основа проектной деятельности                                11

1.2.2. Этапы проектной деятельности                                                                 15

Глава 2. Использование метода проектов на уроках трудового обучения в школе I вида                                                                                                           18

2.1. Особенности развития творческих способностей глухих учащихся         18

2.2. Использование информационно-коммуникативных технологий при    выполнении проектов                                                                                            20

2.3. Анализ эффективности использования проектной деятельности              21

Заключение                                                                                                            27                      

Литература                                                                                                             29                

ВВЕДЕНИЕ

Современный  уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования задачу формирования творческой личности.                                                                                                          

Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, определять направления своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации – эти умения в дальнейшем помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства. Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность.

Дети с нарушением слуха живут и трудятся наравне со слышащими, к ним предъявляются те же требования со стороны общества, что и ко всем гражданам страны. Поэтому тенденции общественного развития привели к изменению содержания обучения, расширению и углублению социальных функций школы, усилению работы по воспитанию творческой личности не только в массовой, но и в специальной школе.

         Одной из ведущих тенденций реформирования общего образования выступает гуманистическая парадигма, предполагающая создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие креативных возможностей личности. Приоритетной задачей общего образования становится формирование духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников специальных школ.

В современных условиях необходима выработка новых подходов и решений для определения правильной стратегии формирования творческих способностей глухого ребенка.  Креативной является  личность, творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, то есть обладающая качествами, необходимыми во всех областях человеческой деятельности.

        Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

           Мы считаем, что необходимо постоянно поддерживать интерес глухих школьников к урокам трудового обучения как средству развития их творческих способностей. Важную роль в этом играет использование метода проектов, который развивает определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность и бережливость.

           Была сформулирована тема моей квалификационной работы: «Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения».

Цель работы: развитие творческих способностей глухих детей в процессе проектной деятельности на уроках трудового обучения.

Задачи:

  1. изучить основные компоненты творческих способностей личности на основе анализа научной и методической литературы;
  2. определить приемы и методы учебной деятельности, благоприятные для развития творческих способностей глухих учащихся;
  3. создать банк творческих проектов;
  4. разработать критерии оценки развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения;
  5. проследить динамику развития творческих способностей учащихся через уровни  сформированности познавательного интереса и качества знаний;
  6. определить эффективность методов проектирования как средства развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения.

Глава 1.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПРОЕКТОВ

  1. Психолого-педагогический подход в развитии творческих способностей учащихся

Что есть детское творчество? Как проявляются творческие способности? На эти и другие вопросы мне предстоит ответить в первой главе.

Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества, технического образования учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

Развитие творческих способностей осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Таким образом, при формировании и развитии способностей важно учитывать их обусловленность соответственной и конкретной деятельностью.

Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке»1.  Однако особенности этой деятельности трактуются и понимаются учеными и специалистами разнообразно.

Вероятно, стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а, во- вторых, как отмечает американский педагог X. Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом.

Американский психолог Л.Кохен предлагает рассматривать как характеристики творческой деятельности не творческие способности, а творческое внешнее поведение личности. Согласно автору, творческая деятельность выражается в репертуаре творческого поведения:

-  научения чему-то новому;

- открытие нового для себя;

- проявление талантов;

- развитие умения решать проблемные ситуации;

- открытие нового в области интересов и знаний;

- творчество через расширение области деятельности;

- творчество через полное переструктурирование области деятельности.

   Как видно, в качестве сущностного критерия процесса творчества выступают как критерии новизны и оригинальности, так и особенно психологические критерии внутренних, субъектных изменений, роста личности.

  1. Творческие способности у детей с нарушением слуха

        Изучение формирования и особенностей творческих аспектов деятельности ребенка, в частности воображения, вербальной и невербальной креативности (творческой активности), их взаимосвязь с познавательной активностью, обучаемостью, способностью к отвлеченному мышлению отражено в большом количестве работ отечественных психологов (В.С. Библер, 1975; О.М. Дьяченко, 1996; B. Т. Кудрявцев, 1997; С.Ю. Курганов, 1989; А.И. Матюшкин, 1972; Н.И. Непомнящая, 1992; И.М. Розетт, 1977;  И.Н. Семенов, 1990; и др.). Включение в процесс обучения ребенка элементов творческой деятельности может способствовать становлению «субъекта обучения», активно усваивающего учебные знания, умения и навыки и развивающегося в процессе овладения ими (В.В. Давыдов,1996; C.Л. Рубинштейн, 1979; Н.И. Непомнящая, 1965, 1985, 1992 и др.).

     Формирование творческих способностей у глухих детей происходит по общим законам детского психического развития. Дефект слуха ограничивает развитие детей только в том, что у них не могут быть сформированы способности, строящиеся на базе высокого развития слуха и речи (музыкальные способности, ораторское искусство и др.). Однако трудности речевого общения, недостатки в развитии речи, замедленность в формировании понятийного мышления создают значительное своеобразие в формировании всех способностей, которые могут успешно развиваться только при восполнении тех звеньев в психическом развитии, которые остались недоразвитыми. От всех, кто работает с глухими детьми (учителей, воспитателей, педагогов в детских садах, администрации, родителей), требуется глубокое понимание особенностей психического развития при данном дефекте и путей их компенсации, овладение индивидуальным подходом к каждому ребенку, потенциально ко многому способному. Высокие достижения глухих в различных областях трудовой, художественной, педагогической и научной деятельности свидетельствуют о больших возможностях развития их способностей и психики в целом (А. П. Гозова и др.).

У глухих учащихся в 13—15 лет и особенно в 16—18 лет (средние и старшие классы школы) формируются интересы и склонности к изобразительному, декоративно-прикладному и техническому творчеству. У отдельных подростков, юношей и девушек возникают устойчивые интересы и склонности к занятиям рисунком, живописью, лепкой. Многие учащиеся, в

основном девушки, увлекаются изготовлением художественных изделий, одежды, шитьем, вышивкой, гипюрным плетением, вязанием, ковроткачеством.

        Деятельность педагога не должна сводиться к выработке у учащихся высоких исполнительских умений и навыков и к совместному изготовлению оригинальных изделий. Учащихся следует приучать к самостоятельности, подходя к ним дифференцированно, выделяя более и менее подготовленных к данной деятельности, давая каждому посильные задания.

  1. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся

Трудовое обучение способствует формированию у глухих учащихся жизненно важных основ технологических знаний и умений применять их в различных видах практической деятельности с учетом социального опыта. Оно призвано вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, обеспечить овладением политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии; воспитать нравственно-трудовые качества, общественно-ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.

Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки глухих учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда).

Под методом проектов понимается способ организации познавательно трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребности людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказания услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.

Трудовое обучение открывает широкую возможность для комплексного использования метода проектов. Этот метод создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность  к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе. Проектом (от лат. projectus – выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. В трудовом обучении это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Она включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, моделированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделия и его реализации.

В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой деятельности поэтапно материализуются, т.е. фиксируются в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, ее экономической, экологической целесообразности, изготовления эскизов, чертежей, технологических карт, планов, схем и т.д. Важно, чтобы  они были реальными, т.е. теоретическая проблема завершается ее конкретным решением. Совокупность всех рабочих и уточненных материалов, включая готовое изделие, и составляет проект учебно-производственной деятельности учащихся, по которому оценивается уровень их обще-трудовой подготовки.

Отдельно следует сказать о проектном методе, связанном с планированием и осуществлением определенной практической деятельности. В трудовом обучении — это чаще всего связано с работой над избранным самим учащимся изделием. Для этого потребуется значительные затраты учебного времени, поскольку предполагается максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретаемые при этом знания и умения носят более осознанный и прочный характер.

По-моему мнению, применять новые обучающие технологии (в частности, метод проектов) в учебно-воспитательном процессе нужно при любых условиях. Это способствует не только коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимальные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. Кроме того, повышается компетенция самого учителя.

Задачей «Метода проекта» является развитие личностно - значимых качеств глухих учащихся, а не только передача знаний. Методику работы над проектом можно широко использовать как в процессе обучения различным предметам, так и в процессе воспитания учащихся.

В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Новые тенденции в развитии нашего общества содействовали распространению «защиты проекта», как формы групповой и индивидуальной деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни. Многое в проектах идет от мечты, фантазии, но основой фантастического развития мысли остается осознание сегодняшней жизни.

  1. Методологическая основа проектной деятельности

 Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании глухих школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основами технологических знаний, умений  и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий. Важно то, что при работе над любым объектом учащиеся научатся применять наиболее современные (экономичные, экологические) способы и приемы обработки материалов, появится возможность удовлетворить определенные потребности личности и общества, что позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

 Воспитательная функция использования проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств, деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция проектного метода в технологическом образовании школьников состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.

         У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Каковы же основные отличия метода проектов от обычных занятий на уроках трудового обучения?

  1.  Проектирование рассматривается как целостный процесс, при этом проект должен иметь пять основных компонентов:

- описание потребности и краткая формулировка задачи;

- первоначальные идеи;

- разработка лучшей идеи;

- изготовление изделия;

- испытание и оценка.

  1. Все компоненты проекта находятся в работе по существу одновременно (в окончательном виде проект оформляется в определенной последовательности).
  2. Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащихся, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. Однако моя практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.

     В процессе проектирования школьники добиваются следующих результатов (таблица 1):

Таблица 1

Процесс проектирования

Учащиеся обучаются (учебные результаты)

1.  Исследование потребности и краткая формулировка задачи.

1.1.Определять   потребности   человека,   которые
могут         быть         удовлетворены         посредством
проектирования и изготовления изделия                     1.2.Кратко формулировать задачу.

2.     Исследование     и     анализ возможности           изготовления изделия,       включая       оценку требуемых   знаний,   умений   и навыков. Поиск информации о профессиях,   необходимых   для производства определенного  изделия.

2.1.        Отбирать     и     использовать     необходимую
информацию для своего проекта.

2.2.        Знать  перечень  профессий,   необходимых для
изготовления конкретных изделий.

3.        Определение        перечня критериев,     которым    должно удовлетворять изделие.

3.1. Уметь определить перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие.

4.   Выработка   идеи   и   поиск возможных   решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для    дальнейшей    проработки. Изучение того, как это изделие производится   в промышленности.

4.1.Оценивать  идеи  с  учетом  наличия  времени,
оборудования, материалов, уровня знаний, умений и
навыков,  необходимых для реализации выбранной
идеи.

4.2.Прорабатывать    избранное    предложение   до
уровня изготовления изделия.

5.   Планирование   изготовления изделия  (приобретение необходимых   навыков): изготовление изделия.

5.1.Записывать     и     использовать     подробную
последовательность изготовления изделия: вносить
изменения по мере необходимости.
           5.2.Выполнять    упражнения    для    приобретения определенных навыков изготовления изделия.

6.       Экономическая       оценка произведенного изделия.

6.1.  Определить затраты на изготовление изделия (без учета деятельности трудовых затрат).

7.      Испытание     изделия      в процессе использования.

7.1. Испытывать изделие на практике.

8.        Оценка        изделия        в соответствии с разработанными критериями.

8.1.        Оценивать   качество    изделия    (включая    его
влияние на окружающую среду, общество, культуру,
экономику и др.).

8.2.        Предлагать пути совершенствования изделия.

9. Оценка своей деятельности в процессе            проектирования, изготовления      и      испытания изделия.

9.1.        Оценивать   качество   своего   проектирования,
изготовления и испытания изделия.
                               9.2.        Определять трудности, с которыми встретился
при проектировании и изготовлении изделия.
             9.3.        Разрабатывать рекламу своего изделия.

       Практика показала, что метод проектов можно реализовать в нескольких вариантах.      

Вариант 1:

1. Учителем дается краткая формулировка задачи;

  1. Ученики выдвигают первоначальные идеи;
  2. Проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит перспективной;
  3. Разрабатывают лучшую идею;
  4. Учатся определенным навыкам и умениям изготовления изделия;
  5. Планируют изготовление изделия;
  6. Изготовляют изделие согласно лучшей идее;
  7. Оценивают свое изделие.                                                                                                        

Вариант 2:

1. Ученики анализируют большое количество подобных изделий;

2. Обсуждают достоинства и недостатки этих изделий;

3. Записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного    варианта изделия;

4. Исследуют потребности в этом изделии;

5. Разрабатывают набор критериев, которым должно соответствовать изделие

6. Выполняют упражнения, развивающие умения и навыки и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;

7. Планируют изготовление изделия;

8. Изготовляют изделие;

9. Оценивают свое изделие.

Вариант 3:

1. Ученикам выдается какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;

2. Ученики проводят исследования, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных потребителей;

3. Пишут краткую формулировку задачи;

4. Проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;

5. Разрабатывают набор критериев, которым должно соответствовать изделие

6. Заканчивают разработку лучшей идеи;

7. Составляют план изготовления изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;

8. Изготовляют изделие, по мере необходимости внося изменения;

9. Оценивают свое изделие.

     В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.

1.2.2. Этапы проектной деятельности

        Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

  1. Организационно-подготовительный этап:

   - обоснование возникшей проблемы и потребности;

   - выбор модели, описание внешнего вида модели;

   - выбор материалов;

   - выбор оборудования, инструментов и приспособлений;

   - организация рабочего места.

     II.        Технологический этап:

        - выполнение технологических операций;

        - соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

     III.         Заключительный этап:

       - оценка проделанной работы;

       - защита проекта.

           Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта.

         Проект разрабатывается учащимися под руководством учителя. Элементы творчества могут формироваться у учащихся уже при выборе тем для проектирования. Им должно быть предоставлено право самим определять темы проектов на основе анализа окружающей действительности. Дети должны выявлять, какие вещи: предметы, инструменты, приспособления, игрушки и т.п. – необходимы в данный момент для класса, школы, интерната, дома, квартиры и т.д. Кроме того, они должны установить, возможно ли реализовать данный проект: есть ли для этого необходимые знания, умения, материалы, инструменты?

        Естественно не каждый глухой ребенок способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим у учителя должен формироваться «банк проектов» - перечень возможных проектных заданий для учащихся.

         Заключительный этап включает оформление и презентацию работы,  ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. При оценке результата выполнения проекта могут использоваться следующие критерии:

  1. Конструктивные:

- прочность, надежность;

- удобство использования;

- соответствие конструкции назначению изделия.

  1. Технологические:

- количество используемых деталей;

- оригинальность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;

- сложность и объём работ.

  1. Экологические критерии:

- загрязнение окружающей среды при производстве;

- возможность использования отходов производства;

- возможность повторного использования деталей по окончании

срока службы изделия,

а также оригинальность и качество выполнения проекта.

          Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное — строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельностью, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельно принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействия и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проекта основывается на включении обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.

Глава 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

 НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ I ВИДА

  1. Особенности развития творческих способностей

                                   глухих учащихся

          Любому учителю, обучающему глухих детей, известно, что никакого саморазвития, самодвижения творческого процесса данных школьников нет без интенсивной помощи из вне, без непрерывной педагогической стимуляции, которая при повышенном потенциале искусственной речевой среды (специальных условий обучения) способна преодолеть обусловленное глухотой отставание в развитии.

       Дети с нарушенным слухом испытывают трудности овладения речью и общения с окружающими, что отражается на формировании творческого развития:

  1. Слабое развитие словесной речи затрудняет осмысление материала, усвоение новых понятий, понимание новых заданий.
  2. Недостаточный уровень логического мышления приводит к тому, что глухие школьники нередко усваивают знания формально, механически заучивают правила, затрудняясь применять их на практике.
  3. В процессе усвоения новых понятий глухие дети с трудом отвлекаются от конкретных представлений и переходят к обобщениям.
  4. При восприятии учебного материала глухие дети лучше понимают то, что подкрепляется показом и наблюдением самих предметов, действий, картинок, образцов, макетов и схем.

       Поскольку у глухих детей нарушена функция слухового анализатора, главная роль в процессе восприятия учебного материала принадлежит зрительному. Кроме общих психофизиологических особенностей глухие школьники отличаются специфическими особенностями: время, степень, причины потери слуха, обучался или не обучался ребенок до школы.

        У глухих детей наиболее часто встречаются следующие характерные синдромы психической депривации: задержка и искажение интеллектуального развития, обеднение познавательной сферы; волевые нарушения от снижения активности до выраженной пассивности, слабости и истощаемости побудительных мотивов; эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний.

        В трудах Л.С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ре-бёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это про-исходит с помощью иных способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания.

      Своеобразие человека с нарушением слуха, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности. Определив особенности ребенка с недостатками слуха, можно ставить и решать конкретные задачи, выбирать пути обучения и воспитания.                                                                            

        Принятое в нашей школе использование метода проектов, в частности на уроках трудового обучения, предполагает усиление деятельного подхода к формированию словесной речи глухих школьников, а также более широкого развития их творческих способностей.

        Данный учебный процесс предусматривает специально выстроенную взаимосвязь фронтальной, коллективной и индивидуальной работы учащихся, что повышает развивающие и воспитывающие возможности учения, дает возможность учителю ориентироваться на зону ближайшего развития учащихся, обеспечивать продвижение каждого ученика до уровня достижений в коллективной деятельности. Организация взаимоотношений школьников с другими людьми, в том числе со сверстниками, моделирование определенных взаимоотношений между ними создают условия для оказания целенаправленного влияния на становление определенных сторон личности.

        В 5 классе, когда только начинаю знакомить учащихся с проектированием, первые проекты осуществляем коллективно, обучая школьников алгоритму выполнения проектов. В дальнейшем переходим к групповым или индивидуальным  проектам. Знакомлю учащихся с общими способами организации проектной деятельности, они должны овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени.

     Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых житейской практикой, требует использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин: изобразительному искусству с элементами черчения, математике, химии, физике, информатике, социально-бытовой ориентировке (экономике, экологии), истории. Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующими, так и опережающими.

В целом в работе над проектом учитель:                                                                                                                                                      - помогает ученикам в поиске нужных источников информации;                                                                                                     - сам является источником информации;                                                                                                                                  - координирует весь процесс;                                                                                                                                                            - поощряет учеников;                                                                                                                                                                                                    - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.  

2.2. Информационно-коммуникативные технологии при выполнении проектов

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения у девочек обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса. Компьютерные  средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

На уроках при обучении учащихся проектной деятельности в старших классах я использую ИКТ. Девушки учатся печатать, оформлять свои проекты, выполняют вместе с учителем презентацию своих работ. Проектирование – процесс интересный и увлекательный для школьников. Учащиеся испытывают удовольствие не только от результатов своей работы, но и от осознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости.

Сделать процесс обучения более динамичным мне помогает современное оборудование, которое имеется в кабинете информатики: компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, ксерокс. Все это я использую для создания наглядных пособий. В программе Excel составляем кроссворды, орнаменты, а также схемы для вышивки крестом. Графический редактор Paint используем при создании схем для лоскутной мозаики, при воспроизведении рисунков ткацких переплетений, выполнения рисунка для аппликации, для создания эскизов различной сложности.

  1. . Анализ эффективности использования проектной деятельности

Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение чего-то нового, оригинального. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. Метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала.

В основу оценки развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения, их  познавательного интереса в проектной деятельности легли следующие критерии:

  1. Мотивационный компонент:

- интерес к заданию,

- особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату,

- стремление продолжать работу.

  1. Операционно-творческий  компонент:

- запас знаний в виде общих представлений,

- особенности программирования ребенком предстоящей деятельности,

- вариативность выполнения задания,

- оригинальность выполненной работы,

- уровень выполнения и осознания учебных действий.

  1. Регуляционный  компонент:

- степень полноты принятия задания,

- степень полноты сохранения задания до конца,

- качество самоконтроля по ходу выполнения,

- качество самоконтроля при оценке результата.

          Исходя из этих критериев, были разработаны уровни сформированности познавательного интереса в процессе выполнения проектной деятельности:

  1. Высокий уровень. Ребенок встречает задание с интересом, интерес к деятельности сохраняется на протяжении всего урока. Ученик испытывает удовольствие от правильно выполненной работы, ему понятны цель и содержание задания, он программирует свою деятельность. Ребенок полностью принимает задание, во всех компонентах, сохраняет его до конца занятия, адекватно оценивает свою работу. Оценка «5» баллов.
  2. Уровень выше среднего (хороший). Задание заинтересовывает учащегося, положительно-эмоциональное отношение сохраняется до конца занятия, общая цель и содержание понимается правильно, хотя не всегда достаточно точно. В основном составляет адекватную программу деятельности, но не в момент инструктирования, а в процессе практических действий. По ходу выполнения допускает ошибки, неточности, не хватает аккуратности, усердия, настойчивости. Ребенок принимает задания полностью, сохраняет до конца, но затрудняется в оценке своей работы, оценивает с помощью наводящих вопросов. Оценка «4» балла.
  3. Уровень средний. Учащийся заинтересовывается общей ситуацией, но не содержанием задания, процесс работы готов прекратить в любую минуту. В момент инструктирования самостоятельно вербализует лишь общую цель деятельности. Созданная им программа деятельности в процессе в процессе практических действий адекватна общей цели задания и лишь частично – заданным способам деятельности. Низкий уровень самоконтроля, принимает лишь часть инструкции, до конца занятия может потерять цель. Допускает ошибки, не исправляет их, оценивает свою работу неадекватно, чаще всего положительно. Оценка «3» балла.
  4. Уровень ниже среднего. Учащегося несколько заинтересовывает общая ситуация занятия, но содержание и цель задания оставляет его индифферентным и не воспринимается совсем; программируется лишь общая целевая установка задания. Ребенок сосредоточен на собственных переживаниях, реакция его неадекватна. Оценка «2» балла.

В исследовании качества знаний участвовали девочки средних и старших классов – всего 13 человек. Из личных дел мы определили причины нарушения слуха: приобретенная глухота - 10 человек (77%), наследственная тугоухость – 3 человека (23%). Необходимо отметить особенности  состояния слуха девочек: 31% (4 человека) имеют III степень нейросенсорной тугоухости, 69% (9 человек) – нейросенсорную глухоту с остатками слуха.      

До использования в своей работе метода проектов показатели сформированности познавательного интереса и качества знаний учащихся на уроках трудового обучения давали мне следующие данные:

Показатели сформированности познавательного интереса и качества знаний до использования метода проектов

        На высоком уровне учащихся не было совсем, так как они не были заинтересованы на уроках в результатах своего труда, работа выполнялась потому, что была просто задана. На втором уровне – 6 человек (46%), на третьем уровне – 4 человека (31%), а на четвертом – 3 человека (23%).    

       Мы предположили, что использование проектной деятельности повысит интерес учащихся к предмету и качество полученных знаний, так как данный метод создает условия для развития творческой активности, любознательности и сообразительности детей.

       Принятое в школе глухих широкое использование метода проектов, в частности на уроках трудового обучения, предполагает усиление деятельного подхода к формированию словесной речи глухих школьников, обогащению разговорного словаря, повышение познавательного интереса к урокам, а также более широкого развития их творческих способностей.

      Разработанные  проекты  представлялись на школьном, городском и районном уровне: выставки детского творчества, танцевальные композиции в костюмах, созданных в результате коллективной проектной деятельности. Один из самых последних проектов – это показ моделей «Мисс осень 2010» на школьном осеннем балу. Здесь принимали участие работы девочек с 7 по 12 классы. Все модели были интересны, много труда и фантазии было вложено в каждую из них. Желание школьниц представить на суд зрителей свою работу было огромно. Подготовка и участие в конкурсе дали возможность девушкам проявить себя в проектной деятельности, что является важнейшим условием формирования личности, развития ее творческих способностей.

 

Динамика развития познавательного интереса и качества знаний

в результате проектной деятельности

    Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень развития познавательного интереса и качество знаний по предмету повысились. Если до использования проектной деятельности на высоком уровне не было детей, то после мероприятий оказалось 4 человека (31%), на втором уровне – 5 человек (38%), на третьем уровне – 3 человека (23%), а на уровне ниже среднего осталась одна девочка (8%). Три последних уровня уменьшили свое значение за счет увеличения детей, оказавшихся на высоком уровне. Девочки стали проявлять заинтересованность к урокам,  испытывать удовольствие от правильно выполненной работы.

     Метод проектирования оказал положительное воздействие на развитие творческих способностей глухих учащихся, что жизненно необходимо для успешной социализации таких детей в обществе.

И как итог проектной деятельности:

  • инициация творческих способностей,
  • увеличение словарного запаса,
  • развитие образного мышления,
  • мотивация к получению новых знаний,
  • формирование коммуникативных компетенций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Проблема развития творческих способностей на уроках трудового обучения у глухих учащихся является актуальной. Решению этой проблемы способствует использование проектной деятельности.
  2. Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать.
  3. Уроки трудового обучения выступают как эффективное средство развития творческих способностей, если:

- приемы и методы учебной деятельности благоприятны для их развития,

- метод проектов направлен на активизацию познавательной самостоятельности глухих учащихся.

  1. Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные способности и интересы, выполняются не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.
  2. Проектная деятельность учащихся в условиях профильной и предпрофильной подготовки открывает большие возможности для его личностного и профессионального самоопределения.

        Творческая  деятельность приносит человеку большие радости, он более успешно адаптируется к требованиям жизни, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческая деятельность не может быть продуктивной без особого запаса знаний, информации, без ее анализа и синтеза. Так доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что развитие творческих способностей зависит и от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов.  Поэтому как важно педагогу научить ребенка анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое, разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальное решение. Взрослым необходимо знать, чтобы удовлетворить потребности глухого ребенка нужно создать ему условия, то есть среду, в которой ребенок живет – педагогическая культура самого педагога, отношение сверстников к ребенку, принять ребенка таким, какой он есть, видеть ребенка как равноправного партнера в сотрудничестве.

        Таким образом, учитель, воспитатель, родитель всегда должен помнить: «Творческая деятельность не знает границ: будь то урок, свободное от уроков время, просто прогулка. Помочь ребенку реализовать себя в творческой проектной деятельности задача каждого из нас».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атутов П.Р. Технология и современное оборудование: (О содержании школьного курса «Технология») / Педагогика - 1996, № 2.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М., 1999.
  3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы - 1995, № 6.
  4. Диагностика творческого развития личности: методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования/ автор И.В. Хромова, М.С. Коган. – Новосибирск, 2005.
  5. Евстифеева О., Куменко Н. Метод проектов – среда, в которой даже «Неудачники» обретают силу и уверенность / Директор школы.
  6. Карачев А.А. Метод проектов и развития творчества учащихся / Школа и производство - 1997, № 2.
  7. Кругликов Г.И. Как обучать технологии (О методах обучения и проверки знаний) / Школа и право - 1998, № 6.
  8. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М., - 2002.
  9. Лук А.И. Мышление и творчество - М., 1976.
  10. Лефбридж Д.Л. Ступеньки творчества и развивающие игры - М., 1996.
  11. Литова З.И. Творческие проекты в школе (В курсе «технология») / Школа и производство – 2000, № 1.
  12. Марченко А.В., Сасова И.А.. Гуревич М.И. Сборник нормативно-методических материалов по технологии – М., 2002. С. 224.
  13.  Межиева М.В. Развитие творческих способностей - Ярославль: Академия развития - 2002. С. 128.
  14.  Сборник нормативно-методических материалов по технологии/ Авт.-сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М., 2002. С. 224.
  15.  Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В Синица и др.; под ред. В.Д. Симоненко – М., - 2003.
  16.  Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. / Директор школы - 1988, № 3.
  17.  Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе – М., 1988.
  18.  Электронное методическое пособие «Творчество личности: диагностика и развитие»/ авт.-сост.: методист высшей категории М.С.Коган.
  19.  http://eor.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.

Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят,  что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данный материал дает информацию о видах  проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов...

Материал выступления на МО "Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся при подготовке к сочинению"

Основные этапы работы над проектом. Выбор основной цели и  идеи проекта.Организация работы учащихся.Подбор материалов для проекта .Оформление презентации....