Главные вкладки

    Материал выступления на МО "Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся при подготовке к сочинению"
    материал на тему

    Основные этапы работы над проектом. Выбор основной цели и  идеи проекта.Организация работы учащихся.Подбор материалов для проекта .Оформление презентации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Материалы выступления на МО  учителей русского языка и литературы

    «Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся при подготовке к сочинению»

    Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».

    Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

    Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

    В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

    1. Организационный.

    2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.

    3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.

    4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

    5. Работа над проектом.

    6. Подведение итогов, оформление результатов.

    7. Презентация проекта.

    Существуют различные методики организации проекта.

    В школьной практике часто используется методика, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

    1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

    2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

    уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.); интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

    3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

    систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

    4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

    осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

    Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, учитель стремится повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

    При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

    Очень важно создать на уроке проблемно-мотивационную среду. Для этого необходимо использовать на уроках разные формы работы: беседы, дискуссии, “мозговой штурмом”, самостоятельную работу, “круглый стол”, консультации, семинары, лаборатории, групповую работу, ролевые игры.

    Метод проектов на уроках русского языка и литературы особенно востребован и необходим. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

    Организуя проектную деятельность, учитель может предложить “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта. Эти правила можно ( и это будет лучше) разработать совместно с учениками.

    Примерные правила успешной проектной деятельности

    (для учащихся):

    1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

    2.Команды не соревнуются.

    3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

    4.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

    5.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

    6.Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

    Каждая группа, участвующая в проекте, получает (лучше, если разрабатывает сама) “План действий учащихся в проекте”.

    План действий учащихся в проекте:

    1.Выбор темы проекта (исследования).

    2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).

    3.Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? ).

    4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Лучше записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

    5.Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

    6.Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

    7.Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

    8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

    9.Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

    Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

    Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

    Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

    Метод проектов органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

    Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

    Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

    Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

    Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения

    Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

    Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

    Данный материал дает информацию о видах  проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....

    Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

    Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов...

    Образовательный проект «Нетрадиционные техники рисования – как эффективное средство развития творческих способностей учащихся»

    Современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в бу...