Рабочая программа " Преобразование изображений"
календарно-тематическое планирование по технологии (8 класс) на тему

Рабочая программа электиного курса " Преобразование изображений"   позволяет учащимся 8 класа  систематизировать изученный материал в рамках программы черчения. а также  поможет расширить знания о видах преобразований  изображений, совершенствовать умения выполнять несложные чертежи, способствовать пространственному представлению, образному мышлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Необходимость в графической образованности растёт с каждым днём в связи с развитием технического потенциала страны.  Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации.  Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Программа  курса «Преобразование изображений»  поможет систематизировать изученный материал в рамках программы черчения, а также  поможет расширить знания о видах преобразований  изображений, совершенствовать умения выполнять несложные чертежи, способствовать пространственному представлению, образному мышлению. Программа курса дает возможность:одготовить учащихся к переходу на другую ступень обучения: профессиональные

технические училища (колледжи, лицеи), средние специальные учебные заведения (техникумы, колледжи);

достаточно быстро начать изучение новых разделов по специальности;

овладеть навыками разработки компьютерных чертежей.

Общим звеном большинства видов творчества являются графические изображения, прежде всего чертежи. В данном курсе потенциально заложены огромные возможности для формирования творческих качеств личности.

Программа курса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений:  Черчение. 7-8 кл./Под руководством А.Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 2003; обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.).Программа курса рассчитана на учащихся 8 класса, включает 10 часов.

Цель и задачи курса

Целью обучения черчению является приобщение к графической культуре формирование и развитие мышления и творческого потенциала личности .Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

  • формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
  • научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
  • развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
  • формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.

Содержание

 Виды преобразования изображений (10 часов)

1. Масштабные преобразования. (1 ч.)

Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ.  Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Правила нанесения размеров на чертежах

 Графическая работа. Построение изображения в заданном масштабе.  

2. Изменение метода проецирования (1 ч.)

Центральное и параллельное проецирование (общие понятия). Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Виды и их расположение на чертеже. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Аксонометрические проекции.  

Графическая работа. Построение чертежа по наглядному изображению.

3. Изменение способа изображения(1 ч.)

Общие понятия о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов.  Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета.

Графическая работа. Построение чертежа по наглядному изображению.

4. Упрощение изображений (1 час)

Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и оптимального масштаба. Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предметов. Сокращение количества видов при использовании условных обозначений.

Графическая работа. Построение чертежа  с использованием условных обозначений.

5. Изменение пространственного положения изображенного предмета.(2 часа)

 Формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов.  Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы.

Графическая работа. Построение чертежа детали после её мысленного поворота.

Графическая работа. Построение чертежа  после мысленного изменения элементов детали.

6. Развертывание  поверхности предмета(2 часа)

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. Чтение чертежа для определения   геометрической формы, размеров,  и последующего выполнения развертки предмета.  Использование метода анализа  при раскладывании деталей на геометрические тела на фигуры их образующие.

Графическая работа. Построение развертки поверхности простых форм.

Графическая работа. Построение развертки поверхности сложных форм.

7. Изменение формы изображенного предмета

Чтение чертежа детали для определения геометрической формы, размеров,  и последующего выполнения.  Мысленное преобразование изображения путем сложения или врезания элементов Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения.

Графическая работа. Построение чертежа детали  при мысленном изменении формы путем  добавления элементов.

Графическая работа. Построение чертежа детали  при мысленном изменении формы путем  удаления элементов или части .

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ.

Учащиеся должны иметь представление:

  • об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа ;
  • об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
  • о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

Учащиеся должны знать:

  • основы метода прямоугольного проецирования;
  • способы построения прямоугольных проекций;
  • способы построения прямоугольной изометрической проекций и технических рисунков;
  • изображения на чертеже (виды);
  • правила оформления чертежей.

   Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться чертежными инструментами;
  • выполнять геометрические построения (деление отрезка, углов, окружности на равные части);
  • наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
  • выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
  • осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали; изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении.

Оценка работ учащихся.

За устные ответы, графические работы и решение задач выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы рекомендуется оценивать двумя оценками, дифференцировано отражающими правильность выполнения и качества и графического оформления чертежа. Такой критерий удобен при проведении итогов сформированности знаний и умений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ» 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД. 

№ п/п

№ раздела, урока

 Тема раздела урока

 Часов

Дата

1

Виды преобразования изображений

10

1

1.1

Масштабные преобразования.

1

2

1.2

Изменение метода проецирования

1

3

1.3

Изменение способа изображения

1

4

1.4

 Упрощение изображений

1

5

1.5

 Изменение пространственного положения изображенного предмета.

2

6

1.6

Развертывание  поверхности предмета

2

7

1.7

Изменение формы изображенного предмета

2

Итого 10 часов

Литература  для учащихся:

  1. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений/А.Д. Ботвинников, В.Н Виноградов, И.С.Вышнепольский.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательства АСТ», 2007 224с.:ил.
  2. Рабочая тетрадь: к учебнику «Черчение» А.Д. Ботвинникова, В.Н Виноградова, И.С.Вышнепольского  и др.7-8 кл./ В.И. Вышнепольский.- М.: АСТ; Астрель, 2006, 79, [1]c.:ил.
  3. Черчение: Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. Под ред.В.В.Степаковой. - М.: Просвещение,2001.

Литература  для учителя:

  1. Методическое пособие по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинникова, В.Н Виноградова, И.С.Вышнепольского  и др.-  М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательства АСТ», 2004-159, [1]c.:ил.
  2. Карточки – задания по черчению: 7 классс; пособие для учителя/ В.В.Степакова, Л.Н. Анисимова, Р. М. Миначева и др.; под ред. В.В. Степаковой.- М.: Просвещение,1999- 160с.
  3. Карточки – задания по черчению: 8 класс; пособие для учителя/ В.В.Степакова, Л.Н. Анисимова, Р. М. Миначева и др.; под ред. В.В. Степаковой.- М.: Просвещение,1999.
  4. « Рабочая тетрадь»( комплект из 8 тетрадей) Москва  Изд. центр « Вентана-Граф» 2004 год. Автор; Н.Г. Преображенская.
  5. В.А. Гербер « Творческие задачи по черчению ».
  6. И.А. Воротников «Занимательное черчение ».
  7.  Н.С. Николаев «Проведение олимпиад по черчению
  8. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна», М., 1994 г.
  9. Словарь-справочник по черчению: Кн. Для учащихся/ В.Н.Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.Альхименок и др. – М.: Просвещение,1999.
  10. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка по изобразительному искусству "Мастер изображения"

Презентация предназначена для расширенного изучения темы "Орнамент"....

рабочая программа элективного курса по математики 9 класс "Тождественные преобразования"

рабочая программа элективного курса по математики 9 класс "Тождественные преобразования"...

Рабочая программа по учебному курсу «Тождественные преобразования выражений»

Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Тождественные преобразования выражений» (Авторы: Беденко Светлана Викторовна, Божко Светлана Викторовна, учителя математики МБОУ «Новоа...

Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса

Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...

"Преобразование изображения в графическом редакторе Inscape" - технологическая карта урока информатики в 9 классе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.Учитель: Коробицына Мария АлександровнаПредмет: информатикаКласс: 9Авторы УМК : Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатор...

Рабочая программа элективного курса "Вычисления и преобразования выражений"

Программа предназначена для учащихся старших классов с целью подготовки к успешной сдаче экзаменов....

Конспект занятия «Тайна старой картины» («Инструменты преобразования изображения. Пространственные изменения: отражение, перспектива, искривление»)

Данное занятие используется при изучении инструментов преобразования растрового графического редактора GIMP. Ориентировано на средний школьный возраст. Конспект разработан в рамках учебно-тематическог...