Создание изделий декоративно-прикладных изделий из древесины
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

максим таскаев

конспект урока по  технологии в 6 классе «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины» Урок: 25-26 Тема урока: «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины» Тип урока:  Комбинированный урок с использованием ИКТ. Наглядные пособия: презентация.   Используемая литература: Технология 6 класс Москва. Издательский центр «Вентана Граф» 2007г. Под редакцией В. Д. Симоненко.Технологии:  Здоровьесбереже­ния, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтап­ного формирования умственных дейст­вийЦель урока: познакомить учащихся со способами художествен­ной обработки древесины (резьбой по дереву); совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию тех­нического мышления. отражены задачи: личностные, метапредметные, предетные. урок расчитан на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по технологии в 6 классе

«Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины»

Урок: 25-26

Тема урока: «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины»

Тип урока:  Комбинированный урок с использованием ИКТ. 

Наглядные пособия: презентация.  

Используемая литература: Технология 6 класс Москва. Издательский центр «Вентана Граф» 2007г. Под редакцией В. Д. Симоненко.

Технологии:  Здоровьесбережения, компьютерного урока, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий

Цель урока: познакомить учащихся со способами художественной обработки древесины (резьбой по дереву); совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления.

Задачи урока: 

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;

Методы: наглядный, словесный, методы практического обучения(практическое занятие) демонстративны, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

  1. Вводная часть.
  1. Организация учебной деятельности.

Проверка количества учащихся(2 минуты);

Проверка готовности учащихся к уроку(2 минуты).

Краткий инструктаж по технике безопасности(2 минуты).

Сформулировать цель урока (запись в тетрадях темы урока).

  1.  Мотивация. Повторение пройденного материала (14 минут).

Контрольная работа. Слайд №  7.

- вариант1:

Правила безопасной работы с окрашиваемым изделием.

Как получают краску?

- вариант2:

Окрашивание изделии из древесины краской.

В чем заключается подготовка изделий из древесины к окраске?

- вариант3:

Для чего окрашивают изделия из древесины?

Поему легче окрашивать поверхность вдоль волокон древесины?

Как правильно хранить кисти?

  1. Актуализация знаний. (1 минута)

Сегодня на уроке мы познакомимся со способами создания декоративно-прикладных изделии из древесины.

  1. Объяснение нового материала.(25 минут)
  1. Постановка учебной  проблемы.
  2. Запись в тетрадь (определение понятия).

Слово учителя: Художественная обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше Слайд №,8  резными наличниками и дверьми Слайд № 9, изготавливал деревянную посуду, игрушки, сувениры. Слайд № 10

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцати-двуглавой Преображенской церковью (1714 г.). Слайд №11.

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.

Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.

Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы. Слайд №12.

Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро роскошные формы и отделка под барокко, классицизм; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи. 

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.

Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная. Слайд №13

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая резьба. 

Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей). На рисунке изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы. Слайд №14.

Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов Слайд № 13

Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках . У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань. Слайд №13

Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.

Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель.

Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной Слайд № 15. Этой резьбой украшали мебель мастера барокко и рококо.

Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной.

Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески Слайд № 16.

Плоские прямые стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе. 

Желобчатые стамески применяют почти для всех видов резьбы. 

Стамески-клюкарш имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах. 

Стамески-уголки  применяют при вырезании канавок.

Стамески-церазики  используют для прорезания узких жилок (канавок).

Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...40°. Применяют их в основном для геометрической резьбы.

Для грубых работ применяют долота. Слайд № 17

Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники Слайд №.18 Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон . Косячок берут правой рукой, как показано на рисунке. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Гак прорезают все средние линии. При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо  или влево  на угол 30...40 °. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. Приемы резания косяком одной и двумя руками. Слайд № 19

Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками.

При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию. У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

Освоив эти простейшие приемы, вы легче будете аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры. 

III. Практическая часть.

Практическая работа «Художественная резьба по дереву».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовка, детали изготавливаемого изделия, образцы рисунков резьбы, линейка, циркуль, угольник, трафареты, карандаш, стамески, киянка, калька, копировальная бумага.

Правила техники безопасности: Слайд № 20

Стамеска - это опасный режущий инструмент. Обращаться с ним следует очень осторожно.

Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Не прилагать больших усилий при резании стамеской.

Если при работе необходимо ударять  по ручке стамески,  то держать ее    следует в левой руке, а киянку - в правой и поставив стамеску на место вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.

Хранить стамески  следует  в ящике верстака или в шкафу на вырезках в реках.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

  1. Повторение и обобщение нового материала. (5 минут)

  1. Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
  1. Закрепление изученного материала (5 минут) Слайд № 21

Резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, накладная); стамески для резьбы по древесине: плоская, прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик;  разметка рисунка.

VII. Подведение итогов урока Домашнее задание (1 минута) Слайд № 22

 Прочитать § 13 (Стр. 56-64).

 Читать конспект урока.

      Разработать вариант рекламы выполненного объекта или результата труда.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание трехмерных моделей токарных изделий из древесины в программе КОМПАС 3D LT

Материал можно применить на уроках технологии при создании токарных изделий....

СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ ПО РАЗДЕЛУ "ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ" ПО ПРОГРАММЕ В. Д. СИМОНЕНКО...

Создание изделий декоративно-прикладных изделий из древесины

Презентация урока по  технологии в 6 классе «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины» Урок: 25-26 Тема урока: «Создание  изделий декоративно – при...

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

1.Что такое декоративно-прикладное искусство? 2.Назови виды декоративно-прикладного искусства нашего региона? 3.Какие виды тебе больше нравятся? 4. Какие особенности и традиции Ро...

План-конспект занятия для учащихся по теме "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества. Выбор (разработка) композиции."

План-конспект занятия "Мотив и композиция в изделиях декоративно-прикладного творчества" может быть применен на уроках Технологии при изучении темы "Художественная обработка материалов...

План урока по Технологии.6 класс (мальчики). Тема: Создание декоративно-прикладных изделий из древесины.

Тема:  «Создание декоративно-прикладных изделий из древесины» Цель: Учащиеся  знают особенности создания декоративно-прикладных изделий из древесины.Задачи:Образовательные:...

Создание декоративно-прикладных изделий из древесины

План-конспект урока технологии«Создание декоративно-прикладных изделий из древесины»6 класс.( 2 часа)...