Конспект урока по ручному занимательному труду во 2-ом классе
план-конспект урока по технологии на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

Скоро–скоро наступят зимние праздники – самые удивительные праздники в году. Это пора, когда все друг другу дарят подарки. Как приятно их получать! Но ещё приятнее их дарить. Дед Мороз приглашает вас, ребята, в свою мастерскую – «Мастерскую деда Мороза». В мастерской вы сделаете для праздника новогодние игрушки, которые вы сможете подарить своим родным или друзьям, украсить ими новогоднюю ёлку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока  по ручному занимательному труду

во 2-ом классе

Тема: Работа с бумагой: «Изготовление игрушки приёмом щелевого соединения «Новогодняя ёлочка».

Цель урока: 

  1. Дать понятие «симметрия». Учить учащихся приёму симметричного вырезания деталей из сложенного пополам листа бумаги; размечать изделие по половинке шаблона, прикладывая его ровным срезом к сгибу бумаги для получения симметричной детали. Учить изготавливать игрушки без клея, соединять детали приёмом щелевого соединения. Развивать у учащихся умение анализировать образец изделия по вопросам учителя, выполнять его по инструкции и показу приёмов работы; резать ножницами по криволинейному контуру.
  2. Корригировать мелкую моторику пальцев рук, развивать координацию правой и левой кистей рук, точность и плавность движений через упражнения с бумагой (скатывание шариков). Корригировать недостатки пространственной ориентировки в процессе складывания и разрезания заготовок (пополам, сверху до середины, снизу до середины).
  3. Воспитывать мотивацию к обучению, аккуратность, художественный вкус.

Оборудование: Образец изделия. Предметно–операционный план VIII–Б. Цветная двусторонняя бумага V–В–5, шаблоны IV–Б–2–18, ножницы II–Г–1, карандаш II–Г–1, клей ПВА II–В–3, наглядный материал.

Словарь: Щелевое соединение, разметка по сгибу, симметрия.

План урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему урока.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Сообщение темы урока.

5. Объяснение, показ приёмов работы для получения деталей симметричного вырезания.

6. Физкультминутка «Мороз».

7. Коррекционно–развивающее упражнение (скатывание бумаги).

8. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.

9. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями.

10. Этап закрепления новых знаний.

11. Пальчиковая игра «Ёлка».

12. Практическая работа.

13. Анализ выполненной работы.

14. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.

Ход урока

Первый этап

1. Орг. момент. Приветствие учащихся. (Дети занимают свои места)

2. Введение в тему урока. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).

Учитель: Скоро–скоро наступят зимние праздники – самые удивительные праздники в году. Это пора, когда все друг другу дарят подарки. Как приятно их получать! Но ещё приятнее их дарить. Дед Мороз приглашает вас, ребята, в свою мастерскую – «Мастерскую деда Мороза». В мастерской вы сделаете для праздника новогодние игрушки, которые вы сможете подарить своим родным или друзьям, украсить ими новогоднюю ёлку. (На школьной доске открывается изображение «Мастерской» и иллюстративного персонажа Деда Мороза).

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: – Ребята, какие материалы можно использовать для изготовления игрушек? (Ответы детей)

– Правильно, игрушки можно сделать из бумаги и картона, пластилина, ниток и ткани.

– Какие вы знаете способы соединения деталей при изготовлении поделок? Как и чем можно соединить детали? (Ответы детей)

– Да, верно, детали можно соединить клеем – приклеить; пластилином – прилепить; проволокой – проколоть, стянуть; гаечками и винтиками –  прикрутить.

– Много игрушек можно сделать из бумаги. Как вы думаете, бумагу можно только склеить? (Ответы детей)

Второй этап

4. Сообщение темы урока. (Сообщение новых знаний. Фронтальная работа с наглядным материалом, показ образца изделия)

Учитель: Сегодня мы будем учиться изготавливать ёлочную игрушку без клея.

А какая это игрушка, попробуйте отгадать по загадкам от деда Мороза. Послушайте, внимательно.

  Её всегда в лесу найдёшь,

  Пойдём гулять - и встретим:

  Стоит колючая, как ёж,

  Зимою в платье летнем.

  А к нам придёт под Новый год,

  Ребята будут рады.

  Хлопот весёлых  полон рот:

  Готовят ей наряды.  (Елка)  

Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием Деда Мороза.

Посмотрите, какую красавицу мы сегодня постараемся сделать. (Показ иллюстрации и образца изделия)

Изделие: Ёлочка выполнена из двух симметричных деталей, соединены они между собой щелевым соединением.  

– Что такое симметричные детали? Симметричные детали – это детали одинаковые, если их сложить между собой, то они совпадут, т.е. предмет имеет одинаковые правую и левую стороны. Способами симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам, можно получить предметы, у которых правая и левая стороны одинаковые. – Посмотрите на картинки.

– Какие предметы симметричной формы вы узнаёте?  (Самолёт, фигура человека, ваза, бабочка, лист дерева, елка). (Показ наглядного материала)

Найдите предмет, который будем сегодня мастерить? (Ёлка)

Щелевое соединение – это соединение без клея, посредством надрезов. (Показ приёма соединения). При помощи такого соединения получаются объёмные игрушки симметричной формы.

5. Объяснение, показ приёмов работы для получения деталей симметричного вырезания (Показ учителем приёмов работы)

1. Для того, чтобы получить детали изделия симметричной формы, нужно лист бумаги сложить пополам.

2. Шаблон, вернее половинку шаблона приложить ровным срезом к сгибу бумаги (кривололинейный контур будет направлен к развороту листа бумаги).

3. Затем нужно обвести карандашом шаблон по криволинейному контуру (посередине, по сгибу бумаги шаблон не обводить!).

4. Вырезать ножницами по разметке, не разворачивая лист бумаги.

5. Развернуть, получится целое изображение.

Приёмы и правила работы:

Показ приёмов работы: правильное прикладывание шаблона и неправильное, вырезывание в обоих случаях, показ результатов. Получится целое изображение в правильном случае и две половинки изображения – в неправильном случае.

Что нам понадобится для работы: материал – цветная двусторонняя бумага зелёного цвета; инструменты – ножницы; принадлежности – простой карандаш и шаблон.

Практическое применение: Это изделие нам понадобится для украшения новогодней ёлки, класса, для игры, выставки поделок.  

– Что же такое симметричные детали и щелевое соединение? (На доску крепятся словарные слова (симметрия, щелевое соединение)

6. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения).

«МОРОЗ»

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и скакать.

     

   Движения выполнять

   по содержанию текста.

7. Коррекционно–развивающее упражнение. (Коррекция мелкой моторики, координация правой и левой кистей рук, точности и плавности движений через упражнения с бумагой)

Учитель: Для успешной работы на уроке вам, ребята, понадобятся ловкие и умелые пальчики. Дед Мороз даёт вам такое задание – скатать шарики из кусочков гофрированной бумаги. Это задание можно выполнять стоя. (Учащиеся выполняют упражнения с бумагой, скатывают шарики) 

Третий этап

8. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по предметно–операционному плану).

Подготовка деталей:

- взять лист бумаги зелёного цвета (1).

- сложить его пополам поперёк (2).

- затем сложить заготовку ещё раз пополам вдоль (3).

- приложить половинку шаблона ровным срезом к сгибу сложенного листа бумаги (кривололинейный контур будет направлен к развороту листа бумаги) (3).

- обвести карандашом шаблон по криволинейному контуру (посередине, по сгибу бумаги шаблон не обводить!) (3).

- вырезать ножницами по разметке, не разворачивая лист бумаги (3).

- развернуть, получится целое изображение двух частей ёлочки (4).

Сборка изделия:

- для определения середины нужно обе детали перегнуть пополам (5);

- для соединения деталей щелевым замком нужно у одной детали сделать надрез до середины сверху вниз по центральной линии сгиба, а у другой детали – снизу вверх до середины по центральной линии сгиба (6);

- вставить обе детали (7).

Игрушка готова.

Творческая страничка:

– Ребята, скажите, как можно сказать про новогоднюю ёлочку? Какая она приходит на праздник? (Ответы детей: нарядная, праздничная, красивая, колючая, зелёная, блестящая…)

– Посмотрите, ребята, какую ёлочку приготовил для вас дед Мороз. (Показ иллюстрации с изображением ёлочки, украшенной шариками из скатанных кусочков гофрированной бумаги.)

– Дед Мороз спрашивает вас, ребята, что нужно сделать, чтобы получилась вот такая нарядная ёлочка, чем можно её украсить? (Украсить ёлочку разноцветными шариками, которые вы скатали из кусочков бумаги (использование материала коррекционно-развивающего задания))

– Ёлочку мы соединим при помощи надрезов – щелевым соединением, а как быть с шариками? (Ответы детей: приклеить клеем)

– Правильно, ребята, шарики мы приклеим, клеем будем пользоваться аккуратно, наносить клей капельками, точечно. (Показ приёма нанесения клея)

9. Правила безопасной работы инструментами и принадлежностями. (Повторение правил техники безопасности).

  • Работать на подкладной доске, правильно разместить материалы на столе. Ножницы – острый предмет.
  • Работать с ножницами аккуратно: брать ножницы по необходимости, не оставлять раскрытыми на столе, убирать в подставку, передавать той стороной, где находятся кольца.
  • Остатки бумаги складывать в подставки для мусора.
  • С клеем работать аккуратно. Наносить капельками, точечно.
  • Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.

10. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний).

– Сколько деталей нужно получить для изготовления изделия? (Две)

– Какие это детали? (Одинаковые, симметричные)

– Как нужно прикладывать шаблон к сгибу бумаги? (Ровным срезом к сгибу бумаги)

– Если приложить ровным срезом не к сгибу листа бумаги, а к развороту, получится целое изображение? (Нет, получится две половинки)

– Как соединить детали без применения клея? (сделать надрезы на деталях, соединить щелевым замком)

– Как нанести клей на изделие? (точечно)

12. Пальчиковая игра.  (Гимнастика пальцев рук)

– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Дед Мороз принёс разминку для пальчиков.

«ЁЛКА»

Мы на ёлке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарочки принёс.

Дал большущие пакеты,

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко и один

Золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Вращение кистями рук.

«Шагать» средним и указательным пальцем по столу.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Развести ладошки в стороны.

Загибать на обеих руках пальцы,

начиная с большого.

Четвёртый этап

12. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, предметно–операционный план, объяснение и показ учителя)

  • Раздача материалов. На столах в подставках у вас, ребята, приготовлены карандаши, клей, ножницы и шаблоны. А вот бумагу вы возьмете сами  на столике. Дед Мороз приготовил зелёную цветную бумагу нескольких оттенков. Подойдите, выберите тот цвет, который вам понравится. (Дети подходят к столику для выбора бумаги)
  • Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: выполняют задание по объяснению и инструкции учителя. Повторяют вслед за учителем приёмы разметки, вырезывания и соединения деталей. При изготовлении игрушки ориентируются на образец изделия, предметно–операционный план для получения деталей симметричной формы и соединения их щелевым замком. Выполняют задание.

- сниженного уровня: работают с помощью учителя (2 детей). Помощь осуществляется на этапе подготовки деталей (разметка по шаблону), на этапе сборки изделия (определение середины деталей, выполнении надрезов сверху и снизу, определение мест приклеивания скатанных шариков, соблюдение последовательности выполнения игрушки).

- учащиеся, выполнившие задание, приступают к украшению ёлочки. По необходимости оказывается корректирующая помощь учителя: напоминаются правила работы с клеем, показывается приём наклеивания шариков (точечно, капельно).

По окончании работы учащиеся аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок свои рабочие места.

13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала)

– Что нового вы узнали, дети? (приём разметки по половинке шаблона, получение деталей симметричной формы, соединение без клея щелевым замком)

– Закрепление словарных слов: симметричные детали (получение одинаковых деталей путём вырезания из сложенного пополам листа бумаги), щелевое соединение (посредством надрезов сверху и снизу, вставка деталей друг в друга).

– Почему нужно прикладывать шаблон к сгибу бумаги, а не к развороту? (Для получения целого изображения, а не двух половинок)

– Каким образом соединили две детали? (Без клея, щелевым замком)

– Какой приём работы с клеем применили? (Точечно)

– Всё ли получилось?  

Пятый этап

14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся).

– Дед Мороз очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились в «Мастерской», сделали замечательные игрушки.

  • Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
  • Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение, стимулирование работы учащихся «Умницами»).
  • Домашнее задание (изготовление подобной игрушки для подарка и украшения домашней ёлки).
  • Выучить с воспитателем в группе продлённого дня или дома с родителями стихотворение о ёлочке и гимнастику для пальчиков. Дед Мороз даст вам слова для разучивания.

15. Примечание.

Работа на уроке распределена на этапы:

  • Первый этап – орг. момент, эмоциональный настрой, мотивация учащихся, выявление опорных знаний.
  • Второй этап – показ и анализ образца, разбор новых слов, показ приёмов работы.
  • Третий этап – объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил работы.
  • Четвёртый этап – практическая работа, изготовление игрушки, закрепление приёмов работы.
  • Пятый этап – подведение итогов, результата урока, определение домашнего задания.

Предметно–операционный план

Подготовка деталей:

  1. Лист цветной двусторонней бумаги зелёного цвета сложить пополам поперёк.
  2. Затем сложить заготовку ещё раз пополам.
  3. Приложить половинку шаблона ровным срезом к сгибу сложенного листа бумаги (кривололинейный контур будет направлен к развороту листа бумаги).
  4. Обвести карандашом шаблон по криволинейному контуру (посередине, по сгибу бумаги шаблон не обводить!).
  5. Вырезать ножницами по разметке, не разворачивая лист бумаги.
  6. Развернуть, получится целое изображение.

Сборка изделия:

  1. Обе детали перегнуть пополам (для определение середины деталей);
  2. У первой детали сделать надрез до середины сверху вниз по центральной линии сгиба, а у другой детали – снизу вверх до середины по центральной линии сгиба (для соединения деталей щелевым замком);
  3. Вставить обе детали друг в друга.

Творческая страничка:

  1. Украсить ёлочку шариками из скатанных кусочков гофрированной бумаги (наклеить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд. Урок в 1 классе коррекционной школы . Изготовление ёлочной игрушки "Снеговик".

В прцессе  изготовления игрушки из пенопласта у детей развивается мыслительная деятельность: планирование работы, анализ изделия. Дети творчески подходят к офформлению игрушки. Урок воспитывает и...

Ручной труд. Урок в 1 классе коррекционной школы . Изготовление ёлочной игрушки "Снеговик".

В прцессе  изготовления игрушки из пенопласта у детей развивается мыслительная деятельность: планирование работы, анализ изделия. Дети творчески подходят к офформлению игрушки. Урок воспитывает и...

Ручной труд. Урок в 1 классе коррекционной школы . Изготовление ёлочной игрушки ".

В прцессе  изготовления игрушки из пенопласта у детей развивается мыслительная деятельность: планирование работы, анализ изделия. Дети творчески подходят к офформлению игрушки. Урок воспитывает и...

Конспект урока "Ручные стежки и строчки", 5 класс

Матвеева Ольга Алексеевна, учитель технологииБГОУ гимназия №227, Фрунзенского района, города Санкт-Петербурга Технологическая карта урокаРаздел: Создание изделий из декоративных и поделочных мате...

Рабочая программа по предмету: «Технология (ручной труд)» в 7, 9 классах (для детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта)

Рабочая программа учебного предмета  «Технология (ручной труд)» составлена на основе адаптированной образовательной программы школы, в соответствии с требованиями федерального компонента государс...

Кроссворд по технологии "Терминология машинных и ручных работ" девочки 7-8 класс

Кроссворд по технологии по теме: "Терминология машинных и ручных работ" 7-8 класс...