Программа по технологии 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Нестерова Ирина Николаевна учитель технологии

В данной программе содержится: пояснительная записка, содержание учебного предмета, требования, тематическое планирование, методы и технологии обучения, контрольно-измерительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.docx90.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета: (технология для девочек) обслуживающий труд
Педагогический работник:
Нестерова Ирина Николаевна - учитель технологии
Класс:6

Срок реализации:1год
Разработана на основе: Программы общеобразовательных учреждений «Технология» трудовое обучение 1-4, 5-11 классы, рекомендованной Министерством образовании и науки РФ под редакцией :Ю.Л. Хотунцев,  В.Д.Симаненко М.: Просвещение, 2010г.
Учебник: Технологии обслуживающий труд 6 класс  В.Д. Симаненко - М.: Вентана-Граф, 2011г.,

Салехард 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная  рабочая  программа разработана на  основе    программы  общеобразовательных учреждений «Технология» трудовое обучение 1-4, 5-11 классы, рекомендовано  Министерством образования  и науки  РФ,под редакцией  Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симаненко ,М.: Просвещение,

           Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения  основной общеобразовательной  программы основного общего образования, представленных в федеральном  государственном  образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

        Программа  позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержаний, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом  межпредметных и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных  периодов  их развития.

        Программа является основой и ориентиром для составления авторских программ и учебников (может непосредственно использоваться при тематическом планировании авторского курса учителем). При этом авторы программ и учебников могут применить собственный подход в части структурирования учебного материала, дополнения его желательными для них сюжетными линиями, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей дополнения содержания системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся по представленному содержанию.

        Образовательная программа по курсу «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально – экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.

Данная программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:

        - информационно - семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую  тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;

        - организационно - плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;

        -общеметодическое  руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению ученого процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.

Цели изучения курса:

- Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующей личности.

- Формирование деловых межличностных отношений, культуры труда, творческого отношения к осуществлению трудовой деятельности.

- Освоение технологических знаний; овладение обще-трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.

- Развитие познавательных интересов;

- Развитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства.

- Формирование у учащихся художественной культуры, развитие художественной инициативы.

-Воспитание трудолюбия, коллективизма, обязательности, честности ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

- Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи.

- Развитие эстетического чувства и художественной инициативы.

- Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства.

- Развитие образного мышления.

- Воспитывать умение аккуратно работать, организовывать рабочее место.

- Рационально применять чертежные и измерительные инструменты.

- Развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать, осознавать себя «творцом» в проектной деятельности, умение организовать практическую деятельность – от идеи до её реализации в модели, изделии.

- Освоение технологических знаний; овладение обще-трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирование и создания продуктов труда.

Особенности в содержании и структуре предмета:

        Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

         На изучение раздела «Гигиена девушки. Косметика» по учебному плану отводится 4учебных часа, а в рабочей программе запланировано 2 часа,  2 часа перенесены для выполнения и защиты творческого проекта по окончании изучения курса технологии в 6 классе.

Методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования:

        Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, его профессиональное самоопределение. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

         Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ.

         Основной формой обучения является учебно – практическая деятельность учащихся. Все виды практических работ по программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов. Основой обучения является личностно – ориентированный, активно – деятельностный, комплексный подход в преподавании, использование широкого спектра проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн – анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций.

Межпредметные связи:

Интегрированный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий народных промыслов.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской федерации отводит на этапе общего образования 245 ч. Для обязательного изучения каждого направления образовательной области « Технология». В том числе: в 6 классах по 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:
- трудовыми технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умение ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам  трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культура труда, уважительного отношения к труду и результатом труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- с назначением и технологическими свойствами материалов;
- с назначением и устройством  применяемых  ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровья человека;
- с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и роботы:
- рационально  организовывать  рабочее время;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
- выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин,
- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта изготовления или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания  ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- изготовления  изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- контроля качества выполняемых работ с применением  мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- выполнения безопасных приемов труда и правил  электробезопасности, санитарии и гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
- построения планов профессионального образования и трудоустройства.
        Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
        Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
-проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

-выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

-  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

        Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

-владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Раздел: «Кулинария» 14 часов

Вводное занятие 2 ч.

Основные теоретические сведения. Физиология питания. 1 ч.

Минеральные соли, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Соли кальция, калия, натрия, железа, йода. Их значение для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке. Блюда из молока 1 ч.

Товароведение молока. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Химический состав молока (жиры, белки, молочный сахар, витамины). Домашние  животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка, важенки, самки зебу). Ассортимент питьевого молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки его хранения. Первичная обработка молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Способы хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация). Изменение состава молока при нагревании. Приготовление блюд из молока. Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, инструментами, кипящими жидкостями, горячим маслом и жирами. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Приготовление топлёного молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого, сгущённого) молока. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд. Подача их к столу.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря 2 ч.

Товароведение рыбы и нерыбных продуктов моря. Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов морядля организма человека. Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копчёной, вяленой, солёной рыбы и рыбных консервов. Шифр на консервных банках. Методы определения качества рыбы (по запаху, по цвету жабр, по глазам и др.) Первичная обработка рыбы. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Правила мытья посуды ручным способом и в  посудомоечных машинах. Применение моющих  и дезинфицирующих средств для мытья посуды. Санитарные условия первичной обработки рыбы и рыбных продуктов. Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, солёная рыба. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Обработка рыбы  с  костным скелетом. Способы  разделки в зависимости от породы рыбы, её размеров и кулинарного использования (очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка). Разделка солёной рыбы (вымачивание, потрошение, снятие кожи, удаление костей, пластование на чистое филе). Ознакомление с составом и соотношением составных частей рыбной котлетной  массы и их назначением. Приготовление рыбной котлетной массы с  помощью мясорубки. Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды. Применяемых при первичной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов. Сбор, обработка, хранение и использование пищевых рыбных отходов. Приготовление блюд из варёной и жареной рыбы и нерыбных продуктов моря.  Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами. Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Знакомство с видами жарения: обжаривание, поджаривание, пассерование, жарение во фритюре, жарение в парах масла, на углях. Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перекаливание масла и его роль в процессе жарения. Оборудование, посуда, инвентарь для жарения. Способы жарения рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль панировки в процессе жарения. Приготовлениепанировки (мучной, красной, белой, сухарной) и льезона. Блюда из рыбной котлетной массы: котлеты, тефтели, биточки. Знакомство с приёмами выбивания котлетной массы. Формования из неё полуфабрикатов и их панерования. Кулинарное использование нерыбных продуктов моря: креветок, кальмаров и др. Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд.Правила. подачирыбных блюд к столу. Сервировка стола к ужину.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. 2  ч.

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшённой, овсяной и др.). Краткая характеристика блюд из каш: запеканок, крупеников, котлет, биточков. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности. Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приёмы, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы «В». Способы варки макаронных изделий. Процессы, происходящие при варке круп, бобовых и макаронных изделий. Причины увеличения веса и объёма при варке. Соотношение крупы,бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.Способы определения готовности.Подачаготовых блюд к столу.

Блины, оладьи, блинчики 2 ч.

 Первичная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Блины на опаре. Блины скороспелые. Технология выпечки блинов, оладий, блинчиков. Блины с приправами. Оборудование, посуда, инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.

Сладкие блюда (компоты, кисели) 2 ч.

 Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Технология приготовления компота из свежих, сушёных, мороженых фруктов и ягод. Виды крахмала (картофельный. кукурузный, пшеничный, рисовый) и его свойства. Приготовление киселей различных консистенций (жидкий, средний, густой). Условия сохранения витаминов при первичной и тепловой обработке фруктов и ягод.

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета. 2 ч.

Составление меню на ужин из двух-трёх блюд. Расчёт количества продуктов, времени приготовления блюд. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила подачи десерта. Освещение и музыкальное оформление ужина. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила приёма гостей. Приглашения и поздравительные открытки. Как дарить и принимать цветы и подарки. Этика и такт во взаимоотношениях в семье. Семейный уют.

Заготовка продуктов. 2 ч.

 Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в солёных и квашеных овощах. Квашение капусты. Первичная обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты. Соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты. Засолка огурцов и томатов. Первичная обработка огурцов и томатов перед засолкой (сортировка, мойка). Пряности и травы, применяемые при засолке (укроп,  чеснок, листья хрена,листья  чёрной смородины, вишни, стручковый и душистый перец, петрушка, сельдерей, кориандр, базилик). Подготовка тары для засолки. Приготовление рассола, укладка и заливка огурцов и томатов. Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условияферментации. Хранение солёных огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола. Мочение яблок. Сорта яблок, пригодные для мочения. Первичная обработка яблок перед мочением (сортировка, мойка). Правила укладки яблок в бочки. Приготовление и заливка рассола. Условияферментации и хранения мочёных яблок. Крепкий посол зелени. Заготовка пряной зелени без квашения. Подготовка тары. Первичная обработка зелени. Пропорции соли и зелени в крепком сухом посоле. Кулинарное использование солёной зелени. Условия и сроки хранения. Засолка грибов. Виды грибов, используемых для холодной и горячей засолки. Первичная обработка грибов (сортировка, очистка, вымачивание или  бланширование, промывка). Подготовка тары. Технология холодной и горячей засолки. Сроки готовности к употреблению. Пряности, употребляемые для засолки грибов. Практические работы. Составление меню, обеспечивающего суточную потребность организма в минеральных солях. Приготовление молочного супа или молочной каши. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Приготовление по одному блюду из крупы и макаронных изделий. Выпечка блинов. Приготовление двух сладких блюд – компота и киселя. Крепкий посол зелени.
Раздел: «Интерьер жилого дома» 4 ч.
Основные теоретические сведения. Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры. Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок ковров, мебели, обоев, салфеток. Систематизация и хранение коллекций и книг. Значение параметров ручного труда в интерьере. Сближение форм материальной культуры в современном искусстве. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильниками. санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений. Повседневная и генеральная уборка помещений. Влажная и сухая уборка. Применение бытовой техники (пылесос, полотёр и др.) в уборке помещений. Мойка окон, раковин, умывальников. Моющие и чистящие препараты, инструменты и приспособления. Подготовка жилья к зиме. Утепление окон, дверей. Практические работы. Выполнение эскиза планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.
Раздел: Гигиена девушки. Косметика 2 ч.
Основные теоретические сведения. Общие сведения о волосах, уход за волосами, элементы причёски (коса, волна, пробор, жгут, локон). Средства и инструменты для ухода за волосами. Требования к причёске школьницы. Подбор причёски с учётом типа лица и структуры волос. Коррекция типа лица с помощью причёски.
Раздел: Элементы материаловедения  2 ч.
Основные теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения (шёлк, шерсть, пух). Способы их получения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях.  Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Дефекты ткани.  Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей. Краткие сведения об ассортименте тканей. Практические работы. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шёлка, шерсти. Определение тканей саржевого и атласного переплетений из коллекции тканей.
Раздел: « Элементы машиноведения»4ч.
Основные теоретические сведения. Механизмы преобразования движения. Принцип их действия и обозначения на кинематических схемах. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины (длины стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей). Регулировка качества машинной строчки путём изменения силы натяжения верхней и нижней нитей. Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной её установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка. Практические работы. Регулировка качества машинной строчки для различных видов ткани. Замена иглы в швейной машине. Работа на швейной машине.
Раздел: «Рукоделие» 8 ч
. Основные теоретические сведения. Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Вышитые и плетёные пояса, одежда, сумки, кошельки, чехольчики для ключей или очков, салфетки, рушники. Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете и т.д.Тёплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость и насыщенность цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Способы увеличения и уменьшения рисунка. Технология выполнения счётных швов (роспись, крест, набор, счётная гладь, косая стёжка и др). Свободная вышивка по рисованному контуру узора (гладевые швы, контурные и простейшие швы). Практические работы. Изготовление образцов счётных швов. Изготовление вышивки по рисованному контуру.
Раздел: «Уход за одеждой и обувью, Ремонт одежды» 4 ч. Основные теоретические сведения.
 Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки карманов. Виды фурнитуры, применяемые при пошиве белья и верхней одежды. Приёмы отпарывания и пришивания фурнитуры. Способы подшивания низа брюк тесьмой. Правила ухода за одеждой из кожи, замши, велюра. Чистка кожаной обуви. Пасты, эмульсии и кремы для ухода за обувью. Смазывание (пропитка) кожаной обуви жирами или касторовым маслом. Гидрофобные смазки для придания обуви большей водостойкости. Специальные салфетки для чистки обуви одноразового и многоразового пользования. Дезодорация внутренней поверхности обуви. Приёмы сохранения формы обуви. Правила сушки обуви. Допустимая температура сушки. Чистка замшевой обуви. Способы восстановления ворса у замшевой и велюровой обуви. Правила ухода за обувью из лакированной кожи, обувью с верхом из ткани и резиновой обувью. Растяжка обуви в домашних условиях. Практические работы. Ремонт подкладки низа рукава. Подшивание низа брюк тесьмой.
Раздел: «Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки. 26 ч.

Основные теоретические сведения. Конструирование и моделирование конической, клиньевой юбок– 6 ч.Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к лёгкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для  изготовления юбок. Конструкции юбок (прямые, клиньевые, конические). Чтение чертежей конических и клиньевых юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической или клиньевой юбки. Условные обозначения мерок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Зависимость величины прибавок от назначения изделия, силуэта, ткани. Последовательность построения чертежа основы конической и клиньевой юбок. Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки. Расчётные формулы. Построение основы чертежа юбки в масштабе в масштабе 1:4 в рабочей тетради с печатной основой и в натуральную величину. Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные книзу, длинные или короткие, в форме колокола и др.). Способы моделирования конических и клиньевых юбок (горизонтальные разрезы,  расширение или сужение клина от  линии бёдер, расширение клина от  линии талии, расширение дополнительными клиньями). Выбор модели юбки. Моделирование юбки. Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою.

 Технологии обработки конических и клиньевых юбок 18 ч.Назначение соединительных швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым  срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами. Их конструкция, технология выполнения и условные графические обозначения. Правила выполнения следующих технологических операций: обработки пояса юбки корсажной тесьмой, обработки застёжки на крючки и петли, тесьмой «молния», обработки низа юбки ручным и машинным способом, разметки и пришивания пуговиц вручную или на швейной машине, обмётывания швов, застрачивания резинки. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке (скалывание и смётывание). Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание юбки. Обработка нижнего среза юбки швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка верхнего среза юбки под резинку. Художественная отделка изделия. Влажно – тепловая обработка юбки (внутрипроцессная и окончательная). Контроль качества готового изделия. Практические работы. Снятие мерок и запись результатов измерений. Расчёт конструкции юбки по формулам.Построение основы чертежа юбки в М 1:4. и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою. Отработка техники выполнения соединительных швов на лоскутах ткани. Изготовление образцов поузловой обработки для изготовления юбки. Раскладка выкройки и раскрой ткани. Обработка деталей кроя. Скалывание и смётывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов.  Окончательная отделка и влажно – тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.

Раздел: «Творческие проекты» 4 ч.Основные теоретические сведения. Выбор темы проекта. Этапы проектирования и конструирования. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Практические работы. Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и критериев их выполнения. Конструирование и дизайн – проектирование изделия оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, презентация проекта.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:
- возможности использования ПК в информационных технологиях;
- санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
- общие сведения  о значении минеральных солей и микроэлементов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значении молока;
- общие сведения  о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря, способы первичной обработки рыбы;
- виды жарения продуктов, их отличительные особенности, посуду и инвентарь для жарения;
- технологию приготовления кулинарных блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря, способы определения готовности и правила подачи блюд к столу;
- правила варки крупяных каш различной консистенции;
- способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков;
- общие сведения о процессах, происходящих при солении и квашении овощей, технологию квашения капусты, засолки огурцов, помидоров, грибов, зелени, мочении яблок;
- значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере, санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и производственных помещений;
- правила санитарии и гигиены, безопасные приёмы работы с колющим и режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными приборами;
- основы семейного уюта, семейные праздники;
- способы получения натуральных волокон животного происхождения, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;
- принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на кинематических схемах, назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины.
- композицию, ритм, орнамент, раппорт, в вышивке, холодные, тёплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка.
- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к лёгкому женскому платью, материалы и отделки, применяемые при изготовлении юбок, правила подготовки выкройки к раскрою;
- назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым  срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные приёмы обработки юбки;
- правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки юбки;
- основные требования по уходу за одеждой и обувью;
- санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за волосами; требования к причёске
Должны уметь:
- использовать ПК для хранения и получения необходимой информации; проводить визуальную оценку экологического состояния водоёмов;
- работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими  веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;
- определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество готовых блюд;

- определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачивать солёную рыбу, проводить первичную обработку рыбы, приготавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки, варить и жарить рыбу и рыбные полуфабрикаты, готовить блюда из рыбной котлетной массы, определять готовность рыбных блюд, подавать их к столу;

- проводить первичную обработку круп, бобовых и макаронных изделий, варить крупяные рассыпчатые, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки, крупеники, котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;

- приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели;

- готовить ужин, сервировать стол к ужину, принимать гостей;

- квасить капусту, проводить первичную обработку и засолку огурцов, томатов, зелени, грибов;

-выполнять эскизы интерьера детской комнаты, проводить сухую и влажную уборку, пользоваться  пылесосом и другими электробытовыми приборами;

- определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;

- регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызванные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швейную машину;

- подбирать одежду к традиционным праздникам, строить симметричный узор, орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии, подбирать нитки по цвету, тональности, насыщенности, выполнять счётные швы и свободную вышивку по рисованному контуру;

- подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи конической и клиньевой юбок, моделировать конические и клиньевые юбки, подготавливать конические и клиньевые юбки к раскрою;

- выполнять на швейной машине настрочной шов с открытым срезом, настрочной шов с одним закрытым  срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать коническую и клиньевую юбки;

- готовить  ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать  коническую и клиньевую юбки;

- подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия;

- выполнять простейший ремонт подкладки и карманов, отпарывать и пришивать фурнитуру, подшивать низ брюк тесьмой.

Тематическое планирование

п/п

Раздел, модуль, тема

Кол-во часов

Форма урока (занятия)

Элементы содержания (дидактические единицы)

Вид диагностики и контроля

ОУУН, (должны знать, уметь, применять)

Дата

Коррекция

1

Вводное занятие

2

УИНМ

Первичный инструктаж. Введение в курс 6 класса. Минеральные соли, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Соли кальция, калия, натрия, железа, йода. Их значение для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.

Способы очистки сточных вод (механические, химические, биологические) .Влияние экологического состояния водоёма на количество и качество рыбы. Определение качества воды

Фронтальный опрос

Знать: влияние на здоровье зкологических факторов; суточную потребность еды.
Уметь: применять полученные знания.

2

Раздел: «Кулинария»

14 ч.Физиология питания. 1 ч.
Блюда из молока. 1ч.

2

УИНМ

Минеральные соли, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро элементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма. Соли кальция, калия, натрия, железа, йода. Их значение для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы сохранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке. Товароведение молока. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Химический состав молока (жиры, белки, молочный сахар, витамины). Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верблюдицы, самки яка). Ассортимент питьевого молока. Способы определения качества молока. Условия и сроки его хранения.Первичная обработка молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Способы хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки (кипячение, пастеризация). Изменение состава молока при нагревании.
Приготовление блюд из молока. Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, инструментами, кипящими жидкостями, горячим маслом и жирами. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Приготовление топлёного молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и консервированного (сухого, сгущённого) молока. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд. Подача их к столу.

Физиология питания.  Практическая работа. Составление меню, обеспечивающего суточную потребность организма в минеральных солях .Блюда из молока Практическая работа №1  Приготовление молочного супа или молочной каши.

Практическая работа №2 –составление меню.

Знать: общие сведения о значении микроэлементов для организма; с питательной ценности молока; технологию приготовления каши.
Уметь: определять качество молока ,готовить молочные супы.

3.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

2

КУ- Урок-практикум

Товароведение рыбы и нерыбных продуктов моря.  Первичная обработка рыбы. Приготовление  блюд из рыбы.

Прак3- Определение срока годности рыб. Консервов. Практическая работа№4 –салат из кальмаров

Знать: сведения о пищевой ценности рыбы; методы определения качества.
Уметь: проводить первичную обработку рыбы, готовность блюда.

4.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

2

КУ - Урок-практикум

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшённой, овсяной и др.). Краткая характеристика блюд из каш: запеканок, крупеников, котлет, биточков. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка).

Практическая работа№5- Приготовление блюд из круп и макаронных изделий.

Знать: правила варки крупяных каш; особенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изделий;
Уметь: проводить первичную обработку круп; варить крупяные каши;готовить макароны.

5.

Блины, оладьи, блинчики

2

КУ - Урок-практикум

Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков

Практическая работа №6- Выпечка блинов.

Знать: способы приготовления теста; технологию выпекания;
Уметь: готовить тесто и выпекать блины ,оладьи; оценить качество приготовления.

6.

Сладкие блюда (компоты, кисели)

2

КУ- Урок-практикум

Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Технология приготовления компота из свежих, сушёных, мороженых фруктов и ягод. Технология приготовления компота из свежих, сушёных, мороженых фруктов и ягод. Виды крахмала (картофельный. кукурузный, пшеничный, рисовый), св-ва

Практическая работа №-7
Приготовление компота и киселя

Знать: сведения о пищевой ценности крахмала; методы качества.
Уметь: готовить сладкие блюда; блюда

7.

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета.

2

КУ -Урок-практикум

Составление меню на ужин из двух-трёх блюд. Расчёт количества продуктов, времени приготовления блюд. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила подачи десерта.

Практическая работа №-8
Сервировка стола.

Знать: сведения о сервировки стола; правила приема гостей;
Уметь: составлять меню к ужину ,сервировать стол.

8.

Заготовка продуктов.

Контрольное тестирование по разделу «Кулинария»

1

КУ Урок-практикум

УКЗ

Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в солёных и квашеных овощах.
Квашение капусты. Первичная обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка. удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты. Соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты.
Засолка огурцов и томатов. Первичная обработка огурцов и томатов перед засолкой (сортировка. мойка). Пряности и травы, применяемые при засолке (укроп. чеснок, листья хрена, чёрной смородины, вишни. Стручковый и душистый перец, петрушка, сельдерей, кориандр, базилик). Подготовка тары для засолки. Приготовление рассола, укладка и заливка огурцов и томатов.

Контроль знаний учащихся

Практическая работа №-9
Приготовление компота и киселя.

Контроль знаний учащихся

Знать: сведения о пищевой ценности квашения;
Уметь: квасить капусту; первичная обработка.

9.

Раздел: «Интерьер жилого дома»  

Характерные особенности интерьера жилища.

4

2

УИНМ
Урок-презентация

Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры

Практическая работа №-10,Учебник с.161

Знать: историю интерьера, функциональные зоны ,композиция интерьера;

10.

Роль освещения в интерьере.

Применение бытовой техники.

2

УИНМ
Урок-практикум

Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильниками. санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к уборке жилых и производственных помещений

Практическая работа №-1

11.

Раздел: «Гигиена девушки. Косметика»

Уход за волосами

4

2

УИНМ, Урок-практикум

Общие сведения о волосах, уход за волосами; виды причесок. Средства ухода за волосами.

Практическая работа №2

Знать: санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам по уходу за волосами.
Уметь: определять тип волос, подбирать средства по уходу за волосами.

12.

Требования к причёске школьницы. Подбор причёски с учётом типа лица и структуры волос.

2

УИНМ

Урок-практикум

. Требования к причёске школьницы. Подбор причёски с учётом типа лица и структуры волос. Коррекция типа лица с помощью причёски.

Практическая работа №3

Знать: общие сведения о волосах, требования к прическам.
Уметь: выполнять коррекцию лица.

13.

Раздел: «Элементы материаловедения. Натуральные волокна животного происхождения

2

УИНМ

Урок-исследование

Натуральные волокна животного происхождения (шёлк, шерсть, пух). Способы их получения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях.  Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе

Лабораторно-практическая работа №4, уч.с.8.

 Знать: сведения о волокнах животного проихождения. Свойства волокон, сравнительная характеристика х/б тканей, льняных и шелковых тканей.
Уметь: определять саржевое переплетение, атласное.
Определять  лицевую и изнаночную сторону тканей.

14.

Раздел: «Элементы машиноведения»

Механизмы преобразования движения.

4

2

УИНМ

Урок-практикум

Механизмы преобразования движения. Принцип их действия и обозначения на кинематических схемах.

Практическая работа №5

Знать: названия деталей.
Уметь: объяснять назначение, принципы действия, регуляторы, выполнять пробные строчки.

15.

Устройство машинной иглы.

2

КУ

Урок-практикум

Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной её установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

Практическая работа

№6 ,Уч.6кл. с.29. Замена иглы в швейной машине.

Знать: устройство иглы, дефекты иглы, способы устранения.
Уметь: подбирать иглу, вставлять иглу.

16.

Раздел «Рукоделие»

Из истории русской вышивки. Правила безопаснойбезопасной  работы.

Контрольное тестирование.

10

1

1

УИНМ

УКЗ

Инструменты и приспособления. Выбор ткани и ниток. Орнамент в вышивке. Цветовая гамма.

Практическая работа №7,

Уч.6 кл. с.95. Подготовка к работе.

Контроль знаний.

Знать: композицию, ритм, орнамент .Холодные и теплые цвета.

17.

Технология выполнения счётных швов (роспись, крест, набор, счётная гладь, косая стёжка и др).

2

Урок-практикум

Отделка изделий вышивкой. Композиция, орнамент ,симметричное построение узора. Виды швов.

Практическая работа №1-изготовление образцов счетных швов.

Знать: способы увеличения и уменьшения рисунка;
Уметь: строить симметричный узор. Орнамент в квадрате.

18.

Технология выполнения швов «козлик», петельный, тамбурный.

2

Урок-практикум

Увеличение рисунка. Приемы закрепления нитки. Технология выполнения швов.

Практическая работа №2-работа по образцам. С.38 Еременко «Технология ручной выщивки».

Знать: способы отделки построение узора.
Уметь: определять место расположения.

19.

Свободная вышивка швом «крест»

Контрольное тестирование по теме «Рукоделие»

1

1

Урок-практикум

УКЗ

Технология выполнения шва. Применение. Последовательность.

Практическая работа №3-работа по образцам.

Контроль выполнения действий учащихся.

Уметь: подбирать нитки по цвету, тону.

20.

Изготовление сувенира. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве и одежде народов севера.

2

Урок-практикум

Заключительный этап выполнения вышивки. Оформление работы.

Практическая работа №4. Изготовление сувенира (Региональный компонент РК)-футляр для игольницы.

Уметь: выполнять счетные швы и свободную вышивку ,определять размер и место узора, подбирать нитки по цвету.

21.

Раздел: «Уход за одеждой и обувью. Ремонт

одежды»

4

Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки карманов.

Уметь: пришивать пуговицы.

Знать: требования по уходу за обувью и одеждой.

Виды фурнитуры

2

Урок-практикум

Виды фурнитуры, применяемые при пошиве белья и верхней одежды. Приёмы отпарывания и пришивания фурнитуры. Способы подшивания низа брюк тесьмой.

Практическая работа №5
Пришивание пуговиц..

Правила ухода за обувью из натуральных и синтетических материалов.

2

Урок-практикум

Чистка кожаной обуви. Пасты, эмульсии и кремы для ухода за обувью. Смазывание (пропитка) кожаной обуви жирами или касторовым маслом. Гидрофобные смазки для придания обуви большей водостойкости. Специальные салфетки для чистки обуви одноразового и многоразового пользования.

22.

Раздел: «Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки» Конструирование и моделирование конической или клиньевой юбок– 6 ч

26

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к лёгкому женскому платью.

Беседа

Знать: виды женской легкой одежды.

Требования к лёгкому женскому платью.

2

Урок-презентация

23.

Ткани для  изготовления юбок.

2

Урок-беседа

Ткани и отделки, применяемые для  изготовления юбок.

Практическая работа –рисование эскиза юбки.

Знать: виды юбок, виды тканей.

24

Конструкции юбок.

2

Урок-практикум

Конструкции юбок (прямые, клиньевые, конические). Чтение чертежей конических и клиньевых юбок.

Знать: конструкции юбок.
Уметь: делать чертеж владеть приспособлениями.

25.

Мерки, для построения основы чертежа юбки.

2

Урок-практикум

Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической или клиньевой юбки. Условные обозначения мерок.

Практическая работа.Снятие мерок и запись результатов измерений.

Знать: мерки для пошива юбки.
Уметь: пользоваться сантиметровой лентой.

26.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

2

Урок-практикум

Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Зависимость величины прибавок от назначения изделия, силуэта, ткани.

Практическая работа -Снятие мерок и запись результатов измерений.

Знать: мерки для пошива юбки.
Уметь: пользоваться сантиметровой лентой.

27.

Расчёт конструкции юбки по формулам.

2

Урок-практикум

Последовательность построения чертежа основы конической и клиньевой юбок. Выбор числа клиньев в клиньевой юбке или модели конической юбки. Расчётные формулы.

Практическая работа –Составление таблицы с расчетами.

Знать: правила вычисления мерок по формулам.
Уметь: вычислять по формулам.

28.

Построение основы чертежа юбки в М 1:4.

2

Урок-практикум

Построение основы чертежа юбки в масштабе в масштабе 1:4 в рабочей тетради с печатной основой.

Практическая работа –построение чертежей в масштабе..

Знать: построение в масштабе.
Уметь: строить чертежи в масштабе.

29

Построение основы чертежа юбки в натуральную величину по своим меркам.

2

Урок-практикум

Построение основы чертежа юбки  в натуральную величину

Практическая работа –построение чертежей в натуральную величину.

Знать: построение в натуральную величину.
Уметь: строить чертежи в натуральную величину.

30.

.

Разновидности  юбок по силуэту.

2

Урок-практикум

 Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные книзу)

Практическая работа – рисование эскизов юбок.

Знать: разновидности юбок.Уметь: рисовать эскизы.

31.

Способы моделирования конических и клиньевых юбок.

2

Урок-практикум

Способы моделирования конических и клиньевых юбок (горизонтальные разрезы,  расширение или сужение клина от  линии бёдер, расширение клина от  линии талии, расширение дополнительными клиньями).

Практическая работа – моделирование юбок.

Знать:- приемы моделирования юбок.
Уметь: использовать приёмы моделирования.

32.

Выбор модели юбки. Моделирование юбки.

2

Урок-практикум

Выбор модели юбки. Моделирование юбки.

Практическая работа -моделирование юбки выбранного фасона.

Знать:- приемы моделирования юбок.. Уметь: использовать приёмы моделирования

33.

.

Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою. Технологии обработки конических и клиньевых юбок.  Назначение, конструкция, технология выполнения соединительных швов

2

Урок-практикум

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани.  Обмеловка.  Раскрой ткани. Назначение соединительных швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым  срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами.

Практическая работа-раскрой, сметывание срезоа.

Знать: правила раскроя юбки, расположение выкройки на ткани, виды ткани и рисунка, ворса.
Уметь: проводить раскрой изделия.

34.

Правила выполнения обработки застёжки на крючки и петли, тесьмой «молния».
    Обработка низа юбки ручным и машинным способом.  Окончательная отделка и влажно – тепловая обработка изделия.

2

Урок-практикум

Обработка низа юбки ручным и машинным способом.  Окончательная отделка и влажно – тепловая обработка изделия.

Практическая работа-шитьё на шв.маш.

Знать: правила раскроя работы на шв.маш.
Уметь: работать на шв.маш.

35.

Раздел: «Творческие проекты».

4

Урок-презентация

Выбор темы проекта

Этапы проектирования и конструирования. Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию.

36.

Выбор темы проекта. Основные виды проектной документации.

2

Урок-практикум

Работа над проектом.

Основные виды проектной документации.

Уметь: пользоваться ПК, печатать, защищать проект, отвечать на вопросы.

37.

Презентация проекта.

Всего:                                            70 часов

Практических работ – 36

2

Урок-презентация

Защита проекта

Презентация

                                                       Материально-техническое обеспечение                          

1. Швейные машины.
2. Специальная машина «Оверлог»
3.Утюг
4.Гладильная доска
5.Манекен
6.Ножницы
7.Сантиметровая лента
8.Иголки
9.Нитки
10.Эл.плита
11.Холодильник
12.Посуда
13.Эл.блинница.
                                                         Учебно-методическое обеспечение
1.Интерактивная доска
2.Компьютер
3.Проектор.

                                                               Информационное обеспечение
1. Карты с программным материалом
2.Карточки с заданиями
3. Рецепты приготовления
4.Учебник Технология 6 класс для общеобразовательных школ (девочки) под редакцией В.Д.Симоненко М.: «Вента-Граф» 2007; Технология программа общеобразовательных школ 5-11М.: «Просвещение»2010.
5.Дидактический материал к разделам «Кулинария», «Рукоделие», «Материаловедение»
6.Образцы изделий
7. Инструкции по ТБ.
8.Презентации к урокам
9. Творческие проекты.

                                        МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы обучения получения знаний
1.  Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия;
2.  Наглядные методы: иллюстрации, методические схемы и таблицы, методические пособия, чертежи, схемы;
3.  Практические методы (конкретные практические действия);
4.  Презентации к темам.
По характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала
1.Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).
2.Репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем).
3.Частично-поисковый (метод совместного творчества).
4. Проектная деятельность.

Контрольно-измерительный материал

                   Вариант №1

1.Выбрать правильный ответ.

Мак. Изделия рожки и звездочки относятся:
А) к лапше Б) к вермишелиВ) к крупам

2.Выбрать правильный ответ.

 Ассортимент третьих блюд относят:

А) горячие напитки Б) блюда из яиц В)бутерброды.

3.Выбрать правильный ответ

Как влияет тепловая обработка продуктов на сохранность витамина С

А) сохраняется Б) разрушается В) никак

4. Вставить пропущенные слова-

Молоко кипятят в ---------------- кастрюле, а хронят в ---------------------- или----------------- посуде.

5. К столовой посуде относят

А) друшлаг Б) сито В) тарелка

6.  Вставить пропущенные слова-

Обед подают в следующем порядке -------------,----------------------,-------------------------,---------------------.

А)-------------------- возбуждает аппетит, способствует выделению пищеварительного сока.

Б)----------------------частично насыщает и усиливает выделение желудочного сока, а также способствует усвоению следующего блюда.

В)---------------------- снабжает организм основными питательными веществами-------------,-------------,----------------------,-------------------------,--------------------------.

Вариант №2  

1. Выбрать правильный ответ.

Ассортимент первых блюд

А) сладкие соусы Б) заправочные супы В) макаронные изделия

2. Выбрать правильный ответ

К столовым приборам относят

А)вилка Б) чеснокодавилка В)скалка

3.Вставьте пропущенные слова

К ассортименту кисломолочных блюд относят: кефир,---------------,---------------------,--------------------,------------------------------,------------------------------.
4. Вставьте пропущенные слова

При приготовлении рыбных и мясных блюд применяют следующие виды тепловой обработки: жарение, запекание,-----------------,-----------------------,-----------------------,-----------------------,--------------------------.

5. Вставьте пропущенные слова

Каши можно варить на-----------------------,--------------------------,----------------------------------.

6.Тесто бывает:

А) опарное Б) безопарное В) бисквитное Г)----------------Д)---------------------.

Верны ли следующие утверждения?

Утверждение

Да-нет

Натуральные волокна имеют химическое происхождение

Натуральные ткани могут содержать добавки из химических волокон

Изделия из акрила напоминают шерстяные

Нейлон, капрон - самые прочные волокна

Клеевой паутинкой легко заштопать изделие

Корсажная лента для прокладки к поясу

Тесты по технологии (девушки).

6 класс

Выберите  правильные ответы (один или несколько).

1. В кулинарии рыба по месту обитания делится на:

а) морскую;

б) речную;

в) озерную;

г) океаническую;

д) копченую.

2. К доброкачественным крупам относятся:

а) крупа с посторонними примесями;

б) крупа, имеющая запах;

в) крупа без пятен;

г) крупа без мусора;

д) крупа, состоящая из крупинок одинакового размера.

3. Каши можно варить:

а) на молоке;

б) на воде;

в) на бульоне;

г) на киселе;

д) на компоте.

4. Молоко хранят в холодильнике:

а) в стеклянной посуде;

б) в алюминиевой посуде;

в) в эмалированной посуде.                                         

5. Рожки и звездочки относятся:

а) к трубчатым макаронным изделиям;

б) к видам вермишели;

в) к макаронным засыпкам;

г) к крупам;             

д) к видам лапши.

6. Доброкачественное мясо:

а) упругое;

б) имеет мягкий жир;

в) имеет твердый жир;

г) не упругое.

7. Волокна растительного и животного происхождения относятся к волокнам:

а) искусственным;

б) синтетическим;

в) натуральным.

8. Нити основы перекрывают две нити утка через одну нить в ткацком переплетении:

а) полотняном;

б) сатиновом;

в) саржевом;

г) атласном.

9. В машинной игле ушко находится:

а) в середине иглы;

б) рядом с острием;

в) там же, где у иглы для ручного шитья.

10. Установите соответствие между термином и его определением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого столбца.

Термин

Значение термина

1. Шов

а) последовательный ряд стежков

2. Стежок

б) расстояние между двумя проколами иглы

3. Строчка

в) последовательность стежков, выполненных для соединения деталей изделия друг с другом

11. Сметывание – это:

а) временное соединение мелкой детали с крупной или не основной детали с основной стежками временного назначения;

б) соединение двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям стежками временного назначения;

в) закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек,  защипов стежками временного назначения.

12. После выполнения машинной строчки концы нитей:

а) выводят на изнаночную сторону и завязывают узелком;

б) выводят на изнаночную сторону и закрепляют 3-4 ручными стежками;

в) закрепляют обратным ходом машины.

13. При раскрое изделия необходимо учитывать:

а) расположение рисунка на ткани;

б) направление нитей основы;

в) ширину ткани;

г) величину припусков на швы;

д) направление ворса.

14. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:

а) стачной;

б) настрочной;

в) накладной;

г) вподгибку с закрытым срезом;

д) вподгибку с открытым срезом.

15. Укажите цифрами в левом столбце правильную последовательность технологии изготовления швейного изделия:  

А. Построение выкройки

Б. Влажно-тепловая обработка

В. Снятие мерок

Г. Раскрой изделия

Д. Пошив изделия

16. Направление долевой нити учитывают:

а) для наиболее экономного раскроя ткани;

б) чтобы избежать вытягивания изделия в процессе носки;

в) чтобы изделие меньше сминалось.                                                                 

 17.К соединительным швам относятся:

а) стачной;

б) настрочной;

в) накладной;

г) вподгибку с открытым срезом.

18. Впишите нужное слово:

Мерки снимают с ……………. стороны фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по технологии (Технологии ведения дома), 5 класс.

Программа по технологии - Технологии ведения дома - для обучения учащихся 5 класса. Стандарты второго поколения. Учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.:...

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...

Рабочая программа по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой

Рабочая программа  по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой...