Создание инновационной среды на уроках
материал по технологии на тему

Яковлева Лилия Михайловна

выступление на заседании в рамках августовской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Секционное заседание учителей технологии в рамках

августовского совещания работников образования

Кукморского  муниципального района Республики Татарстан

Создание инновационной среды на уроках

Выступление

учителя технологии

МБОУ «СОШ с.Средний Кумор»

Яковлевой Лилии Михайловны

2015

“Мы слишком часто даем детям ответы,

 которые надо выучить, 
а не ставим перед ними проблемы,

которые надо решить”. 
Роджер Левин

     Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Но, в то же время учителя на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, их нежеланием учиться и  работать самостоятельно. Среди причин того, что ученики теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Тогда возникает вопрос - каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы дети захотели хорошо учиться?  Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока. Для этого учителю нужно постоянно искать эффективные методы и формы обучения, создавать инновационную среду на уроках. А что из себя представляет инновационная среда?

Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качествo.

Инновационная образовательная среда - это открытая система, которая объединяет целенаправленно создаваемые педагогические, технологические, информационные ресурсы. Инновационная  среда преобразует содержание образования, активизирует  традиционные и стимулирует развитие новых форм деятельности  учителей и учащихся.  

       Информационная среда есть во всех школах. Она является составной частью инновационной среды. А что же новое в этой среде? Это роль ученика. Ученик замотивирован на деятельность, на получение  знаний через деятельность – поиск и получение информации, переработка и использование полученной информации в дальнейшей деятельности по добыванию знаний. То есть учащийся развивает «умение самостоятельно  учиться» с помощью информации.

Следующая позиция инновационной среды – это роль учителя. Учитель – не передатчик информации на уроке, а исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель», тьютор. Роль учителя состоит не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, как его довести до каждого ученика, а в том, как стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.

 Инновационная среда – это не только деятельность учителя и учащегося на уроке, но и эффективные педагогические технологии. Например,

Технология уровневой дифференциации

   Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Но, требует от учителя тщательной подготовки к уроку. Например, при  определении и формулировке планируемых результатов урока, учитель должен четко и конкретно определить, чего достигнет тот или иной учащийся (например, один научится выполнить прямой шов взаутюжку или вразутюжку, другой научится на примере этого шва выполнить другой, например, настрочной, а третий – осознав свой успех, намерен сшить изделие, используя эти швы). Образовательные результаты могут быть сформулированы от простейших до сложных:

А1. Я  могу выполнить стачной шов взаутюжку с помощью технологической карты.

А2. Я могу самостоятельно выполнить стачной шов взаутюжку.

А3. Я могу самостоятельно выполнить стачной шов взаутюжку, объяснить друзьям технологию выполнения шва и использовать при шитье швейных изделий.

В разделе Планируемые результаты примерной программы по ФГОС предусматриваются два уровня результатов – выпускник научится (базовый уровень) и выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень).

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления, формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, формирование информационной культуры, умение осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, повышает интенсивность процесса обучения, также повышает степень активности школьников и привлекает их внимание, усиливает мотивацию к обучению.

Технология проектной деятельности. 

Данная технология нам всем хорошо знакома и знаем, что его смысл состоит в организации исследовательской деятельности. В зависимости от изучаемого раздела, темы урока учащиеся могут выполнить проекты разные: творческие, информативные, фантастические, межпредметные  и т.д. Использование проектной деятельности делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Также необходимо отметить массу психолого-педагогических достоинств данной технологии в системе технологического образования. Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новых Менделеевых, Ломоносовых, Туполевых, Калашниковых, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность. А самое главное - поколение «умеющих» быть счастливыми, трудолюбивыми, практичными.

Таким образом, создавая инновационную среду на уроках, учитель ориентирует свою деятельность на развитие и качественное обновление педагогической деятельности и на повышение качества образования, на воспитание ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий

В это работе идёт речь о методах и приёмах здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в среднем звене....

Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.

Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...

Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регулирование  системы работы с одарёнными школьниками. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира за...

«Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики»

Мотивация к учебной деятельности как условие создания развивающей среды на уроках математики....

Создание мотивационной среды на уроках

Создание мотивационной среды на урокох...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...