Профилактика травматизма на уроках технологии.
статья по теме

Несчастные случаи, происходящие с учащимися во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм.

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

        1.Поведение самого ребенка, получившего травму.

        2.Действия окружающих сверстников.

        3.Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Поэтому с целью профилактики травматизма на уроках технологии в начале каждого учебного года и перед выполнением соответствующих работ проводится инструктаж обучающихся по технике безопасности с регистрацией в специально отведённом для этого журнале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_travmatizma_na_urokah_tehnologii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя технологии МБОУ «Гимназии №97 г.Ельца»

Агеева Олега Владимировича

Тема: «Профилактика травматизма на уроках технологии»

Несчастные случаи, происходящие с учащимися во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.

Риск возникновения травм у детей обусловлен:

  • их недисциплинированностью;
  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
  • необученностью необходимым навыкам поведения;
  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
  • физической слабостью;
  • определенными особенностями развития.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). 

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети. Кроме того, частые травмы получают дети со сниженным интеллектом.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее.

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.

Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

1.Поведение самого ребенка, получившего травму.

2.Действия окружающих сверстников.

3.Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.

Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.

Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.

Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением.

Травмы, полученные учащимися на уроках технологии также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Поэтому с целью профилактики травматизма на уроках технологии в начале каждого учебного года и перед выполнением соответствующих работ проводится инструктаж обучающихся по технике безопасности с регистрацией в специально отведённом для этого журнале.

В частности предусмотрены следующие типовые инструкции по ТБ при работе в учебных мастерских:

-инструкции по охране труда при ручной обработке древесины, металла;

-инструкции по ТБ:

1. при электропаянии;

2. при работе на сверлильном станке;

3. при работе на строгальном станке;

4. при работе на фрезерном станке;

5. при работе на токарном станке по металлу;

6. при работе на токарном станке по дереву;

7. при работе на заточном станке (электроточиле);

8. при выполнении электромонтажных работ.

Обучающиеся должны не просто ознакомиться с этими инструкциями, а научиться правильно и точно выполнять их при соответствующей работе, причём не только в школьной мастерской, но и в домашних условиях.

Ученики часто не понимают, чем грозит невыполнение этих правил и поэтому не стремятся их запомнить. Чтобы способствовать лучшему запоминанию правил, я излагаю их в стихотворной форме.

Вот некоторые “Правила техники безопасности” в стихах.
                          * * *
Не подходи к станку без разрешенья.
Нельзя станок ни трогать, ни включать.
Учитель даст команду на включенье,
Тогда на кнопку можешь нажимать!
* * *
Посторонние предметы
В мастерской держать нельзя,
Или ты об них споткнешься,
Или же - твои друзья.
* * *
Напильник – шпага? Это несерьезно!
Им фехтовать как Д’Артаньян нельзя.
Осколок острый отлетит в глаза,
Тогда смеяться “мушкетеру” будет поздно!
* * *
Станок сверлильный – не игрушка,
Из-под сверла струится стружка…
От стружки защищай глаза –
Работать без очков нельзя!
* * *
Стружку не хватай руками,
Берегись ее, она
С очень острыми краями
И, притом, - раскалена!
* * *
Пыль, опилки не сдувай –
Щетку-сметку применяй.
Помни – пыль сдувать нельзя,
Дунешь – попадет в глаза!
* * *
И ножовки, и стамески –
Очень острые “железки”
Как попало не хватай,
Осторожность соблюдай!
* * *
Если пальцем будем проверять
Качество поверхности детали,
То на всех зеленки и бинтов
Из аптечки хватит нам едва ли.
* * *
Поосторожней будь с доской,
Не гладь ее своей рукой –
Так глубоко войдет заноза,
Что не достанешь без наркоза.

Несомненно, теперь учащиеся гораздо лучше знают эти правила.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по профилактике травматизма на уроках физической культуры

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».Януш КорчакФизическое воспитание учащихс...

"Профилактика травматизма на уроках физкультуры"

В данной методической разработке рассказывается о причинах травматизма и мерах предосторожности на уроках физкультуры...

Памятка родителям учащихся по профилактике травматизма на уроках физической культуры

«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»....

Профилактика Травматизма на уроках физической культуры

Данная статья описывает разделы рабочей программы и позволяет более надежно организавать учебный процесс на уроках физкультуры....

«Профилактика травматизма на уроках физической культуры»

На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников.Но все же безопасность трудо...

Профилактика травматизма на уроках технологии

Профилактика травматизма на уроках технологии...