Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

 

Характеристика  учащихся класса, для которого проектируется урок:

• предметные УУД:

-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества;

 -умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;

• познавательными УУД:

- умеют выделять доступную информацию для решения проблемы, поэтапно, под руководством учителя.

Виды планируемых предметных дейстивий:

Понимание  и определение понятия «полотняное переплетение» нитей в ткани, а также  «виды швейных ниток», «основная нить», «уточная нить». Создание условий:

  • для формирования навыков определения тканей полотняного переплетения;
  • формирования умения правильно подбирать швейные нитки для работы;
  • Распознания  положения основной и уточной нити в ткани

Понимания влияния ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий

Планирование собственной деятельности.

Извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа. Выработка  действий по алгоритму.

  • Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

Ообогащение словарного запаса; коррекция речи, развитие культуры общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока по ПТО (швейное дело) в С(К)ОШ VIII вида

5 класс

Технологическая карта.

Данные об учителе: Котомкина Людмила Ивановна, учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело) МБ С(К)ОШ №5 VIII вида г. Чайковский Пермского края

Предмет: швейное дело   Класс:  5  Учебник (УМК): Картушина, Г. Б. Швейное дело: учебник для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М. : Просвещение, 2008.

 «Швейное дело», Презентация к року. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида «Швейное дело» для 5 и 6 классов (Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой

Тема урока: ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ. СВЕДЕНИЯ О НИТКАХ

 Тип урока:  комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, образцы тканей полотняного переплетения, лупы, коллекция промышленных образцов тканей и ниток (4-й планшет «Нитки и изделия из них»), карточки 4, рабочие коробки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

• предметные УУД:

-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества;

 -умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;

• познавательными УУД:

- умеют выделять доступную информацию для решения проблемы, поэтапно, под руководством учителя.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимание  и определение понятия «полотняное переплетение» нитей в ткани, а также  «виды швейных ниток», «основная нить», «уточная нить». Создание условий:

  • для формирования навыков определения тканей полотняного переплетения;
  • формирования умения правильно подбирать швейные нитки для работы;
  • Распознания  положения основной и уточной нити в ткани
  • Понимания влияния ориентации нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.

1 уровень — узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа. Выработка  действий по алгоритму.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

  • Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
  • Ообогащение словарного запаса; коррекция речи, развитие культуры общения.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самоанализ на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в паре.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Структурные этапы занятия

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Орг.момент

Организовать

Самоопределение детей  к деятельности на уроке

Проверка готовности учащихся к уроку и состояние рабочих мест.

Воспринимают наслух перечень необходимых   принадлежностей, контролируют готовность к  уроку.

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регу-лировать  свои действия,  прогнозировать деятельность на уроке

Актуализация знаний

7 мин.

Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.

Внимательно прочитайте карточку 4 и впишите номера так, чтобы соблюдалась последовательность операций производства пряжи. Давайте вместе определим, какая операция должна быть первой. Карточка 4

«Определи последовательность операций
производства пряжи»

№…….. Очистка волокон от сора.

№…….. Разрыхление волокон.

№…….. Получение ровницы.

№…….. Получение пряжи.

№…….. Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу).

Выполнение работы учащимися. Проверка работы.

Слайд «Правильная последовательность операций
производства пряжи»

№ 1. Разрыхление волокон.

№ 2. Очистка волокон от сора.

№ 3. Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу).

№ 4. Получение ровницы.

№ 5. Получение пряжи.

Выполняют задание по карточке, отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников.

Вопросы к учащимся:

1. Где и из чего вырабатывают ткань?

2. От чего зависят свойства ткани?

3. Как определить лицевую сторону у гладкокрашеных тканей?

4. Что такое кромка?

5. Назовите направления нитей в ткани.

6. Как называются нити в ткани?

Ответы учащихся

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные: 

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Мотивационно-целевой этап

Мотивация (встреча с проблемой)

4 мин.

Вызвать эмо-циональный настрой  и познаватель-ный интерес к теме;

Беседа

фронталь-ная

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы: какие изменения претерпевают швейные изделия в процессе эксплуатации; из чего изготавливают швейные изделия? Переплетение нитей основы и утка в ткани называется ткацким переплетением. Нити в ткани переплетаются в определенном порядке, образуя ткацкий рисунок. Всего существует 4 вида ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное, сатиновое. Самое простое ткацкое переплетение – полотняное. Запишите в рабочих тетрадях тему урока: «Полотняное переплетение. Сведения о нитках»

 Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её урока:

Научиться определять положение основной и уточной нити в ткани.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные УУД    владение речью, умение выражать мнение.

Поисково-исследователь-ский этап

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная,

1. Перед вами образцы ткани полотняного переплетения. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетены через одну нить, то есть нить утка проходит то над нитью основы, то под ней. Ткани полотняного переплетения имеют одинаковый ткацкий рисунок с лицевой и с изнаночной стороны, напоминающий по виду шахматную доску (таблица).

От переплетения нитей в ткани зависят свойства этих тканей: осыпаемость нитей на срезах ткани, растяжимость ткани, способность ткани образовывать мягкие складки – драпируемость, мягкость, скольжение. Ткани полотняного переплетения имеют большую прочность, стойкость к износу, малую осыпаемость нитей на срезах, малую растяжимость, среднюю мягкость и драпируемость. Полотняное переплетение имеют большинство хлопчатобумажных тканей, некоторые льняные и шелковые ткани.

Внимательно рассмотрите образцы тканей с помощью лупы и определите ткани полотняного переплетения.

Отгадай загадку: «Одна подружка влезла другой в ушко» (иголка с ниткой). Конечно же, речь идет об иголке с ниткой. В швейном деле не обойтись без ниток. Нитки нужны для сметывания деталей изделия, для их соединения в целое изделие, для отделки. В зависимости от назначения различают швейные нитки и нитки для вышивания.

Швейные нитки применяют при пошиве различных изделий, они бывают черные, белые и цветные. При изготовлении швейных изделий чаще всего используют хлопчатобумажные нитки, которые вырабатываются из высококачественных волокон хлопка. Кроме того, применяются искусственные и натуральные шелковые нитки, а также нитки с различным содержанием синтетических волокон, которые называются смесовыми. Эти нитки прочные, красивые, не теряют окраски при стирке и в процессе носки изделия.

В процессе работы нитки должны свободно ложиться на ткань, не путаться, не создавать узелки и скрутины, не раскручиваться.

Швейные нитки выпускают в виде бобин (катушек), на которых указан номер: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80. Чем больше номер, тем тоньше нитки: самые толстые – № 10, самые тонкие – № 80. Номер ниток должен соответствовать виду ткани. Вам для работы понадобятся нитки № 40, 50, 60. Достаньте из своих рабочих коробок катушки ниток и определите их номер.

Кроме швейных, выпускаются нитки вязальные, вышивальные и нитки, которые используются для ремонта одежды – штопки.

Вязальные нитки имеют бóльшую толщину, они объемные и не прочные на разрыв.

Для отделки изделий вышивкой используются специальные нитки различных цветов, которые называются ирис и мулине. Ирис выпускается в клубках, а мулине – в мотках. Ирис – хлопчатобумажные нитки, выработанные из толстой пряжи в 2 сложения, прочные, блестящие и красивые. Мулине – хлопчатобумажные нитки высокого качества в 12 сложений, повышенной прочности, имеющие блеск.

1. рассматривают образцы тканей с помощью лупы и определяют ткани полотняного переплетения.

определяют  номер ниток.

Рассмотрите, пожалуйста, коллекцию промышленных образцов тканей и ниток (4-й планшет «Нитки и изделия из них»).

Вопросы и задания учащимся:

1. Найдите нитки для вышивания, сравните их со швейными нитками. Чем они отличаются?

2. Какие текстильные изделия производят из ниток? (Работа учащихся с коллекцией.)

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов и увиденных схем и рисунков;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

Отвечать на вопрос, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть свойства нитей, оценивать технологические свойства материалов.

Практический этап

 Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Индиви-дуальная, фронталь-ная

Предлагает  выполнить задание: «Изготовить макет полотняного переплетения». Подготовьте свое рабочее место для выполнения практической работы. Внимательно ознакомьтесь с инструкционной картой 4. Выполняйте практическую работу строго по инструкционной карте.

Инструкционная карта 4
«Изготовление макета полотняного переплетения»

Оборудование: альбом, цветная бумага, клей, рабочие коробки.

Ход работы

1. Подготовьте лист альбома для работы.

2. Начертите на листе цветной бумаги квадрат 10 × 10 см, вырежите его.

3. Начертите на листе бумаги другого цвета квадрат 10 × 10 см, вырежите его.

4. Определите у квадратов лицевую и изнаночную сторону.

5. На изнаночной стороне квадратов проведите параллельные линии на расстоянии 1 см друг от друга.

6. Разрежьте один квадрат на полоски по расчерченным линиям. Это будут нити утка.

7. Отступите от края неразрезанного квадрата 1 см и проведите линию по всей длине.

8. Разрежьте квадрат на полоски до намеченной линии. Это будут нити основы.

9. Выполните переплетение полосок не до конца разрезанного квадрата (основы) разрезанными полосками (утком) через одну.

10. Закрепите концы полосок клеем.

11. Прикрепите макет полотняного переплетения в альбом.

12. Укажите направление нитей основы и нитей утка.

13. Рядом с макетом прикрепите образец ткани полотняного переплетения.

Выполняют работу по алгоритму, совместно с текущим инструктажем учителя.

Проверка правильности и качества выполненной учащимися работы. Выставка лучших работ.

Предметные УУД:

Определять технологи-ческие и механические свойства текстильных материалов. Познавательные УУД:

умение сформулировать алгоритм действия;.анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

Рефлексивно-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа.

В парах, фронталь-ная

Предлагает оценить работу в паре (сосед). Вопросы к учащимся:

1. Какой вид переплетения нитей в ткани мы изучали сегодня?

2. Какие свойства тканей зависят от переплетения нитей?

3. Как определить толщину ниток?

4. Как зависит толщина ниток от номера?

5. Какие номера ниток нужны для работы в школьной мастерской?

6. Как называются нитки для вышивания?

Не известно, когда появился первый ткацкий станок. Уже в древних племенах использовали врытые в землю столбы с натянутыми между ними нитями – нитями  основы, которые переплетали уточной нитью, намотанной на палочку. Высшим из ремесленных искусств считали ткачество в Древней Греции, им занимались даже знатные дамы. Сегодня вы самостоятельно изготовили макет полотняного переплетения, чтобы понять принцип получения ткани.

Предлагает оценить факт достижения цели урока. Оценка работы учащихся на уроке.

  1. Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
  2. Отвечают на вопросы.
  3. Оценивают  степень достижения цели,

Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Разработка урока по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Отделка швейных изделий. Рюши". 7 класс.

Разработка открытого урока по технологии швейного дела в коррекционной шокле VIII вида.Тема: "Отделака швейных изделий".Тема урока: " Рюши". 7 класс...

Конспект и презентация к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида.Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс.

КОНСПЕКТ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к открытому уроку по технологии швейного дела в коррекционной школе VIII вида. Тема: "Пижама". Тема урока: " Отделка, применяемая при пошиве пижамной сорочки". 7 класс....

Урок по технологии(швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс.Тема урока: " Швейная машинка. Заправка верхней нитки"

Урок по технологии (швейное дело) в коррекционной школе. 5 класс. Тема урока: "Швейная машинка. Заправка верхней нитки"...

Методическая разработка конкурса по технологии (швейное дело) для 7-10 классов.

Перечень конкурсных заданий по дисциплине "Технология (швейное дело)" для учащихся 7-10 классов с ограниченными возможностями здоровья....