Раздел: Материаловедение. 5класс
презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему
Презентация к уроку по разделу материаловедение в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialovedenie.pptx | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Материаловедение Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Классификация текстильных волокон Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.
По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна - это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу. Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путём в заводских условиях.
Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения Волокна животного происхождения мы будем изучать в 6 классе. Волокна растительного происхождения нам дают такие растения как лен, хлопчатник, джут, кенаф, рами, пенька
Натуральные волокна растительного происхождения
Лен - Травянистое однолетнее растение. Лен называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века. В Костромской области выращивают лен. Для волокон больше всего подходит лен-долгунец . На благо используется все растение: Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей. Из стеблей - Волокна для тканей.
На благо используется все растение: Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей. Из стеблей - Волокна для тканей. Из отходов делают паклю для технических целей. Льняные ткани изготавливают их льняных волокон. Первичная обработка льна: 1. Мочение соломы; 2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей); 3. Мятие и трепление тресты; 4. Чесание волокон и получение чистого волокна.
Хлопчатник Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Хлопчатник известен человеку более 5000 тысячь лет назад. В России хлопок выращивают с 18 века. В мире произрастает 35 видов хлопка и только 4 вида подходят для волокон. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20 - 50 мм. Хлопковые волокна: белые, пушистые, короткие, тонкие, матовые, мягкие, прочные.
На благо используют: Семена хлопка - на волокна; Ветки и отходы хлопка - на вату, бумагу. картон и т.п. Первичная обработка хлопка: 1. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. Волокон) 2. Сортировка по качеству. 3. Прессование в кипы.
Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называется прядением , а нить -- пряжей. Производство пряжи - сложный процесс Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют. А из нитей вырабатывают ткань. Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей. Каждая нить содержит несколько отдельных, скрученных между собой, тоненьких волокон.
Весь процесс получения ткани можно разделить на 3 этапа: прядение ткачество отделка
Предварительно необходимо обработать волокна
Производство ткани Процесс производства ткани из волокна называется ткачеством
Схема процесса производства ткани
Схема процесса производства ткани
Что такое ткань? Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке путём переплетение двух нитей - нитей основы и утка. Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а нити, расположенные поперек, называются нитями утка (ударение на последнем слоге) .
Виды переплетений Самое простое и распространенное переплетение нитей -- полотняное . В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну. Ткани полотняного переплетения очень прочны
Ткани полотняного переплетения очень прочны . Поверхность - гладкая, матовая . Рисунок с обеих сторон одинаковый . Ситец, бязь и многие другие хлопчатобумажные, льняные, шелковые и другие ткани имеют полотняное переплетение нитей.
Нить основы - Гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скручена, натянута как струна, плотная, жесткая и прочная. Растяжению не поддается . При резком растяжении ткани нить основы издает звонкий звук . В ткани нить основы определяет ее длину. Нить утка - Пушистая, толстая, неравномерная по толщине, гибкая, мягкая. Нити утка поддаются растяжению, при резком растяжении ткани издает глухой звук. В ткани уточная нить определяет ее ширину. По краям ткани нити основы расположены чаще, поэтому получается более плотное переплетение. Это кромка. Кромка предохраняет ткань от осыпания нитей и растяжения ткани . Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани
Отделка тканей Ткань, снятая с ткацкого станка (суровая), имеет грязновато-серый или желтоватый цвет, шероховатую (негладкую) поверхность. Эту ткань подвергают отделке : Удаляют с поверхности ткани кончики волокон, отбеливают, красят ( опускают в краситель ) или печатают ( наносят рисунок ). Отделка тканей состоит из процессов, в результате которых из суровой, неотделанной ткани, снятой с ткацкого станка, получают готовую ткань. Цель отделки - улучшение свойств ткани, придание ей товарного вида.
Стороны ткани Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную . Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки. Лицевая сторона: гладкая, блестящая, у нее яркий цвет и рисунок, на ней меньше узелков и ворсинок. Изнаночная сторона: шероховатая, матовая, у нее бледный цвет и рисунок, на ней больше узелков и ворсинок . Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей Волокна льна используют для производства тканей, из которых изготавливают белье и постельные принадлежности. полотенца, салфетки, скатерти, костюмно-платьевые ткани, декоративные (матрасные, шторные). А также вырабатывают ткани специального технического назначения: чехлы, холсты для живописи, парусину, мешочную ткань и другие. Ткани очень прочные и служат дольше, чем х /б ткани. Недостаток - большая сминаемость . Льняные ткани лучше разглаживаются во влажном состоянии, поэтому лучше после стирки их не досушивать.
Хлопчатобумажные ткани Хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, батист, маркизет и др. Эти ткани мягкие, помогают сохранять тепло, хорошо впитывают влагу. Способны сохранять свою прочность и приятный внешний вид после многократных стирок
Задания для самостоятельного выполнения Задание 1. Что получают из: 1) семян льна 2) стеблей льна 3) отходов льня 4) семян хлопка 5) веток и отходов хлопка Задание 2. Разделите весь процесс получения ткани на три этапа: прядение, ткачество, отделка. Сырье > волокно > пряжа > суровьё > опаливание > беление > крашение
Задание 3: Что такое переплетение нитей? Задание4: Нити идущие вдоль ткани называются - …………. ……………., а поперечные нити- …………..
Практическая работа: Изготовление образца ткани полотняного переплетения Инструменты и принадлежности: картон 8Х8 см, ножницы, линейка, карандаш, игла, две катушки ниток (или два клубка штопки) разных цветов. Последовательность выполнения работы: 1. Наметить размеры рамки и вырезать ее из картона.
2. Вдоль средней линии верхней и нижней сторон рамки на- метить карандашом точки на расстоянии 0,5 см' друг от друга.
3. Закрепить нить основы на рамке и вертикально проложить основные нити.
4. Пользуясь нитью другого цвета, закрепить уточную нить в рамке и переплести с нитью основы. По боковым сторонам рамки уточной нитью образуются кромки, которые не нужно затягивать. 5. Закончив переплетение, закрепить нитку. ЗАПОМНИТЕ! Принцип полотняного переплетения используется при штопке изделий.
Домашнее задание: Закончить работу: Изготовление образца ткани полотняного переплетения. Оформить его в папке для творческих работ. Принести образцы тканей х /б и льняного происхождения для создания коллекции тканей растительного происхождения.
Урок окончен. Всем спасибо за работу на уроке. До свидания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет "технология" Раздел "Материаловедение"
Если говорить о преемственности между начальной школой и средним звеном, то, вы понимаете, что ни о какой преемственности речь в данном случае не идет – для детей это совершенно новый ...
Интерактивный тест по разделу "Материаловедение (текстильные материалы)", 5 класс
Интерактивный тест, для контроля базовых знаний и умений обучающихся по технологии (швейное дело), 5 класс....
Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")
В данном архиве представлен урок-исследование на тему: "Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")", который проводится с презентацией....
Столярное дело 10 класс. Раздел: Материаловедение
Раздел: Материаловедение...
Столярное дело 11 класс. Раздел: Материаловедение
Раздел: Материаловедение...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС
Вашему вниманию представлены тестовые задания по разделу "материаловедение" для 5 класса....
тест по разделу "Материаловедение" 5 класс
Тест содержит вопросы о свойствах и производстве натуральных волокон (хлопка и льна)...