Раздел: Материаловедение. 5класс
презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему

Презентация к уроку по разделу материаловедение в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialovedenie.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материаловедение 5класс Натуральные волокна растительного происхождения Учитель технологии Иовенко Т.Ю. ГБОУ Школы №1392 Имени Д.В. Рябинкина

Слайд 2

Материаловедение Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Слайд 3

Классификация текстильных волокон Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

Слайд 4

По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна - это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу. Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путём в заводских условиях.

Слайд 5

Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения Волокна животного происхождения мы будем изучать в 6 классе. Волокна растительного происхождения нам дают такие растения как лен, хлопчатник, джут, кенаф, рами, пенька

Слайд 6

Натуральные волокна растительного происхождения

Слайд 7

Лен - Травянистое однолетнее растение. Лен называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века. В Костромской области выращивают лен. Для волокон больше всего подходит лен-долгунец . На благо используется все растение: Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей. Из стеблей - Волокна для тканей.

Слайд 8

На благо используется все растение: Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей. Из стеблей - Волокна для тканей. Из отходов делают паклю для технических целей. Льняные ткани изготавливают их льняных волокон. Первичная обработка льна: 1. Мочение соломы; 2. Сушка и получение тресты (сухих стеблей); 3. Мятие и трепление тресты; 4. Чесание волокон и получение чистого волокна.

Слайд 9

Хлопчатник Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Хлопчатник известен человеку более 5000 тысячь лет назад. В России хлопок выращивают с 18 века. В мире произрастает 35 видов хлопка и только 4 вида подходят для волокон. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20 - 50 мм. Хлопковые волокна: белые, пушистые, короткие, тонкие, матовые, мягкие, прочные.

Слайд 10

На благо используют: Семена хлопка - на волокна; Ветки и отходы хлопка - на вату, бумагу. картон и т.п. Первичная обработка хлопка: 1. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тыс. Волокон) 2. Сортировка по качеству. 3. Прессование в кипы.

Слайд 11

Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называется прядением , а нить -- пряжей. Производство пряжи - сложный процесс Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют. А из нитей вырабатывают ткань. Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей. Каждая нить содержит несколько отдельных, скрученных между собой, тоненьких волокон.

Слайд 12

Весь процесс получения ткани можно разделить на 3 этапа: прядение ткачество отделка

Слайд 13

Предварительно необходимо обработать волокна

Слайд 14

Производство ткани Процесс производства ткани из волокна называется ткачеством

Слайд 15

Схема процесса производства ткани

Слайд 16

Схема процесса производства ткани

Слайд 17

Что такое ткань? Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке путём переплетение двух нитей - нитей основы и утка. Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а нити, расположенные поперек, называются нитями утка (ударение на последнем слоге) .

Слайд 18

Виды переплетений Самое простое и распространенное переплетение нитей -- полотняное . В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну. Ткани полотняного переплетения очень прочны

Слайд 19

Ткани полотняного переплетения очень прочны . Поверхность - гладкая, матовая . Рисунок с обеих сторон одинаковый . Ситец, бязь и многие другие хлопчатобумажные, льняные, шелковые и другие ткани имеют полотняное переплетение нитей.

Слайд 20

Нить основы - Гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скручена, натянута как струна, плотная, жесткая и прочная. Растяжению не поддается . При резком растяжении ткани нить основы издает звонкий звук . В ткани нить основы определяет ее длину. Нить утка - Пушистая, толстая, неравномерная по толщине, гибкая, мягкая. Нити утка поддаются растяжению, при резком растяжении ткани издает глухой звук. В ткани уточная нить определяет ее ширину. По краям ткани нити основы расположены чаще, поэтому получается более плотное переплетение. Это кромка. Кромка предохраняет ткань от осыпания нитей и растяжения ткани . Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани

Слайд 21

Отделка тканей Ткань, снятая с ткацкого станка (суровая), имеет грязновато-серый или желтоватый цвет, шероховатую (негладкую) поверхность. Эту ткань подвергают отделке : Удаляют с поверхности ткани кончики волокон, отбеливают, красят ( опускают в краситель ) или печатают ( наносят рисунок ). Отделка тканей состоит из процессов, в результате которых из суровой, неотделанной ткани, снятой с ткацкого станка, получают готовую ткань. Цель отделки - улучшение свойств ткани, придание ей товарного вида.

Слайд 23

Стороны ткани Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную . Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки. Лицевая сторона: гладкая, блестящая, у нее яркий цвет и рисунок, на ней меньше узелков и ворсинок. Изнаночная сторона: шероховатая, матовая, у нее бледный цвет и рисунок, на ней больше узелков и ворсинок . Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки.

Слайд 24

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей Волокна льна используют для производства тканей, из которых изготавливают белье и постельные принадлежности. полотенца, салфетки, скатерти, костюмно-платьевые ткани, декоративные (матрасные, шторные). А также вырабатывают ткани специального технического назначения: чехлы, холсты для живописи, парусину, мешочную ткань и другие. Ткани очень прочные и служат дольше, чем х /б ткани. Недостаток - большая сминаемость . Льняные ткани лучше разглаживаются во влажном состоянии, поэтому лучше после стирки их не досушивать.

Слайд 25

Хлопчатобумажные ткани Хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, батист, маркизет и др. Эти ткани мягкие, помогают сохранять тепло, хорошо впитывают влагу. Способны сохранять свою прочность и приятный внешний вид после многократных стирок

Слайд 26

Задания для самостоятельного выполнения Задание 1. Что получают из: 1) семян льна 2) стеблей льна 3) отходов льня 4) семян хлопка 5) веток и отходов хлопка Задание 2. Разделите весь процесс получения ткани на три этапа: прядение, ткачество, отделка. Сырье > волокно > пряжа > суровьё > опаливание > беление > крашение

Слайд 27

Задание 3: Что такое переплетение нитей? Задание4: Нити идущие вдоль ткани называются - …………. ……………., а поперечные нити- …………..

Слайд 28

Практическая работа: Изготовление образца ткани полотняного переплетения Инструменты и принадлежности: картон 8Х8 см, ножницы, линейка, карандаш, игла, две катушки ниток (или два клубка штопки) разных цветов. Последовательность выполнения работы: 1. Наметить размеры рамки и вырезать ее из картона.

Слайд 29

2. Вдоль средней линии верхней и нижней сторон рамки на- метить карандашом точки на расстоянии 0,5 см' друг от друга.

Слайд 30

3. Закрепить нить основы на рамке и вертикально проложить основные нити.

Слайд 31

4. Пользуясь нитью другого цвета, закрепить уточную нить в рамке и переплести с нитью основы. По боковым сторонам рамки уточной нитью образуются кромки, которые не нужно затягивать. 5. Закончив переплетение, закрепить нитку. ЗАПОМНИТЕ! Принцип полотняного переплетения используется при штопке изделий.

Слайд 32

Домашнее задание: Закончить работу: Изготовление образца ткани полотняного переплетения. Оформить его в папке для творческих работ. Принести образцы тканей х /б и льняного происхождения для создания коллекции тканей растительного происхождения.

Слайд 33

Урок окончен. Всем спасибо за работу на уроке. До свидания .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет "технология" Раздел "Материаловедение"

  Если говорить о преемственности между начальной школой и средним звеном, то, вы понимаете, что ни о какой преемственности речь в данном случае не идет – для детей это совершенно новый ...

Интерактивный тест по разделу "Материаловедение (текстильные материалы)", 5 класс

Интерактивный тест, для контроля базовых знаний и умений обучающихся по технологии (швейное дело), 5 класс....

Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")

В данном архиве представлен урок-исследование на тему: "Определения Тканей из натуральных волокон. (6 класс, раздел "Материаловедение")", который проводится с презентацией....

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС

Вашему вниманию представлены тестовые задания по разделу "материаловедение" для 5 класса....

тест по разделу "Материаловедение" 5 класс

Тест содержит вопросы о свойствах и производстве натуральных волокон (хлопка и льна)...