Программа дополнительного образования ФГОС "Традиции древних славян"
рабочая программа по технологии на тему

Вахрина Мария Константиновна

Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с понятием «декоративно-прикладное творчество», его связью с бытом народов России. Знакомство с обычаями, народным фольклором и народными праздниками, с особенностями русского народного костюма и значением кукол в жизни славян. Целью данного курса не является изучение всего многообразия русских народных кукол, главная задача дать классификацию кукол по назначению и виду материала, из которого они изготовлены, обучить основным приемам изготовления национальных кукол.

В ходе практической работы учащиеся научатся приемам выполнения вышивки крестом, изготовления оберегов и текстильной куклы в национальных костюмах разных губерний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_drevnih_slavyan_fgos.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Программа кружка

«Традиции древних славян»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Вахрина Мария Константиновна, педагог дополнительного образования

        

Ванино 2015г

Содержание

1.Пояснительная записка   ..................................................................................3

3.Тематический план ..........................................................................................7

4. Условия реализации программы…………………………………………………...12

5. Список  литературы..................................................................................................13


Пояснительная записка

Направленность программы «Традиции древних славян» художественно-эстетическая.

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 

1 - 4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, семья, традиции, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к семейным ценностям.

         Программа может быть полезна учителям технологии.

Новизна программа кружка  «Традиции древних славян» обеспечивает историческую преемственность между поколениями, способствует сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Воспитанию бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Расширяет кругозор школьника о декоративно-прикладном творчестве народов России. Ориентирована на использование экологически чистых, натуральных материалов. Решает проблемы социальной адаптации школьников содействует развитию качеств семьянина.

Отличительные особенности.

 В качестве основных достоинств программы, необходимо отметить ее воспитательный потенциал, гибкую направленность на творческое развитие личности школьника, которые реализуются в практической и проектной деятельности учащихся.

Целью программы кружка «Традиции древних славян» является актуализация у обучающихся представлений о семье в процессе знакомства с народными традициями России.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, нами были разработаны следующие задачи:

  • познакомить учащихся с русскими народными традициями;
  • познакомить учащихся с разнообразием русских народных кукол;
  • способствовать развитию эмоциональной, творческой сферы личности ребенка;
  • познакомить учащихся с традициями изготовления куклы народов России;
  • содействовать самореализации и развитию внутреннего потенциала учащихся;
  • воспитывать заботливое и бережное отношение к родным и близким людям.
  • развивать творчество, фантазию;
  • обучить самоконтролю, самостоятельному поиску и подбору материала, принятию собственных решений при выполнении проектов;
  • научить работать в группе, учитывать интересы других людей находить конструктивные решения проблемы.

Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с понятием «декоративно-прикладное творчество», его связью с бытом народов России. Знакомство с обычаями, народным фольклором и народными праздниками, с особенностями русского народного костюма и значением кукол в жизни славян. Целью данного курса не является изучение всего многообразия русских народных кукол, главная задача дать классификацию кукол по назначению и виду материала, из которого они изготовлены, обучить основным приемам изготовления национальных кукол.

В ходе практической работы учащиеся научатся приемам выполнения вышивки крестом, изготовления оберегов и текстильной куклы в национальных костюмах разных губерний.

 Обучающиеся по программе: 1 - 4 классы.  Наполняемость группы  – 15 человек.

Программа кружка «Традиции древних славян» разработана для учащихся 1 – 4  классов, как девочек, так и мальчиков. Программой предусмотрены задания разной степени сложности, что позволяет работать по ней с учащиеся с разной степенью подготовленности. Так же предусмотрена проектная и самостоятельная творческая деятельность, которая поможет школьнику самореализовываться в творчестве, повысить свою самооценку, углубить знания по декоративно-прикладному творчеству, расширить кругозор.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один  год обучения из расчёта 2 часа в неделю. Всего: 72 часа из которых 27 теоретических и 47 практических.

Количество часов в 1-ой четверти 18 часов;

Количество часов во 2-ой четверти 14 ч.;

Количество часов в 3 –й четверти 14 ч.;

Количество часов в 4-ой четверти 18 ч.

Форма и режим занятий:

 Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю  в учебном кабинете, музее, библиотеке.

Формы

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;

        Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении обосновывать и высказывать свое мнение.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками музыки: прослушивание народных песен, напевов и частушек;        

        • с уроками технологии: оформление творческих         работ, участие в выставках декоративно прикладного искусства, защите проектов;        

        • с уроками литературы: сочинение мини рассказов, изучение народного фольклора.

        

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Оценка результатов образования

Для оценки результатов образования учащихся предлагается рейтинговая система оценивания:

  • в течении всего обучения учащиеся должны будут заполнять свою копилку в которую должны входить: изделия, инструкционные карты, карты образцов, творческий проект, сочинения, грамоты, дипломы и т.д.
  • учащемся – предлагается оформить стенд, на котором после каждого занятия они будут сами оценивать свои достижения, успехи в виде графика.
  •  в конце занятий кружка учащимся предлагается выполнить и защитить проект. Оценивание проекта и его защиты проводится по 10 критериям:
  1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
  2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность материальное воплощение проекта;
  3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, плана библиографии, использование литературы;
  4. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта;
  5. Качество оформления проектной документации;
  6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, свободное владение материалом и умение отвечать на вопросы;
  7. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
  8. Умение отвечать на вопросы: аргументированность, полнота, конкретность, точность, уверенность;
  9. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, умение использовать наглядный материал, удержание внимания аудитории;
  10. Деловые и волевые качества докладчика ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, контактность.

Для перехода к традиционной системе оценивания можно воспользоваться ключом (в баллах):

  • «отлично» - 155 – 200,
  • «хорошо» - 100 – 154,
  • «удовлетворительно» - менее 100.

Рейтинговая система оценки позволит отслеживать динамику развития учащихся, уровень их способностей, качество получаемых знаний и интерес, а так же результативность используемых методов обучения.

Учащиеся должны знать:

историю возникновения куклы;

  1. особенности русской народной куклы;
  2. особенности русского народного костюма;
  3. способы изготовления кукол;
  4. правила оформления проектной документации;
  5. правила техники безопасности при работе с утюгом, иглами, на швейной машине и ножницами.

Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять куклу закрутку, грелку на чайник, куклу из соломы, обрядовую куклу «Травницу», масленичное чучело и куклу перчатку в русских народных костюмах;
  2. самостоятельно выполнять выполненный проект;
  3. организовывать свою работу и рабочее место;
  4. соблюдать правила техники безопасности при работе с утюгом, иглами, на швейной машине и ножницами;
  5. работать с информационными источниками;
  6. самостоятельно работать по выкройкам и инструкционным картам;
  7. изготавливать изделие, соответствующее выбранному проекту.

 тематический план

интегрированного вариативного курса «Традиции древних славян».

Раздел, тема

Количество часов

теор

практ.

всего

1

Вводное занятие

2

2

2

I. Декоративно-прикладное искусство

2

3

5

1.1. Декоративно-прикладное искусство и человек

1

1

2

1.2. Мотивы, орнаменты, образы, цветовые сочетания

1

2

3

3

II. Русская изба

5

7

12

2.1 Предание старины

1

1

2

2.2. Убранство русской избы

2

2

4

2.3. Внутреннее убранство избы

1

1

2

2.4. Обереги дома

1

3

4

4

III. Традиционные женские рукоделия

2

4

6

3.1. Русская народная вышивка.

1

2

3

3.2. Кружевоплетение

1

2

3

5

IV. Русский народный костюм

4

4

8

4.1. Одёжа, риза, порты

1

1

4.2.Головные уборы, пояски, украшения

1

1

2

4.3. Свадебный костюм крестьянки

1

2

3

4.4.Детская и мужская одежда

1

1

2

6

V.  Куклы в жизни славян

9

11

20

5.1. История создания игрушки, куклы

1

1

5.2. Деревянные игрушки

1

1

2

5.3. Обрядовые куклы из соломы. Знакомство с традициями празднования Масленицы. Изготовление Чучела

2

2

4

5.4. Обрядовые куклы из соломы. «Масленичные гуляния». Проводы зимы. Сжигание чучела. Катание на санях

2

-

2

5.5. Славянские текстильные куклы

1

1

2

5.5.1. Изучение кукол-оберегов дома

Кукла «Колокольчик»

1

1

1

5.8.2. Изучение кукол-оберегов дома

«День и Ночь»

1

1

1

5.8.3. Изучение кукол-оберегов дома

«Кубышка-Травница»

1

3

4

5.8.4. Изучение кукол-оберегов дома Изготовление куклы «Зернушки» или «Крупенички»

1

2

2

7

VI. Проект

2

15

17

6.1. Метод проекта и определение с темой проекта

1

1

2

6.2. Исследовательская часть

3

3

6.3. Экскурсия в краеведческий музей

3

3

6.4. Изготовление объекта труда

3

3

6.5. Оформление проектной документации

2

2

6.6. Защита проектов

2

2

8

Заключительное занятие

Оформление выставки

1

1

2

Общее количество часов

27

45

72

Содержание программы

Вводное занятие.

Знакомство с ребятами и программой кружка.

Раздел I. Декоративно-прикладное искусство.

Тема: 1.1.  Декоративно-прикладное искусство и человек.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: декор, декоративно прикладное искусство, особенности декоративно-прикладного искусства;

б) практические вопросы

  • проблемные вопросы теоретического характера Почему декоративно-прикладное искусство называют прикладным? Почему декоративно-прикладное искусство несмотря на его древнее происхождения считают молодым?
  • Задания для самостоятельной работы

     в) самостоятельная работа

Как вы понимаете выражение М.И.Калинина?

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в русских людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм.

Тема: 1.2. Мотивы, орнаменты, образы, цветовое сочетание.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: мотив, орнамент, образ;
  • основные сведенья: образ мироздания в народном искусстве, символы обозначающие элементы мироздания (солнце, земля, вода, человек, растения, птицы)

б) практические вопросы

  • какие мотивы встречаются в декоративно – прикладном искусстве?
  • почему в декоративно – прикладном искусстве используется стилизованное изображение животных, человека и.т.д.?
  • как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?

в) задания для самостоятельной работы

  • выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.

Раздел II. Русская изба

Тема: 2.1. Предание старины.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: быт, предметы домашнего обихода, обряд, приметы;

б) практические вопросы

  • какие приметы вы знаете?
  • почему нельзя было строить дом на месте сгоревшего?

в) задания для самостоятельной работы

  • Выписать в тетрадь пословицы о доме.

Тема: 2.2. Убранство русской избы

а) теоретические сведения

  • основные понятия: изба, подклеть, фронт, причелины.

б) практические вопросы

  • зачем люди украшают свои жилища?
  • о чем может рассказать декор русской избы?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд (рабочая тетрадь, С. 5).

Тема: 2.3. Внутреннее убранство избы

а) теоретические сведения

  • основные понятия: печь, шесток, устье печи, ухваты, бабий угол.

б) практические вопросы

  • в чем проявлялась мудрость устроения жилой среды русской избы?
  • почему «бабий угол» получил такое название?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд (рабочая тетрадь, С. 5).

г) групповая работа

  • оформление избы в русском стиле.

Тема: 2.4. Обереги дома

а) теоретические сведения

  • основные понятия: оберег, домовой, плетень, коса домовушка, солнце (подсолнух), веник «домовушка».

б) практические вопросы

  • для чего создавались обереги?
  • какие виды оберегов вы знаете?

    в) выполнить эскиз оберега

    д) лабораторная работа

Тема: Изготовление оберегов дома

Раздел III. Традиционные женские рукоделия

Тема: 3.1. Русская народная вышивка

а) теоретические сведения

  • основные понятия: спис, сюжетная вышивка, символы в вышивке.

б) практические вопросы

  • в чем секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия?
  • только ли для красоты использовалась вышивка?
  • какие цвета чаще всего использовались в народной вышивке?
  • что означает слово «спис»?

в) задания для самостоятельной работы

  • выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки оформление избы в русском стиле.

д) лабораторная работа

Тема: Изготовление салфетки, используя народные мотивы.  

Тема: 3.2. Кружевоплетение

а) теоретические сведения

  • основные понятия: коклюшки, сколок, сцепное кружево, ленточное кружево.

б) практические вопросы

  • назови основные центры кружевоплетения?
  • в чем особенность Елецкого центра?
  • чем рязанское кружево отличается от вологодского?

в) задания для самостоятельной работы

  • пользуясь § 6 Кружевоплетение заполните таблицу «Особенности центров кружевоплетения».

Раздел IV Русский народный костюм

Тема: 4.1. Одежа, риза, порты

а) теоретические сведения

  • основные понятия: одежа, риза, порты, элементы русского народного костюма(рубаха, сарафан, понева).

б) практические вопросы

  • как называли древние славяне «одежду вообще»?
  • из каких элементов состоит народный костюм?
  • когда на девушку надевали поневу?
  • в чем секрет красоты русского народного костюма?
  • какую роль играли узоры в русском народном костюме?
  • чем отличается народный праздничный костюм от современного?

в) задания для самостоятельной работы

  • кроссворд (Рабочая тетрадь стр.14)

Тема: 4.2. Головные уборы, пояски, пояски, украшения

а) теоретические сведения

  • основные понятия: «повязка», венчик, «повой», «сорока»,поясок.

б) практические вопросы

  • как можно было определить возраст женщины и ее социальное положение?
  • для чего носили наши предки украшения?

Тема: 4.3. Свадебный костюм крестьянки.

а) теоретические сведения

  • основные понятия: свадебный обряд, сватовство, венчание.

б) практические вопросы

  • какие цвета чаще всего встречаются в свадебном костюме крестьянки?
  • когда девушка начинала готовить преданное?
  • почему свадебный костюм был украшен большим количеством вышивок?

в) задания для самостоятельной работы

  • Выполни эскиз народного праздничного костюма северных или южных народов России. Работу можно сделать в нескольких вариантах.
  1. можно изготовить бумажную куклу и для нее комплект одежды;
  2. можно сделать картину в виде аппликации, используя как бумагу, так и ткань.

Тема: 4.4. Детская и мужская одежда.

а) теоретические сведения

  • символы-обереги для детей, украшения-обереги для детей и мужчин..

б) практические вопросы

  • на каких элементах детской одежды встречается вышивка?
  • для чего детям одевались украшения?
  • из чего состоял мужской повседневный комплект?

Раздел V Куклы в жизни славян

Тема: 5.1. История создания куклы

а) теоретические сведения

  • история появления куклы, виды кукол по их назначению.

б) практические вопросы

  • на какие группы, по своему назначению делятся куклы?
  • где появились первые куклы?

в) задания для самостоятельной работы

  • сочинение на тему «Моя первая кукла».

Тема: 5.2. Деревянные игрушки.

а) теоретические сведения

  • матрешка – как часть русской культуры, центры изготовления матрешек, троерусские игрушки.

б) практические вопросы

  • в каком веке появилась русская матрешка?
  • назовите центры, в которых занимаются росписью матрешек?

в) задания для самостоятельной работы

  • нарисуйте матрешку, которая могла бы появиться в Амурской области.

Тема:5.3. Обрядовые куклы из соломы.

 а) теоретические сведения

  • знакомство с традициями празднования Масленицы.

основные понятия: обрядовые куклы, кукла «десятиручка», «Спиридон-Солнцеворот», «Коза», «Кострома».

б) практические вопросы

  • для чего изготавливали обрядовую куклу «десятиручку»?
  • когда делали и для чего обрядовую куклу «Спиридона-Солнцеворот»?
  • что обозначает название обрядовой куклы «Кострома».

в) лабораторная работа Тема: Кукла «Дусятиручка»

г) групповая работа Тема: Кукла «Кострома».

 Масленичные гуляния

Чаепитие, проводы зимы, сжигание «Костромы».

Тема5.4: Славянские текстильные куклы.

а) теоретические сведения

  • познакомить учащихся с многообразием текстильных кукол, способами их изготовления и их значением в жизни славян.
  • Научить учащихся составлять инструкционную кату, приемам изготовления грелки, и костюма в стиле определенной губернии.

б) практические вопросы

  • что называют оберегом?
  • какие куклы обереги вы знаете?
  • для кого изготавливались текстильные обрядовые куклы?

в) лабораторная работа Тема: Кукла «Закрутка».

     д) лабораторная работа Тема: Изготовление куклы–грелки на чайник в русском народном костюме.

Тема5.5. Изучение кукол-оберегов дома.

а) теоретические сведения

  • познакомить учащихся с многообразием текстильных кукол-оберегов дома со способами их изготовления и их значением в жизни славян.

б) практические вопросы

  • какие лекарственные растения вы знаете?
  • для чего изготавливали куклу «День и Ночь»?
  • зачем вешали куклу Колокольчик на дверь?

           в) лабораторная работа Тема: Кукла «колокольчик».

д) лабораторная работа Тема: Изготовление Кубышки-травницы в русском народном костюме.

Раздел VI Проект.

Тема 6.1 Метод проекта.

Знакомство с методом проекта.

Тема 6.2. Составление плана исследования, выбор объекта труда.

Знакомство с правилами оформления проектной документации.

Тема 6.3. Экскурсия в краеведческий музей

Работа с дополнительной литературой, посещение музея или библиотеки.

Лабораторная работа 6.4 изготовление объекта труда.

Тема 6.3. Защита проектов, подведение итогов.

Заключительное занятие: Организация выставки работ учащихся, анкетирование.

Условия реализации программы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

  1. Учебное пособие «Мир древних славян»
  2. Рабочая тетрадь «Мир древних славян»
  3. Инструкционные карты 20 шт«Пеленашка», «Кубышка Травница», «Кукла закрутка», «День-ночь», «Колокольчик» и т.д.
  4. Иглы 3 набора
  5. Нитки (10 катышек разного цвета)
  6. Ножницы (15 шт)
  7. Линейки, карандаши по 15 шт
  8.  Ткань – бязь (3м белой и 2 м цветной); лен (2м)
  9. Ленты цветные (10 м)
  10. Бисер (300гр)

Кадровое обеспечение: Учитель технологии или педагог дополнительного образования, имеющий знания в области «ДПИ».

Список литературы для учителей

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманистическая основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – М., 1990. – 560с.
  2. Агаева, И.В. Народный мастер России / И.В. Агаева: [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm - 12. 02. 2007.
  3. Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии 5-9 класс: метод. пособие / А.К. Бешенков [и др.]. –  М.: Дрофа, 2003. – С. 86-99.
  4. Васильцова, З. Мудрые заповеди народной педагогики / З. Васильцова. – Хабаровск, 1990. – 132с.
  5. Грищук, Т.А. Русская народная игрушка / Т.А. Грищук [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.porhov.ru/school/uchproekt/esse.htm. - 15.07.2008
  6. Доброва, Е.В. Вышиваем крестом. Мотивы для кухни и детской / Е.В.  Доброва. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.
  7. Жмакина, Л.Е. Мастерица по изготовлению костюмных кукол / Л.Е. Жмакина [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_gmakina.htm. - 12.02.2007.
  8. Кенунен, Е.К. Сайт Елены Кенунен / Е.К. Кенунен [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kenunen.boom.ru/igru/toys_3_2.html. - 12. 02. 2007.
  9. Маслова, Т.А Мастерица по изготовлению кукол / Т.А. Маслова [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_maslova.htm.- 14.03.2007.
  10.  Микулинас, А.В Куклы Аллы Микулинас / А.В Микулинас [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.kulinas.hotbox.ru. - 14. 03. 2007.
  11. Хвостов, А.С. Декоративно-прикладное творчество в школе / А.С. Хвостов. - М.: Просвещение, 1987.

Список литературы для учащихся

  1. Агаева, И.В. Народный мастер России / И.В. Агаева: [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm - 12. 02. 2007
  2. Грищук, Т.А. Русская народная игрушка / Т.А. Грищук [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.porhov.ru/school/uchproekt/esse.htm. - 15.07.2008
  3. Доброва, Е.В. Вышиваем крестом. Мотивы для кухни и детской / Е.В.  Доброва. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.
  4. Жмакина, Л.Е. Мастерица по изготовлению костюмных кукол / Л.Е. Жмакина [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_gmakina.htm. - 12.02.2007.
  5. Кенунен, Е.К. Сайт Елены Кенунен / Е.К. Кенунен [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kenunen.boom.ru/igru/toys_3_2.html. - 12. 02. 2007.
  6. Маслова, Т.А Мастерица по изготовлению кукол / Т.А. Маслова [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_maslova.htm.- 14.03.2007.
  7.  Микулинас, А.В Куклы Аллы Микулинас / А.В Микулинас [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.kulinas.hotbox.ru. - 14. 03. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...