РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ В 9 КЛАССАХ «МОЙ ВЫБОР»
элективный курс по технологии (9 класс) на тему

Данная программа может быть использована в качестве элективного курса в рамках предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ базового уровня обучения и рассчитана на 34 учебных часа.

Новизна данного программного курса в формировании готовности учащихся  к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Включение в курс разделов: «Профессиональное самоопределение», «Сферы профессиональной деятельности», «Проектирование «Мой выбор»» составляют его оригинальность и соответствуют учебным запросам учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moy_vybor.docx56.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

эстетического цикла

«Согласовано»

Заместитель

директора по УР МОАУ СОШ № 15

«Утверждаю»

Директор МОАУ СОШ № 15

___________/И.Ю. Азимова/

___________/Н.В.Морозова/

_____________/В.В.Неценстрик/

Протокол № 1 «____»_____ 2014 г.

«___»____2014г.

Приказ № ____ от «___»____2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ В 9 КЛАССАХ

«МОЙ ВЫБОР»

Азимовой Ирины Юрьевны,

учителя  технологии.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 15

городского округа города Райчихинска Амурской области

Рассмотрено на заседании

                                                 педагогического совета

                                                   29.08.2014 г., протокол № 1

2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в ст.37 Конституции РФ. В ней говориться: «Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.

Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.

Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели. 

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников базовой и средней школы оказываются неготовыми к осуществлению осознанного выбора профессии. 

Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.

Рабочая программа рассчитана на обучающихся девятых классов. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
  • Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)
  • Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
  • Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

        Курс рассчитан на 34 часа в год. Продолжительность реализации курса предполагается в течение всего учебного года по одному часу в неделю.

Цель программы: сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состоянии здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

        Задачи программы:

  1. Формирование актуального для подростков «информационного поля».
  2. Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по планированию.
  3. Формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
  4. Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  5. Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения.
  6. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы.
  7. Дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся 7,8 вида.
  8. Выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
  9. Направление учащихся на создание собственного проекта «Мой выбор».

На занятиях данного элективного курса ребята получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях ученики получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии. Получат опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность и наличием ценностных установок. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит ученикам узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.

        Программа включает в себя различные методы профориентационной работы: элементы профинформирования, профконсультации, профдиагностики и разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально – важных качеств.

        В содержании программы курса выделены 2 части:

теоретическая;         практическая.

        В теоретической части раскрывается общая характеристика профессиональной деятельности человека, знакомство с типами профессий, физиологические и психические ресурсы личности. Содержание программы построено в соответствии с дедуктивным принципом – от общего к частному. Содержание, соответствующее базовому содержанию обязательного минимума включено с целью его актуализации, определению его места в системе современного обучения школьников, обновлению содержания образования в ОО «Технология». За отведённое время на изучение курса необходимо ознакомить учащихся со структурой современного рынка труда, правилами выбора профессии («хочу» – «могу» – «надо»), изучить типы профессий и путём группового обсуждения, тестирования, развивающих процедур выявляют для себя соответствующую профессиональную среду.

        Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. При реализации программы целесообразно сделать смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения самостоятельными навыками определения будущей профессиональной карьеры, поиск источников получения информации о профессиях, путей получения профессии. Поиск необходимых знаний должен идти через самопознание личности и определение её места в соответствующей профессиональной сфере. Программа курса составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме игровых дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

        Данный курс предусматривает как классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: проблемные лекции, групповые дискуссии, игровые профориентационные упражнения, диагностические процедуры, видео-занятия, встречи со специалистами разных профессий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

- значение профессионального самоопределения;

- требования к составлению личного профессионального плана;

- правила выбора профессии;

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности;

- понятия об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятия о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

- значение творческого потенциала, карьеры.

Обучающиеся должны уметь: составлять карту интересов

- составлять формулы профессий;

- составлять собственное резюме;

- получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей;

- анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный   профессиональный план.

Обучающиеся должны иметь представления:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

- о современных формах и методах организации труда;

- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

- о предпринимательстве, о рынках труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

1)        Информационные:

  • сформированность представления о мире профессий;
  • знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
  • знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
  • знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, республике, стране.

2)  Исследовательские:

  • участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
  • изучение путей овладения избранными профессиями.

3)  Практические:

  • сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
  • готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
  • определение профессиональных планов и намерений учащихся;
  • развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
  • знание функций и задач городского центра занятости.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
  • презентации проектов обучающихся;
  • деловые игры;
  • профориентационные игры;
  • анкетирование;
  • выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др;
  • выполнение итогового проекта «Мой выбор».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

П./п.

Тема

Кол-во часов

Вводное занятие.

1

Профессия и я.

1

Внутренний мир человека.

1

Профессиональные интересы и склонности человека.

1

Способности человека.

1

 Характер, темперамент, профессия.

1

Исследование особенностей человека.

1

Мотивы выбора профессии.

1

Личный профессиональный план.

1

П.р. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.                                                                                           

1

Сферы и отрасли профессиональной деятельности.

1

Профориентационная игра «Угадай профессию».

1

Индустриальное  производство.

1

Агропромышленное производство.

1

Легкая и пищевая промышленности.

1

Торговое и общественное питание.

1

Арттехнологии. Универсальные перспективные технологии.

1

Социальная сфера. Предпринимательство.

1

Обоснования выбора темы проекта.  

1

Выявления интересов и способностей.

1

Какую профессию мне выбрать?

1

Учебные заведения, факультеты и специальности.

1

Обоснование выбора специальности.

1

Предполагаемая профессия.

1

Описание профессии.

1

Содержание деятельности.

1

Профессионально важные качества.

1

Оплата и востребованность на рынке труда. 

1

Должен знать.

1

Медицинские противопоказания.

1

Зарплата и карьера.

1

Оформление проекта.

1

33-34

Защита проекта.

2

Итого

34часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Профессиональное самоопределение (12ч.)

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки. Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных организаторских склонностей (КОС-1).Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка. Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова. Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка: уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений, внимания (тест Бурдона, «Красно-черная таблица»), мышления (методики ШТУР). Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность (2 ч) Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест Холланда. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.

2.  Сферы профессиональной деятельности. (6ч.)

Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, производство конструкционных материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение; просвещение, культура, медицинское обслуживание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Профессии типов «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка труда. Занятость и самозанятость. Про-фессиограммы наиболее распространенных профессий. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ). 

3. Проектирование «Мой выбор» (16ч.)

Понятие: «Личный профессиональный план». Характеристики личного профессионального плана. Этапы формирования личного профессионального плана. Принципы при выборе профессии. Собственный выбор профессионального пути (самоопределение). Знакомство с новыми профессиями. Соотносить требования, которые предъявляет профессия со своими возможностями. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Защита проекта «Мой выбор».

 



РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Дата

проведения план  факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

ВВОДНОЕ

ЗАНЯТИЕ

Вводное занятие.

1

Введение новых знаний

Введение
в курс

Знать:

– содержание курса

 – суть курса

Ответы
на вопросы

2

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ 

СФЕРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессия

и я.

1

Комбинированный

Многообразие профессий. Роль профессии в жизни человека. Карьера и ее виды. Пути получения образования, профессионального и служебного роста

Знать:

– методы определения сфер деятельности в соответствии с психофизическими качествами конкретного человека;

– виды карьеры;

– цели и задачи профессиональной

деятельности

Текущий. Ответы
на вопросы. Тестирование

3

Внутренний мир человека.

1

Введение новых знаний

Сущность концепции «Я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки

Знать:

– пути формирования образа собственного «Я»;

– основные составляющие «Я-концепции»;

– формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии.

Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств

Тестирование

4

Профессиональные интересы и   склонности человека.

1

Введение новых знаний

Сущность понятий профессиональный интерес и склонности. Выявление
и оценка профессиональных интересов
с помощью разных методик

Знать:

– суть понятий профессиональный интерес и склонности;

– этапы развития интересов, склонностей.

Уметь осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей

Ответы
на вопросы. Тестирование

5

Способности человека.

1

Введение новых знаний

Понятие о задатках
и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка способностей, уровня интеллектуального развития

Знать:

– суть понятий задатки и способности;

– роль способностей в выборе профессий, их виды;

– понимать значение деятельности как важнейшего условия развития способностей

Тестирование

6

 Характер, темперамент, профессия.

1

Введение новых знаний

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента

Знать:

– суть понятий темперамент, характер;

– классификацию типов темперамента, особенности каждого из них;

– свойства (черты характера), проявление темперамента и характера
в профессиональной деятельности

Ответы
на вопросы. Тестирование

7

Исследование особенностей человека.

1

Введение новых знаний

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление
и оценка кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления

Знать сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении.

Уметь оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления

Ответы
на вопросы. Тестирование

8

Мотивы выбора профессии.

1

Введение новых знаний

Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий мотивы, ценностные ориентации, условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере

Знать:

– сущность понятий мотивы, ценностные ориентации, их классификацию;

– значение мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Уметь определять тип ценностных ориентаций

Ответы
на вопросы. Тестирование

9

Личный профессиональный план.

1

Введение новых знаний

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность

Знать сущность понятий жизненный план, профессиональный план, карьера, профессиональная пригодность.

Уметь составлять личный профессиональный план

Ответы
на вопросы. Тестирование

10

П.р. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.                                                                                           

1

Введение новых знаний

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии. Карьера. Важнейшие характеристики здоровья человека

Знать:

– сущность понятия здоровье;

– о взаимосвязи здоровья и выбора профессии, карьеры;

– важнейшие характеристики здоровья человека.

Уметь оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной пригодности к той или иной деятельности

Ответы
на вопросы. Тестирование

11

Сферы и отрасли профессиональной деятельности.

1

Введение новых знаний

Структура современного производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Проектирование профессионального плана

Знать:

– сущность понятий профессия, специальность;

– классификацию профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда;

– структуру современного производства.

Уметь проектировать свой профессиональный план

Ответы
на вопросы. Тестирование

12

Профориентационная игра «Угадай профессию».

1

Введение новых знаний

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении

Знать сущность понятия профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении

Ответы
на вопросы. Тестирование

13

Индустриальное  производство.

1

Введение новых знаний

Представление об индустриальном производстве, видах предприятий отрасли. Профессии тяжелой индустрии

Знать:

– сущность индустриального производства, его виды;

– профессии тяжелой индустрии;

– функции работников основных профессий.

Уметь находить информацию о профессиях, региональном рынке труда
в различных источниках

Опрос

14

Агропромышленное производство.

1

Комбинированный

Сферы агропромышленного производства. Основы технологического процесса

в АПК. Профессии АПК

Знать:

– сущность агропромышленного производства, его структуру;

– профессии АПК;

– содержание труда и профессиональные качества работников АПК.

Уметь составлять технологические цепочки производства отдельных отраслей АПК

Контроль качества

15

Легкая и пищевая промышленности.

1

Введение новых знаний

Структура легкой и пищевой промышленности. Профессии в легкой и пищевой промышленности

Знать:

– структуру и перспективы развития отдельных производств легкой и пищевой промышленности;

– профессии легкой и пищевой промышленности;

– содержание труда работников этой отрасли.

Уметь определять содержание труда работников той или иной профессии

Текущий. Ответы
на вопросы. Заслушивание сообщений учащихся. Тестирование

16

Торговое и общественное питание.

1

Введение новых знаний

Торговля как отрасль народного хозяйства. Виды предприятий общественного питания. Профессии в сфере торговли и общественного питания

Знать:

– виды предприятий торговли и общественного питания;

– профессии и профессиональные требования к работникам торговли
и общественного питания;

– содержание труда и требования
к работникам данных отраслей

Текущий. Ответы
на вопросы. Заслушивание сообщений учащихся. Ролевая игра

17

Арттехнологии. Универсальные перспективные технологии.

1

Введение новых знаний

Профессии, относящиеся к типу «человек – художественный образ» Новые перспективные технологии. Влияние техники и технологии на виды и содержание труда

Знать:

– содержание труда представителей профессий мира искусств;

– требования, предъявляемые к работникам сферы арттехнологий.

Уметь использовать приобретенные знания для выбора пути продолжения образования

Текущий. Ответы
на вопросы. Заслушивание сообщений учащихся. Тестирование

18

Социальная сфера. Предпринимательство.

1

Введение новых знаний

Структура и профессии социальной сферы. Профессиональные качества. Предпринимательство и предпринимательская деятельность.

Знать:

– сущность и назначение социальной сферы и педпринимательства;

– содержание труда и требования, предъявляемые к человеку, выбравшему профессию в социальной сфере.

Уметь находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях трудоустройства

Текущий. Ответы
на вопросы

19

ПРОЕКТИРОВАНИЕ «МОЙ ВЫБОР»

Обоснования выбора темы проекта.  

1

Урок-исследование

Проектирование профессионального плана

Знать сущность понятия профессиональный выбор

Планирование, дискуссия.

20

Выявления интересов и способностей.

1

Урок-исследование

Выявление и оценка способностей, уровня интеллектуального развития

Знать:

– роль способностей в выборе профессий, их виды;

Ответы
на вопросы. Тестирование

21

Какую профессию мне выбрать?

1

Урок-исследование

Выявление профессий.

Знать:

- популярные профессии;

- востребованные профессии.

Ответы
на вопросы. Исследование.

22

Учебные заведения, факультеты и специальности.

1

Урок-исследование

Выявление учебных заведений.

Знать:

- разновидности учебных заведений;

- популярные и востребованные уч. заведения. 

Ответы
на вопросы. Исследование.

23

Обоснование выбора специальности.

1

Урок-исследование

Выявление специальностей.

Знать:

- разновидности специальностей.

Ответы
на вопросы. Исследование.

24

Предполагаемая профессия.

1

Урок-исследование

Изучение профессий и выявление наилучшего результата.

Знать:

- разновидности профессий.

Ответы
на вопросы. Исследование.

25

Описание профессии.

1

Урок-исследование

Изучение профессии.

Знать:

- содержание профессии.

Ответы
на вопросы. Исследование.

26

Содержание деятельности.

1

Урок-исследование

Изучение профессии.

Знать:

- содержание профессии.

Ответы
на вопросы. Исследование.

27

Профессионально важные качества.

1

Урок-исследование

Изучение профессии.

Знать:

- содержание профессии.

Ответы
на вопросы. Исследование.

28

Оплата и востребованность на рынке труда. 

1

Урок-исследование

Изучение профессии.

Знать:

- содержание профессии.

Ответы
на вопросы. Исследование.

29

Должен знать.

1

Урок-исследование

Изучение профессии.

Знать:

- содержание профессии.

Ответы
на вопросы. Исследование.

30

Медицинские противопоказания.

1

Урок-исследование

Изучение медицинских противопоказаний

Знать:

- содержание профессии;

– о взаимосвязи здоровья и выбора профессии, карьеры;

– важнейшие характеристики своего здоровья.

Уметь оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной пригодности.

Ответы
на вопросы. Исследование.

31

Зарплата и карьера.

1

Урок-исследование

Изучение профессии.

Знать:

- содержание профессии.

Ответы
на вопросы. Исследование.

32

Оформление проекта.

1

Урок-исследование

Правила оформления проекта.

Знать:

- оформление документации к защите;

- правила составления презентации.

Контроль качества.

33-34

Защита проекта.

2

Урок-обобщение.
Повторение и систематизация знаний

Защита проекта.

Знать:

- правила защиты проекта.

Заслушивание проектов учащихся.

ИТОГО:

34 ч


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Оценка устных ответов

        Оценка «5»

полностью усвоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

        Оценка «4»

в основном усвоил учебный материал;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

        Оценка «3»

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

        Оценка «2»

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Бельницкая, Е.А. Мотивы и факторы выбора профиля обучения сельскими и городскими школьниками / М.: 2007. - № 6.
  2. Бельницкая, Е.А. Особенности организации профильного обучения учащихся в сельской и городской местности / М.: 2007. - № 10.
  3. Горячева, Е.Д. Профильное обучение как проблема управления развитием региональной системы образования / М.: 2005. – № 12.
  4. Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. М.: Академический проезд; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  5. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (ХІ – ХІІ классы): утвержденная приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2004. №893.
  6. Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся: пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов общеобразовательных школ / Мн.: Бел. навука, 2000.
  7. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
  8. Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике / М.:  2006. - № 12.
  9. Немова, Н.В. Управление системой профильного обучения в школе / Н.В,Немова. –М.:“Сентябрь”. – 2006.
  10.  Пальчик, Г.В. Организационно-управленческие аспекты профильного обучения: результаты мониторинговых исследований / М.: 2007. - № 6.
  11.  Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
  12.  Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
  13.  Прошицкая. Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прошицкая. – М.: Просвещение, 1991.
  14.  Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  15.  Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005.
  16.  Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук, В.В. Лях, С.Г. Макарова. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
  17.  Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко/ авт.-сост. А.Н. Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2007
  18.  Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся / О.А. Хаткевич. – Мн.: ИООО «Красико-Принт», 2004.
  19.  Хвостов, В. Предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация должны идти одновременно / В.Хвостов // Директор школы. – 2006. - № 6 – с. 83-85.
  20.  Чистякова С. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / C.Чистякова // Народное образование. – 2006. - № 9.

Информационные ресурсы:

  1. Диск. Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия.
  2. http://www.proforientator.ru/tests/po-demo/po-demo.php
  3. http://www.zhenskie-sekrety.ru/pages/testy/vybor-professii-t.htm
  4. http://www.profguide.ru/
  5. http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/ 
  6. http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/opredelenie_tipa_budushhej_professii_metodika_klimova.html 
  7. http://www.ucheba.ru/prof 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...