Программа предпрофильной подготовки "Швея 2 разряда"
рабочая программа по технологии (10 класс)

Настоящая программная предназначена для профессиональной подготовки учащихся школы-интерната по профессии «Швея».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shveya.docx793.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\МаринаСавкина\Pictures\2021-11-19-0001.jpg 

«Утверждаю»

C:\Users\МаринаСавкина\Pictures\2021-11-19-0002.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Квалификационная характеристика.
  3. Характеристика подготовки.
  4. Учебный план.
  5. Контроль и оценка освоения профессиональной образовательной программы.
  6. Термины, определения.
  7. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа профессиональной подготовки по рабочей профессии 19601 «Швея» составлена на основе стандарта Российской Федерации. Содержание Программы определяется с учетом требований квалификационной характеристики профессии 19601 «Швея».

При разработке программы использовались следующие нормативные правовые документы и методические материалы:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 июля 2013 года №513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.08.2020 №438 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года №1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
  • Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (ISCO-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2020-ст);
  • Постановление Минтруда РФ от 03.07.2002 №47 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Выпуск 46, Раздел «Швейное производство».

Цель настоящей программы  профессиональная подготовка обучающихся 10-11 классов общеобразовательных организаций по профессии 19601 «Швея». Формирование знаний и умений в изучении обучающимися технологии ручной, машинной обработки тканей, а также усвоение ими умений и навыков работы на швейном оборудовании.

Основными задачами программы являются:

  • формирование у обучающихся совокупности знаний и умений, необходимых для осуществления трудовых действий и трудовых функций по профессии 19601 «Швея»;
  • развитие у обучающихся профессионально значимых качеств и мотивируемой потребности в получении востребованной профессии, в организации самозанятости на рынке труда;
  • оказание обучающимся практико-ориентированной помощи в профессиональном самоопределении, в выборе пути продолжения профессионального образования;
  • подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, овладению профессией, трудовой деятельности совместно с другими членами общества.

Программа разработана с учетом реализации следующих принципов:

  • ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального (муниципального) рынка труда;
  • усиление профориентационной направленности профильного обучения средствами профессиональной подготовки старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами;
  • обеспечение преемственности между средним общим и профессиональным образованием.

На обучение по профессии «19601 Швея» всего отводится 272 часа при очной форме обучения (1 год 10 месяцев).

Содержание программы включает разделы: «Теоретическое обучение», «Практическое обучение», «Итоговая аттестация».

В содержание теоретического обучения входит формирование знаний по устройству оборудования; приспособлений и инструментов, применяемых при выполнении швейных работ; по устройству и взаимодействию узлов, механизмов швейной машины; технологии обработки изделий детского и женского ассортимента; постельного белья; знаний по материаловедению; основам экономических знаний.

Знания теоретического курса развиваются и закрепляются на занятиях практического обучения при выполнении различных операций и приемов труда.

Большая часть учебного времени отводится практическому обучению.

Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений и дальнейшее их закрепление в процессе производительного труда; умения творчески решать трудовые задачи, работать в коллективе.

На практических занятиях обучающиеся изучат приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов на машине; технологическую последовательность изготовления узлов швейных изделий и самих изделий; требования, предъявляемые к качеству готовой продукции. Научатся работать на швейном оборудовании, компьютерных машинах; качественно выполнять влажно-тепловую обработку. Особое внимание уделяется изготовлению законченных изделий.

Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является инструктаж; на учебных занятиях и в ходе практического обучения особое внимание уделяется охране труда по соблюдению правил техники безопасности, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиене труда.

На практических занятиях, при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий обучающиеся закрепляют полученные знания, знакомятся с новым оборудованием и технологией обработки.

В конце обучения проводится самостоятельная работа, которая проходит на базе школьных мастерских и включает в себя выполнение швейного изделия на выбор: детская одежда и женское лёгкое платье.

По окончании курса теоретического и практического обучения обучающиеся выполняют письменную экзаменационную работу, изготавливают швейное изделие, которое защищают на выпускном квалификационном экзамене.

Обучающиеся, прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой и при условии положительного результата, допускаются к сдаче квалификационного экзамена на основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 46, по профессии §86 «Швея» 2 разряда / Раздел «Швейное производство». Прошедшим курс и подтвердившим свои знания успешной сдачей экзамена выдается:

  • установленное законодательством удостоверение с указанием профессии и полученного разряда;
  • протокол экзаменационной комиссии, подтверждающий прохождение аттестации.

2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Требования к швейной мастерской

Реализация программы 19601 «Швея» предполагает наличие швейной мастерской, оснащённой оборудованием в соответствии с требованиями:

  • доска учебная-1;
  • интерактивная доска ActivBoard Promethean - 1;
  • машина швейная (Toyota. Family 3004. Astraiux 541) - 16;
  • компьютерная швейная машина eXperience 560-1;
  • вышивальная швейная машина - 1;
  • оверлог (Yamata FY 737. JANOME MY Lock 644D. COMFORT) - 3;
  • парогенератор - 1;
  • утюг электрический - 1;
  • компьютер в комплекте FLATRON F700P - 1;
  • мультимедиапроектор EPSON EB-S9 - 1;
  • принтер HP Laser Jet P1005 - 1;
  • сканер Scanjet G2410 - 1;
  • магнитофон HYUNDAI H - 1411;
  • 3Д ручка 3DPEN-2 - 1;
  • доска гладильная - 1;
  • стол для раскроя с пластиковым покрытием - 2;
  • стол для компьютера - 1;
  • стол учителя с тумбой - 11;
  • стол учителя - 1;
  • -стул ученический - 21;
  • табурет - 4;
  • тумба - 2;
  • шкаф для одежды - 1;
  • шкаф для документов - 3;
  • вешалка-стойка - 1;
  • зеркало - 1;
  • манекен на подставке - 1;
  • комплект рабочих инструментов - 126;
  • комплект учебно-наглядных пособий – таблицы - 40;
  • технологические карты - 121;
  • коллекции - 6;
  • видеоматериалы - 115;
  • инструктивные карты - 100;
  • аптечка первой помощи - 1;
  • СИЗ халат, косынка - 15.

Требования к педагогическому персоналу

Педагогические кадры соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, и педагоги, прошедшие обязательную профессиональную профпереподготовку обозначенной темы «Мастер (педагог) профессионального обучения, по специальности «Швея». Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Требования к обучающимся

Лица, поступающие на обучение по профессии 19601 Швея, должны иметь основное общее образование.

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве швеи 2-го разряда: выполнять на машинах или вручную подготовительные и простейшие операции по пошиву изделий из различных материалов; контролировать качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия; ликвидировать обрыв нитей, смену шпуль; регулировать натяжение нитей и частоты строчки.

Что должен знать:

  • методы и приемы выполнения подготовительных и простейших операций;
  • назначение и правила эксплуатации обслуживаемых машин;
  • номера игл;
  • правила закрепления нитей, смены шпуль, регулирования натяжения нитей и частоты строчки.

Примеры работ

Швейные, трикотажные изделия, такелажное и другие производства текстильной промышленности:

  • бретели в регуляторы, ленты эластичные в пряжки и их вывертывание;
  • детали, изделия с выправлением канта, углов;
  • прокладки бортовые под кромки и петли;
  • обтачки из различных материалов;
  • обработка швов, бейки, петель, карманов, горловины, рукавов, низа изделия, молнии;
  • изготовление: белье столовое, постельное, детская и легкая женская одежда.

Профессиональная характеристика швеи 2 разряда

Назначение и сфера применения профессии: швея выполняет пошив простейших швейных изделий из готовых деталей.

Швея должна владеть знаниями: правилами и приемами выполнения простых швейных операций.

Швея должна знать: принципы работы используемого оборудования, технику безопасного труда.

Швея должна исполнять:

  • выполнение на швейных машинах или вручную простых операций по пошиву изделий из различных материалов;
  • контроль соответствия фурнитуры цвету и назначению изделия;
  • виды брака, причины, его порождающие, способы его предупреждения и устранения;
  • соединение деталей швейных изделий вручную и на машине в соответствии с действующими методами обработки;
  • выполнение сметочных операций швейных изделий вручную и на машине;
  • сметывание и стачивание деталей передних полочек со спинкой, плечевых швов и других несложных деталей к основе изделия;
  • обметывание и обработку простых срезов;
  • способы ухода за различными видами одежды и их хранение;
  • смазку и чистку швейных машин.

Основные виды деятельности швеи 2 разряда

Обучающийся по профессии «Швея» готовится к следующим видам деятельности:

  • выполнение работ на универсальных и специальных швейных машинах в соответствии с установленными техническими требованиями;
  • проверка правильности установки машинной иглы, заправка верхней и нижней нитей;
  • распознавание видов швейных материалов (их «лица», изнанки) или изнаночную и лицевую стороны;
  • самоконтроль в процессе труда, проверка качества выполненной работы;
  • соблюдение правил промышленной санитарии, гигиены труда и внутреннего распорядка, правил безопасности труда и пожарной безопасности.

В зависимости от конкретных условий в планы и программу могут быть внесены изменения в пределах общего времени, установленного соответственно для теоретического и практического обучения. Все вносимые изменения и дополнения должны рассматриваться учебно-методическим советом и утверждаться директором.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ

Программа профессиональной подготовки по рабочей профессии 19601 «Швея» представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.

Основная цель подготовки по программе – обучающийся, прошедший подготовку и итоговую аттестацию, должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве швеи на предприятиях швейного производства и индивидуального пошива (самозанятые) независимо от их организационно-правовых форм.

Выпускник, освоивший программу профессиональной подготовки, должен обладать общими и профессиональными компетенциями в составе ФГОС третьего и четвертого поколений, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Коды и наименования профессиональных компетенций

ПК 2.1. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов.

ПК 2.2. Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов.

ПК 2.3. Контролировать качество кроя и качество выполненных операций.

ПК 2.4. Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.

ПК 2.5. Соблюдать правила безопасного труда.

ПМ.02. Выполнять работы по обработке текстильных изделий из различных материалов.

УД. ОП.01. Знать экономические и правовые основы производственной деятельности.

УД. ОП.02. Охрана труда

  • учебная практика (производственное обучение);
  • производственная практика;
  • коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.

4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

272

Обязательная  аудиторная  учебная  нагрузка (всего)

55

В том числе:

Практические занятия

173

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Зачёт (контрольные работы)

6

Итоговая аттестация в форме экзамена

8

Учебный план

Тематическое планирование

Общее количество часов - 272

Содержание

Кол-во часов

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Экономический блок

6

1.1

Основы рыночной экономики и предпринимательства

2

1.2

Правовые основы трудовой деятельности

2

1.3

Охрана труда, основы санитарии и гигиены

2

2

Материаловедение

11

2.1

Волокнистые материалы и их свойства

2

2.2

Строение и свойства тканей

2

2.3

Ассортимент материалов для изготовления одежды

4

2.4

Материалы для соединения швейных изделий

1

2.5

Утепляющие материалы, фурнитура и отделочные материалы

2

Зачет

2

3

Технология изготовления швейных изделий и оборудование

20

3.1

Введение

2

3.2

Ручные работы

4

3.3

Оборудование швейных предприятий

4

3.4

Машинные работы

4

3.5

Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий. Влажно-тепловая обработка.

6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

4

Технология изготовления швейных изделий и оборудование

97

4.1

Вводное занятие. Инструктаж по безопасности труда, электро- и пожарной безопасности.

2

4.2

Выполнение ручных и машинных работ.

45

4.3

Приобретение навыков по обработке отдельных деталей и узлов швейных изделий, по выполнению влажно-тепловой обработки.

40

4.4

Выполнение отдельных простых операций в процессе изготовления швейных изделий.

10

Зачет

2

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

1

Научно-технический прогресс и перспективы развития отрасли

6

1.1

Научно-технический прогресс на швейном производстве

2

1.2

Развитие механизации и автоматизации на производственном предприятии. Дистанционное управление оборудованием

2

1.3

Автоматические линии на швейном производстве. Гибкое автоматизированное производство (ГАП).

2

2

Технология изготовления швейных изделий

12

2.4

Технология изготовления швейных изделий

6

2.5

Стандартизация и контроль качества изделий

2

2.6

Охрана труда, электро- и пожарная безопасность на производстве.

4

Зачет

2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

3

Технология изготовления швейных изделий и оборудование

108

3.1

Вводное занятие. Инструктаж по безопасности труда, электро- и пожарной безопасности.

1

3.2

Выполнение ручных и машинных работ.

8

3.3

Выполнение отдельных простых операций в процессе изготовления швейных изделий.

15

3.4

Изготовление швейных изделий.

50

3.5

Самостоятельное выполнение работ швеи 2-го разряда.

30

3.6

Квалификационная пробная работа

4

Консультация

2

Экзамен

6

Содержание программы

1 год обучения

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Основы экономики и охраны труда.

Основные законы рыночной экономики. Общие сведения о собственности. Виды предприятий в зависимости от формы собственности. Понятия: себестоимость, прибыль, инфляция. Организация трудовой деятельности работников на предприятиях с различными формами собственности.

Роль предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Правовые основы трудовой деятельности. Общие сведения о трудовом праве и основах трудового законодательства в системе производственных отношений. Трудовой контракт (договор) как форма трудовых взаимоотношений работника и работодателя. Виды документов, необходимых для представления работодателю при заключении трудового договора. Гарантии при приеме на работу. Формы заработной платы. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Порядок разрешения трудовых споров. Роль профсоюзов в трудовых отношениях.

Требования охраны труда к организации рабочего место, подготовка оборудования к работе, правильно располагать инструменты на рабочей поверхности, пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдать безопасные условия труда при выполнении работ.

  1. Материаловедение швейного производства

Текстильные волокна, их строение и свойства

Значение текстильной промышленности и перспективы ее развития. Классификация современной одежды. Группировка материалов для изготовления одежды, требования к одежде.

Хлопок. Понятие о хлопке-сырье и хлопке-волокне. Строение хлопкового волокна. Химический состав и физико-химические свойства волокна (действие щелочей, кислот, света, температуры и т.д.)

Лен. Строение, химический состав и физико-химические свойства льноволокна. Его классификация. Качественные показатели льноволокна.

Шерсть. Понятие о шерсти. Виды шерсти: тонкая, полутонкая, полугрубая и грубая; их различие. Строение и химический состав шерстяного волокна, его физико-химические свойства. Свойства шерсти и их влияние на качественные показатели, пошивочные свойства тканей.

Натуральный шелк. Общие сведения о получении шелка-сырца. Строение и химический состав шелкового волокна.

Химические волокна. Деление химических волокон на искусственные и синтетические.

Искусственные волокна. Виды. Сырье для получения искусственных волокон.

Строение, физические и химические свойства вискозного, ацетатного и медно-аммиачного волокна.

Синтетические волокна. Виды синтетических волокон. Сырье для получения синтетических волокон. Строение. Физико-химические свойства синтетических волокон. Их преимущества и недостатки.

Общая характеристика строения и свойств тканей: факторы, определяющие структуру ткани. Размерные величины ткани, их влияние на технологию пошива одежды. Влияние ширины и веса ткани на фасоны, конструкцию изделия и раскрой. Характерная ширина тканей. Ткацкие переплетения. Простые переплетения. Сложные переплетения. Мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения.

Физико-механические свойства тканей: прочность ткани на разрыв при растяжении и удлинении под действием нагрузки.

Факторы, влияющие на прочность ткани на разрыв. Износостойкость, сминаемость, жесткость и драпируемость ткани. Их зависимость от переплетения и плотности. Коэффициент сминаемости различных видов тканей.

Гигиенические свойства тканей: гигроскопичность, теплозащитность, значение этих свойств для одежды.

Технические свойства тканей: сопротивление тканей, резание, пробиваемость, осыпаемость, скольжение, усадка, способность тканей к формированию при влажно-тепловой обработке, характеристика свойств и их значение для швейного производства.

Физико-химические свойства натурального шелка, его реакция на химические реактивы. Виды натурального шелка, его применение.

Прочность окраски тканей и способы ее определения.

Лабораторно-практические работы.

Определение свойства натуральных волокон органолептическим и лабораторными способами.

Определение свойств химических волокон органолептическим и лабораторным способами.

Технология получения тканей

Прядение. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Классификация пряжи по основным признакам: способу прядения, роду волокна, способу отделки, виду, крутки, конструкции и назначению. Показатели качества пряжи: прочность, тонина, крутка и т.п.

Общие сведения о прядильных машинах.

Ткачество. Краткая характеристика процесса образования ткани на ткацком станке.

Отделка хлопчатобумажных тканей. Виды рисунков на ткани, их различия. Заключительная отделка тканей, ее назначение.

Аппретирование тканей, ее назначение.

Отделка шерстяных тканей.

Отделка шелковых тканей.

Отделка льняных тканей. Особенности крашения льняных тканей.

Межпредметные связи. Работа с хлопчатобумажными и льняными тканями (их свойства), работа с шерстяными и шелковыми тканями, (их свойства) (трудовое обучение, 5-7 кл.). Механические свойства твердых тел и материалов: упругость, прочность, пластичность (физика, 10 кл.). Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе (синтетические волокна, их строение, свойства, применение, получение в промышленности).

Первоначальные химические понятия (химические реакции, условия возникновения и течения реакций) (химия, 8 кл.)

  1. Оборудование швейных предприятий

Классификация швейных машин.

Современное состояние швейного производства.

Рабочие органы швейных машин.

Детали для соединения частей швейных машин. Механизмы для передачи вращательного движения и преобразование движений. Их устройство, разновидности, принцип действия, применение.

Условные обозначения деталей, применяемых при составлении кинематических схем. Основные материалы для изготовления деталей швейных машин.

Назначение и траектории движения основных органов швейной машины: иглы, челнока, нитепритягивателя, рейки и лапки.

Челночный стежок, его назначение, строение и свойства. Взаимодействие рабочих органов швейной машины в процессе образования челночного стежка.

Шпульный колпачок, его устройство. Способы установки рейки и лапки при шитье тонких, средних и толстых тканей. Регулировка величины стежка. Подбор игл по ГОСТу и способы их установки.

Приспособления к швейным машинам

Правила работы на машине при стачивании швов с посадкой верхней или нижней ткани.

Назначение и конструкция различных приспособлений к машинам: линеек-направителей, рубильников, запошивателей. Лапки для сборок, втачки шнура, прокладки кромки, настрочки сутажа. Приспособления для обтачки деталей лентой и тесьмой.

Комплект приспособлений ПМЗ для обработки женского платья. Приспособления для ручных работ, их роль в улучшении качества обработки изделий и повышении производительности труда.

Лабораторно-практическая работа. Работа на машинах с различными приспособлениями.

Обметочные и стачивающе-обметочные машины

Назначение обметочных и стачивающее-обметочных машин. Процесс образования трехниточного обметочного стежка. Принцип получения строчек на машинах для стачивания и обметывания срезов. Назначение и техническая характеристика машин. Устройство, принцип работы и регулировка механизмов машин.

Заправка машин, смазывание машин и управления ими.

Лабораторно-практическая работа. Ознакомление с конструкцией, основными регулировками и смазкой обметочных и стягивающе-обметочных машин.

Заправка ниток. Выполнение обметочных работ.

Утюги

Виды влажно-тепловой обработки. Их сущность и характеристика. Оборудование ВТО. Устройство электрических утюгов со спиральными и пластичными нагревательными элементами и терморегуляторами. Тип, вес и мощность утюгов. Металлы и сплавы для деталей утюга. Регулирование нагрева утюга.

Оборудование рабочего места утюжильщика. Преимущества утюгов с трубчатыми и пленочными электронагревательными элементами. Правила безопасности труда при ВТО швейных изделий. Экономия электроэнергии при использовании утюгов. Способы увлажнения изделий. Утюги с увлажнителями.

Лабораторно - практические работы:

1. Изучение устройства и работы механизма иглы.

2. Изучение устройства и работы механизма нитепритягивателя.

3. Изучение устройства и работы механизма челнока швейной машины.

Ознакомление с устройством электрических и паровых утюгов, приемы работы ими.

Работа на швейной машине (применение и назначение приспособления малой механизации, лапка-запошиватель и ограничительная линейка)

Виды неполадок: петление сверху и снизу ткани, тугая и слабая строчки; обрывы нижней или верхней нитей, пропуск стежков, плохое продвижение ткани, поломка иглы. Причины их возникновения и способы устранения.

Выявление и устранение неполадок, возникающих при работе стачивающих машин.

  1. Технология изготовления детской и легкой одежды. Технология обработки деталей детской и легкой одежды

Обработка вытачек. Виды и формы вытачек, значение вытачек с большими и малыми растворами, а также переходящих в складки и защипы. Правила обработки различных вытачек с учетом расположения их на деталях изделия, вида свойств и рисунка тканей. Разрезные и неразрезные вытачки. Обработка сборок и буф.

Обработка кокеток. Виды кокеток. Правила обработки овальной и фигурной кокеток с глухим и отлетным краями. Правила обработки кокетки с кантом. Виды строчек для отделки кокеток. Правила расположения отделочных строчек

Обработка карманов. Виды карманов. Накладные и прорезные карманы, их разновидности. Правила обработки накладных карманов с оборкой, рюшем и кантом.

Правила обработки прорезных карманов с прямой овальной и фигурной прорезью, с клапаном и листочкой. Особенности обработки каждого вида карманов.

Обработка петель. Разновидности петель. Форма и размер петель в зависимости от размера пуговиц. Правила расположения петель. Петли в рамку двумя обтачками. Способы их выполнения. Прорезание и подшивание петель со стороны подборта. Петля в рамку с одной обтачкой. Ее назначение и способ обработки. Петля из вытачного и плетеного шнуров. Петли из прямой полоски ткани. Изготовление петель на специальной машине. Обработка петель в шве. Причина дефектов при обработке петель, меры их предупреждения и устранения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Основные сведения об организации рабочего места, безопасности труда и пожарной безопасности на рабочем месте.

Правила внутреннего распорядка. Правила пользования технологическим инструментом, оснасткой, оборудованием. Причины производственного травматизма и их предупреждение.

Упражнения по обработке отдельных деталей легкой одежды

Последовательность выполнения обработки самоконтроля качества. Критерии трудовой технологической дисциплины. Виды дефектов, меры их предупреждения и устранения.

Обработка вытачек различных видов и формы. Обработка сборок и буф. Обработка кокеток глухим и отлетным краем различной формы. Обработка кокетки с кантом. Обработка карманов (накладных, прорезных, в рамку, с листочкой, с клапаном, в швах соединения основных деталей изделия и с различной отделкой).

Обработка петель (обтачных, в рамку, из вытачного и плетеного шнуров, из прямой полоски ткани). Изготовление петель на специальной машине.

Виртуальные экскурсии на предприятие

Ознакомление со структурой предприятия (подготовительный и экспериментальные цехи, раскройный цех, и т.д.).

Продукция, выпускаемая предприятием.

Система контроля качества продукции.

2 год обучения

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Научно-технический прогресс и перспективы развития отрасли

Основные направления научно-технического прогресса на швейном производстве. Основные понятия и определения: механизация, комплексная механизация, автоматизация производственных процессов.

Развитие механизации и автоматизации на производственном предприятии. Объекты и средства механизации основного и вспомогательного производства.

Дистанционное управление оборудованием. Приводы (электрический, гидравлический, пневманический).

Автоматические линии – основа комплексной автоматизации участков, цехов, заводов. Гибкое автоматизированное производство (ГАП).

Роль автоматизации и механизации швейного производства в изменении содержания трудовой деятельности. Формирование личности рабочего. Перспективы развития швейного производства, его роль в развитии народного хозяйства страны.

Межпредметные связи. Экономический строй (повышение эффективности и научно-технического прогресса) Органическое соединение достижений научно-технической революции. Перспективы развития производства и народного хозяйства России при эффективном использовании вычислительной техники и микроэлектроники (основы информатики и вычислительной техники, 11 кл.).

  1. Технология изготовления швейных изделий.

Последовательность выполнения задания. Самоконтроль качества. Критерии трудовой и технологической дисциплины.

Обработка выреза горловины (подкройной обтачкой и косыми бейками).

Обработка застежек (в бантовой складке, планками, одной обтачкой).

Обработка воротников различных видов.

Обработка рукавов (одношовных и двухшовных). Обработка низа рукавов с различного рода застежками, с манжетой и без манжеты.

Соединение плечевых, боковых срезов и лифа с юбкой.

Обработка низа платья (вручную и на машинке).

Устранение дефектов, возникающих в процессе изготовления одежды.

Организация рабочего места и требования безопасности труда при выполнении влажно-тепловых работ. Определение степени нагрева для различных тканей.

Разутюживание, заутюживание швов и срезов деталей, приутюживание складок, сборок, воланов, сутюживание и оттягивание срезов деталей

  1. Сведения по стандартизации и контролю качества продукции

Государственная система стандартизации. Категории стандартов и объекты стандартизации.

Стандартизация и качество продукции. Термины и определения в области качества. Формы и методы контроля качества. Современные методы испытаний и контроля качества. Статистические методы контроля качества.

Организация технологического контроля на предприятиях. Система управления качеством продукции. Оценка уровня качества продукции.

Экономическая эффективность повышения качества и методы поощрения за повышение качества продукции.

Лабораторно-практическая работа. Знакомство с ГОСТами, ОСТами, чтение производственной документации на швейные изделия.

Межпредметные связи. Сборочные чертежи изделий (работа со стандартами и справочными материалами)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Технология изготовления одежды

Технология обработки деталей и узлов легкой одежды (продолжение).

Последовательность обработки деталей и узлов легкой одежды. Самоконтроль качества.

Разновидность складок и их обработка. Обработка застежек. Виды и формы застежек выреза горловины в изделиях. Детали для оформления выреза горловины. Обработка застежки в бантовой складке переда лифа. Обработка разреза застежки планками. Обработка переда лифа подбортами. Обработка разреза застежки одной обтачкой.

Обработка воротников. Виды воротников, их формы для закрытой и открытой застежек, с отворотами. Последовательность операций изготовления различных воротников.

Обработка рукавов. Виды рукавов. Рукава длинные и короткие. Технолгическая последовательность обработки рукавов. Обработка пройм без рукавов. Обработка двухшовного рукава. Обработка низа рукавов с различного рода застежками, с манжетой и без манжеты. Особенности обработки рукавов, расширенных книзу.

Соединение новых деталей. Технические условия соединения основных деталей по плечевым и боковым срезам. Последовательность соединения плечевых и боковых срезов. Контрольные знаки. Правила их совмещения при соединении спинки с полочками и передом.

Соединение лифа с юбкой. Обработка изделия по линии талии стачным и / или накладным швами.

Оформление низа платья. Способы оформления нижнего края с учетом структуры, свойств ткани и фасона. Подшивание низа платья.

Дефекты изделий, возникающие в процессе производства. Способы их устранения и меры предупреждения.

Влажно-тепловые работы

Организация рабочего места и безопасность труда при выполнении операций ВТО женской легкой одежды. Значение ВТО женской одежды. Оборудование и приспособления для выполнения этих работ (колодки, сукна, отпарки) и способы их применения.

Утюги с терморегуляторами, способы определения степени нагрева утюга.

Режимы влажно-тепловой обработки женской легкой одежды из различных тканей и материалов.

Терминология влажно-тепловых работ.

Лабораторно-практические работы.

Изучение технологической документации на обработку отдельных деталей женской и детской легкой одежды.

Выполнение рисунков и схем швов для обработки отдельных швов.

Межпредметные связи. Технология раскроя и пошива изделия (влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий); оборудование и приспособления для влажно-тепловой обработки; приемы влажно-тепловой обработки изделия. Виды складок, застежек, отделок. Способы обработки складок, застежек, вытачек, верхнего, нижнего срезов изделия, воротника, рукава (трудовое обучение, 5-7 кл.)

Квалификационный экзамен

Перечень знаний и умений, формируемый у учащихся на конец обучения.

Обучающиеся должны знать:

  • технику безопасности при выполнении ручных, машинных, утюжильных работ, организацию рабочего места. Виды травматизма, его причины и меры предупреждения;
  • назначение лент, способ производства, волокнистый состав; ассортимент, переплетение, требования к качеству;
  • виды тесьмы, изготовление, применение, требования к качеству;
  • способы моделирования;
  • составные части швейных изделий;
  • последовательность обработки деталей, узлов, швейных изделий

Обучающиеся должны уметь:

  • регулировать натяжение верхней и нижней нитей в зависимости от вида материала;
  • подбирать номер иглы и производить ее замену;
  • производить заправку и работать на краеобметочной машине;
  • подбирать отделку в зависимости от вида ткани;
  • изменять направление нагрудной вытачки; выполнять моделирование фигурных кокеток, рукавов; юбок;
  • обрабатывать отдельные детали и узлы швейных изделий;
  • выполнять сборку готового изделия из заготовленных узлов.

Объекты труда:

Проектное изделие по выбору.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется посредством текущего контроля и оценки освоения программы и промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и последовательность проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся определяются учебно-тематическим планом.

По окончанию учебного полугодия и учебного года производится промежуточная аттестация обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся определяется локальным нормативным актом образовательной организации, реализующей настоящую программу.

Итоговая аттестация обучающихся

Обучение по программе завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационном справочнике и (или) профессиональном стандарте по профессии 19601 «Швея».

Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по результатам профессионального обучения, присваивается 2 разряд по профессии 19601 «Швея». Обучающиеся, не сдавшие квалификационный экзамен, получают справку установленного образца.

Порядок проведения квалификационного экзамена

Пробная квалификационная работа.

Консультации, подведение итогов (2 часа)

Консультации по изученному материалу, продолжению профессионального образования, трудоустройству.

Подведение итогов теоретического обучения (беседа, тестовый контроль).

Квалификационный экзамен (6 часов)

Аттестация обучающихся в соответствии с профессиональными требованиями и квалификационной характеристикой «Швея» 2-го разряда.

  1. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В программе используются следующие термины и их определения:

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

  1. Бровина Е.В., Курдыба А.А., Сайганова Е.Ю., Шевчук З.В., Филатова Н.Г. Швея, портной легкого женского платья. Комплект инструкционно-технологических карт по производственному обучению. Ростов-на-Дону, «Феникс».
  2. Волкова Н. Кройка и шитье. Юбки и блузки. Полное практическое руководство. Москва, 2018.
  3. Высоцкая З.В. Поузловая обработка женских юбок. Учебное пособие.  С.-Петербург, ООО «Лань-Трейд», 2014 г.
  4. Гурович К. Основы материаловедения швейного производства. Учебник. М.: «Академия», 2014г.
  5. Дашкевич Л.М. Швея, портной: лабораторный практикум по технологии пошива одежды. Учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. Ростов-на-Дону, «Феникс».
  6. Ермаков А.С. Оборудование швейных предприятий. М.: «ПрофОбрИздат», 2014г.
  7. Иконникова Г.А. Производственное обучение портных по пошиву лёгкого платья. М.: «Академия», 2018г.
  8. Крючкова Г.А. Технология швейных изделий. Часть 1, 2. (начальное профессиональное образование). М.: «Академия».
  9. Львова С.А. Оборудование швейного производства. М.: «Академия».
  10. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Учебник Материаловедение швейного производства. М.: «Академия», 2014г.
  11. Садыкова Р.К. Технология одежды», практикум. М.: «Академия», 2014г.
  12. Силаева М.А. Учебник. Пошив изделий по индивидуальным заказам. М.: «Академия», 2020г.

Дополнительные источники:

Схемы швов и таблицы измерений, а также литература:

  1.  «Периодические издания журналов: «Шитье и крой», «Диана моден», «Ателье».
  2. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М.: «Легпромбытиздат», 2013г.
  3. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: «Лёгкая и пищевая промышленность», 2014г.
  4. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М.: «Высшая школа», 2014г.

Ресурсы сети Internet

  1. 1sci-book.com›kriminalistika/obschie-svedeniya
  2. 2 ppt4web.ru›tekhnologija/svedenija-ob-odezhde.html
  3. studopedia.net›6…obshchie-svedeniya-ob-odezhde-i
  4. chudopodelki.ru
  5. ni-tochka.ru
  6. ppt4web.ru›tekhnologija/vidy-mashinnykh-shvov.html
  7. igolo4ka1.ru›obrabotka/vlazhno-teplovaya…izdeliy
  8. fashionlib.ru›books/item/f00/s00/z0000013
  9. osinka.ru
  10. procapitalist.ru- портал для профессионалов швейной отрасли
  11. www.moda.ru/- мода
  12. www.season.ru/- клуб любителей шитья
  13. allvgkrojki.ru/- все выкройки
  14. odensa-sama.ru- Оденься сама: кройка и шитье для начинающих
  15. vykroyka.com/- выкройка своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...