Сумка хозяйственная. Отделка сумки аппликацией из ткани.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Фивенская Инна Ефимовна

Открытый урок  5 классе по швейному делу с использованием игровых технологий

Цель урока:

Познакомить учащихся с технологией  отделки хозяйственной сумки аппликацией из ткани, как видом декоративно - прикладного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_sumka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:

«Сумка хозяйственная.   Отделка сумки аппликацией из ткани».

Цель:

Познакомить учащихся с технологией  отделки хозяйственной сумки аппликацией из ткани, как видом декоративно - прикладного творчества.

Задачи:

1. образовательные:

- сформировать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения

  и применения;

- закрепить знания об инструментах и приспособлениях;

- закрепить знания о правилах безопасной работы с иглой и ножницами;

- закрепить навык аккуратного выполнения строчек смёточного стежка и косого.

2 .коррекционно - развивающие:

- развивать моторику мелких пальцев рук при выполнении ручных операций;

- Развивать пространственные представления;

- развивать познавательные способности учащихся;

- развивать художественный вкус;

- развивать эмоционально - волевую  сферу учащихся;

- учить навыку  ориентировки в задании по предметно - технологической карте;

- развивать навык планирования хода работы с опорой на предметно -

  технологическую карту;

- формировать образное мышление;

- формировать умения контролировать качество своей работы и своих товарищей

  и оценивать качество готового изделия.

3.воспитательные:

- учить работать в паре, в команде;

- воспитывать аккуратность, желание создавать эстетические изделия;

- прививать интерес к предмету;

- приучать к самостоятельной работе.

Наглядность.

Образцы сумок с аппликацией корабликов из разной ткани для каждой команды;

предметно-технологическая карта по отделке хозяйственной сумки аппликацией из ткани; ОК обмёточного косого стежка;  словарь;  образцы готовых сумок различной формы, фасонов и с различной отделкой;  картинки с изображениями инструментов и приспособлений; раздаточный материал по ТБ;  план работы по пошиву сумки; анализ образца; образцы различных способов соединения аппликации с изделием; картинки с ошибками по неправильному соблюдению ТБ при выполнении ручных работ.

Оборудование.

Крой сумки, ручек, аппликация « Кораблик», раздаточный материал: план пошива сумки, анализ образца,  ИК по отделке сумки аппликацией  из ткани, инструменты и приспособления, эмблемы для каждой команды « Ниточка» и « Иголочка», оценочные жетоны красные и желтые, дневники, ручки, фартуки, береты, столы и стулья, доска, магнитная подставка для булавок и иголок.

Форма урока: урок - соревнование, с использованием игровых технологий,

комбинированный.

Методы обучения:

словесные: загадки, вопросы, конкурсы, беседа, рассказ, объяснение;

наглядные:  демонстрация образцов сумок различных форм, отделок, фасонов,

различных  способов соединения аппликации с изделием, ПТК, иллюстрации

швейных инструментов и приспособлений для конкурса;

практические: выполнение учащимися отделки сумки аппликацией из ткани.

Ход урока

I.Организационный  момент.

1. Проверка явки учащихся.

2.Построение команд  « Ниточка» и «Иголочка».

3. Условия соревнования.

У нас 2 команды. Посмотрите на свои эмблемы. Сегодня вы будете соревноваться между собой по своим знаниям и  умению выполнять практическую  работу.

Каждый участник команды отвечает не только за себя, но и за свою команду.

За каждый правильный ответ команда получает жетон. Та команда, у которой в конце соревнований окажется больше жетонов, считается победителем.

4.Приветствие команд.

 «Иголочка»

Мы - отличная команда!

Наш девиз - не унывать!

Шить красиво, аккуратно

И пример всем показать.

 «Ниточка»

Мы команда хоть куда!

Шьём и порем без труда.

Девиз наш « Дружба и успех».

Мы победим сегодня всех!

II. Разминка команд.

1. Повторение правил по ТБ.

Учитель. 

Сели шить мы за машину.

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы – дальше от иголки.

Под косынку спрячем чёлки. 

Давайте повторим все вместе:-

Хранить булавки в определённом месте.-

Чтоб не болели зубы и живот,

не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы кольцами к себе.

Передаю я ножницы кольцами к тебе.

 

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

на подставку, на подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.

Не оставь утюг включённым в кабинете до утра.

2. Найти ошибки в рисунках по ТБ.

- напёрсток  надет не на тот палец;

- откусывание нитки зубами;

- иголка находится во рту;

- ножницы лежат открытыми на столе;

- иголка вколота в платье.

3. Конкурс капитанов с членами команды. Игра « Угадай».

Капитаны прикрепляют рисунки магнитами к доске: иголки ручные, иголки швейные, нитки, сантиметровая лента, угольник, ножницы, мелок, булавки, линейка, колышек, напёрсток, резец.

Игра заключается в том, чтобы угадать, какой рисунок удалил капитан с доски и назвать его.

III.Основная часть.

Сообщение темы урока. Запись в дневниках темы урока.

Актуализация прошлого опыта. Демонстрация образцов изделий, отделанных аппликацией из бумаги, ткани, кожи.

1.Объяснение нового материала с демонстрацией различных фасонов сумок,

форм, размеров, видов аппликации, а так же различной наглядности по теме

урока ( детской одежды, предметной, сюжетной и декоративной аппликации),

демонстрация образцов соединения аппликации с изделием различными способами: машинным и ручным способом, клеевым.

А, сейчас, я вам расскажу много интересного про аппликацию и её виды, материалы, из которых её делают и способы соединения её с изделием.

Аппликация - это разновидность вышивки. Аппликация-это вид отделки изделия.  Материалом для аппликации служат бумага, различные ткани, кожа, мех (показ образцов).

 При составлении аппликации надо правильно подобрать цвет материала, чтобы аппликация смотрелась красиво.

Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев.  Она является отличительной особенностью детской одежды ( показ образцов). Её  также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Виды аппликационных работ очень разнообразны.

Это создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д.

Аппликация может быть предметной,  декоративной  и  сюжетной.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения. Этот вид работы часто используется и широко применяется в отделке женской и детской одежды ( показ образцов), сумок,

различных поделок.

Декоративная аппликация изображает орнаменты из одинаковых или разных предметов, которые чередуются между собой. Это могут быть геометрические фигуры ( показ салфеток с орнаментами), могут быть панно из бумаги или ткани. Это могут быть растительные народные орнаменты из цветов, веток растений и другие. Разные народы нашей страны создают декоративные

национальные орнаменты на своей одежде.

Сюжетная аппликация. Сюжет - это определённое событие, ситуация, явление, изображённое в произведении. Сюжетная аппликация может быть простой и сложной с большим количеством предметов. За сюжет можно взять города, памятники старины, описание какого-то рассказа(« Каштанка», « Муму») и.т.д.

Темой для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах.

Съемная аппликация.

Еще одна разновидность аппликации — съемная. Наиболее характерный ее пример — эмблема для детской спортивной   одежды. Съемная аппликация может быть использована и как элемент отделки женского платья.

 

Закрепление аппликации на ткани.        

1.  Закрепляется аппликация из ткани двумя способами: пришиванием  и приклеиванием. 

Пришивать можно по-разному: ручными стежками ( косыми или петельными)  и детали узора можно пристрочить на машине.

Прямые машинные и зигзагообразные строчки выполняются на обычной швейной машине.

Закончив работу, приутюжте её с изнаночной стороны, предварительно слегка увлажнив (шёлковые ткани не увлажняют).

2.  В  аппликациях  из ткани  используют также и другой способ — приклеивание. 

Он более быстрый, чем  пришивание, применяется в основном при изготовлении картин, ковриков, панно или вещей, не подлежащих стирке (показ образцов).

А теперь, посмотрим на рисунки с различными фасонами, формами и аппликацией на сумках. Здесь вы видите сумки различные по назначению: дамские, хозяйственные и другие. Обратите внимание на аппликацию, какой красивой и нарядной выглядит  с ней сумка. Вот сумка с предметной аппликацией, а вот с сюжетной. ( Работа по рисункам).

2.Физкультминутка.

Вы, наверное,  устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

3. Сумка хозяйственная.  План пошива.

1. Выполнить аппликацию на лицевой стороне сумки.

Приколоть,  приметать, пришить косыми или петельными стежками.

2. Обработать ручки накладным швом с двумя закрытыми срезами.

3. Обработать верхний срез сумки  швом  вподгибку.   Заметать.

4. Приложить деталь  ручки к намеченным линиям. Приколоть,

заметать,  застрочить на 2 мм от края внутреннего подгиба.

Отвернуть ручки на изнаночной стороне вверх,  приметать.

Проложить  по лицевой стороне  машинную строчку на  расстоянии 2 мм

от   верхнего  края. Удалить строчки смёточных стежков.

5. Сложить деталь сумки пополам, срезы уравнять.

6. Обработать  боковые  срезы  двойным  швом.    Ширина шва в

готовом  виде - 7 мм ( 1- прошив до 5 мм, 2 - прошив - 7 мм).

7. Застрочить углы основной детали для  образования дна и боковых стенок.

8. Отутюжить готовое изделие.

4. Анализ образца.

1.  Название изделия. Сумка хозяйственная.

2.  Назначение. Служит для ношения различных покупок.

3. Фасон. Сумка прямоугольной формы с ручками и с аппликацией.

4.  Ткань.  Бязь.

5.  Форма.  Прямоугольная.

6.  Детали  кроя.   Основная деталь и  две ручки.

7.  Виды  швов: шов вподгибку с закрытым срезом,  двойной шов, косые

 или петельные стежки ( обмёточные стежки).

8.  Отделка.  Отделана  сумка  аппликацией.

5.  Аппликация из ткани.

 План изготовления.

1. Раскроить детали аппликации.

2. Наметить место расположения аппликации.

3. Приколоть аппликацию булавками к ткани на лицевую сторону сумки.

4. Выполнить по краю смёточную строчку стежков.

5. Пришить аппликацию к сумке обмёточными стежками: косыми или    петельными.

6. Удалить строчку смёточных стежков.

7. Приутюжить с изнаночной стороны.

6.  Капитаны  команд обмениваются кроем.

Учитель по ПТК объясняет как правильно выполнить задание по отделке сумки аппликацией.

Словарная работа.

аппликация

смёточные стежки

приутюжить

наметать

обмёточные стежки

косые

IV. Показ учителем конкретной операции - инструктаж по работе.

Учитель  собирает учащихся у своего стола и показывает последовательность

выполнения  трудовых приёмов и операций. Предупреждает о возможных ошибках.

V. Выяснение  степени  понятности нового  материала по вопросам учителя.

- На какую сторону сумки надо пришить аппликацию.

- Какими стежками будете пришивать аппликацию к сумке?

VI. Требование к качеству выполненной работы.

1. Аппликация не стягивает ткань.

2. Аккуратное выполнение косых стежков.

3. Ручные стежки ровные, частые ( 5 мм).

4. Ткань хорошо приутюжена.

VII.  Практическая работа.

Выполнить отделку сумки аппликацией из ткани.

                 II- урок.

1. Текущий инструктаж.

1.Целевые обходы: выполнения приёмов работы, соблюдение правил по ТБ,

правильность способов и приёмов самоконтроля, использования учащимися карт письменного инструктажа.

2. Предупреждение возможных ошибок, выделение качественных работ.

3.Индивидуальная работа.

4. Сильным учащимся предложить дополнительную работу.

2. Практическая работа. Продолжение.

3. Физкультминутка.

Наши глазоньки устали.

Мы дадим им отдохнуть:

Раз, два, три, четыре, пять -

Быстро глазки закрывать.

Шесть, семь - их открыть

И на руки поглядеть.

Головою не верти,

Только глазками води:

Вверх, вниз, вправо, влево

Отдохнули?! Это верно!

4. Итог урока. Капитаны команд вместе с учителем подводят итоги работы на уроке.

Оценивается каждая работа по таблице « Требования к качеству выполненной работы».

Команда получает за каждую качественную работу - жетон.

Отмечаются допущенные ошибки в каждой команде.

После оценки качества всех работ в командах, подводятся итоги, подсчитывается количество жетонов в каждой команде, объявляется команда - победитель.

Выставляются оценки в дневники и журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация урока по теме "Сумка хозяйственная"

Урока профессионально трудового обучения для учащихся 5 класса СКОШИ VIII вида...

Конспект урока по теме "Сумка хозяйственная"

Конспект урока профессионально трудового обучния (швейное дело) для учащихся 5 класса МСКОШИ VIII вида....

Сумка хозяйственная

презентация к уроку практического повторения в 9 классе по теме : "Сумка хозяйственная"...

Конспект урока "Сумка хозяйственная"

Цель урока: ознакомить учащихся с получением шерстяного  волокна; со свойствами шерстяного волокна        Наглядные пособия: коллекция образцов тканей....

Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Раскрой сумки хозяйственной."

Разработка урока швейного дела по теме: "Раскрой сумки хозяйственной". Урок для 5 класса коррекционной школы....

Конспект урока "Сумка хозяйственная, ее история"

Проект урока по профессионально-трдовому обучению(швейное дело) в 5 классе для детей с интеллектуальными нарушениями)...