Методическая разработка урока по теме: «Декоративно – прикладное изделие для кухни». 5 класс.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Логак Ирина Михайловна

 

Урок по теме: «Декоративно – прикладное изделие для кухни» знакомит с возможностями лоскутной пластики и её связью с современной модой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Декоративно – прикладное изделие для кухни».

Технологическая карта урока: по технологии

ФИО: Логак Ирина Михайловна

Место работы: МБОУ СОШ№8

Должность:  учитель технологии

Предмет: технология

Класс: 5        

Тема урока:  «Декоративно-прикладное изделие для кухни»

 Учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.В./Синицина,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2015.

Цели  урока:  

Предметные

  • понимание и определение понятий «Декоративно-прикладное творчество» и «Лоскутное шитье», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;
  • научиться подбирать лоскуты ткани соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава для лоскутной пластики;
  • подбор инструментов;
  •  соблюдение правил БТ.

Метапредметные

  • умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • самостоятельная  организация и выполнение работы по созданию изделия;
  •  оценивание своей деятельности по требованиям;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.

Личностные:

  • реализация творческих способностей, пространственного воображения, эстетического  вкуса, аккуратности  и внимательности  в работе;
  • осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
  • развитие речи, мышления, памяти,  коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества;
  • формирование сознательного подхода к выбору профессии.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов,  обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Средства обучения:

  • Презентация: «Лоскутная техника».
  • Раздаточный материал:

- печатные тексты: «Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия в лоскутной технике»; «Особенности выбора ткани для изготовления изделий в лоскутной технике»; «Подбор ткани по цвету»; «Шаблоны для раскроя элементов орнамента»;

- таблица подбора гармоничных цветов;

- инструкционная карта по выполнению практической работы «Изготовление эскиза лоскутного изделия»;

- образцы тканей и прокладочных материалов;

- цветовой круг, карточки сочетания цветов;

- комплект геометрических фигур.

Инструменты и материалы (для учащихся):рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш, карточки с заданиями, лоскутки тканей, портновские булавки.

Необходимое техническое оборудование:  ПК, (подключенный к сети Интернет), мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере   специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

Используемое оборудование: 

 Эл. утюг, ножницы, линейка, карандаш, шаблоны для лоскутной техники, образцы изделий, лоскут ткани, швейная машина   

Структура и ход урока

                                                                                                                           

Этап урока

                                                              Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационно-мотивационный

- Организует начало учебной деятельности;

- Проверяет готовность обучающихся  к уроку;

- Создает эмоциональный настрой на совместную работу;

- Приветствуют учителя;

- Готовятся к уроку;

- Погружаются в благоприятную атмосферу;

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самоорганизация;

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке;

2. Актуализация знаний

- Организует работу с кроссвордом, с последующим обсуждением;

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока;

- Работают с кроссвордом, оценивают личный опыт, делают выводы;

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока;

Личностные:

- активизация имеющихся ранее знаний;

- активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- закрепление знаний  по предыдущим темам;

3. Введение новых знаний

- Сообщает новые знания;

- Организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность, на выполнение проекта.  Нацеливает на активную работу всех членов группы;

- Предлагает проанализировать информационные источники;

- Предлагает заслушать отчет групп;

- Контролирует и подтверждает правильность выводов;

- Обобщает полученные результаты;

- Делятся на группы;

- Работают с информационными источниками;

- Озвучивают полученные результаты;

- Фиксируют в тетради основные мысли;

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение работать с различными источниками информации;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;

- характеризовать особенности «Лоскутного шитья», особенности выбора ткани по волокнистому составу, цвету и рисунку, правила изготовления шаблонов для лоскутного изделия;

4.Физкультминутка

- Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;

- Выполняют физические упражнения;

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни;

5. Первичное закрепление нового материала

- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- Предлагает продолжить фразы:

«Я не знал, что……»

«Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

- Слушают учителя;

- Обобщают новые знания;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи;

6. Применение знаний на практике

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

  • Сообщает учащимся название практической работы;
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Знакомит с объектом труда – образцом;
  • Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы;

- Контролирует выполнение учащимися практической работы;

- Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени;

- Проводит заключительный инструктаж:

  • Организует выставку выполненных эскизов на доске;
  • Анализирует выполнение самостоятельной работы;
  • Организует разбор типичных ошибок учащихся;
  • Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок

- Организуют рабочее место;

- Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы;

- Выполняют практическую работу: «Изготовление эскиза для лоскутного изделия»;

- Обсуждают, что получилось, что не получилось, выявляют причины и способы устранения;

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- мотивация на творческую деятельность;

- осознание ответственности за качество своей деятельности;

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение осуществлять контроль по результату;

Познавательные:

- умение решать практические задачи на творческом уровне;

- умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы;

- умение соблюдать трудовую дисциплину;

- умение применять методы художественного оформления изделий;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

- умение обосновывать критерии качества конечного результата;

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- закрепление знаний по выбору цветовой гаммы;

- применение знаний на практике  по составлению эскиза лоскутного изделия с использованием шаблонов;

7. Рефлексия

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

- Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

- Проводят самооценку;

- Оценивают работу одноклассников;

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;

8. Домашнее задание

- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку:

  • Изготовить шаблоны выполненного эскиза лоскутного изделия;
  • Подобрать и принести кусочки хлопчатобумажной ткани;

- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- Записывают домашнее задание в дневник;

Ход урока

1.Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку.

2.Актуализация знаний учащихся

Во время показа презентации учитель задаёт вопросы учащимся:

*На каких уроках фартук и косынка являются рабочей одеждой? (технология)

*Какой предмет необходим при выполнении кулинарных работ на уроке при работе с горячими предметами? (прихватка)

Решаем кроссворд, с последующим обсуждением;

3. Введение новых знаний

Тема нашего урока: «Декоративно-прикладное изделие для кухни»

Открываем тетради и записываем тему урока. Сегодня на уроке  мы разработаем и выполним эскиз швейного изделия, результатом которого будет прихватка для работы на кухне. Мы должны разработать творческий проект (демонстрация презентации с пояснениями). Записываем в тетрадь цели и задачи проекта. Рассматриваем этапы выполнения проекта. Прихватки могут быть выполнены различных видов, форм и выполнены в различных техниках. Ученицы указывают на особенности представленных прихваток. Рассмотрим детали прихватки (демонстрация образцов деталей прихватки).

Учитель:

- Какую прихватку вы сможете изготовить?

- Чему должно соответствовать цветовое решение вашей прихватки? (цветовому решению фартука и косынки)

- Что вам понадобиться для изготовления прихватки? (материалы)

Для изготовления прихватки можно использовать различные лоскутки ткани. Выбор остаётся за вами.

- Что вы будете использовать для детали прокладки? (синтепон или ватин)

- Назовите оборудование и приспособления.

- Что вы должны знать, работая в швейной мастерской? - (правила безопасной работы)

Ученицы рассказывают правила безопасной работы в мастерской.

Учитель подготовила рассказ о цветовой гармонии.

Основы цветовых сочетаний.

Представьте себе радугу на голубом небе. Нежные тона, еле уловимые переходы от цвета к цвету. Смотришь – и кажется, что  вот-вот растает. Наверное, у каждого по – своему откликается в груди этот миг, когда природа, и без того совершенная в гармонии и красоте, одаривает нас чудом восхода или заката, грозовым небом или сияющей радугой. Раскладывая перед собой лоскутки ткани, постарайтесь воскресить эти ощущения, ведь нам предстоит создать чудо, которое тоже должно вызвать похожие эмоции. Лоскутное изделие будет отражать внутренний мир, который складывается из всего, что нас окружает: природа, народные традиции, отношения в семье,  знакомства с различными видами искусства.

Многие мастерицы – рукодельницы, обладают врождённым чувством цвета, интуитивно сочетают расцветки и создают изделия, отличающие тонкостью цветовых решений, пропорциональностью частей, ритмичностью. И всё же, чтобы лучше ориентироваться в многочисленных цветах и оттенках, следует иметь некоторые представления о свойствах цвета. Ведь в лоскутном изделии общий колорит, цветовые пятна являются основными способами выражения художественного замысла. Правильно воплотить их помогают законы гармонии, построенные на цветовом спектре.

Существуют три  основных цвета: красный, синий и жёлтый. От смешивания этих цветов образуются все остальные. Из двух основных цветов получают промежуточные цвета. Соединение красного цвета  с жёлтым даёт оранжевый,  жёлтого цвета с синим – зелёный,  синего с красным – фиолетовый. Оранжевый цвет противоположен синему, и в природе эти цвета контрастны. Контрастные цвета дополняют друг друга и дают красивое сочетание. Такие цвета называют дополнительными, и в цветовом кругу они находятся друг против друга.

Чистые цвета, расположенные по цветовому кругу от красного к зелёному через жёлтый, являются тёплыми. Все цвета от красного к зелёному через синий являются холодными. Обычно изделия выполняются в каком – то одном тоне – тёплом или холодном. Но элегантность и живость всей работе придаёт небольшое количество контрастных по цвету деталей.

 Все цвета, расположенные в цветовом круге, называются хроматическими. Белый, чёрный и все оттенки серого называются ахроматическими. Они используются в сочетании с различными хроматическими цветами, чаще как разделяющие, нейтральные или для смягчения активного цвета.

Планируя шить изделие из лоскутков, в первую очередь нужно отталкиваться от самого изделия и чётко представлять в каком окружении оно будет использоваться, затем подбирать лоскутки.

Учитель организует работу в группах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность, на выполнение проекта.  Нацеливает на активную работу всех членов группы;

- предлагает проанализировать информационные источники ;

- предлагает заслушать отчет групп;

- контролирует и подтверждает правильность выводов;

- обобщает полученные результаты;

4.Физкультминутка

Учитель  показывает физические упражнения, создаёт условия для снятия переутомления у учащихся. Ученики выполняют физические упражнения.

5. Первичное закрепление нового материала

Учащиеся делятся на две группы и выполняют практическую работу.

Практическая работа: выполнить цветовой круг из полосок гладкоокрашенной ткани на большом листе картона по образцу цветового круга Гете, но добавляя полоски ткани сложных цветов и ткани с набивным рисунком, соблюдая цветовую гармонию.

Учитель предлагает продолжить фразы:

«Я не знал, что……»

«Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

6. Применение знаний на практике

6.1 Вводный инструктаж учителя

Цель практической работы – это выполнение сборки верхней детали прихватки в лоскутной технике.

Задачи практической работы – это ознакомление с образцами прихваток, ознакомление с учебно-технической документацией и предупреждение о возможных трудностях при выполнении задания. От качества выполнения каждой операции зависит вид готового изделия – прихватки. Поэтому,  после выполнения каждой операции вы будете проверять качество своей работы.

6.2 Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте.

Выполнение мини – проекта.

Составить план работы:

- создать банк идей изделий из лоскута

- провести мини исследование каждой идеи, выявляя потребности в этих изделиях

- выбрать лучшую идею

- составить алгоритм изготовления выбранного изделия

 - выполнить эскиз

6.3 Текущий инструктаж учителя

6.3.1 Формирование новых умений:

- проверка организованности начала работы учащихся;

- проверка организации рабочих мест учащихся;

- соблюдение правил охраны труда, санитарии и гигиены труда при выполнении заданий.

6.3.2 Усвоение новых знаний:

- проверка правильности использования учащимися инструкционных карт.

6.3.3 Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащихся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- контроль  за  рациональным  использованием учебного времени учащимися.

6.4 Заключительный инструктаж учителя

- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- разъяснения учителем способов устранения ошибок;

- организует выставку выполненных эскизов на доске.

 7. Рефлексия

Ученики проводят самооценку, оценивают работу одноклассников.

Учитель выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся, сообщает о теме следующего урока.

8. Домашнее задание

Записываем домашнее задание в дневники:

- изготовить шаблоны выполненного эскиза лоскутного изделия;

-  подобрать и принести кусочки хлопчатобумажной ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Методическая разработка урока по теме At the circus для 2го класса

Методическая разработка урока-экскурсии для учащихся 2-го класса на тему "At the circus"...

Методическая разработка урока по теме "Тепловые и электрические явления" 8 класс

Урок-игра по теме: "Тепловые и электрические явления " можно проводить в качестве повторения или внеклассного мероприятия в 8 классе....

Методическая разработка урока по теме !Декоративно - художественная отделка поверхностей"

Здесь помещаю методическую разработку урока, который провела 17.11.2012г. Данный урок был рекомендован к тиражированию....

разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС

Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"...

Разработка урока по теме "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."

Тема из раздела "Декоративно-прикладное творчество" 6 класс ФГОС...

Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.

Методическая разработка и презентация  к уроку.  Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике к...