. "Современные технологии профессионально-трудового обучения".
статья по технологии (8 класс) на тему

Комиссарова Татьяна Ивановна

Статья "Современные технологии профессионально - трудового обучения". Статья отнесена к разделу: преподавание технологии, коррекционная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья44 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии профессионально-трудового обучения.      

Комиссарова Татьяна Ивановна, учитель швейного дела

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии, коррекционная педагогика.

   Эффективность профессионально-трудовой подготовки учащихся коррекционных школ во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Наиболее существенную и сложную часть такой организации составляет методика обучения, включающая вопросы использования в практике трудового обучения использования современных образовательных технологий.

   Многолетний опыт работы отдельных педагогов, в том числе и мой, специальной (коррекционной) школы-интерната №9 города Челябинска убедительно свидетельствует, что трудовая подготовка является той сферой, где возможна высокая успешность детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

       Так как в современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников с нарушением интеллекта и перед коррекционной школой ставиться задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способного принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за личностное самоопределение. Поэтому актуально и своевременно рассмотрение вопросов использования технологии подготовки к профессиональной деятельности, которая заключается в четкой организации профессионально ориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта трудового обучения лиц с нарушением интеллекта, а также углубленной трудовой подготовки данной категории учащихся.

       Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионально-трудового обучения в условиях коррекционной школы. Однако эта успешность зависит также от активности учащихся, которая в свою очередь зависит от мотивации деятельности и создания ситуации успеха, так как учащимся с нарушением интеллекта присуща низкая познавательная активность. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, выбор методов, форм и средств подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта определяются содержанием профессионально-трудового обучения в коррекционной школе и уровнем личностного развития учащихся.

        На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта:

  • ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному образованию:
  • общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;
  • особое значение в общем процессе подготовки к трудовой деятельности имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса;
  • специфической особенностью процесса профессионально-трудового обучения является сочетание процесса профессионального обучения в специально организованных педагогических условиях и условиях производства.

Из   опыта  работы  я  пришла  к  выводу: то, что    ученик  получает   на первых  ступенях   остаётся на всю жизнь. Основная  задача  обучения  по швейному  делу - дать учащимся основы  профессиональной  подготовки  по изучаемому   предмету. Эффективность  занятий  по  швейному  делу   в коррекционной  школе   во  многом   зависит от того, насколько правильно   выбраны  методы   обучения   для  достижения поставленных  целей, в процессе  которых происходит усвоение учащимися знаний, умений и  навыков, формируются  познавательные   способности. 

   Предлагаю рассмотреть современные коррекционно – развивающие технологии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков учащихся с ОВЗ, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.

1. Информационные компьютерные технологии.

   В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции позитивно влияют на активность ученика, повышают  устойчивость внимания.  Педагоги школы, в том числе и я, продуктивно используем в своей деятельности возможности информационных технологий: получаем информацию через Интернет, используем информационные технологии для  развития учащихся.

    В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в общем образовании.

     Несмотря на значительное количество программных продуктов, они не предназначены для использования в коррекционных школах VIII вида. Поэтому мы используем их не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.  Чаще всего используем различные презентации, выполненные в программе Power Point, обеспечивающие наглядность.  

     Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальнo, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, учебной темы.  

    Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в данном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.  

Я использую:

 1). Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.

 2). Презентации – диафильмы.

 3). Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока и позволяющие учителю, не знакомому с методической разработкой урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации провести высокопродуктивное занятие.

      Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

4). Диск «Компьютерный журнал моделей». При работе с диском «Компьютерный журнал моделей» учащиеся знакомятся с внешним видом, названием, техническим рисунком, с изображением конструкции и чертежами деталей  моделей. Они могут получить  указания по выбору ткани, необходимых материалах, их расходе и рекомендации по пошиву изделия.

  Применяя  «Компьютерный журнал моделей», учащиеся могут сделать хорошие и точные индивидуальные лекала на фигуру конкретного человека по его меркам в натуральную величину. Для этого им необходимо ввести в компьютер четыре мерки: обхваты  груди, талии, бёдер, рост человека. Чертежи деталей выполняются  форматом А-4 на обычном принтере.

     Введение информационных технологий  подчинено задаче максимально возможного развития ребенка.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология уровневой дифференциации.

 Цель данной технологии состоит в том, чтобы все обучающиеся овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

 Главная задача – предоставить обучащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету.

 Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контрольно - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания – тесты (разноуровневые).

 Можно также применять и при изучении новой темы.

Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, мы педагоги можем помочь детям преодолеть трудности в освоении профессий.

Литература

  1. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе  Просвещение, 1980 г.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. – М.,1994.
  3. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения

Презентация доклада на тему "Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения" в рамках научно-практической конференции ГБОУ СПО МО СТК 2012-2013 учебного года....

Современные технологии: проблемно-модульное обучение и его творческий потенциал

Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению...

Статья " Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения"

Статья по использованию кейс-метода в среднем профессиональном образовании по специальности "Экономика и бухгалтерский учёт"...

Современные технологии: проблемно-модульное обучение и его творческий потенциал

Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению...

Использование современных технологий в процессе обучения географии

Выступление Манько С.Г.  "Использование современных технологий в процессе обучения географии"...

Современные технологии в условиях обучения сельской школы

В работе отражены состояние проблемы в психолого - педагогической, методической литературе, система работы по изучению и применению современных технологий в условиях сельской школы (особенности сельск...

Особенности проведения современного урока профессионально-трудового обучения

Выступление на методическом объединении учителей профессионально-трудового обучения...