Открытый урок 7-8 классы "Масленица"
занимательные факты по технологии (7, 8 класс) на тему

Открытый урок 7-8 класс "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7-8.rar2.32 МБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ

                Они хранили в жизни мирной

                Привычки милой старины;

                У них на масленице жирной

                Водились русские блины.

                          А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Красивый это праздник – проводы русской зимы! По традиции были в эти дни катания с ледяных горок, веселые хороводы, пляски и, конечно же, блины! Горячие, ароматные, румяные... Блин, уже масленица!

С древнейших времен известен на Руси праздник Масленицы. Сначала так назывались языческие празднества в честь бога Волоса, знаменовавшие переход к весне. Связанный с культом природы и почитания

 предков, они сопровождались определенными обрядами (сжигали чучело зимы, зажигали костры, на могилах предков оставляли снедь) и обязательным пиршеством, главным угощением которого были блины. Их пекли из жидкого теста круглыми и желтыми, как солнце.

Затем православная церковь включила Масленицу в число своих праздников, и ее стали отмечать в течение недели перед Великим Постом. Каждый день этой недели имел свое название. Понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечера, суббота– золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощанья, прощеный день.

Канун Масленицы – вселенская или большая родительская суббота, в которую православные поминают своих родителей.

Кроме того, Масленица была праздником начала нового этапа жизни – праздником новобрачных. Время от 6 января вплоть до Масленицы считалось на Руси свадебным.

В XV веке январь и февраль прямо называли свадебными.

Как и западноевропейский карнавал, Масленица – наследие времен язычества, праздник в честь бога Волоса.

Называли ее тогда вовсе не Масленица, а мясопуста. Ну да не в этом дело: как бы ни называлась, а праздник этот наш народ издревле любил. Устраивали кулачные бои, борьбу, приводили медведей, потешавших публику, появлялся бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. А царь Петр I сам открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами. Честною, широкою называл народ Масленицу.

Празднование Масленицы и в старину сопровождалось веселыми плясками, кулачными боями, борьбой, катанием на тройках. Называли этот праздник в народе «широкой, разгульной, обжорной» Масленицей. В наше время она потеряла свое ритуальное значение и превратилась в чисто символический обряд проводов зимы и встречи весны. Но блины в это время, как и раньше, можно увидеть в каждом доме. Они стали настолько популярными, что их пекут не только в праздники, но и в будни. Традиционное кушанье Масленицы – блины – тоже имеет свою историю, еще более древнюю, чем сам обычай. 

Конкретно о блинах как о великолепном, ароматном, сытном кушанье сочинено множество пословиц, поговорок, стихов, прибауток, басен: «Блин не клин – брюха не расколет».

Блин со сковородки

Масленый блестит.

Как поцелуй молодки

Мной не позабыт

           (Стихи народные.)

Полагают, что первые лепешки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4–5 тысяч лет назад. К семейству блинов можно отнести блины, оладьи, блинницы и блинчики. Трудно сказать, кто в этом семействе главный. То ли блины, приготовленные со всякими премудростями из дрожжевого теста, то ли пышные оладьи, то ли блинчики, что родом попроще. В любом случае это – популярное блюдо, и мало, пожалуй, найдется людей, которые отказали бы себе в удовольствии полакомиться ими.

«Блин красен и горяч, как горячее… солнце… – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным идолам.

Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей», – так писал о русских блинах известный писатель Александр Иванович Куприн.

В принципе все блины готовятся одинаково: в теплую воду или молоко кладут дрожжи, сахар, соль, яйца, муку. Тесто ставят бродить, и часа через три оно готово. Все остальное зависит от пропорции продуктов.

Тесто для оладьев готовят более густое, чем для блинов. В него добавляют овощи, фрукты, орехи, сыр.

Шумит на столе удивительный старинный чайник-самовар, на тарелке аппетитная горка свежих горячих оладий и стопка блинов, к ним – мисочка с  вареньем.

Блины – блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на тот свет в гробу с покойником и т. п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся извне: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, святому Власию, чучелу Масленицы и др. Особое значение в обрядах имеет горячий первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях – соленый блин.

Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. Обычай этот для меня несколько удивителен, потому что, как известно, «первый блин всегда комом». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметаной, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с Масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. В Масленицу блины пекли, чтобы задобрить светило, попросить у него хорошей погоды на весь год. К тому же это универсальное блюдо. В зависимости от начинки оно может быть сладким или соленым, повседневным или праздничным, простым или деликатесным. В каждой семье блины готовят по-своему.

В Китае чай был известен за 2700 лет до новой эры, а позднее появился в Индии, Индонезии и на острове Шри-Ланка.

Познакомились с чаем в России при царском дворе более двухсот лет назад. А разводить чайные кусты попытались только в 1833 году. Высадили семена и сеянцы в Крыму, в Никитском ботаническом саду, где уже много было диковинных растений со всего света. Но чайные кусты там не прижились. Решили повторить попытку на Кавказе, под Сухуми. А пока привозили чай из Китая. Тюки с ним путешествовали иной раз не меньше года – на верблюдах, санях, телегах и паромах – до Нижегородской ярмарки. Оттуда уже расходились по всей стране.

Незадолго до Октябрьской революции нашли для чайных кустов прекрасное место – в Грузии, под Батуми, в Чакве. Там и были созданы первые наши плантации.

Большие чайные плантации появились у нас в стране только при Советской власти – в Грузии, Азербайджане и Краснодарском крае. Наши ученые создавали новые сорта этого нежного тропического растения, приспособленные к более суровому климату: они переносят морозы до минус 14 градусов.

В тропических странах чайные кусты цветут и приносят семена почти круглый год. У нас они зацветают к сентябрю.

 Цветки белые или розовые, с пятью-семью лепестками. Но чайные кусты разводят не из-за цветков и семян. Главное в них – молодые, нежные побеги. Из них приготовляют чай – ароматный освежающий напиток.

 Чай бывает черный и зеленый, рассыпчатый и прессованный брусками, кирпичиками, плитками. Но, прежде чем попасть к нам на стол, любой чайный лист проходит много операций: его валят, скручивают, сушат, сортируют и расфасовывают. Все это делают машины. А люди наблюдают, чтобы чай не потерял своих ценных качеств и сохранил в себе кофеин, танин и эфирные масла. Кофеин вызывает ощущение бодрости, танин придает напитку вкус, а эфирные масла – приятный аромат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...