Проект "Введение в мир профессий"
проект по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Чумакова Елена Александровна

Создание информационно - образовательного пространства как ресурсного центра профессиональной ориентации, социальной адаптации и подготовки обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности в современных рыночных отношениях.

В рамках реализации проекта будут разработаны: методические  рекомендации,  проведены тренинги, беседы, круглые столы, игры, праздник труда, экскурсии и др.

В перспективе данный проект будет реализован с  обучающимися 1 – 9 классов. В проекте примут участие педагогический коллектив, родители, обучающиеся и Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» г. Новосибирска.

Занятия будут проводиться два раза в месяц. Как показал опыт, такая форма организации занятий является эффективной и целесообразной. Работа каждую неделю менее желательна, так как снижается интерес к занятиям у детей с ограниченными возможностями.

Результаты предлагаемого проекта  предоставлены за один учебный год для 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vvedenie_v_mir_professii.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Специальное (коррекционная) школа № 60"  Центрального округа

Проект "Введение в мир профессий"

Исполнители:

учитель трудового обучения

 высшей квалификационной категории

Чумакова Е.А.

педагог - психолог

первой квалификационной категории

Бородина Е.А.

Г.Новосибирск 2015 год

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

        Проект «Введение в мир профессий»  будет реализован в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении г.Новосибирска «Специальной (коррекционной)  школе № 60», которая существует в городе Новосибирске с 1941года, с 1973 года в здании по адресу 1905 года 61. За данный период накоплен огромный опыт обучения, воспитания и коррекции  обучающихся с ограниченными возможностями. В  настоящий  момент в школе насчитывается 93 обучающихся. Обучение детей в школе ведется по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью.

        Миссия проекта: Создание информационно - образовательного пространства как ресурсного центра профессиональной ориентации, социальной адаптации и подготовки обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности в современных рыночных отношениях.

В рамках реализации проекта будут разработаны: методические  рекомендации,  проведены тренинги, беседы, круглые столы, игры, праздник труда, экскурсии и др.

В перспективе данный проект будет реализован с  обучающимися 1 – 9 классов. В проекте примут участие педагогический коллектив, родители, обучающиеся и Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» г. Новосибирска.

Занятия будут проводиться два раза в месяц. Как показал опыт, такая форма организации занятий является эффективной и целесообразной. Работа каждую неделю менее желательна, так как снижается интерес к занятиям у детей с ограниченными возможностями.

Результаты предлагаемого проекта  предоставлены за один учебный год для 8-9 классов.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В условиях современного общества проблема профориентации должна решаться на основе свободного и осознанного выбора специальности по склонностям и способностям,  соответствовать интересам общества и человека.

В этой связи особую актуальность приобретает процесс профессионального самоопределения, который определяет содержание, формы и методы профориентационной работы на разных этапах развития человека, а именно: обучение в школе, специальное образование, освоение профессии.

Профессиональная ориентация детей с ОВЗ – это обоснованный выбор трудового пути, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности, а также  максимальной эффективности обучения и дальнейшего трудоустройства в выбранной профессии. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении детей с ОВЗ она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности систем организма.

Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если в раннем возрасте сформировать у них профессиональную мотивацию посредством эффективной системы профессионального ориентирования.

Таким образом, комплексный подход в решении выбора профессии  и коррекции нарушений, обучающихся с ОВЗ, облегчит социальную адаптацию данной категории детей.

ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ

Современный рынок труда характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в экономике страны сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой стороны, все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Поскольку труд является одним из основных  факторов, способствующих интеллектуальному развитию обучающегося с ОВЗ, специальная коррекционная школа нацелена не только на формирование  необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку своих обучающихся  к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Практика показывает, что выпускники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;

- выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта ( в г. Новосибирске два учебных заведения, в которых выпускники с ОВЗ  могут получить профессии:  штукатур – маляр, швея, столяр, с 2015 года овощевод - цветовод.)

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует  профессиональной интеграции в общество обучающихся с ОВЗ.

Мониторинг  жизнеустройства выпускников

Учебный год

Всего выпускников

Продолжили обучение в ПУ

Трудоустроены

Инвалиды

Не обучаются, не трудоустроены

2012 – 2013

10

8

-

2

-

2013 – 2014

15

9

-

3

3

2014 – 2015

9

3

1

5

-

Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция  к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в училищах.

Из общего количества выпускников школы - 38% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:

  • неконкурентоспособны на рынке труда;
  • вследствие легкой, тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющих данный диагноз существенно ограничены). 

                           Таким образом, существует ряд серьезных проблем  в обществе для лиц с ограниченными возможностями,  нерешённость которых препятствует  профессиональной интеграции в общество данной категории людей.

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовой и документальной основой проекта  программы "Введение в мир профессий" обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются:

  • - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • - Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  • - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • -   Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы.  Под общ. ред. И. М. Бгажноковой. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.

Основная цель проекта: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального самоопределения и адаптации к новым образовательным условиям.

Задачи:

1. Создание условий для формирования обоснованного профессионального      выбора выпускников с ограниченными возможностями здоровья;

2. Систематизация методов и приёмов работы с обучающимися с умственной   отсталостью, влияющих на процесс профессионального самоопределения и определение основных направлений профориентационной работы в  школе.

 3. Оптимизация  процесса формирования у обучающихся с ОВЗ системы эмоционально-ценностных отношений  к окружающему миру, своей  будущей профессии и самому себе как специалисту.

4. Диагностика  психофизических особенностей  и интеллектуальных способностей обучающихся  с ОВЗ, соответствующих профессиональному выбору.

5. Уделять особое внимание работе с семьёй, вести разъяснительную пропаганду, координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности обучающегося, соответствующий его психофизическим возможностям.

6. Организовывать тесную взаимосвязь с внешними структурами: центром занятости населения, профессиональными училищами, специализирующимися на подготовке детей с ограниченными возможностями.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Первый этап

1-4 классы:

допредпрофильный – формирование у младших обучающихся с ОВЗ любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности детей в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности по мере их психофизических возможностей и навыков.

На первой ступени обучения профориентационная работа в начальном звене  ведется на уровне профинформации.  Обучающиеся знакомятся с  особенностями основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.

Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети знакомятся с различными профессиями людей.            

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в  обществе.
  2. Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную; трудовую, игровую, исследовательскую.

Второй этап

5 -7 классы: – предпрофильный – формирование у подростков с ОВЗ начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
  2. Представление о собственных интересах и возможностях.
  1. Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, СБО, истории, географии, биологии, литературы, внеклассных групповых занятий и экскурсий.

Третий этап

8-9 классы: профильный. Цель – помочь обучающимся с ОВЗ сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.

На этом этапе по интеллектуальным и физическим возможностям, у выпускников с ограниченными возможностями, формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Детям оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.

На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда). Профессиональное определение подростков с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность предлагается через  трудовую подготовку. Осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов. Обучающиеся с ОВЗ знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  1. Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.
  2. Ознакомление обучающихся с ОВЗ о своих личностных особенностях, возможностях, способностях и  о своем профессиональном соответствии.
  3. Выбор будущей  профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния  здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
  4. Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).
  5. Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися с ОВЗ.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

этап

действие

сроки выполнения

ответственный

1 этап –

допредпрофильный

Беседы, сюжетно-ролевые игры, кружки, экскурсии, использование ИКТ

4года

Администрация, педагоги трудового обучения, классные руководители

2 этап – предпрофильный

Экскурсии, информационно-справочные, сюжетно-ролевые игры, консультации     использование ИКТ.

3года

Администрация, педагоги трудового обучения, классные руководители\

          3этап-

 профильный

Информационно-справочные, просветительские консультации, тесты, экскурсии, встречи со специалистами предприятий, училищ, консультации, тренинги, сюжетно-ролевые игры, использование ИКТ

2года

Администрация, педагоги трудового обучения, классные руководители, соц.педагог, психолог, родители

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Кадровые ресурсы: администрация, руководители проекта, классные руководители, учителя трудового обучения, социальный педагог.

Организационные ресурсы: Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» г.Новосибирска, Новосибирский Центр профессионального обучения№1 ул. Весенняя 12, Новосибирский Центр профессионального обучения№2 ул. Первомайская 206, Комплексный Центром адаптации инвалидов ул. Немировича-Данченко №100.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Информационные ресурсы: литература, интернет.

РЕЗУЛЬТАТ

  1. Положительные отзывы родителей и обучающихся с ОВЗ о профориентационной подготовке выпускников школы.
  2. Мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы (постпрофильный этап).
  3.  Морально-эмоциональная поддержка обучающихся с ОВЗ при выборе будущей профессии (снятие тревожности, агрессии, формирование коммуникативных и организаторских склонностей).
  4.  Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

РИСКИ

Работая над проектом, мы столкнулись с рядом трудностей:

  1. Позиция старших членов семьи: часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, или наоборот не согласны с выбором, навязывая свои установки, не учитывая их психофизические возможности.
  2. Позиция сверстников: дружеские отношения часто влияют на выбор профессии.
  3. Высокая степень неопределенности жизни обучающихся с ОВЗ, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

- Проект должен быть доступным.

- Подключение родителей, классных руководителей и педагогов группы продленного дня к проведению бесед, презентаций, экскурсий.

Необходимость профориентационной работы по годам обучения начиная с младшего возраста, при обязательной преемственности работы из года в год.

Доступность образования и получении информации о реестре существующих профессий, соответствующих определенным психофизическим особенностям и физическим ограничениям для обучающихся с ОВЗ.

Объективная самооценка обучающегося  с ОВЗ, в соответствии с реальными требованиями, выбираемой профессии.

Свобода выбора профессии, которая предполагает, с одной стороны учет имеющих физических ограничений, с другой стороны готовность социума принимать людей с ОВЗ, и создавать им соответствующие места.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Разработанный  проект  может быть использован психологами и педагогами в профориентационных целях; результаты работы и намеченные привлекут специалистов коррекционных школ, что позволит более качественно решать задачи по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТУ

Компетенции, необходимые   обучающимся  для  принятия   верного  решения    в  выборе  профессии:  

 1) Информационные (знание  своих   индивидуальных  особенностей, наличие  представлений  о  мире  профессий).

  2) Ценностно-смысловые (потребность  в   выборе  профессии, устойчивая  мотивация  к  самообразованию).

 3) Учебно-познавательные (умение  адекватно  соотнести  знания   о  себе  и  знания о  выбранной   профессии,  уверенность  в  своих  силах, положительное  отношение   к   выбору  будущей   профессии).  

     4) Социально-трудовые (активная  жизненная  позиция в  выборе  профессии, наличие   профессиональных   и   жизненных  перспектив).      

 5) Компетенции   реинтеграции  в   общество (умение  ставить  цели  и  планировать  пути  по   их  достижению, умение   взаимодействовать   с   людьми.    

Литература

  1. Агавелян О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.
  2. Бодеман Й.О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.
  3. Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.
  4. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.
  5. Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.
  6. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
  7. Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.
  8. Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4.
  9. Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1989. - № 3.
  10. Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.
  11. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
  12. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 1985.
  13. Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5.
  14. Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. - 1995. - № 1.
  15. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. - Москва, 1985.
  16. Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987.
  17. Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. - Москва, 1987.
  18. Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С. Школьный кабинет профессиональной ориентации. - Казань, 1984.
  19. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.
  20. Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. - Москва, 1985.
  21. Успенский В. Б. Управление профессиональной ориентацией в школе. - Ярославль, 1987.
  22. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - Москва, 1983.
  23. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Выбор профессии.

Открытый урок для 11 класса....

Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"

Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»

В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...