Рабочая программма по технологии 10-11 класс
рабочая программа по технологии (10, 11 класс) на тему

Богданова Лариса Михайловна

Рабочая программма по технологии 10-11 класс, срок реализации 2 года, к учебнику «Технология»: 10-11 класс под редакцией В.Д.Симоненко, на 70 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_10-11_tehnologiya.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рабочая программа по

_______Технологии________

(учебный предмет)

_________10-11__________

(классы)

 _________2 года __________

(срок реализации)

Принята на МО                                  Утверждена на педагогическом совете

Протокол № ____от                                                           Протокол № ____от

«___»______20______г.                                                  «___»______20___г.

Руководитель МО                                                             Директор школы

____________________                           _________________________

2013 г


:                  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ www mon. gov.  ru., учебника «Технология»: 10-11 класс под редакцией В.Д.Симоненко, М. «Вентана Граф», 2009,  рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику.

Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.

Основная педагогическая цель реализации в учебном плане образовательной области «Технология» - профессиональное самоопределение молодежи в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям и развитие конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда.

           Программа «Профессиональное самоопределение и карьера» по технологии для 10-11 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.

Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей то каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения  сил и способностей, места в жизни. 

Основная цель данной программы:

способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой  деятельности к человеку и в частности предпринимательству.

Задачи программы по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые  предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели:

- создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,

- подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

- развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность и порядочность;

- формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- включение учащихся  в реальные производственно-экономические отношения, познание ими основ менеджмента, маркетинга, предпринимательства;

- воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности;

- создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.

Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:

- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;

- традиционные методы: беседа, лекция;

- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;

- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;

- практическая,  самостоятельная работа учащихся;

- профконсультации.

Практической,  самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени.

Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. В 10-11 классах  уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к профессиографическим и социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья, способностей и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания школьники усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям.

Во всех сферах деятельности присутствуют элементы предпринимательства. В настоящее время все больше молодых людей хотят связать свою судьбу с предпринимательством как основной сферой деятельности, являющейся основой основ экономических систем большинства стран мира и нашей страны. Необходимость и возможность изучения основ предпринимательской деятельности в рамках образовательной области «Технология» подтверждается тем, что во многих странах первичные знания и умения учащихся о бизнесе формируются именно в рамках их трудовой  и технологической подготовки.

Раздел программы  «Основы предпринимательства» дает представление об основных принципах рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и навыки их применения при реализации собственной продукции и услуг; знакомит с различными формами предприятий по производству товаров и услуг, с деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций; с порядком регистрации созданных предприятий, организаций, фирм.

Таким образом, интегрированная программа призвана оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры.

Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения.

Тематический план программы включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменной контрольной, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу. Практические умения и навыки контролируются выполнением индивидуальной работы по изготовлению изделия, выполненного творческого проекта.

Результативность

Учащиеся полной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают общетехнологическую подготовку, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.

Задачи на учебный год:

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;

- раскрыть сущность предпринимательства, его цели и задачи;

- показать роль предпринимательства в экономической жизни общества;

- сформировать знания и первоначальные умения, необходимые для предпринимательской деятельности;

- развить качества личности, способствующие осуществлению предпринимательской деятельности;

- освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;

- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

- воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;

- ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.

По окончании учебного года учащиеся должны

Знать:

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

- порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,

- чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,

- условия прибыльного производства;

- роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

- кто может быть участником предпринимательской деятельности,

- какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

         Уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

         - осуществлять самоанализ развития своей личности;

- анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;

- выдвигать деловые идеи;

- характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;

- изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.

Авторы: В.Д.Симоненко, Технология 10 – 11 классы

10 КЛАСС

Задачи на учебный год:

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;

- раскрыть сущность предпринимательства, его цели и задачи;

- показать роль предпринимательства в экономической жизни общества;

- сформировать знания и первоначальные умения, необходимые для предпринимательской деятельности;

- развить качества личности, способствующие осуществлению предпринимательской деятельности;

- освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;

- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

- воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;

- ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.

По окончании учебного года учащиеся должны

Знать:

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

- порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,

- чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,

- условия прибыльного производства;

- роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

- кто может быть участником предпринимательской деятельности,

- какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

         Уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

         - осуществлять самоанализ развития своей личности;

- анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;

- выдвигать деловые идеи;

- характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;

- изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.

Авторы: В.Д.Симоненко, Технология 10 класс

11 КЛАСС

Задачи на учебный год:

- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

По окончании учебного года учащиеся должны

Знать: 

- уровень развития своих профессиональных качеств;

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- правила выбора профессии, карьеры;

- значение правильного самоопределения для личности и общества;

- требования к составлению личного профессионального плана;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

- значение творческого потенциала человека, карьеры;

- возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

         Уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;        

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

- пользовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;

- анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Авторы: В.Д.Симоненко, Технология 11 класс


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ    (базовый уровень)

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности  при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.


Критерии оценивания учащихся 5-11 классов

№ п. п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

Примерные нормы оценки практической работы

  Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

  Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

  Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

По материалам журналов «Школа и производство»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ

Критерии оценивания

Баллы

1.  Оценка пояснительной записки (10 баллов)

1.1 Общее оформление

1

1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1

1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5

1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1

1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1

1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1

1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1

1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1

1.9 Описание окончательного варианта изделия

0,5

1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5

1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

0,5

1.12 Реклама изделия

1

2.  Оценка готового изделия(25 баллов)

2.1 Оригинальность конструкции

5

2.2 Качество изделия

10

2.3 Соответствие изделия проекту

5

2.4 Практическая значимость

5

3.  Оценка защиты проекта (15 баллов)

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2

3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1

3.3 Описание технологии изготовления изделия

3

3.4 Четкость и ясность изложения

1

3.5 Глубина знаний и эрудиция

2

3.6 Время изложения (7-8 мин)

1

3.7 Самооценка

2

3.8 Ответы на вопросы

3

ИТОГО:

50 баллов


Литература

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.
  3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
  4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.  
  5. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.
  6. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.
  7. Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград:  Учитель, 2011.-88 с.
  8. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.

Тематическое планирование по технологии 10 класс (базовый уровень)-35 ч

Темы

Основные понятия

Кол-во часов

Тип урока

Практическая

часть

Информационные технологии.  6 часов

1/1

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии. Техника для телефонной связи. Мобильные средства связи.

Особенности использования различных видов связи при передаче информации. Экологические проблемы. Защита от излучений

1

лекция

Изучение понятия «Радиотелефонная связь»

2/2

Радио- и оптическая связь

Офисная оргтехника. Периферийное оборудование ПЭВМ. Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам. Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники.

1

лекция,

практика

Изучение офисной оргтехники, периферийное оборудование. Периферийное компьютерное оборудование. Изучение соединения компьютеров в сети.

3/3

Понятие о высоких технологиях

Классификация материальных технологий. Развитие информационных технологий. Понятие о высоких технологиях как технологиях с использованием ЭВМ.

1

лекция,

практика

Всемирная компьютерная сеть Internet. Решение тестов                              «Технологии вчера, сегодня, завтра»

4/4

Цифровые методы обработки информации

Использование ЭВМ для управления технологическими процессами. Цифровые методы обработки информации.

1

лекция

5/5

Электронная коммерция в системе Интернет.

Всемирная компьютерная сеть Internet. Электронная коммерция в системе Интернет.

1

лекция,

практика

Ресурсы Internet

6/6

Изучение рынка товаров и услуг в Интернете.

Изучение рынка товаров и услуг в Интернете. Компьютерная поддержка предпринимательства.

Информационные технологии в маркетинге.    

лекция,

практика

Изучение рынка товаров и услуг в Интернете

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг 11 часов

7/1

8/2

Проектирование в профессиональной деятельности.

Понятие проектирования. Проектирование как потребность в создании новых объектов действительности. Особенности проектной деятельности. Проектирование и дизайн. Понятие проекта. Требования к проектированию. Проектирование как вид технического творчества. Качества проектировщика, их определение с помощью тестов. Конструирование. Законы художественного конструирования.

2

Решение тестов

9/3

Инновационные продукты и технологии

Инновация. Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Стимулирование инновационной деятельности. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект. Технический проект, рабочая документация.

1

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей

10/4

Основные стадии проектирования технических объектов

Этапы и последовательность проектирования от анализа существующего состояния до нового витка совершенствования изделия, алгоритм дизайна. Системный подход к проектам. Планирование работ по созданию проекта. Схематическое изображение последовательности выполнения проекта.

1

Планирование деятельности по проектированию

11/5

Определение возможных направлений инновационной деятельности (практика)

Информация в инновационной деятельности. Роль информации в современном обществе. Информация в проектной деятельности. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Способы хранения информации. Использование Интернета в проектной деятельности. Эксперимент как способ получения новой информации.

1

практика

Ознакомление с источниками информации по проектированию

12/6

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

Потребительские свойства изделий. Социально- экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности, их моделирование. Возможные критерии оценки потребительских качеств изделий. Направления сфер деятельности для выполнения объекта. Требования к выбору объекта

1

Оценка объектов на основе потребительских качеств; выбор  объектов труда для проектирования.

13/7

Моделирование объектов. Выбор материала

Механические свойства материалов: пластичность, хрупкость, твердость. Исследования по определению свойств материалов. Обоснование выбора материалов

1

Выбор материалов

14/8

Расчет  себестоимости  изделия

Статьи расходов проекта. Цена проекта. Источники финансирования проектов. Себестоимость проектов. Пути снижения себестоимости проектировщиком. Оплата труда проектировщика. Себестоимость и рыночная цена изделия. Экономическая оценка проекта. Бизнес- план как способ экономического проекта.

Расчет себестоимости изделия

15/9

Анализ результатов проектной деятельности

Понятие качества материального объекта. Услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Пояснительная записка. Оформление проекта. Рецензирование.

1

Оценка проекта Написание пояснительной записки. Получение рецензии.

16/10

17/11

Презентация проектов и результатов труда ( защита проекта)

Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Последовательность презентации проектов и результатов труда. Оценка проектов

2

практика

Подготовка и проведение презентации проектов; компьютерная презентация

Основы предпринимательства. 14 часов

18/1

Предпринимательство в экономической
структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи.

Цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования

1

лекция,

практика

Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи.

19/2

Ресурсы и факторы производства.

Ресурсы:  природные, материальные, трудовые, финансовые. Факторы производства: капитал, труд, наука, предпринимательские способности, информация

1

лекция

20/3

21/4

Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.

Производительность и система оплаты труда.  Формы и системы оплаты труда.  Состав и структура заработной платы рабочих.  Доплаты и надбавки к заработной плате.

2

лекция,

практика

Описание график работы работника фирмы

22/5

23/6

Налогообложение в России.

Понятие налогообложения. Основные налоги.

2

лекция,

практика

Определение налога на рекламу, если ставка налога составляет 3% от затрат

24/7

25/8

Предпринимательская фирма.

Стратегия экономического развития предприятия

2

лекция,

практика

Виды предпринимательской деятельности

26/9

27/10

Нормативная база предприятия.  

Какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

2

лекция,

практика

Деловая игра «Товарный знак продукции»

28/11

29/12

Менеджмент в деятельности предприятия.

Роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

2

лекция,

практика

Составление подробного плана

30/13

31/14

Организация и уровни управления на предприятии.

Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Уровни управления.  Руководители нижнего звена.  Руководители среднего звена. Руководители высшего звена

2

лекция,

практика

Факторы внешней и внутренней среды в бизнесе

Имидж и этикет современного делового человека.  4 часов

32/1

33/2

Имидж офиса. Дизайн офиса.

Ознакомиться с понятием об имидже и дизайне офиса.

2

лекция,

практика

Имидж офиса. Дизайн офиса

34/3

35/4

Имидж сотрудников. Служебно-деловой этикет.  

Ознакомиться с понятием об этике.

Ознакомиться с моделью формирования имиджа организации.

2

лекция,

практика

Имидж сотрудников

.


Тематическое планирование по технологии 11 класс

(базовый уровень)-34 ч.

Темы

Основные понятия

Кол-во часов

Тип урока

Практическая

часть

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках технологии

1

лекция

Технология решения творческих задач. 17 часов

2/1

3/2

Понятие творчества и развитие творческих способностей.

Понятие творчества, изобретательства. Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. Пути преодоления психолого- познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности

2

лекция,

практика

Метод «Десять точек»

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления. Поиск аналогий.

4/3

5/4

Метод мозговой атаки (МА).

 Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Эвристические приемы и алгоритмические методы поиска решений. Метод мозгового штурма.

2

лекция,

практика

Выделение группы генераторов идей и аналитиков

6/5

Метод контрольных вопросов.

Метод контрольных вопросов. Упорядоченный перебор различных трансформаций объекта в поиске наиболее сильного решения творческой задачи.

1

лекция

7/6

8/7

Метод обратной мозговой атаки.

Метод обратной мозговой атаки. Составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта

2

лекция,

практика

Деловая игра

9/8

10/9

Синектика

Генерирование альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче.

2

лекция,

практика

Конкурс «Генераторы идей» задача «Балласт»

11/10

12/11

Морфологический анализ. Морфологические матрицы.

Примеры решения задач этим методом;

области применения метода; достоинства и недостатки метода морфологического анализа.

2

лекция,

практика

Морфологический анализ. Морфологические матрицы

13/12

14/13

Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов (МФО).

Метод фокальных объектов. Поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов

2

лекция,

практика

Составления рассказа с трех слов (кирпич, стакан, шляпа). Разработка новой конструкции входной двери с помощью МФО

15/14

16/15

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Отличие от МФО - дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными.

2

лекция,

практика

Игра «Ассоциативная цепочка шагов»

17/16

18/17

Функционально-стоимостный анализ (ФСА).

Поиск баланса между себестоимостью и полезностью.

2

лекция,

практика

Область применения метода ФСА

Экологические проблемы. Природоохранные технологии. 7 часов

19/1

Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. Глобальные проблемы человечества.

Научно-техническая революция.Ее влияние на окружающую среду. Глобальные проблемы человечества.

1

лекция

Оценка запыленности воздуха

20/2

21/3

Энергетика и экология. Загрязнение атмосферы.

Энергетика и экология. Загрязнение атмосферы.

2

лекция,

практика

Оценки уровня радиации. Оценка наличия загрязнений в атмосфере и кислотных дождей

22/4

23/5

Загрязнение гидросферы. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.

Загрязнение гидросферы. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.

2

лекция,

практика

Оценка качества пресной воды. Определения наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах

24/6

25/7

Природоохранные технологии. Экологическое сознание и экологическая мораль.

Природоохранные технологии. Экологическое сознание и экологическая мораль.

2

лекция,

практика

Уборка мусора около школы. Определение мощности падающего электромагнитного излучения

Технология профессионального самоопределения и карьеры. 9 часов

26/1

Понятие профессиональной деятельности.

Разделение и специализация труда.

Способы изучения рынка труда и профессий: коньюнктура рынка труда  и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда. Средства получения информации  о рынке труда и путях профессионального образования

1

лекция

Виды профессиональной деятельности, формы разделения труда

27/2

28/3

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс

профессиональной деятельности.

Характеристика профессий типа « человек – природа»: предмет, объекты, области. Орудия и условия труда. Характеристика профессий типа «человек-техника»: предмет, объекты, области, орудия и условия труда. Характеристика профессий типа «человек- знаковая система»: предмет.

2

лекция,

практика

Раскрытие содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности

29/4

30/5

Понятие культуры труда. Профессиональная этика. Профессиональное становление личности.

Понятие культуры труда. Профессиональная этика. Этапы профессионального становления личности.

2

лекция,

практика

Составление план – схемы «Мое рабочее место». Перечень профессиональных знаний и умений который должен обладать человек

31/6

32/7

33/8

34/9

Профессиональная карьера. Подготовка к профессиональной деятельности.

Примерный творческий проект «Мои жизненные

планы и профессиональная карьера».

Профессиональная карьера. Подготовка к профессиональной деятельности. Профессиональное резюме.

4

лекция,

практика

Составление плана своей будущей профессиональной карьеры. Примерный творческий проект

 «Мои жизненные

планы и профессиональная карьера».

35

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "технологии" 10-11 класс (учебник "Технология профессионального успеха" под ред С.Н. Чистяковой)

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по технологии 5-7 классы. Направление "Индустриальные технологии"

Рабочая прогамма модифицированная с учетом материально-технического обеспечения образовательного учреждения, интересов и потребностей учащихся, разработана на основе примерной программы...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...

Рабочая программма "Родная русская литература" 5 класс

Рабчая прграмма по  родной русской литературе преназначена для обучающихся 5 клаасса  и расчитана  на 17 часов...

Рабочая программма по физической культуре 3 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для учащихся 3а разработана в соответствии с:  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Фе...

Рабочая программма по физической культуре 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 6а класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: - федерального закона "Об образовании в Российс...