Рабочая программа по технологии (труду). Раздел "Черчение и графика".8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме

Завьялова Александра Николаевна

Данная рабочая программа предназначена для реализации ФК ГОС по предмету "Технология(Труд)", раздел "Черчение и графика". Предполагается изучение данного раздела в 8 классе в объёме 34 часа (для этого выделен дополнительный 1 час  в неделю на предмет из часов образовательного учреждения). Программа содержит пояснительную записку с указанием документов, на основе которых она составлена, содержание, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся и описание материально-технической базы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вологодского муниципального района

«Березниковская основная школа имени Е.М. Ставцева»

Принята на заседании

педагогического совета школы

(Протокол №1 от 28.08.2015 г.)

Утверждена

               приказом от 20.08.2015 г. № _____

Директор школы: __________ (Рогалева Н.В.)              

Рабочая программа

Наименование предмета: Технология (Труд). Раздел «Черчение и графика»

Класс: 8

Уровень общего образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный  год

Количество часов по учебному плану: 34 часа в год,

                                                                 2 часа в неделю(2, 3 четверти)

Разработчик программы:  Завьялова Александра Николаевна, 

учитель технологии (труда)

д. Березник

2015 год

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа составлена на основе :

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015-2019 годы;
  • примерной  программы по технологии (раздел «Черчение и графика");
  • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011г. № 85;
  • годового учебного календарного графика образования   МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015-2016 учебный год;
  • учебного плана  МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015-2016  учебный год;
  • Положения о рабочей программе  МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М. Ставцева»;

Структура документа

Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Место предмета в учебном плане

           Согласно  учебному плану МБОУ ВМР «Березниковская основная общеобразовательная школа им. Е.М. Ставцева» на 2015 – 2016 учебный год данная рабочая программа реализуется в 8 классе в рамках предмета «Технология (Труд)» в объёме 34 часов.

 Раздел «Черчение и графика» изучается на базовом уровне за счёт часов компонента образовательного учреждения.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью изучения черчения и графики в основной школе является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление обучающихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Цели и задачи курса

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.

Содержание тем учебного курса

     Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 часа)

Основные теоретические сведения: краткая история графической деятельности человека; значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека; области применения графики и ее виды; основные виды графических изображений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график; виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей; понятие о стандартах; правила оформления чертежей; форматы, масштабы, шрифты, виды линий.

Практические работы: знакомство с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ); знакомство с видами графической документации; организация рабочего места чертежника; подготовка чертежных инструментов; оформление графической работы и основной надписи на формате А4; выполнение основных линий чертежа.

Варианты объектов труда: образцы графической документации; ЕСКД; формат А4 для чертежа.

Геометрические построения (2 часа)

Основные теоретические сведения: графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Практические работы: построение параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезка и окружности на равные части; построение и деление углов; построение овала; сопряжения.

Варианты объектов труда: изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (10 часов)

Основные теоретические сведения: образование поверхностей простых геометрических тел; чертежи геометрических тел; развертки поверхностей предметов; формообразование; метод проецирования; центральное прямоугольное проецирование; расположение видов на чертеже; дополнительные виды; параллельное проецирование и аксонометрические проекции; аксонометрические проекции плоских и объемных фигур; прямоугольная изометрическая проекция; особенности технического рисунка; эскизы, их назначение и правила выполнения; электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

Практические работы: анализ геометрической формы предмета; чтение чертежа (эскиза) детали и ее описание; определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже; выбор главного вида и масштаба изображения; выполнение чертежей (эскизов) плоскихи объемных деталей в системах прямоугольной и аксонометрической проекций; нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовления детали; выполнение технического рисунка по чертежу; выполнение эскиза детали с натуры; чтение простой электрической и кинематической схемы.

Варианты объектов труда: чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.

Сечения и разрезы (5 часов)

Основные теоретические сведения: наложенные и вынесенные сечения; обозначение материалов в сечениях; простые разрезы, их обозначения; местные разрезы; соединение вида и разреза; разрезы в аксонометрических проекциях.

Практические работы: вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами; выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.

Варианты объектов труда: модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.

Сборочные чертежи (8 часов)

Основные теоретические сведения: основные сведения о сборочных чертежах изделий; понятие об унификации и типовых деталях; способы представления на чертежах различных видов соединений деталей; условные обозначения резьбового соединения; штриховка сечений смежных деталей; спецификация деталей сборочного чертежа; размеры, наносимые на сборочном чертеже; деталировка сборочных чертежей.

Практические работы: чтение сборочного чертежа; выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей; выполнение деталировки сборочного чертежа изделия.

Варианты объектов труда: сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4—5 деталей; чертежи деталей сборочных единиц; модели соединений деталей; изделия из 5—6 деталей.

Прикладная графика (3 часа)

Основные теоретические сведения: графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки; товарный знак, логотип; виды композиционного и цветового решения; использование ПЭВМ для выполнения графических работ.

Практические работы: чтение информации, представленной графическими средствами; построение графиков, диаграмм по предложенным данным; разработка эскиза логотипа или товарного знака; использование прикладных пакетов программ для графических работх.

1 Практическая работа выполняется при наличии необходимой учебно-материальной базы. Варианты объектов труда: образцы графической информации; графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки.

Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала:

 

Содержание

Кол-во часов

1

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

4

2

Геометрические построения

2

3

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

10

4

Сечения и разрезы

5

5

Сборочные чертежи

8

6

Архитектурно- строительные чертежи

2

7

Прикладная графика

3

Итого:

34

 

РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема и цели урока

Основные виды деятельности

Оборудование, ЦОР

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

Введение. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Из истории развития чертежа. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.

- Познакомить учащихся с новой для них учебной дисциплиной и обобщить полученные ими ранее знания о различных изображениях, расширить кругозор школьников о чертежах и их применении и др.  

- Воспитывать у учащихся чувство гордости за вклад русских  изобретателей в развитие чертежа.

Знакомство с ЕСКД ГОСТ, с видами графической документации. Сравнение графических изображений. Организация рабочего места чертёжника. Подготовка чертёжных инструментов. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

Таблицы, примеры ученических чертежей;

презентация

«Введение» §1;

ответить на

вопросы

с. 14

02.11

2

Понятие о стандартах. Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись чертежа.

- Показать обучающимся, что изображения, которыми пользуются на производстве и которые изучаются в школьном курсе черчения, не могут быть выполнены произвольно. На чертежи, как и на другие изображения, установлены специальные правила. Они носят характер государственных законов, нарушать которые нельзя никому.

Вычерчивание линий чертежа с указанием их названий и назначений. Подготовка формата (рамка, граф основной надписи) к графической работе № 1

Таблицы по теме урока.

Бумага различных форматов.

Презентация

§ 2

п. 2.1, 2.2, 2.3

Вопросы на с.18, 20

02.11

3

Графическая работа № 1 «Линии чертежа».

- Отработать на практике навыки работы с чертежными инструментами

Вычерчивание  линий чертежа на листе формата А4

Таблицы по теме урока

Прочитать

§ 2, п. 2.4.

09.11

4

Форматы, масштабы, шрифты.  Буквы, цифры и знаки на чертежах.

- Дать общие сведения о форматах, масштабах, шрифтах для надписей на чертежах.

- Ознакомить с нанесением  размеров на чертежах.

Упражнения в написании букв чертёжного шрифта. Заполнение основной надписи в работе № 1

Презентация Таблицы по теме урока

§ 2, п. 2.5, 2.6.Вопросы на с.29.

Написать своё имя шрифтом 10

09.11

5

Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Деление отрезка, угла и окружности на равные части при построении чертежа.

-  Научить делить окружности на равные части.

-  Развивать наблюдательность, умение мыслить логически.

-  Воспитывать внимательность и аккуратность

Выполнение упражнений на деление отрезка, угла и окружности на равные части

Презентация 

§ 15,

п. 15.1, 15.2

Упр.40

16.11

6

Сопряжения. Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали»

-  Научить  применять ранее изученные способы графических построений.

- Развивать навыки работы с циркулем.

Выполнение чертежа «плоской»  детали  с применением сопряжений

§ 15,

п. 15.3, 15.4. Вопросы 3,4 на с. 106

16.11

7

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

- Дать общее представление о развёртке поверхности тела и её назначении.

- Научить построению развёрток простых геометрических тел

Упражнения в построении развёрток поверхностей простых геометрических тел

Презентация

Таблицы по теме урока

§ 15

23.11

8

Метод проецирования. Общие сведения о способах проецирования.

- Познакомить обучающихся с общими правилами проецирования, лежащими в основе построения чертежей, используемых в черчении.

- Развивать пространственные представления и пространственное мышление

Выполнение изображения предмета на одной плоскости проекции по модели

Презентация

Таблицы, модели плоских предметов

§ 3,  4.1.

Вопросы на с.35

23.11

9

Прямоугольное проецирование на две и три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже.

- Познакомить с выполнением  изображений предметов на двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях, с расположение видов на чертеже и их названиями.

Выполнение чертежа предмета в двух (трёх) видах. Решение задач по теме урока

Презентация

Модели деталей, таблицы с чертежами

§ 4, п. 4.2.

Выполнить упр. 7

30.11

10

Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Местный вид.

Графическая работа № 3 «Чертёж детали».

- Учить определению необходимого и достаточного числа видов на чертежах.

- Дать понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

- Закрепить умение выполнять чертёж предмета в 2(3) видах.

Анализ геометрической формы предмета. Выполнение чертежа предмета в необходимом количестве видов с использованием местного вида

Модели деталей, таблицы с чертежами

§ 5.2

Вопрос 3 на с.42

30.11

11

Параллельное проецирование и аксонометрические проекции.  Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.

- Научить строить  оси координат для построения аксонометрических проекций, изображать  плоскогранные предметы в аксонометрической проекции

Построение аксонометрических проекции предметов плоскогранной формы

Презентация

Таблицы по теме урока. Модели объёмных предметов

§ 7, 8

Вопросы на с. 52

07.12

12

Проекции вершин, ребер и граней предмета.  

Графическая работа № 4 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

- Отработать навыки построения и нахождения граней, ребер и точек предмета

Построение чертежа и аксонометрической проекции предмета

Таблица по теме урока

§ 12

Стр. 79

рис 98,99

07.12

13

Технический рисунок.

- Дать понятие о техническом рисунке

Выполнение технических рисунков предметов несложной формы

Презентация

Таблица по данной теме, модели объёмных предметов

§ 9,

рис. 71 выполнить технический рисунок

14.12

14

Эскизы, их назначение и правила выполнения.

Графическая работа № 5 «Эскиз и технический рисунок детали».

- Познакомить с правилами выполнения эскизов.

- Закрепить умение выполнять технический рисунок детали.

Выполнение эскиза детали

 (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали

Модели деталей, таблицы

§ 18

Вопросы на с 122

14.12

15

Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая работа № 6 «Устное чтение чертежа».

- Научить  представлять предмет по плоским изображениям, определять его габаритные размеры

Устное чтение чертежа

Работа с учебником

§ 17, упр. 42, рис. 145.

21.12

16

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначения и правила изображения соединений.

- Дать представление об электрических и кинематических схемах.

- Научить читать простейшие электрические и кинематические схемы

Чтение простой электрической и кинематической схемы

Презентация

Таблицы по теме урока

21.12

17

Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое обозначение материалов.

-Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений.

-Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали)

-Ознакомить учащихся с типичными конструктивными  элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений.

Графические упражнения

Презентация

Учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы».

Модели деталей

§20-22

28.12

18

Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы.

-Дать понятие о разрезах как об изображениях.

-Знакомство с классификацией разрезов.

-Формирование навыков построения целесообразных разрезов.

Графические упражнения

Презентация

Учебные таблицы: «Сечения и разрезы»; «Фронтальный разрез»; «Горизонтальный разрез»; «Профильный разрез».

§23-24

-

28.12

19

Соединение вида и разреза. Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости).

-Учить определять необходимость построения на чертеже  соединения половины вида и разреза.

-Определять значимость выбора разреза от симметричности детали.

-Познакомить с особыми случаями  разрезов

Рассказ по таблицам.

Работа с учебником, упражнения

Учебная таблица: «Соединение вида и разреза»

§25 (п. 2), §26 рис.195 стр.150 №3 в тетрадь

11.01

20

Графическая работа №7

«Чертеж детали с необходимыми сечениями и разрезами».

- Закрепление навыков построения целесообразных сечений и разрезов

-Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза».

Графическая работа

Карточки-задания №10 или учебник с.153рис.201

Образцы чертежей

§25, §26 повторить

11.01

21

Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали)

- Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом.

-Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z).

-Совершенствование графических навыков

 Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции

Учебные таблицы: «Аксонометрические проекции деталей с вырезом»

Модели деталей с вырезом  (пластмасса)

§26, §27

18.01

22

Сборочные чертежи. Понятия об унификации и типовых деталях. Виды соединения деталей.

 -Дать основные сведения о сборочных чертежах,  о соединениях деталей.

- Познакомить со способами представления на чертежах различных видов соединения деталей

-Закрепить знания о выполнения чертежей с использованием разрезов.

Выполнение упражнений из учебника, работа с таблицами

Учебные таблицы «Разъемные и неразъемные соединения», «Шпоночные и штифтовые

соединения».

§30; §33

18.01

23

Изображение резьбы на стержне и в отверстии

-Дать основные понятия о резьбовых соединениях

-Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах

-Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов.

Графические упражнения

Учебные таблицы «Резьбовые соединения»

Модели резьбовых соединений

§31-32

-Чертежные принадлежности

-формат А4

25.01

24

Графическая работа №8

«Чертеж резьбового соединения»

- Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей

- Совершенствование навыков резьбового соединения

- Формирование навыков самостоятельной работы

Чертёж болтового соединения

Карточки-задания №18

(или рис.

217 г)

§30-33 повторить

25.01

25

Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Практическая работа №9

«Чтение сборочных чертежей»

- Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах.

- Научить читать сборочные чертежи

- Развивать устную речь учащихся.

Чтение сборочных чертежей

Учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»

§35-36. Вопросы на стр. 192

01.02

26

Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений.

- Познакомить учащихся с понятием  «деталирование».

- Изучить порядок деталирования.

- Закрепить новый материал.

- Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей».

- Научить выделять стандартные детали, входящие в изделие.

Запись порядка деталирования в тетрадь

Выполнение чертежей деталей

Учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей»

§37 Вопрос 4, с.207

01.02

27

Определение размерных данных при деталировании.

Использование пропорционального масштаба.

-Научить определять действительные размеры детали входящей в сборочную единицу, при помощи графика углового масштаба.

-Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров»

-Закрепление знаний, умений и навыков по деталированию сборочного чертежа, в выборе изображения детали.

Построение пропорционального масштаба

Определение размеров деталей входящих в изделие

Учебные таблицы прошлых уроков

§37. Повторить

08.02

28-29

Графическая работа №10 

Деталирование сборочного чертежа

-Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах».

-Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий.

-Воспитывать интерес к предмету,  формировать графическую культуру

-выполнение чертежей деталей по чертежам изделий

Карточки-задания №21

Решение творческих задач с элементами конструирования (с.208-210)

08.02

15.02

30

Общие сведения об архитектурно-строительных чертежах, их значение. Отличие от машиностроительных чертежей.

-Познакомить с архитектурно-строительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения.

-Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов.

-Научить понимать (читать) строительные чертежи.

Чтение строительных чертежей

Презентация

Учебные таблицы «Строительные чертежи»

Строительные чертежи

§38-40. Вопросы на стр. 214

15.02

31

Практическая работа №11

Чтение строительных чертежей.

-Закрепление знаний по теме: «Архитектурно-строительные чертежи», «Условные изображения на строительных чертежах».

-Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

Чтение строительных чертежей

Карточки-задания №24

§38-40 повторить

22.02

32

Графическое представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные знаки

- Обобщить и расширить знания о способах графического представления информации.

- Закрепить умение читать информацию, представленную графическими средствами.

- Научить строить графики и диаграммы с использованием компьютера

Чтение информации, представленной графическими средствами; построение графиков, диаграмм по предложенным данным

Презентация

Таблицы данных, графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы

Найти образцы товарных знаков и логотипов

22.02

33

Товарный знак, логотип.

- Дать понятие о товарном знаке и логотипе

- Познакомить с видами композиционного и цветового решения

-Развивать эстетический вкус и творческие способности обучающихся

Разработка эскиза логотипа или товарного знака

Презентация

Иллюстрации по теме

29.02

34

Применение компьютерных технологий выполнения графических работ

- Обобщить знания о разновидностях графических изображений.

- Дать представление о возможностях компьютерной графики

Использование прикладных пакетов программ для графических работ (при условии их установки на школьные компьютеры)

Схема, таблицы

29.02

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

по разделу «Черчение и графика»

Знать/понимать

  • технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.

Уметь

  • выбирать способы графического отображения объекта или процесса;
  • выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;
  • составлять учебные технологические карты;
  • соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения графических работ  с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий

Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

Технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Перечень учебно-методического обеспечения

для учителя:

  1. Ботвинников, А.Д. Черчение: Учебник для  общеобразовательных учреждений /

А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. -  М.: АСТ: Астрель», 2010.

  1. Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие  для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
  2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
  3.  Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.

для обучающихся:

  1.  Ботвинников, А.Д. Черчение: Учебник для  общеобразовательных учреждений /

А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. -  М.: АСТ: Астрель», 2010.

  1. В.И Вышнепольский. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского. – М.: АСТ: Астрель», 2010
  2. Словарь- справочник  по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
  3. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.

Учебные таблицы:

Макарова М.Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:

1) Наборы деталей и объёмных тел;

2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;

3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4

4) Миллиметровая бумага;

5) Калька;

6) Готовальня школьная

 (циркуль круговой, циркуль разметочный);

7) Линейка деревянная 30 см.;

8) Чертежные угольники с углами:

      а) 90, 45, 45 -градусов;

      б) 90, 30, 60 - градусов.

9) Рейсшина;

10) Транспортир;

11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;

12) Простые карандаши –  «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

13) Ластик для карандаша (мягкий);

14) Инструмент для заточки карандаша.

Приложение 1

Проверка и оценка знаний, умений и навыков  обучающихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков обучающихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пятибальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ 

Оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по технологии для девочек и мальчиков 5 класса.

Данная рабочая программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек (гендерный подход) на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология», авторской программы по у...

Рабочая программа по технологии хранения с\х продукции 10 класс

Рабочая программа по технологии хранения с\х продукции 10 класс для обучающихся коррекционных школ VIIIвида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 5, 6, 7 классов

Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089...

Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа  по технологии  (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии  составлено в соответствии с авторской прог...

рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 5 классе (ФГОС)

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих д...