"Как работать со сказками"
статья по технологии на тему

Плужникова Ирина Николаевна

Статья "Как работать со сказками" предназначена для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotat_so_skazkoy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Статья

                                                                   ПДО Плужниковой И.Н.

Белгород, 2016

Арт-терапия – это популярная в современной действительности технология, используемая психологами для коррекции эмоционального и телесного состояний как детей, так и взрослых. Одним из направлений этой технологии, является метод СКАЗКОТЕРАПИИ.

Работу со сказками на занятиях я применяла давно, но от случая к случаю, не в системе. Затем все чаще и чаще, поскольку стала наблюдать положительную динамику и в интересе учеников к таким занятиям, и в их эмоциональном состоянии. И тогда я стала интересоваться работами специалистов в этой области, изучать метод сказкотерапии более углубленно. Как результат этой работы появилась идея авторской программы. А затем и сама программа «Волшебный Калейдоскоп» для детей 7-14 лет с элементами сказкотерапии сроком реализации 3 года. А затем и педагогический проект «Использование методов арт-терапии как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала детей при обучении декоративно-прикладному искусству»  в соавторстве с Балдиной Ириной Владимировной, ставший призером областного педагогического конкурса «Педагогическая планета – 2015».

сл.№1 Чему учат сказки? 

сл.№2 

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

сл.№3

"Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты"

Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.

сл.№4 

Для каждого возраста есть свои сказки. Для самых маленьких подойдут народные сказки, более простые и понятные.

сл.№5 

Для детей школьного возраста уже будут интересными и полезными авторские сказки, в том числе народные сказки в литературной обработке. Также ребенок вместе с родителями может сам придумать сказку и ее героев. Иногда героем истории может быть и сам ребенок, собственная сказка может помочь ему решить какую-то проблему, преодолеть страхи или научиться чему-то новому.

сл.№6 

               Какие же полезные уроки может извлечь ребенок  из сказки?

сл.№7 

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

сл.№8

 Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

сл.№9

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

сл.№10 

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

сл.№11 

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

сл.№12 

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

 сл.№13 

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

сл.№14 

Пример психологической работы с народными сказками  
«Курочка Ряба"

Интересно, что чем короче сказка, тем более она концентрированна.

О чем эта сказка?

- о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

- о случайностях, которые обычно случаются закономерно ("мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось");

- любви к ближнему ("не плачь дед, неплач баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое");

- о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

сл.№15 

Чему нас сказка учит?

- конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

- гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

- не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.

сл.№16 

Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

         Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи?

Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы "поворачиваем" сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

сл.№17 

Схема составления сказки 

  • В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:
  • 1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)
  • 2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)
  • 3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)
  • 4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)
  • 5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)
  • 6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему
  • 8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение 
  • 9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)

сл.№18 

Когда у вас не ладятся отношения с домочадцами или сослуживцами … Задумайтесь на какую сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями в сказке…

Секреты Вашего счастья в Ваших руках! И все мудрецы мира не смогут вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав нужный ключик в своей душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы коррекционной работы по сказке "Три поросенка"

Конспект коррекционно-развивающего занятияначальные классы коррекционной школы 8 вида Тема:Путешествие по сказке «Три поросенка». Цель: Развитие познавательных психических процессов и ...

Кружковая работа.Рождественская сказка для 4-5 классов.

Сценарий Рождественской сказки для 4-5 классов. Учащиеся из 7в класса - Громов Сергей и ученица 9в класса - Варзова Вероника, сами изъявили желания участвовать в сказке....

Творческая работа воспитанника, сказка "Побеждающая любовь"

Тема здорового образа жизни и профилактики употребления ПАВ считается, наверное, самой острой и актуальной на сегодняшний момент. Среди воспитанников детского дома, детей вышедших из неблагополучной с...

Творческие работы "Сочиняем сказки на английском языке"

Творческие работы учащихся по английскому языку...

Направления сказкотерапии. Формы работы со сказкой.

Цель сообщения - рассказать родителям, педагогам, воспитателям о новейшей системе творческого развития, обучения, коррекции, адаптации личности,познакомить со "сказочными приёмами общения с ребёнком, ...

РАБОТА СО СКАЗКОЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 Одной из главных задач учителя английского языка является развитие и сохранение у учащихся интереса к предмету на протяжении всего курса обучения, формирование стойкой положительной...

Творческая работа учащейся "Сказка об Иване-царевиче Закировом сыне и о ключе Земли нашей".

Сказка об Иване-Царевиче закировом сыне и о ключе Земли нашей"...