Открытый урок по технологии 6 класс «Резьба по дереву»
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Цеденов Сергей Владимирович
создать условия для запоминания основной технической терминологии («Резьба по дереву», «резец косяк», «элементы резьбы»), ознакомить обучающихся с назначением и конструкцией резцов для выполнения геометрической резьбы, правилами безопасной работы и приемами работы ножом-косяком, с основными приемами составления рисунков для геометрической резьбы на ПК, обогащению технико-терминологического запаса учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по технологии 6 класс

«Резьба по дереву»

Цель урока: Ознакомить обучающихся со значением художественной обработки изделий из древесины, с её разновидностями.

Обучающая: создать условия для запоминания основной технической терминологии («Резьба по дереву», «резец косяк», «элементы резьбы»), ознакомить обучающихся с назначением и конструкцией резцов для выполнения геометрической резьбы, правилами безопасной работы и приемами работы ножом-косяком, с основными приемами составления рисунков для геометрической резьбы на ПК, обогащению технико-терминологического запаса учащихся;

Развивающая: развивать навыки владения резцами, совершенствовать умение выполнять резьбу, соблюдать технику безопасности при выполнении резьбы; развивать представление о разновидностях художественной обработки древесины;

Воспитательная: воспитывать у обучающихся художественный вкус трудолюбие, чувство прекрасного, развивать речь, наблюдательность, коммуникативную культуру через работу в группах, толерантность;

Инструменты и оборудование: В кабинете технологии: нож-резак, заготовки осины размерами 90х20х90 мм., наждачная бумага, линейка, карандаш, циркуль, ластик, копировальная бумага, набор образцов с геометрической резьбой, изделия, содержащие геометрическую резьбу, мультимедийный проектор, экран.

Дидактическое обеспечение:

Учебник: Технология:  Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных  учреждений (вариант для мальчиков). Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2009г.Инструкционно - технологические карты.

Образцы объектов труда. Технологические карты для учащихся.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний:   словесные, наглядные;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: - частично-поисковый;
  • по  степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: частично-поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • Сообщение новой темы и цели занятия.

2. Повторение пройденного материала.

  • Какие виды художественной обработки древесины вам известны?
  • Где применяется резьба по дереву?

3. Объяснение нового материала.

  • Ознакомление учащихся с целью и задачами;
  • Сообщение о содержании практической части занятия (Поиск фотографий изделий с геометрической резьбой в Интернете, составление рисунка геометрической резьбы с помощью компьютера);

Ознакомление обучающихся с разновидностями художественной обработки древесины (демонстрация слайд шоу):

Учитель: Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. При этом изготовлялись эти элементы с помощью простых и доступных инструментов – топора, пилы, плотницкой стамески. Со временем инструменты для резчиков совершенствовались, видоизменялись. Появились станки, при помощи которых стало возможным воплотить в дереве самые сложные узоры.

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба один из самых древних видов резьбы по дереву.

  Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, окружностей.

 Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плоскорельефная, контурная, прорезная, геометрическая.

Плоскорельефная резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.

Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется она в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.

Прорезная или профильная резьба является наиболее простой. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда используют яркую ткань.

Геометрическая (трехгранно – выемчатая) резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей. (Демонстрация геометрических рисунков, которые можно выполнить на компьютере для различных поделок).

  • Образцы трехгранно-выемчатой (геометрической) резьбы, фотографии изделий, обучающиеся ищут в Интернете и рассматривают на компьютерах.

Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, вырезанных в определенной последовательности.

  • Объяснение порядка выполнения рисунка геометрической резьбы на компьютере (презентация)

Во время объяснения аналогичный рисунок обучающиеся делают на компьютерах:

  1. В Paint выбрать команду “линия” и провести прямую линию примерно на 80 мм;
  2. немного ниже начертить произвольный равносторонний треугольник;
  3. выбрать окно “выделение”;
  4. выделить начерченный треугольник для копирования;
  5. На ранее проведенной линии с помощью команды “вставить” выполнить копии треугольников один за другим;
  6. В такой последовательности построить необходимую длину цепочки из треугольников;
  7. Построенную цепочку с помощью команд “выделить” -“копировать”-“вставить” скопировать 3 раза;
  8. Один ряд треугольников повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и присоединить с другим рядом, как показано на рисунке;
  9. В такой же последовательности присоединить оставшиеся два ряда треугольников до получения квадрата;
  10. В центре полученного квадрата построить окружность;
  11. С помощью прямых линий разбить окружность на 16 частей.

Полученный рисунок можно копировать необходимое количество раз и в дальнейшем применять для разметки заготовок под резьбу (при необходимости отпечатать на принтере).

  • Сообщение о назначении и конструкции различных резцов. (Показ слайд шоу)

Резцы различают по профилю и ширине полотна. Они могут быть прямыми и полукруглыми различных сечений радиусов. Передняя часть прямого резца должна быть правильной плоской формы без царапин и вмятин. Резцы бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглого резца определяют радиусом изгиба полотна, а размер – шириной полотна.

Прямые резцы применяются для прорубки контура орнамента, зачистки фона и других работ.

Резцы – косяки применяются в основном для геометрической резьбы.

Полукруглые резцы – основной инструмент при выполнении всех видов резьбы. Ими обрабатывают выпуклые и вогнутые поверхности.

Уголки служат для прорезания линий и жилок.

4. Практическая часть занятия.

а) Обучающиеся переходят в кабинет технологии, одевают рабочую одежду.
б) зачистка заготовки наждачной бумагой, разметка заготовок для выполнения резьбы по построенным на компьютере рисункам.
в) самостоятельная практическая работа обучающихся.

5. Работа резцом – косяком.

а) Показ приемов работы резцом.
б) Объяснение правил безопасного труда.

  • Как правильно передавать инструменты друг – другу?
  • В какой части верстака необходимо класть инструменты?
  • Использовать резец только для резьбы.
  • Можно ли держать деталь рукой на линии реза?
  • Не торопи товарища во время работы и не отвлекай его посторонними разговорами.

в) Самостоятельная работа резцом.

6. Заключительная часть занятия.

  • Уборка рабочих мест в мастерской.
  • Оценка работ обучающихся.
  • Закрепление материала по вопросам:
  1. Почему надо класть резец обязательно в лоток?
  2. Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?
  3. Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?
  4. Как и чем размечают заготовки для резьбы?
  5. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология декоративной резьбы по дереву «Галка» Пособие для тех, кто знаком с геометрической резьбой

Данная работа содержит теоретические разъяснения технологических особенностей декоративной резьбы по дереву «Галка», художественно – графические изображения рисунков – чертежей и работ, выполненных по...

План-конспект урока по технологии "Геометрическая резьба по дереву."

В конспект урока включен,кроме слайдов ,видеоклип по выполнению приемов геометрической резьбы,значительно повышающий наглядность урока....

Открытый урок по технологии "Контурная резьба на темном фоне"

  Данный урок являлся продолжением занятий по изучению способов обработки древесины по темам «столярные работы».  Практическая  работа  предполагала выполнение к...

Презентация по технологии "Виды резьбы по дереву"

Материал адаптирован и  предназначен для обучения детей с нарушением слуха...

Презентация по технологии "Геометрия резьбы по дереву"

Материал адаптирован и предназначен для детей с нарушением слуха...

Урок технологии: "Технология геометрической резьбы по дереву"

Образовательная цель: формировать представление о резьбе по древесине как разновидности декоративно-прикладного творчества. Ознакомить обучающихся с назначением и конструкцией резцов для выполнения ге...