Декоративно-прикладное искусство: "Аппликация из ткани "
учебно-методический материал по технологии (6 класс)

 

Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особое

внимание заслуживает лоскутная техника - аппликация Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания

художественных работ, при котором

сохраняется реалистическая основа самого изображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnologii.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Инжавинская шкала – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »

  Урок  мастер-класс по разделу: «Художественная обработка ткани» -

         « Отделка верхней части прихватки  аппликацией»

6 класс

Учитель технологии:

 Бодрова Валентина Николаевна.  2016 год

Цели: Образовательные – Научить детей подбирать рисунки и ткани по цветовой гамме,  раскраивать детали аппликации, выполнять простые лоскутные пейзажи. Закрепить знания теоретического материала и выработать умения в приемах раскроя и настрачивания аппликации.

-Развивающие: пространственное, конструкторское мышление, координация движений рук при раскрое и выполнении украшающих стежков.

-Воспитательные: экономное использование материала, аккуратность, умение работать в  коллективе.

Задачи на уроке:

-активизация  учащихся в задании;

- показать свои способности в творчестве;

- научиться точно и ровно по шаблону выкраивать детали аппликации.

Наглядные пособия: образцы аппликаций на изделиях, наглядное пособие, инструкционная карта по заданию, журналы.

Методы работы: беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, само и взаимоконтроль. Повторение тем фронтально и индивидуально.

Межпредметные связи:

Русский язык – умение пользоваться терминами.

 Рисование – правильный подбор цветов.

Технология- дизайн, исполнение работы.

История- умение пользоваться сведениями о цветовой символике.

Математика -  геометрические фигуры, расчеты деталей, ткани.

Оборудование, материалы: ножницы, карандаш, мел, линейка, ручные иглы, швейная машина, утюг, материалы.

  Тип урока - комбинированный (40 мин)

Ход урока.

1.Организация урока. Приветствие. Доклад дежурного об отсутствующих, готовности группы к занятию. Настроить учащихся на урок, привлекая цитатами, написанные на доске.

2.Сообщение темы урока: «Аппликация из ткани на изделии».

Введение  Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные работы - это источник эмоциональной духовности.

Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особое внимание заслуживает лоскутная техника

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении сувениров к праздникам, оформление стендов, выставок, помещений), но и в создании картин, панно, орнаментов, для украшения окружающих нас предметов быта, отделки одежды, сумок, поясов и пр.

Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, дом, машина, человек и. д.).

-сюжетной, отображающей совокупность действий, событий , например "Весна", "Грибы", "Салют Победы" и т. д.;

-декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Учитель просит ответить на вопросы, так как отдельные понятия  мы с вами учили в 5-ом классе :

- Что такое шаблон в лоскутном шитье? (Деталь-выкройка изготовленная из картона)

 - Что такое аппликация? ( Отделка в изделии, выполненная из материалов -ткани, мех, нитки, тесьма и другое)

 - Расскажите о видах аппликации (Аппликации бывают съемные и настрочные –геометрические фигуры, животные, птицы и разнообразные рисунки к фасону  изделия)

-  Какие материалы используются в аппликации? (Ткани используют несыпучие: вельвет, бумазея, ситец, ворсовые, гипюр  и другие.)

- Какие  аппликации вы  выбрали для  изделия? (прихватка  -  яблоко, груша, сердечки,  грибочек )

- Назовите  геометрические фигуры  в рисунке аппликации? ( Круг, овал. треугольник, квадрат, многогранник)

- Какого цвета вы подобрали материал к аппликации? (Цвет соответствует рисунку  аппликации - красный, оранжевый, зеленый, розовый или цветастый )

- Соответствует ли аппликация по цветовой гамме к вашей ткани изделия?

- Расскажите технологию выполнения аппликации? ( Раскрой по шаблону деталей аппликации ;

 раскрой клеевого материала и наклеивание деталей из ткани на основное полотно;  

проутюжить детали  аппликации, наклеивая их на основу;

обработать срезы деталей аппликации ручными косыми стежками, нашивая на основную ткань ;

проверить качество стежков, ровность всех деталей аппликации, влажно-тепловую работу, правильность расположения аппликации.

   -Перед практической работой повторим правила безопасности с оборудованием, инструментами.

Можно обработать срезы и настрочить на спецмашине детали аппликации.

Подведение итогов по ответам. Оценка.

        

3.Практическая часть. Задача учащихся:

- научиться  подбирать цвет материала  к рисунку;

-подбирать  ткани одинаковые по фактуре;

- обчерчивать, выкраивать детали  аппликации;

- показать самостоятельные умения работы на швейной машине;

 Инструктаж по заданию: сориентировать учащихся в приемах работы с шаблонами деталей аппликации- яблоко, груша, гриб

 Материал подобран заранее и ученицы выполняют раскладку выкроек аппликации, обводят их, выкраивают. Проверяют качество кроя.

- Намечают место расположения аппликации на цельнокроеном  фартуке.  

- Детали аппликации наклеивают на пленку утюгом.

- Проверка правильности расположения и наклеивания частей аппликации.

- Наметать  аппликацию ручными стежками, а затем обошьем срезы деталей косыми стежками или петельными  (применим свою технологию) по выбору учащихся.

- Проутюжить готовую аппликацию.

- Дается возможность учащимся оценить свое задание.

Демонстрация изделий. Делаются замечания по качеству обметывания срезов аппликации, расположению на основной детали.

4. Проведение физкультминутки во время занятий через 20 мин: Наклоны туловища в стороны, потягивание (проводит староста группы)

Выполним гимнастику для глаз ( на внимание, сосредоточить учащихся): На доске точка, посмотрим внимательно на нее  -3 сек, закроем глаза. Откроем глаза и подвигаем глазами вправо, влево несколько раз. Сделаем  глазами вверх и  вниз – 6 сек.  Расслабимся  и опять посмотрим немного на точку.

Продолжим занятия по плану.

  5. Моя задача: Проверить своевременное начало работы и организации рабочего места.

- Проверить правильность приемов выполнения стежков.

- Проверить соблюдение технологической последовательности выполнения работы.

- Контроль качества выполнения операций и своевременное предупреждение ошибок.

- Проверка применения самоконтроля.

- Прием работы и оценка практических  заданий.

6.Закрепление по занятию.

- Что нового узнали на уроке?

- Что научились выполнять?

  - Какое значение имеет цвет в швейных изделиях?

- Назовите символику цвета: Красный, желтый, синий, зеленый

- Анализ по работам.

 Показ лучших аппликаций, разборка ошибок: перекос частей аппликации, кривой шов, стежки не ровные, неаккуратность.

Рассмотрение случая потери  рабочего времени.

Подведение итогов и оценка за практическую работу и теоретические ответы.

 

7. Домашнее задание: Интерьер жилого помещения – кухня и столовая у учащихся дома и их оформление.

 

Инструкционная карта на доске:  План изготовления аппликации.

В тетради запись по выполнению задания.

Запись цитат для темы: « В человеке должно быть все прекрасно»

 Сообщение о достижении цели урока. Цель достигнута, так как учащиеся хорошо освоили выполнение аппликации и закрепили на практике весь изученный материал. Выполнили  ручные декоративные строчки.

Литература

  1. Технология. Учебник для учащихся 6-7 класса общеобразовательной школы(вариант для девочек)//В.Д Симоненко , О.В. Табурчак и др., Под редакц. В.Д. Симоненко- М.:Вентана-Графф. 2010г

2. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс. / Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова, - М.: 5 за знания , 2006г

3.Интернет - сайт по рукоделию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное творчество. Изготовление цветов из ткани.

Для декоративной отделки швейных изделий можно использовать цветы, выполненные из ткани. Одним из видов таких цветов является декоративная роза из шифона, органзы или шёлка. Самый простой спос...

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству "Лилия из ткани"

Мастер-класс был проведён с группой детей 6-8 классов коррекционной школы VIII вида. Цель занятия: познакомить обучающихся с историей возникновения цветов из ткани; научить технологии выполнения деко...

Возрождение традиций казахского национального рукоделия в авторской программе "Художественная обработка тканей с элементами декоративно-прикладного творчества" для учащихся СКШ с нарушениями интеллекта.

          В настоящий период времени в коррекционной педагогике стало актуальным обращение к народным национальным истокам. Широкое  использование этнопедагогическ...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.

Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве\'Цветы настроения.Цветок из ткани ,бесстебельный.

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве\'Цветы настроения.Тканевый цветок,  бесстебельный.\'...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Практическое задание «Технология обработки ткани и декоративно-прикладное искусство», 7 класс

Выполните моделирование туники на чертеже основы в соответствии с эскизом (в правой колонке инструкционной карты)....


 

Комментарии

Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение, вязание, роспись и т. п.) особое внимание заслуживает лоскутная техника