Урок НПИ "Хантыйская сумка – тучан, её назначение и отличительные особенности"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Замятина Светлана Владимировна

Я часто  бываю  в Центре культуры малочисленных  народов Севера. Знакомясь с его экспонатами, моё внимание привлекли  хантыйские женские  сумки - тутчаны. Я решила  узнать, какое  значение  они имеют в жизни хантыйской  женщины? Из чего  изготавливаются?  Есть  ли  у народов  ханты другие виды сумок?

Таким образом, тема моей работы   -  «Хантыйская  сумка «Тучаɥ», её назначение  и отличительные особенности»

Цель: изучение  традиционной хантыйской  сумки «тучаɥ»

Задачи:

- изучить значение  сумки «тучан» в жизни хантыйской женщины

- узнать, существуют ли у народа  ханты  другие  традиционные  сумки

 -   научиться изготавливать «тучан».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tuchan.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Введение                                                                                          
  2. Основная часть
  • Сумки – тучаɥ и  сумки - хир
  • Алгоритм  изготовления сумки – тучаɥ
  1. Заключение
  2. Список использованной  литературы

 

 Введение

Я часто  бываю  в Центре  культуры малочисленных  народов Севера. Знакомясь с его экспонатами, моё внимание привлекли  хантыйские женские  сумки - тутчаны. Я решила  узнать, какое  значение  они имеют в жизни хантыйской  женщины? Из чего  изготавливаются?  Есть  ли  у народов  ханты другие виды сумок?

Таким образом, тема моей работы   -  «Хантыйская  сумка «Тучаɥ», её назначение  и отличительные особенности»

Цель: изучение  традиционной хантыйской  сумки «тучаɥ»

Задачи:

- изучить значение  сумки «тучан» в жизни хантыйской женщины

- узнать, существуют ли у народа  ханты  другие  традиционные  сумки

 -   научиться изготавливать «тучан».

Исходя из целей и задач, был составлен план действий

  1. Изучить литературу о  традиционных  сумках  народов  ханты
  2. Узнать  о значении  сумки «тутчан» в жизни хантыйской женщины.
  3. Познакомиться с технологией  изготовления  сумки « тутчан»
  4. Применить полученные знания на практике.

Основная  часть

     В  ходе своей  работы   я узнала, что  изготовление сумок является особым видом прикладного искусства народа ханты. Сколько на Севере женщин, столько и разнообразных сумок.

     У  народа  ханты сумки бывают двух видов: тучаɥ и  хир.

     Тучан-  женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты. Изготавливается чаще всего из оленьего  меха, встречаются тучаны., изготовленные из сукна. Тучаны украшали меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира.

     У северных народов своё представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего, рукодельница, расторопная, экономная хозяйка, заботливая мать. Невесту принято выбирать не по красоте лица, а по красоте её шитья. К 13-15 годам каждой девушке положено иметь несколько меховых сумок. В описываемых легендами свадьбах  невеста рисуется непременно «одетой в хорошую одежду» и держащей «меховую сумку». Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, всё складывалось в мешочек для рукоделия – тучан. В швейной сумке рядом с иглами и нитями, женщина хранила свои амулеты. В сумке-тучан мать хранит и пуповины своих детей. Отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расставалась с ним. Швейная сумка переживала вместе с хозяйкой все настроения и состояния Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в мир иной.

Другие сумки ( хир) — имеют  большие, средние  и  маленькие  размеры.

Ун – хир  (большая  сумка) большие, вытянутые по горизонтали, используются  во время кочевья как чемоданы. В них хранятся  вещи. Шьют ур хир из короткошерстной шкуры, взятой с лобной части головы оленя.  Орнаментируется обычно передняя часть сумки.

Вай – хир – сумка  для  обуви. Шьют  в  основном из сукна. Центральную часть  украшают орнаментом.

Ай – хир (маленькая сумочка)  также украшается несложным орнаментом.

Сравнив  данные традиционные сумки я пришла к выводу, что у них есть и общие черты  и отличительные  особенности

Общие: изготавливаются из меха, сукна, кожи обязательно украшаются национальным орнаментом,

Отличительные: сумки хир бывают разные, и у них разное  значение. Тучаɥ– только рукодельная сумка.

Вывод: у народа  ханты существует два вида традиционных сумок:  тучаɥ и хир. Но только тучаɥ имеет особое  значение  в жизни  женщины. Тучаɥ- это символ женской природы, она олицетворяла душу своей владелицы, сопровождала её на протяжения всей жизни

Для изготовления сумки – тучан  необходимо:

  1. Подготовить детали  сумочки, подобрать  орнамент
  2. Орнамент  пришить  к детали №1а (лицевая часть тучана)
  3. Детали №3,4,5  пришиваем к детали  №1б (тыльной части тутана)
  4. Соединяем  деталь №1а с деталью №7, вставив между ними деталь №2.
  5. Соединяем  деталь №1б  со свободным краем  детали №7.
  6. Соединяем  полученное  изделие  с деталью №6 , сложив данную полоску пополам.
  7. Вставляем  тесьму
  8. Украшаем  полученное изделие  бисером, бусинами.

 Далее  я применила полученные  знания на практике.

Заключение

Я считаю, что  поставленная  мной цель достигнута, задачи выполнены. Я узнала, что

  1. Сумка  тучаɥ имеет  особое значение в жизни хантыйской женщины
  2. Существует и традиционная сумка - хир
  3. Научить учащихся изготавливать сумку – тучан.

 

Список источников

  1. А.М. Сязи  «Орнамент  и  вещь  в  культуре  хантов  нижнего  Приобья». Издательство  Томского  университета  2000 г.
  2. А.М. Сязи , Н.М. Самбуров  «Узоры северного сияния. Финно – угорские народы»
  3.  «Ремёсла  и промыслы:  прошлое  и  настоящее». Материалы V научно – практической   конференции»  г. Ханты – Мансийск  2010

         (Департамент культуры и искусства ХМАО – Югры. Учреждение  

          ХМАО – Югры  «Центр народных художественных промыслов  и  

          ремёсел»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...