Статья Здоровьесберегающее обучение на уроках технологии
статья по технологии на тему

Шерешева Александра Ильинична

Здоровье подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В настоящее время здоровье и физическое состояние школьников вызывает серьёзную тревогу. Среди выпускников школ лишь каждый пятый может считаться здоровым.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для учащегося в плане сохранения здоровья больше, чем врач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шерешева Александра Ильинична

учитель технологии

МКОУ Копанищенская СОШ

с. Копанище

Статья на тему:

«Здоровьесберегающее обучение на уроках технологии»

 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, -

сделайте его крепким и здоровым».

(Жан-Жак Руссо)

Здоровье подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

В настоящее время здоровье и физическое состояние школьников вызывает серьёзную тревогу. Среди выпускников школ лишь каждый пятый может считаться здоровым.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для учащегося в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения в образовательном процессе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. 

Важнейшими условиями для здорового развития детей являются:

- соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима (смена видов деятельности, учебная нагрузка, дозирование домашних заданий, физкультминутки);

- гигиеническая оценка условий обучения (воздушно-тепловой режим, световой режим, проветривание).

 В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

Опытный учитель всегда сможет определить – в норме здоровье ученика или нет. Если ребенок уравновешен, коммуникабелен, наблюдателен, справляется с учебной нагрузкой, значит, со здоровьем у него все в порядке.

Зевота, частая смена позы, закрывание глаз, разговоры во время урока, невосприятие вопроса и другие подобные внешние признаки свидетельствуют об усталости ученика.

Здоровьесбережение является, пожалуй, самой важной из задач обучения. Такой подход к обучению предусматривает различные виды  учебной деятельности. В практике своей работы использую: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, наблюдение, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с технологическими картами, поиск информации в Интернете и дополнительной литературе, составление и анализ схем, чертежей, рисунков.

Огромное значение в предупреждении утомляемости имеет четкая организация учебного труда. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности.

Уроки технологии отличаются от других тем, что теоретические знания, полученные на первом уроке, обязательно закрепляются на втором путём проведения практической работы, т.е. дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую - более эмоциональную.

Участвуя в практических занятиях, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм ребенка: способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия так, чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда. 

На уроках стараюсь использовать методы, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это  метод свободного выбора  (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, игра, дискуссия); методы,  направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке.

Физкультминутки и другие оздоровительные мероприятия проводятся с целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, сохранения зрения. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем.

Например, упражнения для глаз служат не только профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Стремлюсь к тому, чтобы предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетались в канву урока.

В содержательной части урока предусмотрены  вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

На уроках по кулинарии учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью; учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию; получают необходимые знания по культуре питания.

При изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» школьники узнают о натуральных и химических волокнах, их свойствах, влиянии на здоровье человека. Знакомятся с понятием «экологичность» изделия,  с тем, какие ткани более предпочтительны для создания нормального микроклимата вокруг тела человека.

В результате изучения тем раздела «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, детской комнате, о роли и влиянии освещения, цветового решения комнаты на эмоциональное состояние человека.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, при каждом удобном случае полезно рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни".

Нелишним будет использование  на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребёнка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально тёплом и стабильном окружении. Поэтому на уроках все усилия направляю на формирование положительного отношения к учению, создание благоприятного психологического климата.

Уверенно могу сказать: чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, чем шире предоставляется ребёнку возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее соединяются усилия учителя по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию.

Каждый ученик – личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, бессознательно, будет выражен в работах ребёнка. Моя задача – помочь ему в этом  и направить его по пути духовного и профессионального совершенствования.

Учитывая уровень способностей и возможностей, знаний и умений каждого учащегося, стараюсь создать такие условия, чтобы ребёнок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя свободной личностью, зная, что он сам выбирает уровень сложности работы, а учитель – помощник и проводник на пути постижения профессионального мастерства.

Итак, проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид ученика, выходящего с урока. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что именно от нас, педагогов, во многом зависит здоровье наших учеников. Это не значит, что мы должны выполнять обязанности медицинских работников. Просто мы должны работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. 

 Список использованной литературы:

1. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

3. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.

4. Хатунцева Л.И. Современный урок в профессиональной школе: от проектирования до анализа: Учеб.-метод. пособие – Воронеж: ВОИПКиПРО. 2007 – 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваиват...

статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"

Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...

статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"

Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...

Статья "Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся"

Проблемное обучение на уроках технологии как способ активизации познавательной деятельности учащихся....

Технология здоровьесберегающего обучения на уроках физической культуры

Представлена технологическая карта урока для 3 класса с технологией здоровьесбережения. Использование данной технологии позволяет сохранить и стимулировать здоровье детей, использовать в работе для де...

Статья "Технологии проектного обучения на уроках технологии", 2019

Метод проектов позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации л...

Статья. Проблемное обучение на уроках технологии.

Что  такое проблемная ситуация?Способы применения и примеры создания пробленой ситуации на уроках технологии....