Программа элективного курса "Давай договоримся! Основы конфликтологии"
рабочая программа по технологии (11 класс) на тему

Программа развивающего курса «Давай договоримся!», призвана по­мочь учащимся методам бесконфликтного общения. Как бы хорошо не был воспитан и обучен ребенок, к какому социальному статусу бы он не принад­лежал, ему не удастся избежать конфликтов в жизни. Но этому можно и нужно научить. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различны­ми подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфлик­ты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в после­дующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит уз­нать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятель­ствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное ре­шение в будущем и избежать конфликта.

Курс «Давай договоримся!» рассчитан на 18 учебных часов, который можно проводить как элективный или как развивающий курс во внеурочное время или как раздел уроков по психологии. Он был разработан для уча­щихся 11 классов, имеющих профессиональную направленность типа «че­ловек - человек». Для тех, кто выбирает профессии, связанные с общением, с множеством межличностных контактов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konfliktologiya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«ДАВАЙ ДОГОВОРИМСЯ! ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Конфликты сопровождают нашу жизнь от рождения до самого последнего дня. И их невозможно избежать. "Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации", - пишет социолог В.А.Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия.

Но мы знаем, что большинство конфликтов в жизни разрешается по принципу «или - или». Или ты победитель, или - побежденный. И это на всех уровнях, начиная от взаимоотношений в семье и кончая межгосударственными взаимоотношениями. Этот принцип, хотим мы это признать или нет, стал нашей «плотью и кровью». Даже когда мы от всей души желаем, чтоб в конфликте не было пострадавших, наше мышление зачастую неуклонно, как по рельсам, соскальзывает на туже дорожку и заколдованный круг замыкается. Сегодня проблема насилия, конфликтных отношений, стрессового состояния у населения особо актуальна. Она подпитывается сложными социально-экономическими факторами, и будто «зомбирует» людей средствами массовой информации. Складывается такое впечатление, будто ни одну проблему невозможно решить не силовым путем. Хотя существует алгоритм поведения в конфликтной ситуации, следуя которому можно добиться наилучших последствий, как для себя, так и для противоположной стороны.

Именно поэтому, сегодня встала необходимость введения в школьную практику такого предмета как психология, одним из разделов которого является конфликтология.

Программа развивающего курса «Давай договоримся!», призвана помочь учащимся методам бесконфликтного общения. Как бы хорошо не был воспитан и обучен ребенок, к какому социальному статусу бы он не принадлежал, ему не удастся избежать конфликтов в жизни. Но этому можно и нужно научить. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Курс «Давай договоримся!» рассчитан на 18 учебных часов, который можно проводить как элективный или как развивающий курс во внеурочное время или как раздел уроков по психологии. Он был разработан для учащихся 11 классов, имеющих профессиональную направленность типа «человек - человек». Для тех, кто выбирает профессии, связанные с общением, с множеством межличностных контактов.

Данный курс разработан на основе различных теорий и методов разрешения конфликтов и имеет цель: обучение конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Задачами курса является:

1. Ознакомление с понятием и структурой конфликта

2. Формирование умения анализировать конфликтные ситуации

3. Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Одной из главных задач при создании курса являлось разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся.

Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание. Но главная особенность в том, что теоретическая часть курса включает в себя много рисунков и психологических сказок. Так как опыт работы показывает, что образно материал воспринимается учащимися гораздо легче и интереснее.

В проведении курса занятий большое внимание уделяется принятию учащимися положительной Я - концепции. Поэтому в ходе программы учащиеся должны овладеть важными и нужными компетентностями: 

-умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

-научиться конструктивно решать конфликты.

Именно на положительной Я - концепции основано обучение.

Занятия содержат в основном теоретический материал, в котором изучается сам конфликт как естественный и неизбежный элемент целостности взаимоотношений человека с человеком, его природа, механизм, элементы и общие стандарты развития конфликта.

Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Перед началом проведения курса учащимся дается задание сделать копилку наблюдаемых конфликтных ситуаций. В ходе обсуждения собранных учащимися конфликтных ситуаций, рассматриваются и анализируются способы управления конфликтом, разрабатываются конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.

Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:

-уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка

-толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.

- умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

Курс выполняет функцию поддержки основных курсов профиля "Обществознание" и ориентирован на углубление предметных знаний и соответствующих компетентностей по основным курсам и в целом цикла гражданского образования.

Формы и методы работы:

-лекционный;

- видеолекция;

- дискуссионный;

- ролевая игра;

-деловая игра;

- проблемные ситуации;

- метод диагностики;

- психологические методы исследования поведения личности в конфликте.

Критерии оценивания достижений обучающихся:

-активное участие в лекциях, беседах, ролевых, деловых играх;

-диагностический мониторинг;

-активность участия в заключительном семинаре "Решение конфликтных ситуаций";

-защита рефератов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                         Тема занятия

Количество

часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Философия конфликта.

1

1

3

 Виды конфликтов, их сигналы, причины, функции.

1

1

4

 Стратегии «совладения» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор.

1

1

5

Внутриличностный конфликт

1

1

6

 Творческий подход в разрешении конфликтов

1

1

7

 Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению

1

1

8

«Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями. Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах.

1

1

9

 Готовность к разрешению конфликтов

1

1

                               Всего:    

9

9

Итого:

18

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

На первом занятии курса учащимся предлагается завести рабочую тетрадь, в которой будут вестись записи и дневник наблюдений. В дневнике наблюдений учащиеся должны записывать конфликтные ситуации, в которые они сами когда-либо попадали или были их свидетелями.

Содержание курса.

Тема 1. Вводное занятие (2ч.)

Формула взаимоотношений по Литваку. Диагностика компетентности и готовности к разрешению конфликтов - тест

Тема 2 .Философия конфликта (2ч.).

Выработка собственной идеологии конфликта по афоризмам о конфликтах - самостоятельная работа. Образное восприятие конфликта. Тест: «Конфликтный ли вы человек». Сюжетно-ролевая игра «Мельница».

Тема 3. Виды конфликтов, их сигналы, причины, функции (2ч.)

Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, между группами, конфликты в деловой сфере, реалистические, нереалистические. Сигналы: дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение. Стадии конфликта. Функции конфликта: конструктивнее, деструктивные. Причины конфликтов. Типы конфликтов. Ролевая игра «В магазине». Деловая игра «Банкрот».

Тема 4. Стратегии «совладения» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор (2ч.)

Тактика поведения людей в проблемных ситуациях (работа с образом). Причины и последствия стратегии «совладания». Причины и последствия стратегии «избегания». Четыре стадии обучения навыкам. Деловая игра «Начальник – секретарь».

Тема 5. Внутриличностный конфликт (2ч)

«Я - концепция» личности. Субличности. Тройки субличностей по Берну и по Фрейду (работа с образом). Сочинение - рассуждение «Я и мои субличности». Деловая игра «Настойчивость - сопротивление».

Тема 6. Творческий подход в разрешении конфликтов (2 ч)

Реакция или сознательный отклик. Мерка совершенства. Проблема или новые возможности.

Тема 7. Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению (2ч.)

Активное слушание. Я - высказывание. Структура Я - высказывания. Преимущества Я - высказывания. Психологическое упражнение.

Тема 8. «Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями. Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах (2 ч)

Разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения. Четыре слоя «чашы терпения» (работа с образом). Тест - «Способны ли вы управлять собой?». Саморегуляция (работа с образом). Разрядка эмоций. Самоконцентрация. Заповеди эмоциональной защиты.

Тема 9. Готовность к разрешению конфликтов.   Картография конфликта (2 ч)

Конфликт как желательное явление. Картография конфликта. Составление и чтение карты конфликта. Упражнение на составление и чтение карт конфликта.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЕДЕНИЮ КУРСА.

Курс достигнет своей цели только при условии создания благоприятного психологического климата на занятии и создании «субъект — субъектного» взаимодействия психолога и учащихся. Учащиеся сами должны стать активные участниками развивающего процесса. Курс содержит достаточное количество обучающей информации».

Предлагаемый метод работы позволяет выполнить следующие функции:

1. Он снижает уровень напряжения в группе, и дает участникам возможность более открытого общения.

2. Он помогает участникам установить контакты, создает в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшает взаимопонимание между участниками обсуждения.

3. Он делает обсуждение более эффектным, поскольку учащиеся сами становятся активными участниками разговора.

Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:

1. Принцип активности. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.

2. Принцип творческой позиции. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

3. Принцип партнерского общения, Партнерским, или субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - издание 3-е, стереотипное.- М.: ЧеРо, с участие ООО «Творческий центр сфера», 2000.

2. Землянушкина О.О. Конфликты между детьми и их решение. Занятие для подростков. II Школьный психолог,  № 43, 2001.

3. Колечко А., Ученическое посредничество в школьных конфликтах (методические рекомендации) // Школьный психолог. Книга в газете.

4. Мухина О., Родионова Г, Скворцова Е. Приручи свой гнев. Программа социально-психологического тренинга. // Школьный психолог. Книга в газете.

5. Ольшанский В.Г. Психология — практикам: учителям, родителям и руководителям. — М.: «Тривола», 1996.

6. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

7. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996.

8. Ширгалин Б.Ш., Завадский В.В. Реабилитационная тренинговая программа для детей и подростков «Вызов». М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркотикам» (НАН). 2000.

9. Хелена Корнелиус, Шомана Фэйр. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., АО Стрингер, 1992.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

1. Козлов Н. как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 3-е изд. перераб. и доп. - М.: АСТ- ПРЕСС, 1998.

2. Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

4. Хелена Корнелиус, Шомана Фэйр. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., АО Стрингер, 1992.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Программа элективного курса "Экологические основы охраны природы"

Программа элективного курса разработана в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. учителем биологии.     Основные задачи обучения обусловили построение программы элективного курса на ба...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", 11 класс

Данна рабочая програма элективного курса «Математические основы информатики» разработана для учащихся старшей школы 10, 11 классов на основе авторской программы  элективного курса Е.В. Андреевой,...

Программа элективного учебного предмета "Основы экономических знаний"

Программа составлена для 9-х классов, 1 раз в неделю в течение года. Основная цель курса «Основы экономических знаний» - формирование у учащихся основ экономического мышления, обретения опыта самостоя...

Программа элективного курса по Основам предпринимательства и потребительских знаний

Удобная программа при использовании в работе учителя обществознания, экономики....