Проведение обучающимися мастер-классов по рукоделию
статья по теме

Каримова Елена Николаевна

В статье автор рассказывает об опыте проведение обучающимися мастер-классов по рукоделию, приводит алгоритм подготовки к этому мероприятию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каримова Е.Н.,

МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова,

г.-к. Геленджик

ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО РУКОДЕЛИЮ КАК ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Обучать - значит вдвойне учиться

Жозеф Жубер

        Напомню этапы тьюторского сопровождения обучающихся. В обобщенном  виде тьюторское сопровождение школьника представляет собой  несколько взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический. Работа в режиме тьюторского сопровождения творческой деятельности обучающихся требует поиска эффективных способов на всех этапах, в том числе и на этапе презентации. Презентация - это заключительная часть реализационного  этапа сопровождения.  Она может проходить в разных формах: выставки, конкурсы, мастер-классы, презентация портфолио, подготовка реферата, участие в предметной олимпиаде и т.д.  Выбор формы презентации зависит от образовательных и индивидуальных особенностей ребенка. Успехом у ребят пользуется такая форма,  как проведение мастер-класса по выполнению изделий в разных техниках рукоделия.  

С точки зрения педагогики, мастер-класс - это интерактивный метод обучения. В последние годы, благодаря различным  телевизионным проектам, видео-урокам, стало популярным проведение мастер-классов по обучению практическим приемам рукоделия, оформления интерьера, приготовления пищи и т.д.  Современным подросткам знакомо понятие «мастер-класс», и некоторые с удовольствием выступают для себя в новой роли.

Мастер-класс, проводимый тьюторантом - учеником, не просто презентация достигнутых результатов, а настоящее образовательное событие. Мастер-класс не похож на традиционный урок-это не ответ у доски или контрольная работа, а нечто большее для ребенка. Ученик выступает в роли наставника. Для некоторых ребят это способ самовыражения, повышения самооценки и авторитета среди товарищей. Подготовка и проведение мастер-класса способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, расширяет кругозор, общеучебные умения и навыки, развивает навыки сотрудничества, взаимообучения, т.е. формирует универсальные учебные действия обучающихся. В ходе проведения мастер-класса возможна и уместна коммуникация, импровизация и проба. Мастер-класс как образовательное событие соответствует культурному образцу,  имеет развернутый этап подготовки.

Алгоритм подготовки к проведению мастер-класса тьюторантом:

  1. Выбор техники рукоделия.
  2. Сбор информации по технике рукоделия.
  3. Выполнение творческих работ в выбранной технике.
  4. Подготовка работ для выставки.
  5. Анализ возможных объектов творческой работы для проведения мастер-класса.
  6. Выбор и выполнение образца творческой работы для мастер-класса.
  7. Разработка технологической карты творческой работы.
  8. Подготовка презентации  в PowerPoint.
  9. Подготовка материала, инструментов.
  10. Анализ возможных затруднений в ходе проведения мастер-класса.
  11. Тиражирование инструкционной карты творческой работы.
  12. Подготовка  рабочего места для проведения мастер-класса.

Формат проведения мастер-классов обучающимися может быть разнообразным, например, в рамках урока технология для одноклассников или для младших школьников. Такие мастер-классы проводятся, как правило, по одной технике рукоделия (по теме урока или по запросу с учетом интересов детей).

Стало традицией проводить мероприятие «Город мастеров» в летнем школьном лагере, на котором ученицы 7-8 классов готовят несколько мастер-классов  в разных техниках рукоделия для учащихся начальной школы. Подбираются популярные техники рукоделия - декупаж, квиллинг, канзаши, вырезание из бумаги  и другое. Школьники на этом мероприятии могут выбрать понравившуюся технику, формируются мини-мастерские. Целесообразно, чтобы в мини-мастерской было не более 8 - 10 человек. Творческие работы для мастер-классов продуманы таким образом, чтобы участники могли не просто повторить работу по образцу, но и проявить фантазию, почувствовать себя настоящим творцом.  

Еще один формат - мастер-класс  для взрослых (на дне открытых дверей школы - для родителей;  на семинарах по обмену опытом, конференциях - для учителей, воспитателей детских садов).

Мастер-класс может стать не только дополнением к мероприятию, но и расширит возможности  образовательной среды.

Мастер-класс по рукоделию проходит по такому плану:

  1. Проведение учащимися-мастерами презентации техники рукоделия для участников  мастер-класса в мини-мастерской.
  2. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами.
  3. Показ приемов работы.
  4. Комментарии к инструкционной карте.
  5. Выполнение небольших сувениров в соответствующей технике.
  6. Фотографирование,  проведение мини-выставок работ.

После проведения мастер-класса проводится анализ  результатов, возникших трудностей, планируется дальнейшая работа.

Мастер-класс по рукоделию, проводимый обучающимися, становится своеобразной профессиональной пробой. Обучающиеся–мастера получают свидетельство о проведении мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Аксессуары для рукоделия

Материал для учителей и в помощь ученикам....

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Проведение мастерской: мастер класс "Доказательство"

Проведение мастер класса : введение метапредметного понятия "доказательство"...

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Мастер класс. Шкатулка для рукоделия.

Ничто не способно нас так радовать, как шкатулка, сделанная своими руками. Внешне шкатулки могут выглядеть, как угодно. Фантазия рукодельниц не знает границ. Из самых обычных материалов получаются нео...

Конспект проведения беседы/мастер-класса с воспитанниками семьи Добряковых на тему: "Мечта мечте навстречу"

Учить детей слышать и понимать аргументы других людей. Формировать сочувствие и желание принимать и понимать людей, отличающихся от других. Развивать эмоциональную честность и саморегуляцию поведения....

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....