Конспект урока по технологии в 5 классе «Подготовка деталей кроя к обработке»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Доронина Лидия Николаевна

Конспект  урока по технологии в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tehnologii_v_5_klasse_doronina_ln.docx23.68 КБ
Файл doronina_ln.pptx945.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по технологии в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Тема урока: «Подготовка деталей кроя к обработке»

Доронина Лидия Николаевна

Учитель технологии

МБОУ лицей №12 г.Ишимбай Республика Башкортостан

1.Организационный момент

Приветствие.

Настрой обучающихся на деятельность и получение новых знаний.

Создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в процесс урока.

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке технологии. Сегодня мы будем с вами работать по группам. Эпиграфом нашего урока будет являться пословица: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙДЫ 1-2)

2.Актуализация знаний.

На предыдущем уроке мы закончили с вами раскрой фартука. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Можно ли уже использовать такой фартук? Этот фартук можно надеть на себя?

Для определения вида дальнейшей работы с изделием выполним работу по группам.

Задание для первой группы: выбрать из трёх предложенных вариантов определений правильное определение деталей кроя фартука.

Задание для второй группы: выбрать из предложенных вариантов название деталей кроя фартука.

Задание для второй группы: обозначить на деталях кроя нижней части и кармана недостающие срезы.

Перед выполнением работы задания для групп раздаются на отдельных листах. На этих же листах дети выполняют задание. С выполненным заданием бригадир группы с помощником выходит к доске для того, чтобы закрепить на магнитной доске листок с правильным ответом.

Ребята, сейчас у вас будет возможность организовать самоконтроль в группе, взаимный контроль в классе. На экране будут высвечены правильные ответы на ваши выполненные задания.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙДЫ 3-4)

Обсуждение результата.

Ребята, мы с вами повторим сведения о величине припуска по срезам деталей кроя фартука.

Первая группа определяет величину припусков для нижней части, вторая группа- для кармана, третья группа- для пояса.

Детям предложены для выполнения заданий листы, на которых закреплены выкройки деталей кроя фартука. Нужно записать недостающие величины припусков по срезам деталей. С выполненным заданием бригадир группы с помощником выходит к доске для того, чтобы закрепить на магнитной доске листок с правильным ответом.

Ребята, сейчас у вас будет возможность организовать самоконтроль в группе, взаимный контроль в классе. На экране будут высвечены правильные ответы на ваши выполненные задания.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙДЫ 5-6)

3. Создание проблемной ситуации

Ребята скажите, пожалуйста, выражение «непочатый край работы» имеет отношение к срезам фартука?

Ребята, покажите на манекене фартук и назовите его части (ответ: нижняя часть, карман, пояс). Смотрим на схему! Детали кроя- нижняя часть, карман, пояс.

Почему фартук на манекене мы уже можем носить, а детали кроя нет? (ответ: потому что детали кроя не обработаны)

Учитель показывает обработанные детали кроя фартука.

Это уже готовый фартук? (ответ: нет, потому что детали между собой не соединены)

Скажите, пожалуйста, в чём же будет состоять наша дальнейшая работа с фартуком?

(ответ: наша дальнейшая работа с фартуком будет состоять в том, что мы должны будем обработать детали кроя, соединить детали кроя между собой)

Почему детали кроя отличаются от размера обработанных деталей? (ответ: потому что детали кроя сложены вдвое)

При обработке деталей кроя мы будем работать только с половиной детали или со всей деталью полностью? (ответ: со всей деталью в развёрнутом виде)

Я развернула деталь кроя, которая при раскрое была сложена вдвое. Что оказалось с контурными линиями на этой детали? (ответ: линии проведены только на половине детали)

Что же нам необходимо сделать, чтобы работать со всей деталью? (ответ: провести точно такие же линии на второй половине детали)

Ребята, перечисленные вами этапы работы, являются подготовкой деталей кроя к обработке.

4. Постановка темы и цели урока. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 7

Тема урока: «Подготовка деталей кроя к обработке». На доске записан словарь урока- контурные линии, контрольные линии, копировальная строчка, прямые стежки. Дети зачитывают словарь урока вслух.

Давайте определим цели урока вместе. Цель нашего урока? (ответ: подготовить детали кроя фартука к обработке) ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 8

Что мы узнаем на уроке? (ответ: способы подготовки деталей кроя к обработке)

Что мы должны уметь? (ответ: выбирать рациональный способ подготовки деталей к обработке)

Чему мы должны научиться? (ответ: применять способ подготовки изделия к обработке)

Работа в тетради. Запись даты, темы урока. Организация комментированного письма.

5.Открытие новых знаний

Ребята, я должна вам сказать, что подобной работой, а именно переводом линий и их копированием, вы уже занимались и знаете, как это делать. Только вам приходилось переводить линии не на ткани.  На чём ещё можно переводить линии? (ответ: на бумаге)

Сейчас мы с вами вместе постараемся найти ответ на вопрос: «Какие способы перевода или копирования линий на бумаге вы применяли?» У меня в руках лист с рисунком и чистый лист бумаги. Какие линии в данной ситуации мы назовём контрольными, а какие контурными? (ответ: контрольные линии- это сгиб листа, который показывает середину листа; контурные линии- это линии контура рисунка на листе)

Назовите способы, при помощи которых можно перевести рисунок с одной стороны листа на другую. (ответ: первый способ- на просвет; второй способ- обвести контура рисунка яркой толстой линией, которую можно провести карандашом или краской, и отпечатать этот рисунок на другой лист; третий способ- через копировальную бумагу)

А как вы думаете, применимы ли эти знакомые вам способы для хлопчато-бумажной ткани, из которой мы шьём фартук? Задумались?

 Я предлагаю вам подумать над решением этой проблемы в группах. При этом у вас  будет две проблемы. На деталях кроя кармана есть линии, которые идут вдоль среза и линии сгиба.

Внимание! Определите, какие из этих линий контурные, а какие контрольные?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 9.

Для решения второй проблемы по поиску способов перевода линий с одной стороны на другую, я даю деталь кармана и поднос, на котором лежат подсказки (учебник «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко М., «Ветана-Граф» 2012г. стр.61-63 таблица 14, словарь урока). Задание: вам нужно найти способы перевода линий на ткани с одной стороны на другую (после выполнения работы дети называют способы: при помощи английских булавок, копировальной строчкой, прямыми стежками ). 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙДЫ 10-11

Выбираем рациональный способ для перевода контурных линий (при помощи английских булавок, измерением по линейке), контрольных линий (прямыми стежками).

Назовите инструменты и принадлежности, которые вам понадобятся в работе (английские булавки, игла, ножницы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙДЫ 12-14

Ребята, разработкой технологии пошива изделий занимается технолог. Кто занимается пошивом изделий? (швея)

6. Первичное применение знаний. Организация практической работы.

Мы сейчас с вами рассмотрим на примере кармана  подготовку  к обработке. Сколько контурных линий у кармана (4), контрольных линий (1). Какие способы будем применять при переводе линий?

При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности с ножницами, иглами, английскими булавками. Назовите безопасные приёмы работы.

При выполнении практической работы выполняйте самоконтроль и взаимоконтроль в группе. В ходе выполнения работы заполняйте индивидуальную карту пооперационного контроля. Подготовку деталей кроя фартука к обработке выполняем в соответствии с инструкционной картой. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙДЫ 14-16.

Практическая работа. Текущий инструктаж. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Оценка работы.

7. Подведение итога урока. Проверка усвоения пройденного материала.

В чём состоит подготовка деталей кроя к обработке? Какие способы перевода линий вы использовали в работе?

Теперь я вам предлагаю вернуться к началу урока и проанализировать нашу работу. Достигнута ли цель урока, выполнены задачи, поставленные перед нами.

Заслушивание ответов обучающихся.

Рефлексия. Ваше отношение к проведенной работе на уроке.

8. Домашнее задание

 Объяснить смысл выражения «держи карман шире».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель Доронина Лидия Николаевна МБОУ лицей №12 г.Ишимбая Республики Башкортостан Урок технологии в 5 классе

Слайд 2

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся

Слайд 3

задание для повторения Выберите правильный ответ. Детали кроя – это 1) детали, из которых состоит фартук, выкроенные из ткани с припусками на швы; 2) детали, вырезанные из бумаги, представляющие собой чертёж фартука; 3) ножницы, линейка, портновский мел.

Слайд 4

задание для повторения Выберите правильный ответ. К деталям кроя фартука относятся 1) нижняя часть со сгибом; 2) верхняя часть без сгиба; 3) карман; 4) пояс; 5) ремень с пряжкой.

Слайд 5

задание для повторения Выберите соответствующие припуски на швы Нижняя часть фартука 1) по нижнему и боковым срезам – 1,5см 2) по верхнему срезу- 10мм Карман 1)по нижнему и боковым срезам- 1,5см 2) по верхнему срезу- 40мм Пояс 1) по всем срезам- 1см. 1см; 10мм; 1,5см; 2см; 40мм ; 5см.

Слайд 6

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся

Слайд 7

«Подготовка деталей кроя фартука к обработке» Тема урока:

Слайд 8

- Цель урока: подготовить детали кроя фартука к обработке Должны узнать способы подготовки деталей кроя к обработке Должны уметь выбирать рациональные способы подготовки деталей кроя к обработке

Слайд 9

Последовательность подготовки деталей кроя к обработке 1) Перенести контурные линии Линии бокового, верхнего, нижнего срезов Линии расположения карманов 2) Проложить контрольные линии Линии середины симметричных деталей

Слайд 10

1) Копировальными стежками - силками 2) С помощью булавок 3) Прямыми стежками Способы переноса контурных линий

Слайд 11

1) Прямыми смёточными стежками Способы нанесения контрольных линий

Слайд 12

1) Следим за правильной посадкой 2) Содержим в чистоте и порядке рабочее место 3) Вкалываем иглы и булавки только в игольницу 4) Класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя 5) Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд При работе

Слайд 13

1) Повреждение пальцев иглой или булавкой 2) Травма руки ножницами 3) Травма глаз До начала работы 1) Сосчитать количество булавок и иголок в игольнице 2) Положить приспособления и инструменты в отведённое для них место Опасности в работе

Слайд 14

Инструкционная карта № Способ перевода линий Последовательность выполнения 1 С использованием булавок А)Булавки располагают точно по линиям контура выкройки насквозь через два слоя ткани. Б)С изнаночной стороны симметричной детали обводят контур и необходимые линии выкройки по булавкам 2 При помощи копировальных стежков-силков А)Линии контурных линий переносят копировальными стежками-силками, нитками контрастного цвета Б)Раздвинь детали так, чтобы нитки стежков натянулись, разрежь их посередине между двумя срезами деталей. 3 При помощи прямых стежков Место расположения кармана переносят прямыми стежками, нитками контрастного цвета

Слайд 15

Карта пооперационного контроля к практической работе № Критерии оценки Баллы максимально Баллы самоконтроль Баллы взаимоконтроль 1 Порядок на рабочем месте 1 2 Соблюдение правил ТБ 1 3 Перенос всех контурных линий на деталях кроя фартука 1 4 Нанесение контрольной линии середины на нижней части фартука и кармане Длина контрольной линии 5-7 см. Длина стежков прямой строчки до10мм 1 5 Ровность линий 1 Итого 5

Слайд 16

1) Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько и было в начале работы. 2) Убрать рабочее место По окончании работы

Слайд 17

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка деталей кроя ночной сорочки к обработке

Данный урок познакомит учащихся с этапами подготовки деталей кроя к обработке,со способами переноса контурных и конструктивных линий на детали кроя....

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"...

Конспект урока по технологии на тему: "Подготовка деталей кроя блузки к обработке" 8 кл.

Данный урок является составной частью темы "Блузка с рукавами и воротником"....

Конспект открытого урока по швейному делу 7 класс «Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обработке»

          Все воспитанницы 7 класса, обучающиеся швейному делу страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня...

Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки). "Подготовка деталей кроя фартука к обработке" и технологическая карта к уроку.

Методические разработки уроков. Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки).Тема : "Подготовка деталей кроя фартука к обработке".  (1 учебный час)...

Конспект урока по швейному делу в коррекционной школе в 8 классе "Подготовка деталей кроя цельнокроеного платья к обработке"

Конспект урока по швейному делу в коррекционной школе в 8 классе "Подготовка деталей кроя цельнокроеного платья к обработке"...

Разработка урока швейного дела в 8 классе по теме: "Пошив юбки "полусолнце". Подготовка деталей кроя к обработке."

Разработка урока швейного дела по теме: "Пошив юбки "полусолнце". Подготовка деталей кроя к обработке."...