4 класс Программа "Ручной труд"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

   Ручной труд умеренно умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в учебной и коррекционно-воспитательной работе. Ручной труд так же, как игровая, конструктивная и изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное его использование в процессе обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта как средства коррекции может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движения обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания, а также их речи в связи с их практической деятельностью.

    Занятия по ручному труду для воспитанников с умеренной умственной отсталостью в 4 классе проводятся 3 раза в неделю. В году  всего 98 часов.

 

Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, к труду с последующей адаптацией их в социуме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruchnoy_trud.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная  записка.

   Ручной труд умеренно умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в учебной и коррекционно-воспитательной работе. Ручной труд так же, как игровая, конструктивная и изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное его использование в процессе обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта как средства коррекции может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движения обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания, а также их речи в связи с их практической деятельностью.

    Занятия по ручному труду для воспитанников с умеренной умственной отсталостью в 4 классе проводятся 3 раза в неделю. В году  всего 98 часов.

Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, к труду с последующей адаптацией их в социуме.

Обучение ручному труду направленно на решение следующих задач:

-формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для них форме;

-коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей;

-воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность и т.п.).

-продолжать формировать интерес к ручному труду;

-обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;

-развивать пространственные представления;

-развивать зрительно-двигательную координацию;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление;

-развивать зрительное и слуховое внимание;

-развивать речь в связи с практической деятельностью.

       

Формы организации занятий.

      Привитие элементов трудовой деятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью осуществляется на уроках по ручному труду, где дети выполняют различные поделки.

        В 1-м – 3-м классе задания носят менее сложный характер, в 4-м классе они усложняются. Работа направлена на коррекцию движений кистей и пальцев рук, умение  организовывать рабочее место, пользоваться клеем, кисточкой, ножницами и т.п.

        Поделки, которые изготавливают дети, могут служить атрибутами для игры, средствами украшения класса, подарками родителям и т.п.

        Поделки могут быть не только индивидуальными, но и коллективными.

 Результаты выполнения заданий могут выставляться на организуемых выставках (на родительских собраниях, при организации детских праздников и т.п.).

        Ознакомление с трудом, с его социальной значимостью должно проводиться с детьми систематически.

                Методы и приёмы работы.

        В процессе выполнения заданий по труду дети учатся действовать по образцу и словесной инструкции.

        Так, при ознакомлении учащихся с моделью-образцом, необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образа с выполняемыми поделками в части формы, величины и т.п. Учащихся нужно специально учить анализировать образец изделия, отмечать форму, способы крепления.

        Повышать сложность приёмов работы возможно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.

                        Ожидаемые результаты.

        Учащиеся должны знать:

  • основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
  • правила безопасности работы и личной гигиены;
  • как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать своё рабочее место;
  • называть последовательность выполнения работы;
  • составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.

№ п/п

     

       Содержательные

                  линии

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие задачи

Педсредства, технологии решения задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический

    мониторинг      

  1.

Вводное занятие. Соблюдение техники безопасности.

Работа с мозаикой.

Работа с природным материалом.

.

Работа с пластилином.

Работа с нитками и тканью.

Работа с бумагой и картоном.

Работа со строительным материалом.

Работа со шнуровкой.

Работа с проволокой.

Работа с комнатными растениями.

   4 ч.

   10 ч.

   10 ч.

   20 ч.

   10 ч.

   21 ч.

   10 ч.

   8 ч.

   2 ч.

   3 ч.

Изучать технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам труда.

Продолжать развивать сенсомоторное восприятие в ручной деятельности; развивать слуховые, зрительные и осязательные восприятия, координацию движений, пространственную ориентировку, ручную умелость, наглядно-образное мышление.

 Учить выкладывать «чередующихся» рядов, геометрических фигур различных размеров и цветов, ковриков, различных узоров, предметов: дом, цветок и др., работа по замыслу детей.

Учить изготовлению животных, насекомых, птиц с использованием грецкого ореха, шишек, желудей и т. п.

Продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы; продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей; закреплять приёмы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие кусочки, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

Дать понятие о тканях. Учить изготовлению стрекозы, бабочки; учить способы соединения ткани, пришиванию пуговиц, вешалки для полотенец.

Закреплять умения выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов; продолжать учить выполнению рваной аппликации; продолжать учить рассматривать собственные и чужие работы, узнавать изображенные предметы, называть их; учить сравнивать свою работу и работы других с предметов или образцом.

Работа направлена на коррекцию движений кистей и пальцев рук, умение  организовывать рабочее место, пользоваться клеем, кисточкой, ножницами и т.п.

Формировать и развивать умения работать вместе с другими детьми в процессе  выполнения коллективных работ.

Учить узнавать и называть комнатные растения; отличать их от декоративных и других растений по картинке; Учить ухаживать и поливать комнатные растения; учить высаживать семена свёклы, описывать их рост после наблюдения; учить рыхлить землю.

Создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, нормы социального поведения, доступные виды труда). Отбирать содержание по объёму и степени сложности в соответствии с возможностями каждого ученика. Знакомить со свойствами материалов и областью их применения.

Использовать игровые моменты, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентируют учащихся на выполнение заданий.

Развивать и закреплять умения пользоваться клеящим карандашом, клеем ПВА и кисточкой для клея; соблюдать последовательность и аккуратность.

Приёмы работы: отмеривание ткани, вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в конце работы, прямой стежок.

 Приёмы работы: прочное соединение деталей.

 Использовать нетрадиционные приемы в работе.

  Выполнять  фигуры  по шаблону и по представлению, разрезать линии по разметке, крепить детали.

Использовать и закреплять при работе со строительным материалом и мозаикой  знания о форме и цвете, о пространственных отношениях предметов: вверху - внизу, справа – слева, впереди – сзади, выше – ниже и др. Выполнять знакомые образцы  изделий без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей. Применять на уроках соревновательные и игровые формы организации; упражнения, носящие учебно-тренировочный характер.

Использовать на уроках художественное слово – стихи, загадки, потешки и др. Проводить экскурсии, вырабатывая умения ориентироваться в окружающем мире.

Учить наблюдать те или иные объекты, совершать определённые действия, подражая действиям взрослого.

Применять различные средства наглядности: фотографии, картинки, видеофильмы и др.

Слабый познавательный интерес; затруднения в способности высказаться. Непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда. Неспособность к коммуникативному поведению вследствие ограниченности в высказываниях. Большой дефицит внешних раздражителей; неустойчивое эмоциональное состояние.

Слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению действий целиком. Нарушения общей  мелкой моторики, несформированность координации движений.

Нежелание контактировать  с окружающими и другие аутистические черты.

Затруднения в принятии и понимании поставленной задачи, её решении, в установлении связей и отношений между ними. С трудом формируются основные навыки и приёмы систематической умственной деятельности; различения и идентификации. Недоступность осознанного выбора адекватного способа действия. Неумение пользоваться элементарными знаниями в практической деятельности.

По своим психофизическим особенностям дети страдают тяжёлыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности.

                 

                    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУЧНОМУ  ТРУДУ.

Название тем и подтем

  Дата

Кол-во час.

Предполагаемые результаты обучения.

I четв. (27 ч.)

Беседа с элементами игры: «Соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся» рядов (1-3 цвета).

Работа со строительным материалом. Изготовление двухэтажного дома с окнами.

Изготовление из строительного материала «гаража».

Экскурсия «Сбор природного материала».

Изготовление поделки из природного материала «Лебедь на озере».

Изготовление поделки из природного материала (желуди) «Ворона и лисица».

Аппликация из цветной бумаги «Осенний букет».

Изготовление из цветной бумаги аппликации «Дорожные знаки: переход, светофор».

Выполнение сюжетной аппликации по сказке «Маша и медведь». Вырезание по шаблону.

 Изготовление коллективной аппликации «Парк осенью».

Практическая работа с пластилином. Лепка геометрических фигур (шар, куб, цилиндр).

Работа с пластилином. Лепка плоскостных фигур (овощей, фруктов и ягод).

Лепка сказочных героев из любимых сказок (по замыслу).

Лепка предметов из 2-3-х  деталей (дом, гриб и др.).

Понятия о тканях. Знакомство с видами тканей.

II четв. (19 ч.)

Аппликация из чередующихся геометрических фигур (по цвету и форме).

Аппликация в полосе из чередующихся фигур (по цвету, величине).

Рваная аппликация «Ёлка».

Аппликация из готовых вырезанных геометрических фигур «Праздничные шарики».

Работа с пластилином.  Лепка предметов разной формы «Конфеты» (шарики, палочки, батончики).

Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: неваляшка.

Работа с тканью. Способы соединений ткани.

Работа с тканью. Пришивание пуговиц.

Работа с тканью. Изготовление бабочки.

Работа с тканью и нитками (отмеривание ткани, вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в конце работы). Прямой стежок.

Изготовление ёлочных украшений к празднику «Новый год».

Изготовление Новогодней открытки «С Новым годом!»

III четв. (29 ч.)

Работа со строительным материалом различной величины и формы. Изготовление строительных сооружений по замыслу.

Шнуровка. Пришнуровывание деталей: «Подсолнух», «Аквариум».

Работа с проволокой. Изготовление композиций геометрических форм.

Работа с мозаикой. Практическая работа по выкладыванию коврика, узора заданной формы.

Практическая работа со строительным материалом. Выкладывание домика из деталей заданных цветов.

Беседа с элементами игры: «Соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда».

Работа с природным материалом. Изготовление персонажей из сказок «Лесные жители» (орехи, скорлупа, желуди, шишки и др.).

Изготовление из природного материала (грецкий орех, шишки) вертолёта.

Работа с мозаикой. Выкладывание узора по образцу.

Практическая работа со строительным материалом. Строительство гаража.

Лепка сказочных героев из пластилина.

Аппликация из цветной бумаги.

Работа с пластилином. Лепка композиции «На поляне». Коллективная работа.

IV четв. (23 ч.)

Беседа с элементами игры: «Соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда».

Шнуровка. Зашнуровать обувь.

Работа с мозаикой. Выкладывание узора по образцу.

Работа с пластилином. «Рисуем» жгутиками из пластилина.

Аппликация из цветной бумаги «День Победы».

Работа с пластилином. Лепка из отдельных частей «Игрушки».

Работа с природным материалом.

Работа с комнатными растениями.

   

1 ч.

   2 ч.

   2 ч.

   1 ч.

   1 ч.

   2 ч.

   2 ч.

   2 ч.

   2 ч.

2 ч.

   2 ч.

   1 ч.

   3 ч.

   2 ч.

   1 ч.

   1 ч.

   2 ч.

   1 ч.

   1 ч.

   1 ч.

   1 ч.

   1 ч.

   1 ч.

   2 ч.

   2 ч.

   4 ч.

   3 ч.

   2 ч.

   3 ч.

   2 ч.

   2 ч.

   3 ч.

   2 ч.

   1 ч.

   2 ч.

   3 ч.

3 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

6 ч.

2 ч.

5 ч.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

3 ч.

3.09

4.09

7.09

10.09

11.09

14.09

17.09

18.09

21.09

24.09

25.09

28.09

1.10

2.10

5.10

8.10

9.10

12.10

15.10

16.10

19.10

22.10

23.10

26.10,29.10

30.10

2.11

16.11,

19.11

20.11

23.11

26.11

27.11

30.11

3.12

4.12,7.12

10.12,11.12

14.12,17.12,

18.12,

21.12

24.12

25.12

28.12

14.01

15.01

18.01

21.01

22.01

25.01

28.01

29.01,01.02

04.02

05.02,8.02

11.02

12.02,15.02

18.02,19.02

22.02

25.02,26.02

1.03

4.03,5.03

11.03,12.03

15.03,18.03

19.03,22.03

2.04

5.04,8.04

9.04,12.04,

15.04,16.04

19.04,22.04

23.04,26.04

29.04,30.04

6.05

7.05

13.05,14.05

17.05,20.05

21.05

24.05,27.05

28.05

        

Учащиеся должны знать:

  • основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
  • правила безопасности работы и личной гигиены;
  • как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать своё рабочее место;
  • называть последовательность выполнения работы;
  • составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс (обслуживающий труд)

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» разработана на основе федерального компонента государственного обра...

Родительское собрание в 6 классе. Учебный труд подростка

«Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам.»1.   Доклад классного руководителя по теме.2.   Результаты анкетирования учащихся  6 кл (выступление классн...

Рабочая программа по технологии 5 класс обслуживающий труд

Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, графического распределения рабочего времени, УМК, Электронных ресурсов, тематического планирования, календарно-тематического плана...

Итоговый тест по технологии 5 класс (обслуживающий труд)

Итоговый тест по технологии включает в себя вопросы по темам "Материаловедение", "Конструирование и моделирование", "Машинные швы"....

Развёрнутое тематическое планирование 5 класс технический труд по Симоненко

Развёрнутое тематическое планирование 5 класс технический труд по Симоненко. Можно использовать как заготовку или шаблон при составлении авторской рабочей программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии 5-8 КЛАСС обслуживающий труд (68 часа. 2 часа в неделю )

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и  последовательностью изучения тем и разделов; требовани...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы

Рабочая программа по профильному труду представлена направлением "Основы компьютерной грамотности"...