Рабочая программа 4 класс Столярное дело
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету «Столярное дело» составлена на основании следующих нормативных документов:

●  Конституция Российской Федерации.
●  Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44  «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов  СанПин 2.4. 2.1178-02»

Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №2015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (ООП) – образовательным программам начального общего (ОП НОО), основного общего (ОП ООО), среднего общего образования (ОП СОО);

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

·        Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_programma_2.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        

Рабочая программа по учебному предмету «Столярное дело» составлена на основании следующих нормативных документов:

●  Конституция Российской Федерации.
●  Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44  «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов  СанПин 2.4. 2.1178-02»

Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №2015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (ООП) – образовательным программам начального общего (ОП НОО), основного общего (ОП ООО), среднего общего образования (ОП СОО);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Учебный план ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1.

●  Учебный план Новочеркасской школы-интернат №1 на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета профессионально-трудовое обучение (столярное дело) разработана на основе авторской программы С.Л. Мирского, Б.А.  Журавлева  (Программы для специальных (коррекционных) образовательных учрежденийYIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.)

Цель: обучение знаниям и умениям по выполнению несложных видов столярных работ необходимых в быту, коррекция нарушений личностного развития.

Задачи курса 4 класса:

  • формирование доступных технических и технологических знаний;
  • формирование у учащихся способности ориентироваться в задании;
  • планирование последовательности действий;
  • контроль хода и результатов работы;
  • формирование специфических для столярного дела приёмов труда;
  • развитие коммуникативных навыков;  
  • развитие дисциплинированности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.

Основные направления в обучении

         Трудовое обучение школьников 4-го класса направлено на достижение следующих задач:

  • Развитие организационных умений и навыков: учащиеся должны самостоятельно подготавливать свое рабочее место, знать и соблюдать правила безопасной работы и иметь санитарно-гигиенические навыки.
  • Закрепление и расширение знаний о бумаге и картоне, нитках и ткани, природных материалах.
  • Ознакомление с видами, свойствами, назначением и применением древесины и проволоки, способами их обработки ручными инструментами и приспособлениями.
  • Совершенствование общетрудовых умений и навыков: ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием, текущий и заключительный контроль учащимся или под руководством учителя.
  • Обучение новым видам трудовых действий, закрепление и совершенствование выполнения двигательных приёмов при работе с инструментами: закрепление умений резать ножницами бумагу и картон, склеивать бумагу, сшивать ткань прямыми и косыми стежками, пришивать пуговицы, прокалывать шилом отверстия, размечать материал по шаблону и с помощью линейки и т.д.
  • Осуществление эстетического воспитания: получение представления о красоте изделий и материалов, школьники учатся оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширяют и обогащают личный жизненный практический опыт.
  • Ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью людей в различных сферах культуры и производства.

Роль и место учебного курса в образовательном процессе.

Продолжительность реализации программы – 1 год, в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа 4 класса рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю.

Количество часов по четвертям:

1 четверть -  36 часов
2 четверть – 28 часов
3 четверть – 40 часов
4 четверть -  32 часов

  Трудовое обучение – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Труд является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Особенность методики преподавания.

        Рабочая программа составлена с учетом возраста учащихся. Программа включает теоретические и практические задания. Предусматриваются лабораторные работы. Для отработки профессиональных приемов работы предусматривается изготовление изделий имеющих практическую значимость и полезность. Для этого в планирование включается выполнение производственных заданий. На уроках практического повторения ученики изготавливают товарную продукцию.

        При обучении учащихся 4 класса ведется групповое объяснение предстоящей работы и практический показ учителем последовательности ее выполнения. В первые периоды обучения оказывается максимальная помощь в отношении ориентировочных действий по демонстрации и объяснению конечного результата труда и условий выполнения работы.  Для повышения качества работ учащихся в 4  классе используются технологические и инструкционные карты, создается особая психологически-комфортная среда.

 На уроках используются различные методы обучения:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия (беседа, объяснение, чтение)
  • методы наглядной передачи информации: демонстрация образцов, работа с инструкционными и технологическими нартами,  работа с карточками, показ приемов работы.
  • практические методы (практическое выполнение трудовых заданий)

Рабочая программа предусматривает следующие типы уроков:

  • сообщения новых знаний
  • формирование и закрепления новых знаний
  • проверки и оценки знаний, умений.
  • комбинированные уроки
  • экскурсии

Для повышения качества учебного процесса, сохранения и укрепления здоровья на уроках внедряются инновационные технологии:

  • технология личностно-ориентированного подхода                        
  • элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного

Для контроля результативности обучения учащихся на уроках труда после прохождения основных тем предполагаются тестовые задания. Каждую четверть завершает самостоятельная работа, а в конце года контрольная работа. Темы контрольной и самостоятельных работ, подобраны в соответствии с пройденным материалом.

В течение года с учащимися ведется работа по системе С.Л. Мирского. Учащиеся подразделяются на группы, и с ними строится дифференцированная работа.

       В процессе обучения формируются базовые учебные действия (БУД)

Личностные БУД

  • Положительное отношение к урокам трудового обучения.
  • Осознавать себя как гражданина России, иметь чувство гордости за свою Родину.
  • Высказывать свою точку зрения и уважительно относиться к иному мнению.
  • Иметь представление о себе и собственных возможностях.
  • Владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
  • Иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
  • Использовать приобретённые знания в обучении и повседневной жизни.

Регулятивные БУД

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные БУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Смысловое чтение.
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные БУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные результаты

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий,  поручений, договорённостей.
  • Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты

Знать:  

         1.  Плоская поверхность. Миллиметр – основная мера длины.    

         2.  Правила безопасности при пилении.

         3.  Шило, назначение, правила безопасной работы.

         4.  Настольный сверлильный станок правила безопасной работы.

         5.  Электровыжигатель правила безопасной работы.

         6.  Рашпиль, напильник: устройство, назначение правила безопасной работы.

         7.  Виды пиления. Радиус.

         8. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования.

   Уметь:

  1. Самостоятельно ориентироваться в задании
  2. Составлять план работы, осуществлять контрольные действия
  3. Подбирать материалы и инструменты для работы
  4. Выполнять изделие самостоятельно или с помощью
  5. Составлять отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий
  6. Употреблять в речи технические термины.

Практические работы:

1. Пиление по линиям разметки.

2. Шлифование поверхности заготовок.

3. Сборка модели из конструктора по рисунку.

4. Выпиливание изделия.

5. Выжигание.

6. Отделка и лакирование изделия.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний.

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3»ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставится, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставится, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Содержание учебного курса

п/п

Содержательные линии

Кол-во

часов

Планируемые предметные результаты

Коррекционно-

развивающие

задачи

Формы контроля

Минимальный

уровень

Достаточный

уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Пиление в стусле с ограничителем.

Изделия из конструктора.

Сборка ящика из готовых изделий.

Пиление в стусле по линиям разметки.

Игрушки из бумаги и картона.

Игрушки из древесины и проволоки

Изделия из «Папье-Маше»

Неподвижные игрушки.

Сверление отверстий на станке

Изготовление изделий из фанеры.

Изготовление коробки, ящичка

Изготовление игрушек из древесины

Выжигание и раскрашивание изделий.

14

10

8

2

10

12

10

20

4

14

8

12

12

Изготавливать несложные  изделия с помощью учителя.

Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место.

 Соблюдать правила гигиены.

Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями.

Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка, заготовки, выделение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка деталей).

Уметь отвечать (показывать) простыми предложениями (фразами)

Самостоятельно ориентироваться в задании.

Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя, придерживаться плана при выполнении задания.  

Экономно расходовать поделочные материалы.

Экономно расходовать трудовые усилия и время.

Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом.

Подбирать инструменты и материалы для работы. Понимать объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельное определение его функции. Анализ образца. Анализ условий труда.

Осуществлять контроль действий в ходе работы, давать словесный отчёт и анализировать своё изделие и товарища с помощью учителя.

Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объёмных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции.

Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов.

Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности  в процессе ориентировки в задании, планировании хода работы и контроля;

Повышение познавательной активности: развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений;

Компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы: формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятию помощи учителя и т.д.;

Коррекция недоразвития моторных функций : развитие плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движениях рук, дифференциация движений пальцев, регуляции мышечного усилия и т.д.

Практическая деятельность.

Самостоятельная работа

Тестирование

Тематическое планирование 4 класс 2014-2015 учебный год

(4 часа в неделю, 136 часов в год)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Дата

1 четверть 32 часов.

Вводное занятие

2

Вводный

Инструкции по ТБ.

05.09

Пиление в стусле с ограничителем.

12/2

Комбинированный

Пиление древесины.

06.09

2

Комбинированный

Пиление по линиям разметки.

12.09

2

Комбинированный

Контроль качества пиления.

13.09

2

Комбинированный

Обработка торцов заготовок.

19.09

2

Комбинированный

Шлифование поверхности заготовок.

20.09

2

Комбинированный

Отделка заготовок.

26.09

Изделия из конструктора.

10/2

Комбинированный

Работа с конструктором.

27.09

2

Комбинированный

Ориентирование в задании по рисунку.

03.10

2

Комбинированный

Сборка модели.

04.10

2

Комбинированный

Контроль качества модели.        

10.10

2

Комбинированный

Практическое повторение.

11.10

Сборка ящика из готовых изделий.

6/2

Комбинированный

Ориентирование в задании по образцу.

17.10

2

Комбинированный

Разметка заготовок.

18.10

2

Комбинированный

Изготовление заготовок.

24.10

Итоговое занятие

2

25.10

2 четверть 32 часов

Вводное занятие.

2

Комбинированный

07.11

Игрушки из бумаги и картона.

8/2

Комбинированный

08.11

2

Комбинированный

Ориентирование в задании по образцу.

14.11

2

Комбинированный

Изготовление основания вертушки.

15.11

2

Комбинированный

Разметка вертушки.

21.11

Игрушки из древесины и проволоки

8/2

Комбинированный

22.11

2

Комбинированный

Изготовление  полочки.

28.11

2

Комбинированный

Сборка изделия.

29.11

2

Комбинированный

Отделка изделия.

05.12

Изделия из «Папье-Маше»

12/2

Комбинированный

06.12

2

Комбинированный

Изготовление формы заготовки.

12.12

2

Комбинированный

Изготовление подставки.

13.12

2

Комбинированный

Сборка. Отделка.

19.12

2

Комбинированный

Самостоятельная работа.        

20.12

2

Комбинированный

Тестирование.

26.12

Итоговое занятие.

2

27.12

3 четверть 40 часов

Вводное занятие

2

Вводный

Повторение пройденного материала за  2 четверть. План работы на четверть. Т.Б.

16.01

Неподвижные игрушки.

20/2

Комбинированный

17.01

2

Комбинированный

Побор заготовок и черновая разметка.

23.01

2

Комбинированный

Изготовление заготовок по размерам.

24.01

2

Комбинированный

Изготовление деталей изделий.

30.01

2

Комбинированный

Изготовление пазов в корпусе.

31.01

2

Комбинированный

Устранение дефектов.

06.02

2

Комбинированный

Изготовление колес.        

07.02

2

Комбинированный

Крепление колес к корпусу.        

13.02

2

Комбинированный

Шлифование поверхности.        

14.02

2

Комбинированный

Отделка изделия.        

20.02

Сверление отверстий на станке.

4/2

Комбинированный

21.02

2

Комбинированный

Ориентирование в задании по образцу.

27.02

Изготовление изделий из фанеры.

12/2

Комбинированный

28.02

2

Комбинированный

Разметка заготовок.

06.03

2

Комбинированный

Обработка заготовок.        

07.03

2

Комбинированный

Изготовление деталей.

13.03

2

Комбинированный

Сборка и отделка изделия.

14.03

2

Комбинированный

Самостоятельная работа.        

20.03

Итоговое занятие.

2

Комбинированный

        

21.03

4 четверть 28 часа.

Вводное занятие

2

Комбинированный

03.04

Изготовление коробки, ящичка.

8/2

Комбинированный

04.04

2

Комбинированный

Ориентирование в задании по образцу.

10.04

2

Комбинированный

Изготовление деталей.        

11.04

2

Комбинированный

Сборка и отделка изделия.        

17.04

Изготовление игрушек из древесины.

12/2

Комбинированный

18.04

2

Комбинированный

Перенос формы изделия.

24.04

2

Комбинированный

Выпиливание изделия.        

25.04

2

Комбинированный

Выпиливание элементов изделия.

15.05

2

Комбинированный

Шлифование поверхности изделия.

16.05

2

Комбинированный

Отделка изделия.

22.05

Выжигание и раскрашивание изделий.

4/2

Комбинированный

23.05

2

Комбинированный

Контрольная работа. Тестирование.

29.05

Итоговое занятие.

2

Комбинированный

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по столярному делу 8 класс Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

Содержание 1. Паспорт рабочей программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание программы учебного предмета 4. учебно – тематический план 5. Требования к уровню подготовки учащихся 6. Календарно – тема...

Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Рабочая программа по столярному делу 7 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой дета­лей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением дет...

Рабочая программа по столярному делу 9 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида

Программа создана на основе:1.  Образовательной программы  С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ V...

рабочая программа по столярному делу 7 класс

Основной целью рабочей программы является овладенние общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления столярного производства....

Рабочая программа по столярному делу 8 класса

Цель программы подготовить обучающихся к поступлению в профессионально - технические училища. Задачи программы столярное дело  дать обучающимся профессиональную подготовку по изучаемому предмету....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 8 КЛАСС

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...