Главные вкладки

    Рабочая программа по столярному делу 9 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
    рабочая программа (9 класс) на тему

    Завьялов Станислав Эдуардович

    Программа создана на основе:

    1.  Образовательной программы  С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   Издательство «Владос», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.

    Структура документа:   программа включает три раздела:

    1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику и  место предмета в учебном плане, цели изучения.

    2. Основное содержание   с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.

    3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  в  каждом классе  отдельно и требования к знаниям выпускников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_stolyarnoe_delo_9_klass_zavyalov.docx24.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное казенное специальное (коррекционное)

    образовательное  учреждение  для обучающихся, воспитанников

    с ограниченными возможностями здоровья

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат VIII вида № 95»

    Утверждаю

    Директор МКС(К)ОУ школы-интернат №95

    Гундерчук Л.А.

    __________________

    Приказ № __

    от»___» ______20__г.

    Рассмотрено

    на педагогическом совете Протокол № ___

    от «___» _______20__г.

    Рассмотрено на заседании МО

    Протокол № ____

    От «___»___________20__г.

    Рабочая учебная программа

    по  столярному делу  

    9 класс.

       

    Составитель:

    Завьялов  С.Э.

    учитель профессионально-трудового обучения

    второй квалификационной категории

                                                                                           

    г.Нижний Новгород

    2014 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

    Программа создана на основе:

    1.  Образовательной программы  С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   Издательство «Владос», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.

    Структура документа:   программа включает три раздела:

    1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику и  место предмета в учебном плане, цели изучения.

    2. Основное содержание   с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.

    3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  в  каждом классе  отдельно и требования к знаниям выпускников.

    Общая  характеристика  учебного  предмета.

    Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII типа.

    В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

    Перечень  тем  программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы.

    Цели  обучения : 

    - социальная  адаптация,  подготовка  школьников к поступлению в ПУ соответствующего типа и профиля;

    - развитие  мелкой  и крупной моторики, мышления, способности к пространственному анализу;

    - формирование   эстетических   представлений.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Столярное дело» являются умения:

    1.Умение рационально организовать учебную и производственную деятельность.

    2.Умение формулировать и ставить перед собой цель.

    3.Умение планировать конкретные результаты своей деятельности.

    4.Умение составлять  и читать чертёж.

    5.Умение анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность

    6.Умение составлять отчет о последовательности выполнения работы.

    7. Овладение приемами переноса ЗУН в новые условия и использование их в реальной жизни.

    8. Умение    анализировать,    сравнивать,    синтезировать,    обобщать    и классифицировать объекты, изучаемый материал.

    9.Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

    Место предмета в  учебном плане

    Нагрузка   в 5 -  9 классах     составляет:  при недельной  нагрузке в 5 классе- 6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 12 часов, в 9 классе – 14 часов.

    Время на изучение тем не регламентируется и определяется учителем, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

    9 КЛАСС  (476 ЧАСОВ)

    I   четверть

    Вводное занятие. Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.

    Художественная отделка столярного изделия

     Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат. Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.

    Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения.

    Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.

    Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.

    Практическое повторение

    Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.

    Самостоятельная работа

    II четверть

    Мебельное производство

     Вводное занятие. План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.

    Изготовление моделей мебели

    Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1 : 2 (1 : 5) от натуральной для школьной игровой комнаты.

    Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.

    Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.

    Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.

    Трудовое законодательство

    Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.

    Практическое повторение

    Виды работы. Ремонт школьной мебели, изготовление изделий.

    Самостоятельная работа

    Ill четверть

    Мебельное производство

     Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности.

    Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности Изделия. Мебель для школы.

    Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками.

    Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.

    Мебельная фурнитура и крепежные изделия

    Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.

    Самостоятельная работа

    Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда.

    Столярные и плотничные ремонтные работы

    Объект работы. Изделие с дефектом.

    Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов.

    Ремонт столярных соединений: замена деталей  с  отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью; заделка трещин.

    Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей.

    Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.

    Изоляционные и смазочные материалы

    Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля/войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение.

    Гидроизоляционная пленка, виды, применение.

    Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервирования металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы.

    Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.

    Практическое повторение

    Виды работы. По выбору учителя.

    Самостоятельная работа

    По выбору учителя.

    IV четверть

    Мебельное производство

     Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности.

    Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства

    Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции.

    Экскурсия. Мебельное производство.

    Изготовление секционной мебели

    Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя.

    Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.

    Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.

    Практическое повторение

    Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия.

    Контрольная работа.

    Фанера и древесные плиты

    Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение.

    Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки.

    Лабораторно-практическая работа. Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит.

    Практическое повторение

    Подготовка к экзамену и экзамен.

    Требования к уровню подготовки  выпускников 9 класса:

    Учащиеся должны знать:
          материалы, применяемые в столярном производстве;
          основные породы, свойства и пороки древесины;
          сущность и назначение основных столярных операций;
          способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
          назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
          виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение;
          способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
          виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
          контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
          способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;.
          устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
    способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
          элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством.
          правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
          специальную терминологию и пользоваться ею.
     
          
    Учащиеся должны уметь:
          выполнять столярные работы ручными инструментами;
          размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
          собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
          пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
          рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
          бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
          подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
          соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)

    Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами ОДА. Программа написана к учебнику истории Древнего мира под редакцией Годера....

    Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...

    Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 8 класс по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...

    Рабочая программа по столярному делу 8 класс Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Содержание 1. Паспорт рабочей программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание программы учебного предмета 4. учебно – тематический план 5. Требования к уровню подготовки учащихся 6. Календарно – тема...

    Рабочая программа по столярному делу 7 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида

    Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой дета­лей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением дет...