Главные вкладки

    Рабочая программа по столярному делу 7 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
    рабочая программа (7 класс) на тему

    Завьялов Станислав Эдуардович

    Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.

    В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой дета­лей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владе­ния столярными инструментами и приспособлениями, узнают пра­вила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на свер­лильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, краси­тели. Составление и чтение чертежей, планирование последователь­ности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное казенное специальное (коррекционное)

    образовательное  учреждение  для обучающихся, воспитанников

    с ограниченными возможностями здоровья

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат VIII вида № 95»

    Утверждаю

    Директор МКС(К)ОУ школы-интернат №95

    Гундерчук Л.А.

    __________________

    Приказ № __

    от»___» ______20__г.

    Рассмотрено

    на педагогическом совете Протокол № ___

    от «___» _______20__г.

    Рассмотрено на заседании МО

    Протокол № ____

    От «___»___________20__г.

    Рабочая учебная программа

    по  столярному делу  

    7 класс.

       

    Составитель:

    Завьялов  С.Э.

    учитель профессионально-трудового обучения

    второй квалификационной категории

                                                                                           

    г.Нижний Новгород

    2014 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

    Статус документа

    Программа создана на основе:

    1.  Образовательной программы  С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   Издательство «Владос», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.

    Структура документа:   программа включает три раздела:

    1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику и  место предмета в учебном плане, цели изучения.

    2. Основное содержание   с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.

    3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  в  каждом классе  отдельно и требования к знаниям выпускников.

    Общая  характеристика  учебного  предмета.

    Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII типа.

    В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

    Перечень  тем  программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы.

    Цели  обучения : 

    - социальная  адаптация,  подготовка  школьников к поступлению в ПУ соответствующего типа и профиля;

    - развитие  мелкой  и крупной моторики, мышления, способности к пространственному анализу;

    - формирование   эстетических   представлений.

    Задачи:

    • формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
    • развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
    • воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;

    Основной формой организации учебного процесса по предмету  

    «Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.        

    Основные технологии: 

    • личностно-ориентированное,
    • деятельностный подход,
    • уровневая дифференциация,
    • информационно-коммуникативные,
    • здоровьесберегающие,
    • игровые.

    Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

    • Беседа (диалог).
    • Работа с книгой.
    • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
    • Самостоятельная работа
    • Работа по карточкам.
    • Работа по плакатам.
    • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

             

    Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

    Методы стимуляции:

    • Демонстрация натуральных объектов;
    • ИТК
    • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
    • Наглядные пособия, раздаточный материал;
    • Создание увлекательных ситуаций;
    • Занимательные упражнения;
    • Экскурсии;
    • Декады трудового обучения;
    • Участие в конкурсах;
    • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

    Типы, виды, формы и методы контроля знаний

    Типы контроля:

    • внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
    • взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
    • самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).

    Виды контроля:

    • Предварительный контроль 
    • Текущий контроль
    • Периодический (рубежный) контроль
    • Итоговый контроль

    Методы контроля:

    • устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста,  технологической карты, чертежа, схемы)
    • практический контроль (выполнение практических, лабораторных  работ)
    • дидактические тесты, наблюдение.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Столярное дело» являются умения:

    1.Умение рационально организовать учебную и производственную деятельность.

    2.Умение формулировать и ставить перед собой цель.

    3.Умение планировать конкретные результаты своей деятельности.

    4.Умение составлять  и читать чертёж.

    5.Умение анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность

    6.Умение составлять отчет о последовательности выполнения работы.

    7. Овладение приемами переноса ЗУН в новые условия и использование их в реальной жизни.

    8. Умение    анализировать,    сравнивать,    синтезировать,    обобщать    и классифицировать объекты, изучаемый материал.

    9.Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

    Место предмета в  учебном плане

    Нагрузка   в 5 -  9 классах     составляет:  при недельной  нагрузке в 5 классе- 6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 12 часов, в 9 классе – 14 часов.

    Время на изучение тем не регламентируется и определяется учителем, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся.

    ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ.

    7 класс (340 часа)

    Фугование

    Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.

    Умение. Работа фуганком с двойным ножом.

    Хранение и сушка древесины

    Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.

    Геометрическая резьба по дереву

    Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.

    Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.

    Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4

    Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.

    Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.

    Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.

    Непрозрачная отделка столярного изделия

    Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.

    Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.

    Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.

    Токарные работы

    Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение. Основные правила электробезопасности.

    Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.

    Обработка деталей из древесины твердых пород.

    Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

    Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.

    Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2

    Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности. Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.

    Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.

    Круглые лесоматериалы

    Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.

    Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2

    Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.

    Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.

    Свойства древесины

    Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и теплопроводность. Основные механические свойства, технологические свойства.

    Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки

    Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия. Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.

    Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.

    Требования к уровню подготовки учащихся, воспитанников  7 класса.  

    Учащиеся должны знать:

    • материалы, применяемые в столярном производстве;
    • основные породы, свойства и пороки древесины;
    • сущность и назначение основных столярных операций;
      способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
    • назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
    • виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;
    • способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
    •  виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
    •  контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
    • способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
    •  устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
    •  устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
    • правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
    • специальную терминологию и пользоваться ею.

     Учащиеся должны уметь:

    •  выполнять столярные работы ручными инструментами;
    •  размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
    • собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
    • пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
    • рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
    • бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
       подготавливать и рационально организовывать рабочее место;

     соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)

    Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами ОДА. Программа написана к учебнику истории Древнего мира под редакцией Годера....

    Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...

    Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

    рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 8 класс по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...

    Рабочая программа по столярному делу 8 класс Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Содержание 1. Паспорт рабочей программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание программы учебного предмета 4. учебно – тематический план 5. Требования к уровню подготовки учащихся 6. Календарно – тема...

    Рабочая программа по математике для 5 классаи специальной (коррекционной) школы YIII вида.

    Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида:Сб.1.-М.: Гуманист.  Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук...