Рабочая программа по столярному делу 7 класс для специальной (коррекционной) школы 8 вида
рабочая программа (7 класс) на тему

Завьялов Станислав Эдуардович

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой дета­лей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владе­ния столярными инструментами и приспособлениями, узнают пра­вила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на свер­лильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, краси­тели. Составление и чтение чертежей, планирование последователь­ности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное  учреждение  для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 95»

Утверждаю

Директор МКС(К)ОУ школы-интернат №95

Гундерчук Л.А.

__________________

Приказ № __

от»___» ______20__г.

Рассмотрено

на педагогическом совете Протокол № ___

от «___» _______20__г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ____

От «___»___________20__г.

Рабочая учебная программа

по  столярному делу  

7 класс.

   

Составитель:

Завьялов  С.Э.

учитель профессионально-трудового обучения

второй квалификационной категории

                                                                                       

г.Нижний Новгород

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Статус документа

Программа создана на основе:

1.  Образовательной программы  С.Л. Мирского, Б.А. Журавлёва по предмету «Столярное дело» для 5-9 классов  специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида   Издательство «Владос», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.

Структура документа:   программа включает три раздела:

1.  Пояснительную записку, раскрывающую  характеристику и  место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание   с распределением учебных часов по годам обучения и отдельным темам.

3.Требования к уровню подготовки  обучающихся  в  каждом классе  отдельно и требования к знаниям выпускников.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII типа.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Перечень  тем  программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы.

Цели  обучения : 

- социальная  адаптация,  подготовка  школьников к поступлению в ПУ соответствующего типа и профиля;

- развитие  мелкой  и крупной моторики, мышления, способности к пространственному анализу;

- формирование   эстетических   представлений.

Задачи:

  • формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
  • развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
  • воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;

Основной формой организации учебного процесса по предмету  

«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.        

Основные технологии: 

  • личностно-ориентированное,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
  • Самостоятельная работа
  • Работа по карточкам.
  • Работа по плакатам.
  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

         

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;
  • ИТК
  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;
  • Наглядные пособия, раздаточный материал;
  • Создание увлекательных ситуаций;
  • Занимательные упражнения;
  • Экскурсии;
  • Декады трудового обучения;
  • Участие в конкурсах;
  • Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Типы, виды, формы и методы контроля знаний

Типы контроля:

  • внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);
  • взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);
  • самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).

Виды контроля:

  • Предварительный контроль 
  • Текущий контроль
  • Периодический (рубежный) контроль
  • Итоговый контроль

Методы контроля:

  • устный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста,  технологической карты, чертежа, схемы)
  • практический контроль (выполнение практических, лабораторных  работ)
  • дидактические тесты, наблюдение.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  В этом направлении приоритетными для  учебного предмета «Столярное дело» являются умения:

1.Умение рационально организовать учебную и производственную деятельность.

2.Умение формулировать и ставить перед собой цель.

3.Умение планировать конкретные результаты своей деятельности.

4.Умение составлять  и читать чертёж.

5.Умение анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность

6.Умение составлять отчет о последовательности выполнения работы.

7. Овладение приемами переноса ЗУН в новые условия и использование их в реальной жизни.

8. Умение    анализировать,    сравнивать,    синтезировать,    обобщать    и классифицировать объекты, изучаемый материал.

9.Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения.

Место предмета в  учебном плане

Нагрузка   в 5 -  9 классах     составляет:  при недельной  нагрузке в 5 классе- 6 часов, в 6 классе – 8 часов, в 7 классе – 10 часов, в 8 классе – 12 часов, в 9 классе – 14 часов.

Время на изучение тем не регламентируется и определяется учителем, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ.

7 класс (340 часа)

Фугование

Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.

Умение. Работа фуганком с двойным ножом.

Хранение и сушка древесины

Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.

Геометрическая резьба по дереву

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.

Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.

Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4

Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.

Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.

Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.

Непрозрачная отделка столярного изделия

Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.

Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.

Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.

Токарные работы

Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение. Основные правила электробезопасности.

Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.

Обработка деталей из древесины твердых пород.

Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.

Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2

Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности. Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.

Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.

Круглые лесоматериалы

Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.

Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2

Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.

Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.

Свойства древесины

Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и теплопроводность. Основные механические свойства, технологические свойства.

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки

Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия. Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.

Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.

Требования к уровню подготовки учащихся, воспитанников  7 класса.  

Учащиеся должны знать:

  • материалы, применяемые в столярном производстве;
  • основные породы, свойства и пороки древесины;
  • сущность и назначение основных столярных операций;
    способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
  • назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
  • виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;
  • способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
  •  виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
  •  контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
  • способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
  •  устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
  •  устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
  • специальную терминологию и пользоваться ею.

 Учащиеся должны уметь:

  •  выполнять столярные работы ручными инструментами;
  •  размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
  • собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
  • пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
  • рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
  • бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
     подготавливать и рационально организовывать рабочее место;

 соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами ОДА. Программа написана к учебнику истории Древнего мира под редакцией Годера....

Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...

Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 8 класс по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...

Рабочая программа по математике для 5 классаи специальной (коррекционной) школы YIII вида.

Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений YIII вида:Сб.1.-М.: Гуманист.  Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук...