Рабочая программа по курсу "Пропедевтика трудового обучения. 5 класс "
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Кузьминова Елена  Николаевна

Курс «Пропедевтика трудового обучения» в 5 классе предполагает знакомство с бумагой как с конструкционным материалом.    Обучающиеся познакомятся с различными видами и свойствами бумаги, её художественными и конструкционными возможностями. Занятия курса направлены на расширение кругозора обучающихся, развитие конструктивного мышления, творческого потенциала, словарного запаса, в том числе и профессиональной речи, развитию мелкой моторики и социальной адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propedevtika_bumaga_5_kl.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по пропедевтике трудового обучения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Программа предназначена для обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №5 (VII вида).  Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников с задержкой психического развития.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса технологии, которые определены стандартом.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Пропедевтика трудового обучения» входит в предметную область «Технология», которая является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук, овладевать навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создать новые ценности, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.

Курс «Пропедевтика трудового обучения» в 5 классе предполагает знакомство с бумагой как с конструкционным материалом.    Обучающиеся познакомятся с различными видами и свойствами бумаги, её художественными и конструкционными возможностями. Занятия курса направлены на расширение кругозора обучающихся, развитие конструктивного мышления, творческого потенциала, словарного запаса, в том числе и профессиональной речи, развитию мелкой моторики и социальной адаптации.

Приоритетными видами общеучебной деятельности является определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Цель курса:

формирование представлений о составляющих техносферы, в современном производстве и распространённых в нём технологий, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Задачи курса:

  • формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
  • обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
  • формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного труда с использованием распространённых инструментов;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАН

Курс «Пропедевтика трудового обучения» рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения курса «Пропедевтика трудового обучения»  5класс, являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметными результатами являются:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в процессе труда;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технологической информации;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  • дизайнерское проектирование технического изделия из бумаги;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочего места.

В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

В психофизической сфере

  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Материал — бумага

5

2.

Модульное оригами

39

3.

Квиллинг.

24

 Итого

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Материал — бумага (5).

Знакомство с бумагой как с конструкционным материалом.    Различные виды бумаги её свойства, художественные и конструкционные возможности. Инструменты и приспособления для работы с бумагой. Техника безопасности, культура труда и правила поведения на занятиях

Вводное занятие (1)

Как появилась бумага (1)

Инструменты и приспособления для работы с бумагой (1) 

Сколько у бумаги родственников (1)

Волшебные свойства бумаги (1)

Модульное оригами (39).

        Оригами - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. История возникновения и современное развитие оригами. Виды оригами. Инструменты и материалы для работы. Модульное оригами – одно из направлений древнего искусства. Модуль – основа любого изделия. Виды модулей и способы их соединения. Схемы и условные обозначения соединения модулей. Изготовление плоских, объемных фигурок и шаров «Кусудамы». Цветовые сочетания, основы композиции.

История возникновения и развития оригами (1)

Виды оригами (1)

Отличительные особенности модульного оригами (1)

Модуль-основа любого изделия (1)  

Подготовка бумаги для модуля (1)  

Порядок складывания треугольного модуля оригами (1)

Способы соединения модулей (2)

Условные обозначения в технике модульного оригами. Чтение схем (2) Изготовление плоских фигурок в технике модульного оригами

(круглая рамка) (2)

Изготовление плоских фигурок в технике модульного оригами (растения)(2) Изготовление плоских фигурок в технике модульного оригами (животные)(2) Изготовление мозаики в технике модульного оригами (2) 

Шары «Кусудамы» - разновидность модульного оригами (10)

Изготовление открытки в технике модульного оригами (2)

Изготовление объёмных фигур в технике модульного оригами (9)

Квиллинг (24).

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Виды бумажных полосок для квиллинга, материалы, инструменты и приспособления для работы. Правила техники безопасности. Основные базовые формы в квиллинге. Конструирование из основных базовых форм. Основы цветоведения и композиции.  

История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга (1)

Инструменты и материалы для квиллинга. Виды бумажных полосок (2)

Основные приёмы работы (1)

Основные базовые формы ("тугой ролл", "распущенный ролл", "глаз", "ромб", "капля", "треугольник", "квадрат", "завиток") (5)

Конструирование из основных форм квиллинга (простые цветочные композиции, звезда, животные) (5)

Изготовление бахромчатых цветов (3)

Коллективная работа. Композиция из цветов. Панно (6)

Итоговое занятие. Выставка творческих работ (1) 

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Мониторинг образовательных результатов:

Разнообразие умений и навыков

  • Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
  • Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
  • Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

Глубина и широта знаний по предмету

  • Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
  • Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
  • Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

  • Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
  • Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
  • Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

Разнообразие творческих достижений

  • Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
  • Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
  • Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

  • Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
  • Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
  • Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

Культура поведения ребенка

  • Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
  • Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
  • Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

Характер отношений в коллективе

  • Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
  • Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
  • Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература для педагога:

  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
  2. Андреев В.И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.- 2 изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего педагогического заведения.-Академия, 2000.
  5. Богатеева А.С. Чудесные поделки из бумаги. – М.:Просвещение, 1992.
  6. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
  7. Воронов В.А. Воспитание красотой. Начальная школа.-1992-№5-6
  8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
  9. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
  10. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985.
  11. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  12. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  13. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.
  14. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
  15. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
  16. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
  17. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
  18. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
  19. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
  20. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
  21. Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
  22. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю.  — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
  23. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Литература для воспитанников:

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.
  2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
  5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
  6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
  7. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.