Лекарственные растения 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Суслова Ольга Николаевна

Научить учащихся распознавать местные лекарственные растения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лекарственные растения57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Конспект урока по СБО

«Лекарственные растения»

Подготовила:

Суслова О.Н.

2017

Тема урока: Лекарственные растения 

Цели урока: 

Образовательные: расширить знания учащихся о лекарственных растения, их применении. Научить учащихся распознавать местные лекарственные растения 

Коррекционно-развивающие:  развивать мышление, память, внимание, речь; формировать положительную учебно-трудовую мотивацию; развивать эмоционально-волевую сферу; 

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений; воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие; формировать отношения дружбы, взаимопонимания и  взаимопомощи  в группах. 

Оборудование: инструкционно - технологическая карта «Лекарственные растения», тетрадь для выполнения заданий, распечатки картинок с изображением лекарственных растений 

Методы и методические приемы. 


  1. Словесные (беседа, объяснение); 

  2. Практические; 

  3. Наглядные; 

  4. Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы; 


Тип урока: урок изучения нового материала 

Ход урока: 


  1. Организационный момент. (организация внимания и внутренней готовности). 


- Встали, подравнялись. Садитесь.

- Кто сегодня дежурный ?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какое время года?

- Молодцы!

Приветствие учащихся; проверка посещаемости; назначение дежурных, проверка готовности учащихся к уроку. 

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний.

- Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье)

Здоровье – это красота, это сила и ум, это самое большое богатство.

Оно нужно всем – и детям, и взрослым и даже животным. Здоровье – это долгая счастливая жизнь, это, когда ты весел и у тебя всё получается.

Здоровье было и остаётся самой важной частью человеческой жизни.

- А как вы думаете, ребята, что помогает людям быть здоровыми? (здоровый образ жизни).

- А если вдруг человек заболел, что прописывает врач? (таблетки, уколы, микстуры)

- А что еще можно использовать для лечения, особенно для маленьких детей? (лекарственные травы).



3. Сообщение темы и цели урока

Именно об этом поговорим сегодня. Мы с вами продолжаем изучать раздел « Медицинская помощь». А тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения»

- Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Запишите дату, тему урока в тетради, а я на доске. 

4. Изложение нового материала.

Ребята, подскажите, какие растения относятся к лекарственным? (К лекарственным растениям относят те растения, которые обладают целебными свойствами. это те растения, которые идут на изготовление лекарственных средств).

Правильно. Запишем определение. Лекарственные растения – это те растения, в лечебных целях которых используют все органы растения (корни, стебли, листья и плоды) 

Беседа учителя. Человек ещё издавна заметил, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр I издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Таких растений у нас в Ставропольском крае около сотни, 88 видов относят к проверенным научной медициной. Кроме того, более 350 видов являются народно-лекарственными растениями.

– Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете? ( Ромашка, подорожник, фиалка, одуванчик).

Итак, давайте познакомимся с ними поподробнее. Узнать, о каком растении пойдёт речь, поможет загадка. 


  1. Каждый лист мой любит тропки 


У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог ( подорожник) 

Сообщение ученик 1. (подорожник) Приложение №1 


  1. Растет в лесу кудряшка, белая рубашка, 


Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка). 

Сообщение ученик 2. (ромашка) Приложение №2 


  1. В летний солнечный денек 
    золотой расцвел цветок. 
    На высокой тонкой ножке 
    все дремал он у дорожки, 
    А проснулся - улыбнулся:  
    - вот пушистый я какой! 
    Ах, боюсь, что разлечусь, 
    тише, ветер луговой! (одуванчик). 


Сообщение ученик 3. (одуванчик). Приложение №3 


  1. Ой не трогайте меня, обожгу и без огня ( крапива) 


Сообщение ученик 4. ( крапива). Приложение №4 

ФизминуткаСтоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз в течении 1 мин. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает в них кровообращение.

В исходном положении стоя выполняются энергичные махи руками из-за спины через стороны за голову и обратно. Руки расслаблены. Продолжительность 1-1,5 мин. Это упражнение усиливает кровоток и снимает напряжение с верхних конечностей.



  1. Продолжение изложения нового материала. 


Правила сбора лекарственных растений 


  1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 

  2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете
    ?( Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта).

  3. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок. 

  4. Сушат под навесом, чтобы не падали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей). 

  5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). 

  6. Запрещён сбор редких лекарственных растений занесённых в Красную книгу. 

  7. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. 


Ребята, многие лекарственные растения ядовиты, их необходимо знать и использовать по назначению врача. Например, известные вам ядовитые растения.(ягоды ландыша, чистотел). Некоторые из таких растений растут в окрестностях школы, будьте внимательны! 


  1. Закрепление изученного материала. 


Ребята, а сейчас мы проверим, что вы узнали о лекарственных растениях:

1.Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить? (Ответ: Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог).

2.Угадай-ка»: На доске висят картинки: подорожник, ромашка, тысячелистник, чистотел, одуванчик, шиповник. Под каждой картинкой номер. Необходимо вытянуть номерок, оказать картинку с растением, которое соответствует номеру, назвать его, рассказать, как используют.

3. Выполнение детьми рисунка понравившихся растений



7. Итог урока. Выставка работ. 

8. Рефлексия

- Ваши впечатления о занятии;

- Что наиболее интересно было на уроке? 


Приложение № 1 

Подорожник. Сок, этого растения прикладывают при укусах пчел и комаров.

Подорожник расселяется там, где ходят люди. Одно растение дает от 8 – 60 тыс. семян. Семена переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко называли его “следом белого человека”. Выживает подорожник под ногами людей, под колесами машин потому, что листья его очень прочные, да к тому же плотно прижаты к земле. Еще один секрет у подорожника – это когда знойное солнце иссушит землю вокруг и если поднять лист подорожника, то земля под листьями подорожника будет холодная и сырая. Так листья подорожника хранят для растения влагу.

Подорожник имеет в себе лекарственные свойства. В народной медицине его употребляли в качестве ранозаживляющего, кровоостанавливающего средства, при укусах насекомых, при гастрите, при бронхиальной астме, при зубной боли.

Листья собирают в течение всего лета. При заготовке впрок сушат в жаркую погоду в хорошо проветриваемых помещениях на чердаках. Хранят в бумажных пакетах или в холщовых мешочках.


Приложение № 2 

Ромашка. Интересна биография ромашки. Ведь родина ромашки - Америка. Ромашка, как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков оказались дырки, в полу вагонов – щели и мелкие семена американской ромашки, ехавшей зайцем, сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой. Так американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и попала в аптеку.

Если случится тебе, простудиться, привяжется кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар. Ромашка обладает мягчительным, болеутоляющим действием. Применяют в виде настоя, как противовоспалительное, антисептическое средство, а также в качестве средства, укрепляющего корни волос.


Приложение № 3 

Одуванчик. Это растение называют «эликсиром жизни», означает это название – лечебный, успокаивающий. Много витаминов, и полезных для организма веществ. Заготавливают корни осенью, когда увядают листья. Мелкие корешки и наземную часть отрезают, корни очищают от земли, провяливают на воздухе до прекращения выделения млечного сока. Затем сушат в теплом помещении. Листья собирают до цветения растения, а цветы в мае – июне. Применяют отвар корней – при понижении аппетита, при бессоннице, при общем упадке сил, как желчегонное, а также при камнях в почках, при гастрите. Салат из свежих листьев употребляют в пищу. 

Приложение № 4 

Крапива. 

Едва снега сбегут в низины, 
Как на задворках у плетня 
Уже вовсю растет крапива, 
Душистой зеленью пленя. 
И ей не холодно, не жарко, 
Рукою тронешь- горячо, 
Она, как русская крестьянка: 
Ей все невзгоды нипочем.
 

Почему же все- таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся- получай уколы. Из листьев крапивы готовят великолепные щи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.