Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
рабочая программа по технологии на тему

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

____________  Исх. № ______________

На № _______ от « ____» _________ 201__ г.

                                                                     

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОЕ

ОБУЧЕНИЕ

СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

7 класс

 2015 – 2016 уч.год

                                                                      Автор-составитель программы –

                                                     учитель технологии

                                                                                   Батютов В.И.

Москва  2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

7 класс

Пояснительная записка

Программа рассчитана на профориентацию обучающихся коррекционной школы VIII вида. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПЛ соответствующего типа и профиля.

Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.

В группу для обучения столярному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.

Срок обучения по программе — 5 лет. В 9 классе предполагается специализация обучающихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5—8 классы.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

7 КЛАСС

I четверть ( 70 часов)

Вводное занятие

Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской.

Фугование 

Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах. Чертежная доска.

Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.

Умение. Работа фуганком с двойным ножом.

Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.

Хранение и сушка древесины 

Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.

Экскурсия. Склад лесоматериалов.

Геометрическая резьба по дереву 

Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполненное изделие.

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.

Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.

Практическое повторение 

Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

II четверть ( 52 часов)

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем и выполнение токарных работ.

Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4

 Изделия. Табурет. Подставка для цветов.

Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.

Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.

Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.

Упражнение. Изготовление образца соединения УК-4 из материалоотходов.

Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда. Контроль долбления глухого гнезда. Спиливание шипа на полутемок. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.

Непрозрачная отделка столярного изделия 

Объекты работы. Изделие, выполненное ранее.

Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.

Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.

Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.

Упражнение. Распознавание видов краски по внешним признакам.

Токарные работы 

Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.

Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.

Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.

Основные правила электробезопасности.

Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.

Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка.

Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.

Практическое повторение 

Виды работы. Выполнение изделий для школы.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть ( 76 часов)

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярными инструментами.

Обработка деталей из древесины твердых пород 

Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.

Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.

Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 

Изделие. Рамка для портрета.

Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.

Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.

Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.

Упражнение. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.

Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.

Круглые лесоматериалы 

Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.

Практическое повторение 

Виды работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. Изготовление табурета, рамки для портрета.

Самостоятельная работа.

По выбору учителя.

IV четверть ( 62 часов)

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при сверлении.

Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 

Изделия. Ящик для стола, картотеки, аптечка.

Теоретические сведения. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.

Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.

Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка на малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.

Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.

Свойства древесины 

Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро-и теплопроводность.

Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).

Лабораторные работы. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических свойств древесины.

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки 

Изделие. Ручка для ножовки.

Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности.

Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.

Сверло: виды пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.

Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.

Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.

Практическое повторение 

Виды работы. Аптечка. Ручка для ножовки.

Контрольная работа за год

По выбору учителя 3 или 4 изделия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 класс

Учебная четверть

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

I  четверть

( 70 ч)

1.

Вводное занятие

2 ч

2.

Фугование

30 ч

3.

Хранение и сушка древесины

8 ч

4.

Геометрическая резьба по дереву

15 ч

5.

Практическое повторение

15 ч

II

четверть

( 52 ч)

1.

Вводное занятие

2 ч

2.

Угловое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4

10 ч

3.

Непрозрачная отделка столярного изделия

10 ч

4.

Токарные работы

18 ч

5.

Практическое повторение.

12 ч

III

четверть

(  76 ч)

1.

Вводное занятие

2 ч

2.

Обработка деталей из древесины твердых пород

25 ч

3.

Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2

20 ч

4.

Круглые лесоматериалы

8 ч

6.

Практическое повторение

21 ч

IV

четверть

( 62 ч)

1.

Вводное занятие

2 ч

2.

Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2

10 ч

3.

Свойства древесины

12ч

4.

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки.

20 ч

5.

 Практическое повторение

14 ч

4.

Контрольная итоговая работа за год.

4 ч

Календарно – тематический план

1 четверть

Класс 7 труд  2015/2016 учебный год

Предмет Професс.труд.обуч.

ФИО учителя Василий Иванович Батютов


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

1.09

Правила безопасности

2

2

2.09

Выполнение чертежа

2

3

3.09

Фуганок

2

4

7.09

Строгание безопасная работа

2

5

8.09

Приемы строгания рубанком

2

6

9.09

Строгание бруска

2

7

10.09

Приемы проверки точности строгания

2

8

14.09

Строгание и контроль

2

9

15.09

Строгание пласти

2

10

16.09

Контроль при строгании

2

11

17.09

Строгание бруска в размер

2

12

21.09

Контроль при строгании

2

13

22.09

Изготовление бруска в размер

2

14

23.09

Контроль при изготовлении бруска

2

15

24.09

Фугование бруска в размер

2

16

28.09

Контроль при фуговании

2

17

29.09

Строгание бруска в размер

2

18

30.09

Контроль при строгании

2

19

1.10

Последовательность изготовления изделиия

2

20

5.10

Чертеж изделия

2

21

6.10

Разметка делянок

2

22

7.10

Полбор делянок

2

23

8.10

Фугование кромок делянок

2

24

12.10

Проверка точности обработки

2

25

13.10

Безопасная работа при фуговании

2

26

14.10

Проверка точности обработки

2

27

15.10

Клей для склеивания делянок

2

28

19.10

Технические требования к качеству склеивания

2

29

20.10

Безопасная  работа с клеем

2

30

21.10

Склеивание  щита в приспособлении

2

31

22.10

Разметка толщины щита

2

32

26.10

Строгание лицевой пласти щита

2

33

27.10

Последовательность строгания Правила безопасной работы при строгании

2

34

28.10

Технические требования для изготовления щита

2

35

29.10

Строгание лицевой пласти щита

2

        

Календарно – тематический план

2 четверть

Класс 7 труд  2015/2016 учебный год

Предмет Професс.труд.обуч.

ФИО учителя Василий Иванович Батютов


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

9.11

Безопасная работа ручным режущим инструментом.

2

2

10.11

Чтение чертежей.

2

3

11.11

Угловое соединение на шип.

2

4

12.11

Разметка царг для табурета.

2

5

16.11

Запиливание шипов царг.

2

6

17.11

Спиливание щечек.

2

7

18.11

Последовательность  изготовления соединения УК-4

2

8

19.11

Разметка углового соединения  УК-4.

2

9

23.11

Применение углового соединения УК-4.

2

10

24.11

Выполнение технического рисунка соединения УК=4.

2

11

25.11

Последовательность изготовления соединения УК-4.

2

12

26.11

Составление плана изготовления соединения УК-4.

2

13

30.11

Изготовление соединения УК-4.

2

14

1.12

Разметка гнезда. Долбление гнезда.

2

15

2.12

Разметка длины и ширины шипа.

2

16

3.12

Запиливание шипа. Спиливание щечек.

2

17

7.12

Подгонка шипа к гнезду.

2

18

8.12

Сборка соединения.

2

19

9.12

Знакомство с изделием. Подставка для цветов.

2

20

10.12

Детали изделия. Материалы для изготовления изделия.

2

21

14.12

Разметка глухого гнезда.

2

22

15.12

Технические требования к разметке.

2

23

16.12

Долбление глухого гнезда.

2

24

17.12

Контроль глубины гнезда.

2

25

21.12

Разметка шипа.Бнзопасная работа ручным режущим инструментом.

2

26

22.12

Технические требования к выполнению операции.

2

27

23.12

Выполнение шипа с полупотемком.

2

26

24.12

Подгонка шипа

2

Календарно – тематический план

3 четверть

Класс 7 труд  2015/2016 учебный год

Предмет Професс.труд.обуч.

ФИО учителя Василий Иванович Батютов


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

11.01

Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности. Твердая порода древесины.

2

2

12.01

Изготовление ручки молотка из березы.

2

3

13.01

Изготовление ручки слесарной ножовки.

2

4

14.01

Требование к материалу для изготовления ручки.

2

5

18.01

Изготовление заготовок для рамки картин.

2

6

19.01

Изготовление заготовок для рамки картин.

2

7

20.01

Изготовление ручки для напильника.

2

8

21.01

Правила безопасной работы шерхебелем.

2

9

25.01

Приемы разметки деталей соединения УК-2

2

10

26.01

Разборка и сборка соединения УК-2

2

11

27.01

Выполнение рамки для картин, фото, выполнение соединение УК-2

2

12

28.01

Выполнение рамки для картин.

2

13

1.02

Изготовление рамки для портрета

2

14

2.02

Хранение пиломатериалов.

2

15

3.02

Изготовление соединения УК-2. Контроль.

2

16

4.02

Изготовление деталей для табурета.

2

17

8.02

Изготовление деталей для табурета.

2

18

9.02

Изготовление соединения УК-2 из отходных материалов.

2

19

10.02

Изготовление рамки для фото.

2

20

11.02

Изготовление деталей для полки.

2

21

15.02

Изготовление деталей для полки.

2

22

16.02

Сборка деталей полки.

2

23

17.02

Защита древесины с помощью химикатов.

2

24

18.02

Защита древесины от гниения. Изготовление технологических карт.

2

25

22.02

Изготовление технологических карт. Сборка полки на шурупах.

2

26

24.02

Изготовление деталей из фанеры.

2

27

25.02

Изготовление рамки для портрета.

2

28

29.02

Изготовление соединения УК-2

2

29

1.03

Изготовление соединения УК-2

2

30

2.03

Изготовление подставки из фанеры. Разметка, сверление. Техника безопасности.

2

31

3.03

Изготовление подставки из фанеры. Разметка, сверление. Техника безопасности.

2

32

7.03

Изготовление ручки молотка. Техника безопасности.

2

33

9.03

Изготовление ручки для киянки.

2

34

10.03

Изготовление проножки для табурета.

2

35

14.03

Изготовление царги для табурета.

2

36

15.03

Сборка рамки табурета.

2

37

16.03

Сверление отверстий ручной дрелью.

2

38

17.03

Отделка рамки табурета.

2

Календарно – тематический план

4 четверть

Класс 7 труд  2015/2016 учебный год

Предмет Професс.труд.обуч.

ФИО учителя Василий Иванович Батютов


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

4.04

Выполнение углового соединения УЯ-2

2

2

5.04

Изготовление заготовки для ящичного соединения.

2

3

6.04

Выполнение углового соединения УЯ-2

2

4

7.04

Выполнение УЯ-2 (Ласточкин хвост)

2

5

11.04

Устройство и применение транспортира лапки, установка угла на лапке

2

6

12.04

Изготовление заготовок, выполнение ящичных соединений

2

7

13.04

Изготовление заготовок для ящичных соединений, пиление, строгание.

2

8

14.04

Изготовление УЯ-2 (ласточкин хвост)

2

9

18.04

Повторение, изготовление портретной рамки под размер.

2

10

19.04

Обработка табурета, отделка, угловое соединение.

2

11

20.04

Изготовление УЯ-2 (ласточкин хвост)

2

12

21.04

Повторение, изготовление портретной рамки по размерам

2

13

25.04

Свойства древесины, назначение и устройство сверлильного станка.

2

14

26.04

Замена сверла, сверление отверстий, техника безопасности.

2

15

27.04

Выпуклая вогнутая поверхность, разметка ручки ножовки, сверление.

2

16

28.04

Разметка ручки ножовки.

2

17

2.05

Обработка гнезд напильником, стамеской.

2

18

3.05

Выбор и замена, сверление, обработка стамеской.

2

19

4.05

Заточка спирального сверла, изготовление ручки для ножовки.

2

20

5.05

Изготовление ручки столярной ножовкой

2

21

10.05

Изготовление изделий из фанеры

2

22

11.05

Доработка изделия «Табуретка»

2

23

12.05

Изготовление изделия из фанеры

2

24

16.05

Отработка приемов высверливания отверстий по контуру

2

25

17.05

Разметка деталей криволинейной формы, высверливание.

2

26

18.05

Свойства механизации. Работа электролобзиком.

2

27

19.05

Меры безопасной работы электролобзиком.

2

28

23.05

Контрольная работа. Изготовление ручки для ножовки.

2

29

24.05

Разметка и высверливание по контуру.

2

30

25.05

Обработка высверленных отверстий рашпилем.

2

31

26.05

Шлифование и отделка. Подведение итогов за год.

2

Литература.

1.  Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М:

     Просвещение, 1982.

2.   Арданский А. С. Столярные работы. - М.: Гос. изд. литературы по

      строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.

3.   Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.

4.   Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки 7-8 классы. - М.:

      Просвещение, 1988.

5.   Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1993.

5.   Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1985. 

6.   Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1978.

7.   Куксов В.А. Столярное дело. - 3-е изд. - М.: Всес. учеб.-пед. изд. - 1960.

8.    Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. -М.: Высшая школа, 1989.

9.   Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во

      вспомогательной школе. – М.: Просвещение. 1980.

10.   Мызников В.А. Столярное дело, 4-5-6 кл. - М.: Просвещение, 1971.

11.    Рихвск Э.Р. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1988.

12.  Стариков А.Н. Справочная книга столяра-строителя и мебельщика. –

       Лениздат, 1963.

13.   Тимофеев В.А. Краснодеревные работы. - М.: Трудрезервиздат, 1959.

14.   Xворостов АС. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. -М.:

        Просвещение.  1985.