Адаптированная рабочая программа ПТО столярное дело
рабочая программа по технологии на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_stolyarnoe_delo_4_klass_2016-2017.docx71.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ

ОБУЧЕНИЕ

СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

4 класс

НА 2016 – 2017 УЧ.Г.

        Автор-составитель программы –

                                                             учитель технологии Батютов В.И.

Москва

2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

4 класс

Пояснительная записка

Программа рассчитана на профориентацию обучающихся коррекционной школы VIII вида. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПЛ соответствующего типа и профиля.

Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.

В группу для обучения столярному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.

Срок обучения по программе — 6 лет. В 9 классе предполагается специализация обучающихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5—8 классы.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

4 КЛАСС

I триместр

Вводное занятие( 2часа)

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.

Пиление столярной ножовкой ( 18 часов)

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления ( 4 часа)

 Виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины ( 4 часа)

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала ( 26 часов)

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие(2 часа)

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.

Сверление отверстий на станке ( 12 часов)

Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).

Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.

Умение. Работа на настольном сверлильном станке.

Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления.

Игрушки из древесины и других материалов ( 16 часов)

Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.

Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы

Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Организовать работы на верстаке.

Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.

Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.

Выжигание ( 12 часов)

Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).

Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.

Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие

Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

III четверть (57 часов)

Вводное занятие ( 2 часа)

Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.

Пиление лобзиком ( 20 часов)

Изделие. Заготовка деталей для будущего изделия.

Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.

Умение. Работа лобзиком.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником.

Строгание рубанком (25 часов)

Изделие. Заготовка деталей изделия.

Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.

Умение. Работа рубанком.

Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.

Соединение деталей с помощью шурупов ( 10 часов)

Изделие. Настенная полочка.

Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.

Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.

Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.

Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.

Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.

Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

IV четверть (51 час)

Вводное занятие( 2 часа)

Задачи обучения и план работы на IV четверть. Правила техники безопасности.

Изготовление кухонной утвари ( 22 часа)

Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.

Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.

Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.

Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.

Соединение рейки с бруском врезкой ( 24 часа)

Изделие. Подставка из реек для цветов.

Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.

Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.

Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.

Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).

Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.

Контрольная работа ( 2 часа)

По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.

I триместр

№№

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Мастерские и их устройства

2 ч.

5.09.16

2

Понятие о плоской поверхности и гранях бруска.

2 ч.

7.09.16

3

Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.

2 ч.

12.09.16

4

Материалы для отделочных работ.

2 ч.

14.09.16

5

Пиление в стусле. Т/б

2 ч.

19.09.16

6

Водные краски и ее цвета. Приемы работы.

2 ч.

21.09.16

7

Работа с конструктором

2 ч.

26.09.16

8

Работа с конструктором

2 ч.

28.09.16

9

Изготовление модели табурета из конструктора

2 ч.

3.10.16

10

Изготовление деталей из картона по шаблону

2 ч.

5.10.16

11

Изготовление деталей из картона по шаблону

2 ч.

10.10.16

12

Линейка, ее назначение и работа с ней.

2 ч.

12.10.16

13

Работа с бумагой. Разметка по шаблону.

2 ч.

17.10.16

14

Работа с бумагой. Разметка по шаблону.

2 ч.

19.10.16

15

Ножницы, приемы работы. Т/б.

2 ч.

24.10.16

16

Работа с бумагой.

2 ч.

26.10.16

17

Работа с бумагой.

2 ч.

31.10.16

18

Работа с бумагой.

2 ч.

2.11.16

19

Работа с картоном

2 ч.

7.11.16

20

Работа с картоном

2 ч.

9.11.16

II триместр

№№

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Работа с конструктором

2 ч.

21.11.16

2

Работа с конструктором

2 ч.

23.11.16

3

Работа с конструктором

2 ч.

28.11.16

4

Изготовление плоской игрушки

2 ч.

30.11.16

5

Изготовление елочной игрушки

2 ч.

5.12.16

6

Изготовление елочной игрушки

2 ч.

7.12.16

7

Изготовление елочной игрушки

2 ч.

12.12.16

8

Игрушки из древесины и проволоки

2 ч.

14.12.16

9

Игрушки из древесины и проволоки

2 ч.

19.12.16

10

Изготовление деталей игрушки

2 ч.

21.12.16

11

Изготовление деталей игрушки

2 ч.

26.12.16

12

Правила работы плоскогубцами и кусачками. Т\б.

2 ч.

28.12.16

13

Выпиливание лобзиком

2 ч.

11.01.17

14

Выпиливание лобзиком

2 ч.

16.01.17

15

Выпиливание лобзиком

2 ч.

18.01.17

16

Выпиливание лобзиком

2 ч.

23.01.17

17

Выпиливание лобзиком

2 ч.

25.01.17

18

Выпиливание лобзиком

2 ч.

30.01.17

19

Выпиливание лобзиком

2 ч.

1.02.17

20

Выпиливание лобзиком

2 ч.

6.02.17

21

Выпиливание лобзиком

2 ч.

8.02.17

22

Выпиливание лобзиком

2 ч.

13.02.17

23

Выпиливание лобзиком

2 ч.

15.02.17

III триместр

№№

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Работа в мастерской. Устройство и назначение пилы.

2 ч.

27.02.17

2

Назначение и устройство ручной пилы, пиление поперек.

2 ч.

1.03.17

3

Брак при пилении, меры предупреждения, пиление лучковой пилой, пиление поперек и вдоль волокон.

2 ч.

6.03.17

4

Разметка заготовки по шаблону, пиление по разметке вдоль и поперек волокон.

2 ч.

8.03.17

5

Заготовка материала под размер для изготовления подставок для цветов.

2 ч.

13.03.17

6

Выпиливание заготовок.

2 ч.

15.03.17

7

Назначение и устройство рубанка. Меры безопасности при работе.

2 ч.

20.03.17

8

Разметка ширины, толщины заготовки. Строгание и контроль.

2 ч.

22.03.17

9

Строгание заготовки по разметке, контроль линейкой.

2 ч.

27.03.17

10

Строгание древесины. Характер волокнистости и ее влияние на процесс строгания.

2 ч.

29.03.17

11

Разметка ширины, длинны заготовки. Контроль линейкой.

2 ч.

3.04.17

12

Строгание досок под размер. Строгание ДСП под размер. Пиление.

2 ч.

5.04.17

13

Строгание доски рубанком под размер, контроль линейкой.

2 ч.

17.04.17

14

Разметка ширины, длинны, толщены заготовки с использованием линейки. Строгание шаровой.

2 ч.

19.04.17

15

Изготовление заготовок стола для будущих выдвижных ящиков, пиление, строгание.

2 ч.

24.04.17

16

Изготовление готовых деталей для будущих ящиков, подгонка, строгание.

2 ч.

26.04.17

17

Изготовление заготовок деталей для выдвижных ящиков на шурупах, строгание.

2 ч.

3.05.17

18

Назначение и устройство шурупа, применение, укрепление деталей ящиков шурупами.

2 ч.

8.05.17

19

Изготовление элементов корабля-игрушки, рубка, строгание, установка.

2 ч.

15.05.17

20

Изготовление заготовок деталей для будущей навесной полки. Пиление, строгание.

2 ч.

17.05.17

21

Подгонка деталей навесной полки. Сборка полки на шурупах.

2 ч.

22.05.17

22

Сверление ручной дрелью по контуру рисунка. Соединение деталей шурупами.

2 ч.

24.05.17

23

Меры безопасности при работе шилом, отверткой, дрелью, сверление отверстий по разметке.

2 ч.

29.05.17

24

Сверление отверстий ручной дрелью. Строгание. Пиление. Сборка деталей.

2 ч.

31.05.17

Литература.

1.  Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М:

     Просвещение, 1982.

2.   Арданский А. С. Столярные работы. - М.: Гос. изд. литературы по

      строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.

3.   Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.

4.   Гушулей И.Н., Рига В.В. Основы деревообработки 7-8 классы. - М.:

      Просвещение, 1988.

5.   Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1993.

5.   Журавлев Б.А. Столярное дело, 7-8 классы. - М.: Просвещение, 1985. 

6.   Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1978.

7.   Куксов В.А. Столярное дело. - 3-е изд. - М.: Всес. учеб.-пед. изд. - 1960.

8.    Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. -М.: Высшая школа, 1989.

9.   Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во

      вспомогательной школе. – М.: Просвещение. 1980.

10.   Мызников В.А. Столярное дело, 4-5-6 кл. - М.: Просвещение, 1971.

11.    Рихвск Э.Р. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1988.

12.  Стариков А.Н. Справочная книга столяра-строителя и мебельщика. –

       Лениздат, 1963.

13.   Тимофеев В.А. Краснодеревные работы. - М.: Трудрезервиздат, 1959.

14.   Xворостов АС. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. -М.:

        Просвещение.  1985.