Адоптированная дополнительная программа "Умелые руки"
рабочая программа по технологии на тему

Найданова Людмила Ивановна

Краткое содержание программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_umelye_ruki_2017-2018_-_kopiya.odt79.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь интересно, многогранно и плодотворно. Во многом это зависит от успешной социализации. Чем больше ребенок усвоит определенных систем знаний, норм и ценностей, тем проще будет ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Для всестороннего развития ребёнка необходимо развивать его умственные, физические и творческие способности. Чем раньше будут определены его интересы и склонности, и начнется творческое воспитание детей, тем лучше они разовьются в будущем.

Нормативная правовая база

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Танец линий» разработана с учетом Федерального Закона от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации»; Приказа Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной̆ деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей̆, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. No 1726-р; Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки РФ № ВК-641/09 от 29.03.2016 г. «О направлении методических рекомендаций»); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Устава ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс»; Лицензия №18163 от 20 января 2016 г. на осуществление образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной творческой деятельности.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умелые руки» относится к художественной направленности. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из бумаги, бисера, соленого теста, пластилина, природного материала и текстиля делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы.

      Новизна программы заключается в том, что ее содержание представлено многоступенчато различными видами трудовой деятельности  и направлено на овладение обучающимися  необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами по изготовлению открыток, картин, панно и игрушек.  Основные разделы программы: удивительный мир аппликации, поделки из текстиля и ниток, пластилинография, тестопластика, конструирование, плетение и др. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.  

Актуальность программы заключается в том, что декоративное искусство, художественные ремесла играют важную роль в эстетическом воспитании детей. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд.

Данная программа педагогически целесообразна, так как раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. 

При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ и развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.

Программа "Умелые ручки" вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью таких видов художественного творчества, как аппликация, лепка, вышивка, конструирование, и дает возможность поверить в себя, в свои способности.  

Цель программы -  создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомить обучающихся с различными материалами; их свойствами;
  • обучить навыкам и приемам работы с различным материалом (лепка, аппликация, коллаж, плетение, вышивка и т.д.);
  • дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвета;
  • научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия;
  • обучить плоскостному моделированию – умению составлять из геометрических фигур изображения предметов и композиций;
  • научить владеть иголкой, ниткой, шилом и ножницами;
  • научить работе с трафаретами;
  •  сформировать умения следовать устным инструкциям. 

Развивающие:

  • развивать у воспитанников любознательность через развитие внимания и наблюдательность, памяти, воображения, художественного мышления, конструкторских способностей; 
  • развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения;
  • развивать координацию движений рук;
  • развивать цветовое восприятие;
  • расширять и обогащать практический опыт детей
  •  создавать условия для саморазвития и самореализации детей.

Воспитательные:

  • формировать потребности трудиться в одиночку, в паре, группе;

воспитывать трудолюбие;

  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Мотивационные:

  • создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества.

Социально-педагогические:

  • формировать общественную активность, способствующую реализации в социуме.

Отличительные особенности программы.

Структура программы предусматривает проведения занятий по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что получая первичные знаниями и навыки на первом году обучения, у обучающихся появляется интерес, который они могут закрепить и развивать в последующие года  обучения.

Все задания разнообразны и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия (поделки),  таким образом, теоретические знания и технологические  приемы подкрепляются практикой.

Основные идеи программы: воспитание и обучение осуществляется «естественном путем», в процессе творческой работы.  Участие педагога в создание поделок и композиций с ребенком, то есть обучающийся получает от педагога ту информацию, то есть примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.  Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои композиции, минимально прибегая к выкройкам и шаблонам.

Данная программа педагогически целесообразна, так как ранее приобщение детей к практической художественной деятельности    способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.

данной программы заключается в том, что она побуждает учащихся   к творческому поиску, практическому применению приобретенных знаний.

Возраст обучающихся в реализации данной  дополнительной общеобразовательной программы адресована 9-16 лет. Для разработки занятий учитываются психологические особенности обучающегося.

Методы, обучения в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Прохождение программы предполагает овладение обучающихся  комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

В результате обучения в течение полного учебного года по программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин, бросовый материал, природный материал;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К  концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Учебный план

№ п.п

Наименование раздела, темы

Количество часов

 1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Всего

Теории

Практики

Всего

Теории

Практики

Всего

Теории

Практики

Всего

Теории

Практики

1

Вводное занятие

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Работа с природным материалом

6

1

5

4

1

3

4

1

3

3

1

2

3

Работа с пластилином и соленым тестом

6

2

4

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

Работа с бумагой  и картоном

8

1

7

7

1

6

4

1

3

4

1

3

5

Работа с бросовым материалом

6

1

5

4

1

3

4

1

3

4

1

3

6

Работа с тканью и нитками

7

2

5

6

2

4

4

1

3

6

1

5

7

Вышивка

4

1

3

4

1

3

4

1

3

8

Мягкая игрушка

4

1

3

5

1

4

4

1

3

9

Бисероплетение

4

1

3

4

1

3

Итого

34

8

26

34

9

25

34

9

25

34

9

25

Содержание программы (первый год обучения)

Раздел 1. Вводный          

Тема 1. Вводное занятие

Теоретические сведения: Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения  ножниц.

Радел 2 Работы из природного материала

Тема 1. Ознакомление с новыми видами природных материалов

Теоретические сведения. Природный материал и способы работы с ними: ракушки, листья,перья, скорлупа. Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твердость, величина. Приемы соединение деталей  с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.

Практическая работа: По выбору обучающегося: Аппликация из риса «Медведь», аппликация из листьев, аппликация из круп и т.

Тема 2. Композиция из засушенных листьев

Теоретические сведения:   Понятие о «композиции».                                                                        

Практическая работа: Изготовление композиции из засушенных листьев.

Тема 3. Животные из шишек, ракушек

Теоретические сведения: Беседа  о животных.

Практическая работа: Изготовление животных из шишек, ракушек (по выбору обучающегося)

Тема 4. Аппликация из природных материалов.

Теоретические сведения: Материалы и инструменты. Заготовка природного материала. Сушка растений. Техника аппликации из осенних листьев и трав: подготовка основы, разработка эскиза, компоновка на фоне, приклеивание деталей, просушка под прессом.

Практическая работа: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ).

Раздел 3.Работа с пластилином и соленым тестом

Тема 1. Пластилинография (рисование пластилином).

Теоретические сведения: Пластилин как материал для творчества. Свойства пластилина. Особенности работы с пластилином. Смешение пластилина для получения новых цветов.

Практическая работа: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение композиций:  «Ветка рябины», «Дерево», Ваза с фруктом», «Ваза с цветами», «Аквариум».

Тема 2.«Натюрморт из чайной посуды»

Теоретические сведения. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

Тема 3. «Забавные магнитики».

Теоретические сведения.: Рецепт приготовления соленого теста. Инструменты и приспособления. Сушка готового изделия. Подкрашивание теста. Роспись готового  изделия. Техника безопасности при работе  соленым тестом.

Практика: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работ  (животные, насекомые, растения).

Раздел 4. Работа с бумагой и картоном

Тема 1. Плетение из бумаги «Коврики».

Теоретические сведения. Материалы и  инструменты. Плоское плетение из бумажных полос: шахматное плетение, плетение уголками.

Практическая работа: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение отдельных элементов плоского  плетения.  Панно «Коврик».

Тема 2. Закладка для книги

Теоретические сведения: Знакомство со свойства бумаги и картона; название инструментов и правила работы с ними; разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов.

Практическая работа: изготовление закладки для книг.

Тема 3. Аппликация                                               

Теоретические сведения: Знакомство с аппликацией.

Практическая работа: Изготовление аппликации с помощью шаблонов.

Тема 4. Игрушка «Медвежонок»

Теоретические сведения:   Технология изготовления игрушки из бумаги.                                           

Практическая работа: Изготовление конусов-оснований для игрушки, голова - по шаблону. Склеивание деталей игрушки.

Тема 5. Поздравительная открытка «Букет»                                 

Теоретические сведения: приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов.                                                                                  Практическая работа: изготовление открытки, раскрасить открытку фломастерами, или карандашами.

Тема 6. Оригами  для начинающих.

Теоретические сведения:Что такое оригами. Материалы и инструменты. Основные приемы складывания (базовые формы).

Практическая работа:  Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Создание аппликаций в технике оригами.

Раздел 5. Работа с бросовым материалом

Тема 1. Сувенир

Теоретические сведения: технология изготовления поделки из ненужных компакт-дисков.

Практическая работа: Изготовление сувенира из ненужных компакт-дисков.

Тема 2.Конструирование игрушек из прямоугольных коробок

Теоретические сведения: Технология изготовления игрушек из прямоугольных коробок.

Практическая работа: Изготовление игрушек из прямоугольных коробок.

Тема 3. «Жар-птица из фантиков»

Теоретические сведения: Технология изготовления поделки из фантиков.

Практическая работа: изготовление жар-птицы.

Тема 4. «Сладкая ягодка»

Теоретические сведения: Технология изготовления  поделки из бумажных салфеток путём скатывания её в шарики.

Практическая работа: Изготовление поделки-ягодки из бумажных салфеток.

Раздел 6.Работа с тканью и нитками

Тема 1. «Игольница». 

Теоретические сведения:Назначение изделия. Виды  тканей. Понятие о стежках и строчках. Лицевая и обратная стороны подушечки.

Практическая работа:Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение выкройки по трафарету, соединение деталей, набивка подушечки синтепоном, декорирование изделия. Контроль качества изделия.

Тема 2. Кукла из ниток.

Теоретические сведения:Традиционная тряпичная кукла. Куклы – обереги. Смысл, который несут «куклы – обереги». Материалы и инструменты. Техника безопасности. Технология изготовления куклы.

Практическая работа:просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ).  Создание куклы без иглы для оберега домашнего очага,  семейной жизни.

Тема 3.  «Весёлый котик»  аппликация

Теоретические сведения:  Технология выполнения обмёточных швов.

Практическая работа: изготовление игрушки-аппликации. Упражнение в выполнении обмёточных швов.

Тема 4. Мягкая игрушка

Теоретические сведения: Понятие мягкая игрушка, назначение, применение.

Практическая работа: Упражнение в выполнении швов «через край» и «петельный шов». Изготовление выкроек игрушки, сборка игрушки.Выполнение игрушки  швами  «через край» и «петельным швом».

Календарно-тематическое планирование

первый год обучения

п/п

Наименование раздела, тема

Кол-во часов

Срок проведения (указывается планируемая дата проведения)

Виды деятельности

Материалы к занятию

Формы контроля

Раздел 1. Вводный (1)

Тема 1. Вводное занятие

Теоретические сведения: Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению обучающихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения  ножниц.

1

Беседа

Презентация

Устный опрос

Радел 2 Работы из природного материала (6)

Тема 1. Ознакомление с новыми видами природных материалов

Теоретические сведения. Природный материал и способы работы с ними: ракушки, листья,перья, скорлупа. Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твердость, величина. Приемы соединение деталей  с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.

Практическая работа: По выбору обучающегося: Аппликация из риса «Медведь», аппликация из листьев, аппликация из круп и т.

2

Беседа

Практическая работа: По выбору обучающегося: Аппликация из риса «Медведь», аппликация из листьев, аппликация из круп и т.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Практическая работа

Тема 2. Композиция из засушенных листьев

Теоретические сведения:   Понятие о «композиции».                                                                        

1

Практическая работа: Изготовление композиции из засушенных листьев.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 3. Животные из шишек, ракушек

Теоретические сведения: Беседа  о животных.

2

Практическая работа: Изготовление животных из шишек, ракушек (по выбору обучающегося)

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 4. Аппликация из природных материалов.

Теоретические сведения: Материалы и инструменты. Заготовка природного материала. Сушка растений. Техника аппликации из осенних листьев и трав: подготовка основы, разработка эскиза, компоновка на фоне, приклеивание деталей, просушка под прессом.

1

Практическая работа: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ).

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Раздел 3.Работа с пластилином и соленым тестом (6)

Тема 1. Пластилинография (рисование пластилином).

Теоретические сведения: Пластилин как материал для творчества. Свойства пластилина. Особенности работы с пластилином. Смешение пластилина для получения новых цветов.

2

Беседа

Практическая работа: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение композиций:  «Ветка рябины», «Дерево», Ваза с фруктом», «Ваза с цветами», «Аквариум».

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Практическая работа

Тема 2.«Натюрморт из чайной посуды»

Теоретические сведения. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

2

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Практическая работа

Тема 3. «Забавные магнитики».

Теоретические сведения.: Рецепт приготовления соленого теста. Инструменты и приспособления. Сушка готового изделия. Подкрашивание теста. Роспись готового  изделия. Техника безопасности при работе  соленым тестом.

2

Практическая работа: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение работ  (животные, насекомые, растения).

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Презентация работ

Раздел 4. Работа с бумагой и картоном (8)

Тема 1. Плетение из бумаги «Коврики».

Теоретические сведения. Материалы и  инструменты. Плоское плетение из бумажных полос: шахматное плетение, плетение уголками.

2

Практическая работа: Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение отдельных элементов плоского  плетения.  Панно «Коврик».

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Практическая работа

Тема 2. Закладка для книги

Теоретические сведения: Знакомство со свойства бумаги и картона; название инструментов и правила работы с ними; разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов.

1

Практическая работа: изготовление закладки для книг.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 3. Аппликация                                               

Теоретические сведения: Знакомство с аппликацией.

1

Практическая работа: Изготовление аппликации с помощью шаблонов.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 4. Игрушка «Медвежонок»

Теоретические сведения:   Технология изготовления игрушки из бумаги.                                           

.

1

Практическая работа: Изготовление конусов-оснований для игрушки, голова - по шаблону. Склеивание деталей игрушки

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 5. Поздравительная открытка «Букет»                                 

Теоретические сведения: приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов.                                                                                  

1

Практическая работа: изготовление открытки, раскрасить открытку фломастерами, или карандашами.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 6. Оригами  для начинающих.

Теоретические сведения:Что такое оригами. Материалы и инструменты. Основные приемы складывания (базовые формы).

2

Практическая работа:  Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Создание аппликаций в технике оригами.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Раздел 5. Работа с бросовым материалом (6)

Тема 1. Сувенир

Теоретические сведения: технология изготовления поделки из ненужных компакт-дисков.

1

Практическая работа: Изготовление сувенира из ненужных компакт-дисков.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Тема 2.Конструирование игрушек из прямоугольных коробок

Теоретические сведения: Технология изготовления игрушек из прямоугольных коробок.

2

Практическая работа: Изготовление игрушек из прямоугольных коробок.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Практическая работа

Тема 3. «Жар-птица из фантиков»

Теоретические сведения: Технология изготовления поделки из фантиков.

1

Практическая работа: изготовление жар-птицы.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 4. «Сладкая ягодка»

Теоретические сведения: Технология изготовления  поделки из бумажных салфеток путём скатывания её в шарики.

2

Практическая работа: Изготовление поделки-ягодки из бумажных салфеток.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос Практическая работа

Раздел 6.Работа с тканью и нитками (7)

Тема 1. «Игольница». 

Теоретические сведения:Назначение изделия. Виды  тканей. Понятие о стежках и строчках. Лицевая и обратная стороны подушечки.

2

Практическая работа:Просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ). Выполнение выкройки по трафарету, соединение деталей, набивка подушечки синтепоном, декорирование изделия. Контроль качества изделия.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Практическая работа

Тема 2. Кукла из ниток.

Теоретические сведения:Традиционная тряпичная кукла. Куклы – обереги. Смысл, который несут «куклы – обереги». Материалы и инструменты. Техника безопасности. Технология изготовления куклы.

1

Практическая работа:просмотр работ в этой технике (демонстрация презентации и готовых работ).  Создание куклы без иглы для оберега домашнего очага,  семейной жизни.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос

Практическая работа

Тема 3.  «Весёлый котик»  аппликация

Теоретические сведения:  Технология выполнения обмёточных швов.

1

Практическая работа: изготовление игрушки-аппликации. Упражнение в выполнении обмёточных швов.

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Практическая работа

Тема 4. Мягкая игрушка

Теоретические сведения: Понятие мягкая игрушка, назначение, применение.

3

Практическая работа: Упражнение в выполнении швов «через край» и «петельный шов». Изготовление выкроек игрушки, сборка игрушки.Выполнение игрушки  швами  «через край» и «петельным швом».

Презентации

Технологические карты

Наглядность

Устный опрос Выставка

Список литературы

  1. Аланина А. Ножницы-художницы. Агапова И., Давыдова М.
  2. Алюпова. А. Ножницы-художницы. Аппликации из бумаги. –  М.,1990.
  3. Беляков Н.Д. Кружок «Умелые руки». – М., 1983.
  4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, 1992.
  5. Бубекина Г., Гославская Т. Самоделки из природного материала. – М., 1995
  6. Бегун Т.А. Увлекательное рукоделие. – М., 2005.
  7. Бисер. Основы художественного ремесла. – М. Ляукина Аст-пресс 1998.
  8. Бисероплетение» Е.И. Сколотнева  «Золотой век» 1999г.
  9. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212 с.
  10. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256 с.
  11. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008. – 214 с.
  12. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. – 107 с.
  13. Гусакова М.А. Аппликация.  – М.: Просвещение, 1977.
  14. Газарян С. Прекрасное своими руками: Народные художественные ремесла. – М: Детская литература, 1989.
  15. Гусаррова И.Л. Аппликация в детском саду. – М., 2007  
  16. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
  17. Делаем куклы / Пер. с ит. – М.: Ниола-Пресс, 2008.
  18. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. – М., 1987.
  19. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М., 1990.
  20. Мамонтова З.А. Как засушить растение. – М., 1980.
  21. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей Ярославль: Академия развития, 1998.  
  22. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М: Просвещение, 2007.
  23. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. – М: Просвещение, 2006.
  24. Степанова Н.И. Поделки из природных материалов.
  25. Соболев Д.Г. Художественная работа из бересты и бумаги. – М, 1990.  
  26. Шпикалова Т.И. Народное искусство и детское творчество. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2000.
  27. Шпикалова Т.И. Детям о традициях народного мастерства. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2001.
  28. Школа рукоделия: мягкая игрушка - М., 2007 г.аппликация из бумаги. М., 1989.
  29. Хоменко В.А. Солёное тесто: шаг за шагом. – Харьков, 2007.

Интернет-ресурсы:

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/

http://www.nachalka.ru/

Приложение 1.

Вводный мониторинг

  1. Из каких материалов можно создавать открытки, поделки, картины?
  2. Какие инструменты для этого понадобятся?
  3. Какие виды аппликации  вы знаете? (ленточная, силуэтная, геометрическая, предметная).
  4. Какие виды бумаги вы знаете?
  5. Что можно делать с бумагой, чтобы создать ту или иную работу?
  6. Какие виды бумаги используются в декоративно-прикладном творчестве?
  7. Как подают ножницы другому человеку?
  8. Как хранят ножницы?
  9. Что нужно сделать, закончив работу?
  10.  Почему во время работы нельзя отвлекаться?

Задания практического характера направлены на выявление умений ребенка рвать   бумагу, мять и скручивать, складывать ее по намеченным линиям, обводить шаблон, вырезать и соединять детали на плоскости.

Промежуточный мониторинг

Вопросы:

  1. Как готовят опавшие листья к работе?
  2. Как приклеивают детали из сухих растений?
  3. Как вырезать две одинаковых детали без разметки?
  4. Как сушат аппликацию из листьев
  5. Что можно выполнить из природного материала?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития ли...

Дополнительная общеобразовательная программа «Чудо своими руками»

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как ист...

Дополнительная образовательная программа "Подарки своими руками"

Программа по внеурочной деятельности, кружок "Подарки своими руками"    охватывает работу с разной по фактуре бумагой в разных техниках...

Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность.     В программе представлены учебно...

Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Своими руками"

Кружок «Своими руками» являясь прикладным, направлен на овладение обучающимися основными приемами и техникой реконструкции и создания новых образов. А также предлагается освоить технологию изготовлени...

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».

Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы  программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...

Адоптированная РП по истории для , обучающихся с ЗПР

Рабочая программа учебного предмета «История» составлена с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО, обучающихся с ЗПР.Особе...