Главные вкладки

    Тематический классный час «Мои права и обязанности» 5 класс
    классный час по технологии (5 класс) на тему

    Цель занятия: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

    Задачи:

    ü Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка, отражающими права и обязанности детей.

    ü Распространить знания в области избирательных прав.

    ü Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

    ü  Формировать уважительное отношение к правам других людей.

    ü  Способствовать формированию активной гражданской позиции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл «Мои права и обязанности»40.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ХМР

            Тематический классный час

    «Мои  права и обязанности»

    3-4 класс

    Методическое объединение

    художественно – эстетического направления

    Педагог дополнительного образования

    Киселёва Г.Н.

    Тема занятия:  «Мои права и обязанности»

    Классы:  3-4

    Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

    Задачи:

    • Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка, отражающими права и обязанности детей.
    • Распространить знания в области избирательных прав.
    • Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
    • Формировать уважительное отношение к правам других людей.
    • Способствовать формированию активной гражданской позиции.

    Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), , карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев.

    Раздаточный материал: Ленточки триколор «Я – гражданин России», буклеты «Памятка молодого избирателя» и памятки «Ваши права, дети».

    ПЛАКАТ

    « Патриотизм: убеждение, что твоя стана лучше других потому, что ты именно в ней родился» ( Джорж Бернард Шоу)

    Форма: беседа с элементами игры.

    Ход мероприятия:

    Введение в тему беседы.

    Педагог: 

    Добрый день, уважаемые родители и ребята! Рада вас приветствовать в нашем кабинете. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

    Очень много стран на свете, это знает каждый.

    Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?

    Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

    Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

    Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

    Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

    Кем он станет завтра, маленький и нежный?

    Всей Земле права его – право на надежду!

    Педагог:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

    Итак, сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о воспитании детей в семье и школе, о наших правах и обязанностях.

    И тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». 

    XXI век — Век ребенка. 20 ноября — Всемирный день прав ребенка.

    10 декабря — День прав человека.

    Именно поэтому я бы хотела с вами поговорить о правах наших детей, о наших правах и обязанностях.

    Сегодня попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

    Наши права.

    Педагог: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

    Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

    А есть ли права у вас, у детей?

    Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? (Заслушиваются ответы детей.)

     20 ноября 1989 г. была единогласно принята Конвенция о правах ребенка  Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была  принята и в нашей стране. Таким образом,  в этом году будет уже 25 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

    Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Данный документ состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

    Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

    Педагог озвучивает статью, соответствующую стиху.

    1. Только ты на свет родился, 
    Право первое твое: 
    Получи, чтоб им гордиться 
    Имя личное свое.
     Статья 7.

    2. Очень трудно самому, 
    жить на свете одному. 
    Правом с мамой жить и с папой 
    Пользуйтесь везде, ребята.
     Статья 9

    3. Есть еще такое право 
    помнить думать и творить 
    и другим свои раздумья, 
    если хочешь подарить.
     Статья12, 13, 14.

    4.  Я росточком не доволен 

    И пока не так силен, 
    Но не смей мне делать больно 
    Есть у нас такой закон.
     Статья 32

    5. Если жар, все тело ломит 
    И совсем не до игры, 
    То позвать врача на помощь 
    Тоже право детворы
    . Статья 24.

    6. Чтоб с наукой подружиться , 
    С книжкой в маленькой руке 
    Правом пользуюсь учиться 
    На родимом языке.
     Статья 30.

    7. Подросла, взяла я книжки 
    И пошла я в первый класс. 
    В школу ходят все детишки - 
    Это право есть у нас.
     Статья 28.

    8. Будь ты слабым или сильным, 
    Белым, черным все равно 
    Ты родился быть счастливым 
    Это право всем дано.
     Статья 6.

    Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки«Мои права» )

    Педагог: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

    Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

    Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

    Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки!

    Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

    Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

    Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

    Мать: - Помой посуду, сынок.

    Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

    Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

    Сын: - Это проявление жестокости, папа.

    Педагог: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других.

    Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

    Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано.

    Какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ?

    Обязанности:

    • Соблюдать законы.
    • Охранять природу.                   
    • Защищать отечество.
    • Заботиться о родителях.
    • Получить образование.                            

      Уважаемые  дети! Сегодня  мы уделим немного времени разговору о вашем будущем праве «быть  избирателем».

    А  что  значит?  Прежде  всего, это принимать  участие  в  общественной  и  политической  жизни  страны, ведь  «Вы - будущие  избиратели!» 

    Порой  мы  жалуемся  на  плохое  управление  страной, районом, своим селом, критикуя  действия  и  политику  тех  или  иных  структур.

    И  только  мы – простые  граждане – в силах  изменить  политическую  жизнь  страны  в  лучшую  сторону.

    Это  можно  сделать, прежде  всего, участвуя  в  выборах. 

    Все  вы,  ребята, будущие  избиратели. Быть избирателем вы можете с 18-летнего возраста.

    Участвуя  в  выборах, вы  отдадите  свой  голос  за  партию  или  кандидата, которых  считаете  более  достойными  представлять  и  защищать  ваши  интересы  на  государственном  уровне.

    Как вы думаете, что означает слово «гражданин»?

    Быть гражданином – это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.    

    Слово «гражданин» неразрывно со словом Родина, настоящий гражданин обязан любить, оберегать, защищать ее.

    Вспомним поговорки и пословицы о Родине:

    Человек без родины - соловей без песни.

    Дома и стены помогают.

    Где выросла сосна, там и она красна.

    Родина - мать, умей за нее постоять.

            У гражданина одной страны общие государственные  символы (учащиеся перечисляют их): флаг, герб, гимн.

     Вспомните, что означают цвета нашего флага, и что символизирует герб.

    (Белый цвет - мир,  чистота, совесть.  Синий - небо, верность, правда. Красный - огонь и отвага.

    Герб -  олицетворение красоты и справедливости  и победы добра над злом.)

    Все эти государственные символы были утверждены в декабре 2000г.

    • Раздача ленточек триколор «Я – гражданин России»

    Одна из обязанностей  гражданина - соблюдение законов РФ.            

    Возникает вопрос, кто принимает эти законы и их утверждает.

            Схема такова: 

    Первоначально законы принимают депутаты Государственной Думы, затем рассматривает Совет Федерации и лишь потом они поступают на подпись к Президенту.

    И тогда этот закон вступает в силу в любом уголке нашей страны.

     Вся ответственность возлагается на тех людей, которые принимают и подписывают законы.

    То есть, судьба и развитие нашей страны в их руках. Но мы, граждане своей страны, естественно, не должны быть безразличны к тому, что происходит, и мы сами выбираем депутатов.  

     А  самый важный выбор каждого гражданина - выбор Президента.

    И уже от нашего выбора будет зависеть развитие  нашего государства.

     Вы как будущие избиратели должны понимать всю важность гражданского долга.

    Эта гражданская позиция должна закладываться уже в вашем возрасте, чтобы на момент права голоса у вас не было сомнения - идти или не идти на выборы.

    Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

    Педагог:

    Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.          

    Обязанность: Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения.

    Конвенция: Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

    Права: Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе. 

    До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 

    Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка ? (25 ЛЕТ)    

    Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

    Подведение итогов беседы. Рефлексия.

    Педагог: Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

         Педагог: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

    ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

    Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

    Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

    Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

    Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.

    Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

    Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

    Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

    Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

    Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

    Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

    Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

    Статья  9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

    Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

    Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

    Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

    Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

    Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

    Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

    Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

    Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

    Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

    Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

    Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

    Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

    Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

    Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

    Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

    Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

    Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

    Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

    Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

    Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

    Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

    Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

    Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

    Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

    Статья 35  Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

    Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

    Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

    Статья  38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

    Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

    Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

    Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

    Статья 42 Соблюдение и вступление в силу.

    Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

    Статьи 43-54 Включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Права и обязанности ребенка".

    Классный час "Права и обязанности ребенка"....

    Классный час "Права и обязанности"

    Презентация "Права и обязанности" может быть использована как иллюстрация к рассказу классного руководителя или сообщениям учащихся....

    Классный час "Быть здоровым - обязанность каждого"

    Цель занятия:   обеспечение учащихся необходимой информацией в области сохранения и укрепления здоровья и создание условий для формирования правильного отношения к своему здоровому буд...

    Классный час «Права и обязанности ребенка».

    Классный час «Права и обязанности ребенка».Цели:- повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;- соотнести права и обязанности детей;- способствовать осознанию ответственности за свои права...

    Разработка тематического классного часа для 5-6 класса "Правила поведения- что это такое?"

    Цель этого классного часа- развитие умений учащихся вести себя в обществе и школе в соответствии с правилами поведения.В основе классного часа лежат весёлые стихи  Г.Остера. Смеясь над ними, дети...

    Тематический классный час для учащихся 5 класса «Семья и семейные ценности».

    Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.......

    Тематический классный час для учащихся 7 класса : «Все мы разные» (толерантность).

    Это методическая разработка тематического классного часа может быть использована для формирования толерантного отношения учащихся дру к другу в классе....