проект "Возрождение народных промыслов: художественная резьба по дереву"
проект по технологии на тему

Гайфуллин Ильяс Халимович

                                                                         Проект

                        Возрождение народных ремесел ( художественная резьба по дереву).

                                                                Проблема.

            Вплоть до конца прошлого столетия в России  популярными были народные ремесла, в частности – художественная резьба по дереву. В школах, детских центрах функционировали кружки, которые велись увлеченными людьми. Учащиеся с  удовольствием изготовляли интересные поделки, устраивались выставки и конкурсы, лучшие работы презентовались на различных конкурсах. К  сожалению, в нашем районе этот вид народного творчества пришел в упадок. Причин, я полагаю, несколько. Недостаточное финансирование кружковой работы вызвало отток специалистов из этой сферы. Ценности меняются. Интернет стал доступен всем, школьники буквально живут в своих смартфонах и мы, взрослые, наблюдая это, даже не можем предположить, к чему это может привести в будущем. Мне запомнилась такая фраза на одном из семинаров:  «Проблема  образования  в обнищании души при обогащении информацией». Действительно, не хватает духовности. Нельзя утверждать, что все так плохо. Сейчас много различных спортивных секций, танцевальных и вокальных кружков, на которых с удовольствием занимаются дети, но кружков, где дети своими руками создают художественные произведения, почти нет.

                                                                    Цель.

Художественной резьбой по дереву я занимался профессионально, есть свои авторские работы, и , конечно же, опыт работы в этой деятельности. Поэтому  хочу организовать группу учащихся из 6-8 классов для обучения художественной резьбе по дереву,  чтобы  в дальнейшем через выставки, презентации, конкурсы привлечь внимание людей к этому виду народного творчества, научить видеть, ценить и любить прекрасное, ведь каждое изделие, выполненное в технике художественной резьбы, по достоинству является произведением искусства.

                                         Определение доступных ресурсов.

            Для занятий резьбой по дереву применяют  пиломатериалы из различных пород древесины, но на начальном этапе предпочтительны мягкие породы, такие как липа и осина. Проблем с пиломатериалом практически не бывает, т.к. на лесопильных рамах, которых немало в нашем районе, их можно приобрести практически бесплатно, ведь нужны не целые доски, а небольшие отрезки, которые являются отходами производства. Инструменты для резьбы по дереву предлагаются на рынке в большом ассортименте, но они имеют существенный недостаток: качество стали оставляет желать лучшего, поэтому предпочтительней сделать инструмент своими руками.  Для выполнения резьбы применяется в основном один универсальный резец, который я делаю из отслужившего свой срок полотна механической ножовки.  Изготовить его не сложно. Преимуществом такого резца является его многофункциональность и хорошее качество стали. Помимо режущих инструментов для изготовления изделий понадобятся шлифовальная бумага, лак и красители. Рабочим местом резчика является стол, т.к. работа выполняется в основном сидя. Занятия будут проводиться в школьных мастерских, где при необходимости можно воспользоваться дополнительным оборудованием. Поделки, изготовляемые учащимися из древесины, имеют небольшие размеры, и  обычно учащиеся после занятий в школе берут их домой и в свободное время занимаются ими. Такая практика значительно сокращает время изготовления поделок.

                                            

 

                                              

                                              Этапы  выполнения проекта.

         Освоение приемов  художественной резьбы проходит поэтапно. В 5-х классах на уроках технологии учащиеся уже ознакомились с породами и свойствами древесины, приобрели определенные навыки безопасной работы  с различными инструментами, научились выполнять простые чертежи.  В настоящее время с группой учащихся 6-8 классов  занимаюсь художественным точением из древесины. Ребята уже имеют определенные навыки работы с древесиной  и могут приступить к изучению техники художественной резьбы по дереву, тем более, что у них появился интерес  после того, как я продемонстрировал изделия прошлых лет и показал возможности этого вида резьбы. 

На первом этапе, который длится около месяца, учащиеся овладевают техникой выполнения геометрической резьбы и уже показывают неплохие результаты. Объектами  работы являются  функциональные изделия: разделочные доски, игольницы, небольшие панно, полочки и т.д. Этот этап является обучающим, поэтому учащиеся копируют различные комбинации узоров с готовых работ. Окончание этого этапа совпадает с началом весенних каникул, во время которых я планирую организовать для своей группы экскурсию в г.Елабуга с целью посещения исторических музеев и  «сувенирных лавок», в которых в большом ассортименте представлены работы резчиков по дереву.

            На втором этапе в композицию из геометрических фигур включаются элементы  художественной резьбы – изображения  растений, птиц, животных и т.д. На этом этапе учащиеся уже самостоятельно разрабатывают композиции для своих будущих изделий, используя различные ресурсы, такие как интернет, специальная литература, экспонаты краеведческих музеев.   В процессе изготовления изделий  приобретаются навыки работы с современными бытовыми электроинструментами: электролобзиком, шлифмашинкой, шуруповертом и другими, которые позволяют быстрее и качественнее делать изделия. На этом же этапе производится отбор интересных работ, делается копилка  изделий для выставок, конкурсов и презентаций.

После приобретения навыков резьбы учащимся предлагаются более сложные виды резьбы, куда включаются элементы прорезной, контурной и скульптурной резьбы. Композиции становятся более насыщенными и вызывают больший интерес. Начинается соревновательный процесс, и в него включается вся группа. Появляются оригинальные идеи, и изделия учащихся становятся более интересными. В процессе работы учащиеся более детально занимаются черчением, у них развивается абстрактное мышление, что позволяет создавать образы будущих изделий. Нужно отметить, что у ребят, занимающихся резьбой по дереву, возникает особенное отношение к древесине.  Они уже совершенно по другому смотрят на отрезок брошенной доски, видя в нем материал, из которого можно сделать что-то полезное и значимое.            

                                               Реализация плана.

            Большинство учащихся, уходя на летние каникулы, проводят их на дачах с родителями, в деревнях у родственников и не прекращают  занятия резьбой по дереву.  К началу учебного года накапливается достаточное количество изделий, которые можно демонстрировать на различных мероприятиях. В этот период проводятся августовские конференции учителей, где традиционно выставляются работы учащихся, и учителя района  могут  ознакомиться с ними. Осенью в городе проходят ярмарки, выставки учащихся,  предметные олимпиады, где школьники могут презентовать свои поделки. Работы школьников выставляются на сайт школы. Таким образом, данный проект планируется реализовать в районе в  2017 году и продолжить работу в последующие годы.

           Конечно, хочется более масштабной реализации творческих способностей.  В г.Елабуга ежегодно в конце лета проводится всероссийская Спасская ярмарка, куда съезжаются со всей страны мастера народных ремесел, и есть планы поучаствовать в ней, организовав выставку-продажу своих изделий. Будем стремиться к этому и готовиться. Стимул есть.

           Для успешной реализации проекта необходима заинтересованность учащихся в данной деятельности и нельзя допускать, чтобы этот интерес ослабевал. Для этого нужно стимулировать учащихся,  поощрять за сделанные работы, подчеркивать их значимость. Учащиеся могут реализовать свои работы и таким образом пополнять свой бюджет. Работы, сделанные своими руками, являются лучшими подарками для близких и друзей, и их не заменит ширпотреб, который предлагает рынок. Чаще эти поделки бывают в единственном экземпляре и оставляют добрую память о мастере.

           Этапы выполнения проекта «Возрождение народных ремесел. Резьба по дереву».

                                         Мероприятия

Сроки выполнения

1.

1) Правила техники безопасности при работе режущими инструментами.

2) Изготовление резцов.

3) Техника нанесения рисунка.

4) Выполнение элементов геометрической резьбы.

Февраль – март 2017г.

2.

1) Изготовление изделий с геометрической резьбой.

2) Отделка изделий ( шлифование, покрытие морилкой и лаком).

Март 2017г.

3.

1) Экскурсия в г. Елабуга

2) Выполнение рисунков с элементами художественной резьбы.

3) Выполнение работ с элементами художественной резьбы.

Апрель 2017г.

4.

1) Овладение техникой прорезной и контурной резьбы.

2) Художественное точение изделий с нанесением геометрической резьбы.

Май 2017г.

5.

Изготовление изделий с различными видами резьбы по дереву.

Июнь – август 2017г.

6.

Оформление стендов с работами учащихся, организация выставки в школе.

Сентябрь 2017г.

7.

Выставка лучших работ на фестивале народного творчества.

Октябрь 2017г.

8.

Выполнение и презентация проектов  на олимпиаде по технологии.

Ноябрь – декабрь 2017г.

Гайфуллин И.Х.        3.02.2017г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Проект

                        Возрождение народных ремесел ( художественная резьба по дереву).

                                                                Проблема.

         Вплоть до конца прошлого столетия в России  популярными были народные ремесла, в частности – художественная резьба по дереву. В школах, детских центрах функционировали кружки, которые велись увлеченными людьми. Учащиеся с  удовольствием изготовляли интересные поделки, устраивались выставки и конкурсы, лучшие работы презентовались на различных конкурсах. К  сожалению, в нашем районе этот вид народного творчества пришел в упадок. Причин, я полагаю, несколько. Недостаточное финансирование кружковой работы вызвало отток специалистов из этой сферы. Ценности меняются. Интернет стал доступен всем, школьники буквально живут в своих смартфонах и мы, взрослые, наблюдая это, даже не можем предположить, к чему это может привести в будущем. Мне запомнилась такая фраза на одном из семинаров:  «Проблема  образования  в обнищании души при обогащении информацией». Действительно, не хватает духовности. Нельзя утверждать, что все так плохо. Сейчас много различных спортивных секций, танцевальных и вокальных кружков, на которых с удовольствием занимаются дети, но кружков, где дети своими руками создают художественные произведения, почти нет.

                                                                    Цель.

Художественной резьбой по дереву я занимался профессионально, есть свои авторские работы, и , конечно же, опыт работы в этой деятельности. Поэтому  хочу организовать группу учащихся из 6-8 классов для обучения художественной резьбе по дереву,  чтобы  в дальнейшем через выставки, презентации, конкурсы привлечь внимание людей к этому виду народного творчества, научить видеть, ценить и любить прекрасное, ведь каждое изделие, выполненное в технике художественной резьбы, по достоинству является произведением искусства.

                                         Определение доступных ресурсов.

            Для занятий резьбой по дереву применяют  пиломатериалы из различных пород древесины, но на начальном этапе предпочтительны мягкие породы, такие как липа и осина. Проблем с пиломатериалом практически не бывает, т.к. на лесопильных рамах, которых немало в нашем районе, их можно приобрести практически бесплатно, ведь нужны не целые доски, а небольшие отрезки, которые являются отходами производства. Инструменты для резьбы по дереву предлагаются на рынке в большом ассортименте, но они имеют существенный недостаток: качество стали оставляет желать лучшего, поэтому предпочтительней сделать инструмент своими руками.  Для выполнения резьбы применяется в основном один универсальный резец, который я делаю из отслужившего свой срок полотна механической ножовки.  Изготовить его не сложно. Преимуществом такого резца является его многофункциональность и хорошее качество стали. Помимо режущих инструментов для изготовления изделий понадобятся шлифовальная бумага, лак и красители. Рабочим местом резчика является стол, т.к. работа выполняется в основном сидя. Занятия будут проводиться в школьных мастерских, где при необходимости можно воспользоваться дополнительным оборудованием. Поделки, изготовляемые учащимися из древесины, имеют небольшие размеры, и  обычно учащиеся после занятий в школе берут их домой и в свободное время занимаются ими. Такая практика значительно сокращает время изготовления поделок.

                                           

                                               

                                              Этапы  выполнения проекта.

        Освоение приемов  художественной резьбы проходит поэтапно. В 5-х классах на уроках технологии учащиеся уже ознакомились с породами и свойствами древесины, приобрели определенные навыки безопасной работы  с различными инструментами, научились выполнять простые чертежи.  В настоящее время с группой учащихся 6-8 классов  занимаюсь художественным точением из древесины. Ребята уже имеют определенные навыки работы с древесиной  и могут приступить к изучению техники художественной резьбы по дереву, тем более, что у них появился интерес  после того, как я продемонстрировал изделия прошлых лет и показал возможности этого вида резьбы.  

На первом этапе, который длится около месяца, учащиеся овладевают техникой выполнения геометрической резьбы и уже показывают неплохие результаты. Объектами  работы являются  функциональные изделия: разделочные доски, игольницы, небольшие панно, полочки и т.д. Этот этап является обучающим, поэтому учащиеся копируют различные комбинации узоров с готовых работ. Окончание этого этапа совпадает с началом весенних каникул, во время которых я планирую организовать для своей группы экскурсию в г.Елабуга с целью посещения исторических музеев и  «сувенирных лавок», в которых в большом ассортименте представлены работы резчиков по дереву.

            На втором этапе в композицию из геометрических фигур включаются элементы  художественной резьбы – изображения  растений, птиц, животных и т.д. На этом этапе учащиеся уже самостоятельно разрабатывают композиции для своих будущих изделий, используя различные ресурсы, такие как интернет, специальная литература, экспонаты краеведческих музеев.   В процессе изготовления изделий  приобретаются навыки работы с современными бытовыми электроинструментами: электролобзиком, шлифмашинкой, шуруповертом и другими, которые позволяют быстрее и качественнее делать изделия. На этом же этапе производится отбор интересных работ, делается копилка  изделий для выставок, конкурсов и презентаций.

После приобретения навыков резьбы учащимся предлагаются более сложные виды резьбы, куда включаются элементы прорезной, контурной и скульптурной резьбы. Композиции становятся более насыщенными и вызывают больший интерес. Начинается соревновательный процесс, и в него включается вся группа. Появляются оригинальные идеи, и изделия учащихся становятся более интересными. В процессе работы учащиеся более детально занимаются черчением, у них развивается абстрактное мышление, что позволяет создавать образы будущих изделий. Нужно отметить, что у ребят, занимающихся резьбой по дереву, возникает особенное отношение к древесине.  Они уже совершенно по другому смотрят на отрезок брошенной доски, видя в нем материал, из которого можно сделать что-то полезное и значимое.            

                                               Реализация плана.

            Большинство учащихся, уходя на летние каникулы, проводят их на дачах с родителями, в деревнях у родственников и не прекращают  занятия резьбой по дереву.  К началу учебного года накапливается достаточное количество изделий, которые можно демонстрировать на различных мероприятиях. В этот период проводятся августовские конференции учителей, где традиционно выставляются работы учащихся, и учителя района  могут  ознакомиться с ними. Осенью в городе проходят ярмарки, выставки учащихся,  предметные олимпиады, где школьники могут презентовать свои поделки. Работы школьников выставляются на сайт школы. Таким образом, данный проект планируется реализовать в районе в  2017 году и продолжить работу в последующие годы.

           Конечно, хочется более масштабной реализации творческих способностей.  В г.Елабуга ежегодно в конце лета проводится всероссийская Спасская ярмарка, куда съезжаются со всей страны мастера народных ремесел, и есть планы поучаствовать в ней, организовав выставку-продажу своих изделий. Будем стремиться к этому и готовиться. Стимул есть.

           Для успешной реализации проекта необходима заинтересованность учащихся в данной деятельности и нельзя допускать, чтобы этот интерес ослабевал. Для этого нужно стимулировать учащихся,  поощрять за сделанные работы, подчеркивать их значимость. Учащиеся могут реализовать свои работы и таким образом пополнять свой бюджет. Работы, сделанные своими руками, являются лучшими подарками для близких и друзей, и их не заменит ширпотреб, который предлагает рынок. Чаще эти поделки бывают в единственном экземпляре и оставляют добрую память о мастере.

           Этапы выполнения проекта «Возрождение народных ремесел. Резьба по дереву».

                                         Мероприятия

Сроки выполнения

1.

1) Правила техники безопасности при работе режущими инструментами.

2) Изготовление резцов.

3) Техника нанесения рисунка.

4) Выполнение элементов геометрической резьбы.

Февраль – март 2017г.

2.

1) Изготовление изделий с геометрической резьбой.

2) Отделка изделий ( шлифование, покрытие морилкой и лаком).

Март 2017г.

3.

1) Экскурсия в г. Елабуга

2) Выполнение рисунков с элементами художественной резьбы.

3) Выполнение работ с элементами художественной резьбы.

Апрель 2017г.

4.

1) Овладение техникой прорезной и контурной резьбы.

2) Художественное точение изделий с нанесением геометрической резьбы.

Май 2017г.

5.

Изготовление изделий с различными видами резьбы по дереву.

Июнь – август 2017г.

6.

Оформление стендов с работами учащихся, организация выставки в школе.

Сентябрь 2017г.

7.

Выставка лучших работ на фестивале народного творчества.

Октябрь 2017г.

8.

Выполнение и презентация проектов  на олимпиаде по технологии.

Ноябрь – декабрь 2017г.

Гайфуллин И.Х.        3.02.2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие . Отделение "Художественная резьба по дереву"

Подготовка и участие в нем позволили учащимся обобщить и закрепить не только теоретические , но и практические знания и умения по деревообработке, расширить свои познания в этой области...

Элективный курс "Основы художественной резьбы по дереву"

Элективный курс "Основы художественной резьбы по дереву" рассчитан 34 часа для 9класса основной школы...

Открытое практическое занятие по теме "Художественная резьба по дереву"

Данный материл знакомит  учащихся с резьбой по дереву в начале курса занятий с резьбой.я использовал Материал представлен в форме развернутого конспекта практического занятия. При подготовке...

Методическое пособие по Художественной резьбе по дереву При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Народные промыслы не рождаются в один день. Многие десятилетия, а то и столетия нужны, чтобы промысел «встал на ноги», приобрел собственное имя, мастеров, признание. Так рождались Палех и Хохлома, Бог...

Программа кружка «Художественная резьба по дереву»

Программа кружка«Художественная резьба по дереву»...