Мастер-класс «Сохранение русских народных традиций в художественной резьбе по дереву через проектную деятельность».
материал по технологии

Яковлев Евгений Владимирович

Понятие «народное художественное творчество» в его широком толковании по самым разным параметрам выходит за рамки понятия «народное искусство» и «искусство» вообще. Исторически процесс развития этого творчества сложился так, что мы наблюдаем в данном случае громадное обилие вполне реальных действий и предметов бытового, досугового, религиозного, обще социального характера. По сути своей это натуральные жизненные феномены, оформленные особыми художественными средствами.

Народная художественная культура – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Сохранение русских народных традиций в художественной резьбе по дереву через проектную деятельность».

Яковлев Евгений Владимирович,

учитель технологии МАОУ «СОШ № 5»,

 руководитель творческой мастерской «Добрыня» г. Усть-Илимск.

      «Культура – это огромное целостное явление,

которое делает людей из простого населения народом, нацией»                                                

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

  1. Введение

В фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.

Традиционная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений.

Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюмов, ремесел. Оно подразумевает под собой также занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Нет, мы не Иваны без корней

И предков помним мы седины,

Когда мы вместе мы сильней,

Когда мы вместе мы едины!

Наш город Усть-Илимск молодой ему всего лишь 45 лет, но эти места обживались ещё казаками переселенцами, осваивающими Приангарские земли. Рядом с городом находится посёлок Невон, где живут потомственные казаки. Этот старинный посёлок богат своими народными традициями, это песни, наряды, быт, домашняя утварь. В Усть-Илимском краеведческом музее есть интересный раздел, посвящённый жизни поселенцев Приангарья.

Мы знаем свою историю, знаем свою культуру и все это способствует формированию национального самосознания.

Проблема: как сформировать гражданина своей страны через изучение жизни и быта наших славных предков?

Цель: Применение технологии метода проектов для эффективного воспитания личности гражданина России на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Определить какая деятельность будет способствовать гражданскому духовно- нравственному воспитанию учащихся.
  2. Рассмотреть возможности воспитания личности гражданина на примере изучения русских народных традиций в изготовлении деревянной посуды через проектную деятельность.

Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности.   Трудовое обучение позволяет не только освоить определенные трудовые умения, и научить на уроках технологии решать жизненные проблемы, а позволяют формировать духовно-нравственное воспитание, включая учащегося в творческие, ролевые, проектные виды деятельности.

Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников [1: 3].

В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность. Термин «Проектный подход» по-разному используется в отдельных областях образования. Поэтому в различных предметах он выглядит по-разному. Но есть общее у всех предметов. Учеников стимулируют: быть активными в учебе; исследовать, экспериментировать, думать, анализировать; развивать сотрудничество в обучении; брать ответственность за свое обучение на себя [2:34].

В своей педагогической деятельности ведущую роль я отвожу проектной деятельности, как одной из наиболее удачных, на мой взгляд, форм организации учебно-воспитательного процессаВ процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства.

Проектная деятельность учащихся является одним из  методов  развивающего  обучения,  способствует  развитию  творческих  способностей  и  логического,  критического  мышления,  объединяет  знания,  полученные  в  ходе  учебного  процесса,  и  приобщает  к  конкретным  жизненно  важным  проблемам и воспитывает учащихся, прививая им трудолюбие, уважение к традициям и любовь к Родине. По мнению ряда исследователей, и что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально [3: 111].

Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому обучающему работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха, формирует национальную идентичность. В своих проектах обучающиеся знакомятся с историей освоения Приангарья, Иркутской области и всей России.

В нашей школьной мастерской большой раздел работы посвящён русским народным традициям, это различные виды резьбы по дереву, роспись по дереву, в том числе изготовление резной деревянной посуды.

  1. Основная часть

Мы можем рассмотреть опыт этой работы на примере занятия в нашей мастерской «Добрыня».  

Тема проекта называется «Резьба по дереву изделия типа Чаша».

 В основе этих работ лежит вырезанная ёмкость. Изделия разнообразны: солонки, ковши, ковшички, чаши, ендовы, братины, скобкари. Все они имеют разную форму, размеры, покрыты разными видами резьбы, росписью.

Метод проектов подразумевает определенный алгоритм действий:

 проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.

Проблема: Знакомство с русскими народными традициями через изготовление изготовлении деревянной посуды.

Планирование (проектирование)

  • Проблема (идея, задача)
  • Формирование образа
  • Рисунок
  • Чертеж
  • Последовательность изготовления
  • Разработка технологии
  • Технологическая карта

Проектные работы обязательно предполагают сбор и изучение информации по истории возникновения будущего продукта проекта.

Что даёт эта работа?

Знание истории своего народа, традиционных ремёсел, освоение современных технологий. Возможно это будет мотивом при выборе профессии. Но какой бы ни была будущая профессия, в любом случае гражданин страны будет больше знать об истоках   своего народа и ценить память прошлых поколений.

Свои проекты юные мастера начинают с изучения истории своей страны, истории применения изделия, изучаются образцы, технологии изготовления, отделка. На основе проанализированного материала учащиеся создают свои проекты.

Технологическая часть (деятельность)

После изучения прототипов создаются рисунки различных вариантов изделия, затем чертёж в натуральную величину изделия.

D:\Мои документы\ФОТО с фот\DSC02364.JPG

Следуя алгоритму проекта, разрабатывается технология изготовления изделия, оформленная в виде технологической карты.

C:\Users\Евгений\Desktop\ФОТО мастерскя работа\DSC06730.JPG

Так как изделия у наших школьных мастеров разнообразны, то в результате получаются резные деревянные сервизы для праздничных столов. Не только традиционные формы создают наши мастера, но и скобкари в виде драконов, необычный птиц, чаши в виде рыб. Это значит фантазия развивается, что является показателем творческого процесса.

C:\Users\Евгений\Desktop\ФОТО к презентации\04.jpg

Инструмент, которым мы работаем специфический, в продаже его нет, но мы с успехом изготавливаем его сами, это полукруглые стамески, клюкарзы, скребки, резцы различных форм и размеров.

C:\Users\Евгений\Desktop\ФОТО мастерскя работа\DSC06520.JPG

Задание

Сегодня мы будем выполнять первую работу по теме «Резьба по дереву.  Изготовление изделия типа Чаша».

При выполнении работы необходимо выполнение техники безопасности: при использовании полукруглой стамески; закрепление заготовки на верстаке.

C:\Users\Евгений\Desktop\11 ФОТО к презентации\DSC02265.JPG


Изделие: Плоская симметричная чаша.

Чаша выполняется по разработанной технологии оформленной в виде технологической карты.

Последовательность операций.

  1. Выбрать заготовку (линейка)
  2. Разметить заготовку по длине и отпилить (линейка, угольник, пила).
  3. Острогать плоскости заготовки (рубанок)
  4. Нанести осевые линии (линейка, угольник, карандаш)
  5. Нанести на заготовку контуры чаши (циркуль)
  6. Выбрать ёмкость по внутренними контуру, вырезание начинается с середины перемещаясь к торцам чаши (полукруглая стамеска).
  7. Обработать емкость наждачной бумагой различной зернистости.
  8. На обратной стороне заготовки нанести контуры дна чаши (циркуль).
  9. Вырезать чашу по внешнему контуру (пила, плоская стамеска).
  10.  Обработать нижнюю сторону чаши (рубанок, полукруглая стамеска, плоская стамеска).
  11.  Обработать чашу наждачной бумагой различной зернистости.
  12.  Покрыть лаком (лак, кисть).

F:\DCIM\102MSDCF\DSC06795.JPG

Эта работа является первой при изготовлении различных изделий типа Чаша.  По этой технологии изготавливаются скобкари, ендовы, братины, которые имеют различные формы, размеры и виды отделки характерные для славянских традиций. 

Наблюдение показывает, что учащиеся творчески подходят к делу, они создают свои оригинальные проекты и изготавливают изделия нужные в нашей жизни. В заключении хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

  1. Заключение

Что даёт наша работа юному человеку?

Он учится думать, анализировать, делать выводы, управлять руками, которые работая совершенствуют и мыслительный процесс. Всё это великолепное действие развивает, совершенствует наше молодое поколение, создаёт наше надёжное будущее. Это и является главными задачами работы нашей мастерской «Добрыня».

C:\Users\Евгений\Desktop\11 ФОТО к презентации\DSC03346.JPG

Мы не замыкаемся в себе, участвуем в выставках, праздниках, устраиваем презентации работ, мастерской, которую мы назвали «Добрыня», устраиваем театрализованные представления, свои изделия мы дарим гостям.

Опытом своей работы с ребятами на уроках и во внеурочной деятельности я постоянно делюсь с коллегами, представляя им результаты нашей совместной деятельности в различных нетрадиционных формах: мастер-классах, тематических круглых столах, творческих встречах.

 Использование проектной технологии позволяет формировать творческую личность с активной жизненной позицией. Позволяет использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профессиональному самоопределению учащихся.  Предусматривает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, изучение народных промыслов, что способствует воспитанию гражданина своей Родины. Опыт моей работы подтверждает это.

Понятие «народное художественное творчество» в его широком толковании по самым разным параметрам выходит за рамки понятия «народное искусство» и «искусство» вообще. Исторически процесс развития этого творчества сложился так, что мы наблюдаем в данном случае громадное обилие вполне реальных действий и предметов бытового, досугового, религиозного, обще социального характера. По сути своей это натуральные жизненные феномены, оформленные особыми художественными средствами.

Народная художественная культура – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

Рефлексия

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось?
  • Что может пригодиться в работе?
  • Что вызвало особые трудности?  

Желаем творческих успехов!        

  1. Используемые источники

1.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения, –  Журнал «Завуч» № 6,    2003.

2.Гуревич М.И., П Джеймс. Проектный подход к обучению технологии, М., - Дрофа, 2009.

3. http://aneks.spb.ru/index

https://studopedia.ru/7_34562_kak-osnova-hudozhestvennoy-kulturi-obshchestva.html

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56619643/#ixzz5B3SxpraJ

https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие . Отделение "Художественная резьба по дереву"

Подготовка и участие в нем позволили учащимся обобщить и закрепить не только теоретические , но и практические знания и умения по деревообработке, расширить свои познания в этой области...

Использование народных традиций на уроках технологии через проектную деятельность

Данная статья отражает необходимость воспитания современного поколения на основе народных традиций, изучать историю родного края и жизненный опыт. Это можно реализовать через проектную деятельность на...

Элективный курс "Основы художественной резьбы по дереву"

Элективный курс "Основы художественной резьбы по дереву" рассчитан 34 часа для 9класса основной школы...

Открытое практическое занятие по теме "Художественная резьба по дереву"

Данный материл знакомит  учащихся с резьбой по дереву в начале курса занятий с резьбой.я использовал Материал представлен в форме развернутого конспекта практического занятия. При подготовке...

Проектная работа "Традиция украшения интерьера резьбой по дереву".

В проектной работе использованы теоретические сведения (взятые из интернета, печатных материалов) и материалы , полученные на практических занятиях у большого мастера, нашего современника Глозана Евге...