Программа по технологии 8 класс
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Косневич Ирина Борисовна

Программа по технологии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx52.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии (для девочек) составлена на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

 Учебный план МБОУ «Падунская СОШ».

Место предмета в базисном учебном плане.

Данная программа разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение технологии в 8 классе - 35 часов из расчёта 1 час в неделю и 35 часов из национально – регионального компонента (1 час в неделю), модуль краеведческой направленности.

По учебному плану МБОУ «Падунская СОШ» на изучение технологии выделено, в   в 8 классе 68 часов (34 часа федеральный компонент – 1 час в неделю,  34 часа из регионального компонента - 1час в неделю).

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  •  приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Базовыми для программы являются разделы  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии ведения дома»,  «Электротехнические работы»,  «Современное производство и профессиональное образование», «Учебно – профессиональное пространство Кемеровской области. Диагностика в профильной подготовке».

Технология – единственный практико-ориентированный предмет, осуществляющий подготовку молодежи к жизни и труду в стенах общеобразовательной школы. Готовит ребёнка к жизни  - значит, развивать у него потребность в творчестве, помогать совершенствовать и реализовывать в  общественно полезных делах все свои способности и дарования.

Трудовая жизнь человека в современных условиях отличается высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий и значительным усложнением содержания работы в традиционных видах деятельности. Меняется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и её результатам. Выбор профессии в жизни каждого человека – это  в известной мере выбор судьбы.

В связи с переходом на профильное обучение в образовании  большое значение приобрела способность выбирать сферу профессиональной деятельности.

Необходимость введения регионального компонента «Профессии  Кузбасса» в    образовательную область «Технология» для подростков 8-х классов обусловлена несоответствием действующих методов и форм профориентации в школе и требований рабочих кадров в ведущих отраслях производства, а также низкой мотивацией к профессиональной деятельности, и социальной пассивности подрастающего поколения.

Целью изучения данной программы является формирование целостного представления о мире профессии нашего региона с учётом потребностей и возможностей проведения комплекса мер для школьников в профессиональном самоопределении.

В ходе её достижения решаются задачи:

1. Формировать систему выбора профессий как достаточно конкретный жизненный план подростка;

2. совершенствовать умения диагностировать школьника;

3. развивать творческий подход к проектной деятельности;

4. создавать основу для понимания профессионально важных качеств личности;

5. сформировать навыки приёмов вышивания художественной гладью.

         Программа предусматривает проведение экскурсий на предприятия общественного питания и торговли, практические занятия, проведение профориентационных игр, упражнений; обобщающих уроков по описанию профессий для девушек;  тестов,  опросников «Карт интересов», диагностики Дж. Холланда – «Тип личности».

Особое место в  овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по составлению перечня профессий начального профессионального образования и выполнения творческих проектов.

Изучение курса завершается викториной «Знаете ли вы термины», который включает и вопросы профессионального самоопределения. Итоговой работой является выполнение творческого проекта по выбранной теме учащихся.

Программа  рассчитана на 68 часов  лекционно-практических занятий в 8 классе, из них 34 часа в год регионального компонента «Профессии Кузбасса», а остальные 34 часа  по федеральной программе.

 Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

По окончании курса технологии основной школы учащиеся овладевают:

  • безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
  • специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
  • изготовления и художественного оформления швейных изделий,
  • ведения домашнего хозяйства,
  • знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности, растениеводства,
  • овладевают теоретическими и практическими знаниями основ агротехнологии.

  

 В результате прохождения программных материалов учащийся имеет представление о:

1. многообразии мира профессий и путях освоения;

2. семье как экономической ячейки общества;

3. факторах, влияющих на выбор профессий;

4. видах художественной вышивки;

Виды и формы контроля.

 Стартовый, промежуточный и итоговый контроль; текущий контроль; самоконтроль; взаимоконтроль. Контроль теоретических знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы по основным проблемам курса. Оценка практических знаний и умений обучающихся проводится при защите проекта.

 

Содержание программы

 Введение

Тема 1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. (1ч)

Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Первичный инструктаж по охране труда и санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.

  • Практическая работа: знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Раздел 1.

Семейная экономика (11ч)

Тема 2-3

Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье. Потребности семьи. Информация о товарах.  (2ч)

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них. Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Пирамида потребностей. Классификация покупок. Потребительский портрет товара. Правила покупки. Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Сертификация товаров.

  • Практическая работа: составление перечня товаров и услуг – источников доходов школьников. Определение видов расходов семьи.
  • Практическая работа:

 Задание: Составьте список вещей, которые вам хотелось бы иметь:

- распределите эти вещи по группам приоритета;

- сделайте анализ необходимости покупки.

Тест: «Щедры Вы или расточительны» (контрольные материалы).

Тема 4-5

 Торговые символы, этикетки и штрих-код. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. (2ч)

Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штрих-код. Информация в штрихе-коде. Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

  • Практическая работа: Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрих-коду страны изготовителя.
  • Практическая работа: Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.

Тема 6-7

 Расходы на питание. (2ч)

Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

  • Практическая работа: оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.

Тема 8-9

 Сбережения. Личный бюджет. Экономика приусадебного участка. (2ч)

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника. Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.

  • Практическая работа: Составление бухгалтерской книги расходов школьника.
  • Практическая работа: расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая.

Тема 10

Этапы выполнения творческого проекта и выбор темы (1ч).

Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Этапы выполнения проекта. Тематика творческих проектов по теме «Семейная экономика».

  • Практическая работа: выбрать или придумать тему творческого проекта «Семейная экономика», обсудить выбор темы, составить план работы над проектом.

Тема 11-12

Защита творческих проектов. (2ч)

План защиты творческого проекта (Вариант оформления и содержания прилагается).

  • Практическая работа: защита творческих проектов.

        Раздел 2.

Современное производство и профессиональное образование: «Мир профессий в  Кемеровской области» (12ч)

Тема 13-14

Многообразие мира профессий. (2ч)

Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Современное производство и экология в Кемеровской области.   Профессии и специальности. Виды профессий.

  • Практическая работа: диагностика готовности к профессиональному самоопределению. Тест: «Сейчас или потом».

Тема 15-16

Особенности получения среднего (полного) общего образования. Пути освоения профессии (2ч).

Образование и профессия человека. Почему человек интересуется своим будущим?

Знакомство учащихся с особенностями получения среднего (полного)  общего образования. Особенности реализации предпрофильного и профильного обучения.  Система профессиональной подготовки кадров. Учреждения профессионального образования в Кемеровской области.

  • Практическая работа: упражнение «автобиография». Письменная работа на тему: «Рабочие профессии, востребованные  в Кузбассе» (составить по справочнику абитуриента).

Тема 17-18

 Возможности приобретения профессий. Знакомство с профессиями Кемеровской области  (2ч)

Самые популярные профессии. Знакомство учащихся с возможностями приобретения профессий. Анкетирование. Перечень учебных заведений в Кемеровской области.

  • Практическая работа: Анкетирование. Составление графика к анкете. Составление перечня профессий учреждений начального профессионального образования для девушек.

Тема 19-20

 Наименование профессий. Информация об учебных образовательных учреждениях Кемеровской области. (2ч)

Перечень профессий в Кузбассе для девушек и учреждений начального профессионального образования. Разминка «угадай профессию». Описание профессий: общая характеристика профессий, требования к индивидуальным особенностям специалиста, медицинские показания, требования к профессиональной подготовке, пути получения профессии, родственные профессии. Экскурсии на предприятия в городе Кемерово. Знакомство с профессиями, востребованными в Кемеровской области.

  • Практическая работа: составление перечня профессий (продолжение предыдущей темы 19-20). Описание профессий бухгалтера, вышивальщицы, закройщика, парикмахера, секретаря-референта. Составление плаката «Дерево профессий».

Тема 21-22

Экскурсии в образовательные учреждения Кемеровской области.(2ч)

Экскурсии на предприятия общественного питания и торговли. Знакомство с профессиями, востребованными в Кемеровской области.

  • Практическая работа: составление перечня профессий (продолжение предыдущей темы 19-20). Описание профессий бухгалтера, вышивальщицы, закройщика, парикмахера, секретаря-референта. Составление плаката «Дерево профессий».

Тема 23-24

Психолого-педагогическая диагностика.(2ч).

Профессии и специальности. Виды профессий.

  • Практическая работа: диагностика готовности к профессиональному самоопределению. Тест: «Сейчас или потом».

Раздел 3. 

Художественная обработка материалов (16ч)

Тема 25-26

Художественное творчество. Народные ремесла. Художественная вышивка. Подготовка к вышивке. (2ч).

Художественное творчество. Природа творчества. Виды народных промыслов.

Из истории вышивания. Художественная вышивка гладью. Виды вышивки. Подготовка к вышивке гладью. Зарисовка узоров.

  • Практическая работа: Изготовление рамок из бумаги разной формы.
  • Практическая работа: Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Выполнить увеличение рисунка для вышивания.

Тема 27-28

Техника владимирского шитья. Белая гладь. (2ч)

Применение и технология выполнения владимирских швов. Верхошов. Гладь «вприкреп». Накладные сетки. Шов «клеточка». Белая гладь как один из видов вышивки. Элементы белой глади и техника их вышивания.

  • Практическая работа: Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья.
  • Практическая работа: Выполнение элементов белой глади («горошины», «листики», «дырочки») на образце. Выполнение вышивки в технике белой глади.

Тема 29-30

Атласная и штриховая гладь. (2ч)

Атласная гладь. Штриховая гладь. Приемы выполнения атласной и штриховой глади.

  • Практическая работа: Выполнение вышивки атласной и штриховой гладью.

Тема 31-32

Швы «узелки» и «рококо» (2ч)

Швы «узелки». Шов «рококо» (шов витой). Формирование цветков швом «рококо».

  • Практическая работа: Выполнение вышивки швом «узелки» и «рококо».

Тема 33-34

Двусторонняя гладь. Художественная гладь.  (2ч)

Двусторонняя гладь, её разновидности. Приемы вышивания определенных элементов узора (цветков, листьев).

Художественная гладь. Цветовое решение вышивки. Приемы работы в технике художественной глади.

  • Практическая работа: Выполнение упражнения по вышиванию отдельных элементов узора двусторонней гладью. Выполнение вышивки в технике двусторонней глади.

Тема 35-36

Вышивание выбранного узора, орнамента. (2ч)

Подбор узора для вышивания. Выбор техники вышивания. Цветовое решение. Подбор инструментов и материала.

  • Практическая работа: выполнение выбранного узора в технике глади.

Тема 37-38. Выбор темы проекта.

Работа над проектом (2ч).

Работа над творческим проектом по теме: «Художественная обработка материалов». Этапы выполнения проекта. Просмотр лучших творческих проектов. Тематика творческих проектов.

  • Практическая работа: Составить план работы над проектом. Выполнение проекта.

Тема 39-40

Защита творческих проектов (2ч).

План защиты проекта:

Описание изделия.

Обоснование выбора изделия.

Обоснование выбора ткани и других материалов.

Выбор оборудования.

Моделирование и конструирование изделия.

Технологическая последовательность изготовления изделия.

Себестоимость изделия.

Оценка выполненной работы.

Практическая работа: защита творческого проекта.

Раздел 4

Электротехнические работы (6ч)

Тема 41-42

Электричество в нашем доме (2ч)

Электрическая энергия – основа современного технического прогресса. Типы электростанций. Типы гальванических элементов. Изображение источников получения и потребления электрической энергии на схемах. Простейшие электрические схемы. Правила безопасности труда

  • Практическая работа:   Учиться читать электрические схемы.

Тема 43-44

 Электрические измерительные приборы. (2ч)

Электроизмерительные приборы: их типы и область применения. Устройство и назначение вольтметра, ампер-

метра, омметра. Правила пользования электроизмерительными приборами.

Условные обозначения на электрических схемах

  • Практическая работа:  Произвести измерения электрическими приборами.

Тема 45-46

 Бытовые нагревательные приборы и светильники. (2ч).

 Принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников, их назначение.
Виды нагревательных элементов. Виды ламп. Правила безопасной работы.

  • Практическая работа:  Составить электрические схемы электронагревательных приборов.

Раздел 5

Профессии предприятий общественного питания и торговли

Кемеровской области (8ч)

Тема 47-48

 Производственное оборудование, посуда и инвентарь на предприятиях общественного питания Кемеровской области. (2ч)

Санитарно-гигиенические требования к инвентарю и посуде, инструментам (Сан Пин 42-123-5777-91).

Организация работы овощного цеха. Организация работы мясорыбного цеха. Организация работы цеха доработки полуфабрикатов. Организация работы горячего цеха. Организация работы холодного цеха. СВЧ-приборы (микроволновые печи). Посуда для микроволновой печи. Основные принципы и техника приготовления пищи в микроволновой печи. Аэрогриль: устройства и принципы работы.

  • Практическая работа: составить технологическую карту на блюдо по выбору. Составить последовательность (схему) приготовления сырников из творога или салата «Столичный»

Тема 49-50

 Общая характеристика профессий общественного питания в Кузбассе. Пути получения профессий. (2ч)

Перечень профессий работников общественного питания и торговли. Описание некоторых профессий. Официант. Бармен. Повар. Кондитер. Мастер производства молочной продукции. Изготовитель хлебобулочных изделий – пекарь. Продавец продовольственных товаров. Продавец непродовольственных товаров. Контроллер-кассир. Информация об образовательных учреждениях.

  • Практическая работа: Экскурсия ОУ. Упражнение «Что есть что». Информация о профессии, специальности, должности.

Тема 51-52

Общая характеристика профессий торговли в Кузбассе. Пути получения профессий. (2ч)

Перечень профессий работников общественного питания и торговли. Описание некоторых профессий. Официант. Бармен. Повар. Кондитер. Мастер производства молочной продукции. Изготовитель хлебобулочных изделий – пекарь. Продавец продовольственных товаров. Продавец непродовольственных товаров. Контроллер-кассир. Информация об образовательных учреждениях.

  • Практическая работа: Экскурсия ОУ. Упражнение «Что есть что». Информация о профессии, специальности, должности.

Тема 53-54

Экскурсии на предприятия торговли и общественного питания.(2ч)

Раздел 6

Учебно-профессиональное пространство Кемеровской области.  Диагностика в профильной подготовке (14ч)

Тема 55-56.

Возможности личности в профессиональной деятельности (2ч)

Диагностика образовательного запроса (составление личного профессионального плана). Профессиональная деятельность: её типы, виды, режимы работы (работа по найму, самозанятость и др.). Профессиональная деятельность в государственном секторе и на негосударственных предприятиях в стране и, в частности, в Кемеровской области.

Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.  Определение понятий «профессия», «специальность», «профессионально важные качества» (ПВК). «Вечные» профессии и специальности. «Сквозные» (распространённые) специальности. «Дефицитные» профессии и специальности. «Перспективные» профессии и специальности. «Свободные» профессии и специальности. Характеристики тех же профессий и специальностей с точки зрения гарантий и трудоустройства населения в Кемеровской области.

  • Практическая работа: составление личного профессионального плана.

Тема 57-58

 Факторы, влияющие на выбор профессии. (2ч)

Диагностика интересов учащихся при помощи опросника «Карта интересов». Восемь основных факторов выбора профессии по Е.А. Климову.

  • Практическая работа:  Опросник «Карта интересов». Упражнения «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Круг воли».

Тема 59-60

Профориентационная игра «Три судьбы». (1ч)

Проведение игры. Основной смысл трудовой жизни. Основные этапы: 1) Инструкция. 2) Обсуждение. 3) Критерии различия стереотипов.

  • Практическая работа: проведение игры «Три судьбы».

Тема 61-62

Типы личности и их диагностика. (2ч)

Диагностика типов личности учащихся при помощи методики Дж. Холланда «Тип личности». Характеристика типов. Притча «Сказка о милостивой судьбе».

  • Практическая работа: Дж. Холланд. Типологический опросник. Упражнение «ужасный секрет».

Тема 63-64.

Классификация профессий.  (2ч)

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Типы профессий: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Конкурентоспособность профессии (специальности): понятие, модели конкурентоспособности: «профессионал», «универсал», «мобильный  работник». Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда Кемеровской области.

  • Практическая работа: Тест.  Профориентационная  игра «Угадай профессию».

Тема 65-66

Формула профессии. Профессиограмма и психограмма. (2ч)

  • Практическая работа: Тест. «Диагностика профессиональных склонностей».

Тема 67-68

Защита творческого проекта. (2ч)

Защита творческого проекта по плану:

Тема творческого проекта.

Обоснование выбора изделия, модели.

Обоснование выбора материалов.

Выбор инструментов.

Конструирование и моделирование изделия.

Технологическая последовательность изготовление изделия.

Себестоимость изделия.

Оценка выполненной работы.

Обсуждение творческих проектов.

 


Учебно-тематический план предмета «Технология» для девочек

8 класс

п/п

№ урока

Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

1.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

1

1

Семейная экономика

11

4

7

2.

2-3

Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье. Потребности семьи. Информация о товарах.

2

1

1

3.

4-5

Торговые символы, этикетки и штрих код. Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета.

2

1

1

4.

6-7

Расходы на питание

2

2

5

8-9

Сбережения. Личный бюджет

Экономика приусадебного участка.

2

1

1

Контрольная

работа

6

10

Этапы выполнения творческого проекта и выбор темы

1

1

7.

11-12

Защита творческих проектов

2

2

Творческий проект

Современное производство и проессиональное образование: «Мир  профессий в Кемеровской области»

12

3

9

8.

13-14

Многообразие мира профессий.

 

2

1

1

Тест «Сейчас и

потом»

9.

15-16

Особенности получения среднего (полного) общего образования. Пути освоения профессий.

2

1

1

10.

17-18

Возможности приобретения профессий. Знакомство с профессиями Кемеровской области

2

2

11

19-20

Наименование профессий. Информация об учебных образовательных учреждениях  в Кемеровской области.

 

2

1

1

12.

21-22

Экскурсии в образовательные учреждения Кемеровской области.

2

2

13

23-24

Психолого-педагогическая диагностика.

2

2

Художественная обработка материалов.

16

4

11

14

25-26

Художественное творчество. Народные ремесла. Художественная вышивка. Подготовка к вышивке. Инструктаж по охране труда.

2

2

15

27-28

Техника владимирского шитья. Белая гладь.

2

2

16

29-30

Атласная и штриховая гладь.

2

2

17

31-32

Швы «узелки» и «рококо».

2

2

18

33-34

Двусторонняя гладь. Художественная гладь

2

2

19

35-36

Вышивание выбранного узора, орнамента.

2

2

20

37-38

Выбор темы проекта. Работа над проектом.

2

1

1

21

39-40

Защита творческих проектов

2

1

1

Защита проектов

 Электротехнические работы  

6

3

3

22

41-42

 Электричество в нашем доме

2

1

1

23

43-44

 Электрические измерительные
приборы.
 

2

1

1

Карточки контроля

24

45-46

 Бытовые нагревательные приборы и светильники

2

1

1

Профессии предприятий общественного питания и торговли в Кемеровской области.

8

3

5

25

47-48

Производственное оборудование, посуда и инвентарь на предприятиях общественного питания

2

1

1

26

49-50

Общая характеристика профессий общественного питания в Кузбассе.

  Пути получения профессий.

2

1

1

Контрольная работа

27

51-52

Общая характеристика профессий торговли в Кузбассе.

Пути получения профессий.

2

1

1

28

53-54

Экскурсии на предприятия торговли и общественного питания.

2

2

Учебно-профессиональное пространство Кемеровской области. Диагностика предпрофильной подготовки.

14

5

9

29

55-56

Возможности личности в профессиональной деятельности. Диагностика образовательного запроса.

2

2

ЛПП

30

57-58

Факторы, влияющие на выбор профессии

2

1

1

Карта

интересов

31

59-60

Профориентационная игра «три судьбы»

1

1

32

61-62

Типы личности и их диагностика

2

1

1

33

63-64

Классификация профессий.

2

1

1

34

65-66

Формула профессии.

2

1

1

Тест «Тип профессий»

35

67-68

Защита творческих проектов.

2

2

Защита проектов

Всего:                                                          68 ч.    22            44


Требования к уровню подготовки выпускников

Общетехнологические, трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

знать/понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Требования по разделам
технологической подготовки

В результате изучения  «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученик должен:

знать/понимать

методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;

уметь

обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» ученик должен:

знать/понимать

назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:

знать/понимать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

В результате изучения раздела «Растениеводство» ученик должен:

знать/понимать

полный технологический цикл получения 2-3-х видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

уметь

разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.

В результате изучения раздела «Электротехнические работы» ученик должен:

знать/понимать

назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;

уметь

объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

В результате изучения раздела «Технологии ведения дома» ученик должен:

знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации;

уметь

планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

В результате изучения раздела «Черчение и графика» ученик должен:

знать/понимать

технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;

уметь

выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

В результате изучения раздела «Современное производство и профессиональное образование» ученик должен:

знать/понимать

сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;

уметь

находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения технологии на базовом уровне учащийся должен:

Знать/понимать:

- влияние технологии на общественное развитие;

- составляющие современного производства товаров или услуг;

- способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;

- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

- основные этапы проектной деятельности;

- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь:

- оценивать потребительские качества товаров и услуг;

- изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

- составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

- использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

- проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

- организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

- выполнять изученные технологические операции;

- планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

- уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

- решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

- самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;

- рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

- составления резюме и проведения самопрезентации.

знает:

1. основные потребности семьи;

2. классификацию профессий;

3. современные народные промыслы;

умеет:

1. проводить диагностику готовности профессионального самоопределения;

2. выполнять гладь в различных техниках;

3. составлять личный профессиональный план и формулу профессии;

4. давать общую характеристику профессиям;

владеет:

1. информацией об учебных образовательных учреждениях нашего региона;

2.умением  выбора шва в зависимости от рисунка;

3.умением сервировать к обеду и праздничному столу;

4. информацией о наиболее востребованных профессиях в 2014 -2015 годах.

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия «профессия», «специальности», «должности», «профессионально важные качества» (ПВК), этапы развития человека как личности, принципы организации диагностики интересов учащихся;

 Понимать вопросы выбора профессии, уметь использовать справочники абитуриента, владеть  культурой самоопределения в целом и приёмами практических игр профес- сиональной  ориентации.  

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник:

1   Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др./] Под ред. Симоненко В.Д.

М.: Вентана-Граф, 2012. –  176 с

2.Технология: 8 класс. Методические рекомендаци/[В. Д. Симоненко, П. С. Самородский, Н. В. Синица и др.];под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.-  160 с.

3. Технология. 5- 11 классы. Обслуживающий и технический труд: задания для подготовки к олимпиадам /авт. сост. В. П. Пономарёва, М. П. Шачкова. – Волгоград: Уччитель, 2015. – 116 с.

 4. Технология. 5-11 . проектная деятельность учащихся/ авт.-сос.Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О. В. Павлова. – 2 изд., стереотип.- Волгоград: учитель, 2008. – 204 стр.

5. Развернутое тематическое планирование. Технология 5-11 классы. Вариант для девочек. По программе В.Д. Симоненко.. авторы: Е.А.Киселева, О.В.Павлова, Г.П. Попова. Г. Волгоград: Учитель, 2014. – 111 с.

 6.  Уроки по курсу «Технология»: 5-9 классы (девочки). – М.: 5 за знания, Авт: Перова. Е.Н. 2007. – 208 с.

7. Научно – методический журнал «Школа и производство»;

8.  Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд»

10. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

 

 

Список литературы для педагога

  1.  Бондарева В.П., Гуткин М.С. и другие – Программа курса « Твоя профессиональная карьера» 8- 9кл. – М., «Просвещение» -2005г.
  2. Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям.- Волгоград: учитель, 2009г.
  3. Павлова О.В.  Технология  8 кл. ( девочки): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко – Волгоград : Учитель, 2010 г.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М., « ВАКО», 2006г.
  5. Современная школа на пороге ХХ1 века: опыт, проблемы, перспективы. -  сборник статей и материалов, - М., 2000 г.
  6. Система профессиональной ориентации молодёжи в Кузбассе,- тезисы Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2001., Ред. Коллегия: Чистякова С.Н., Трубина И.И., Сахарова В.И., - Кемерово: изд. Обл. ИУУ, 2001 –г.
  7. Хохлова М. В., Самородский П.С., Синицина И.В. Симоненко В.Д. Технология – Программы начального и основного общего образования, - сборник, М.. «Вентана- Граф», 2007г.

Список литературы для обучающихся

  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М. 1990г.
  2. Куда пойти учиться? Справочник учреждений профессионального образования Кемеровской области 2009-2010/сост. М.С. Бортникова, Т.И. Гончарова, К.Р. Журавлев, - Кемерово, 2009г.
  3. Куда пойти учиться в Кузбассе, Новосибирской области, Красноярском крае – Справочник ОУ № 5, 2010 г.
  4. Монахова Г.М. Кулинарные рецепты: Учебное пособие для 10-11 кл. Профессиональная подготовка школьников – М. «Академия» 2004г.
  5. Мир профессиональных возможностей (электронные ресурсы) / информационно- образовательный проект // http: || www. Profi. Cross – edu. ru/proect. htm.
  6. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию - М. « Просвещение» 1991 г.
  7. Рабочие профессии Кузбасса, Учебные заведения системы начального профессионального образования Кемеровской области: справочник.- Кемерово, «Графика» - 2002г.
  8. Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 8 кл. ОУ- 2-е изд.,- М: « Вентана- Граф», 2007г.
  9. Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 9 кл.- М.: «Вентана

-Граф», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по технологии (Технологии ведения дома), 5 класс.

Программа по технологии - Технологии ведения дома - для обучения учащихся 5 класса. Стандарты второго поколения. Учебник: Технология. Технологии ведения дома: 5 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.:...

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...

Рабочая программа по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой

Рабочая программа  по технологии 8 класса 2018-2019 к учебнику Технология 8 класс под редакцией И.А.Сасовой...