Школьник и компьютер
статья по технологии на тему

Науменко Татьяна Анатольевна

Современному человеку трудно представить свой дом без телевизора и компьютера. Эти чудеса техники стали уже почти членами семьи. И люди иногда уделяют им больше времени и внимания, чем друг другу. А в семьях, где есть дети, экран зачастую становится и нянькой, и воспитателем, и другом. Конечно, это очень облегчает жизнь нам, взрослым. Вместо того чтобы почитать ребенку книжку, можно просто включить телевизор. А чтобы долго не думать, чем занять скучающего малыша, можно усадить его за компьютерную игру. Но проходит время, и мерцающий экран из помощника превращается в настоящую проблему. Ребенок с головой уходит в мир виртуальных игр, его невозможно оттащить от телевизора. И обеспокоенные родители уже не знают, что с этим делать. Рассмотрим главные неприятные причины компьютерной зависимости детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schol_pk.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Школьник и компьютер

Науменко Т.А.

e-mail:naumencko.tania@yandex.ru

МОУ СОШ № 10 г.Лиски

Современному человеку трудно представить свой дом без телевизора и компьютера. Эти чудеса техники стали уже почти членами семьи. И люди иногда уделяют им больше времени и внимания, чем друг другу. А в семьях, где есть дети, экран зачастую становится и нянькой, и воспитателем, и другом. Конечно, это очень облегчает жизнь нам, взрослым. Вместо того чтобы почитать ребенку книжку, можно просто включить телевизор. А чтобы долго не думать, чем занять скучающего малыша, можно усадить его за компьютерную игру. Но проходит время, и мерцающий экран из помощника превращается в настоящую проблему. Ребенок с головой уходит в мир виртуальных игр, его невозможно оттащить от телевизора. И обеспокоенные родители уже не знают, что с этим делать. Рассмотрим главные неприятные причины компьютерной зависимости детей.

  Как правило, чрезмерная увлеченность и причины зависимости с «виртуальным миром» возникает неслучайно. Она заполняет ту пустоту, которая образовалась в жизни ребенка. Его активность ищет выхода. Его потребность в общении и взаимодействии ищет живой объект, с которым он может включиться в диалог. И если она удовлетворяется в недостаточной мере, ребенок замещает человека «электронным другом». Ему всегда есть что рассказать и показать, у него всегда есть время для интересных игр. И ребенок перестает приставать к старшим с вечными вопросами и просьбами. Он просто включает компьютер или телевизор. И когда подрастает, родители с удивлением обнаруживают: у него почти нет других увлечений, он мало общается и прогулке всегда предпочитает уединение в своей комнате. Реальный мир стал для него неинтересен. Он серый и скучный. События, которые происходят вокруг, не такие яркие и динамичные, как на экране. Реальность не вызывает таких эмоций и не дает таких возможностей, как мир виртуальный.

   При попытке насильно вернуть ребенка «на землю» от причин компьютерной зависимости, родители встречаются с протестами, а часто и с жестким отпором. И это естественно: он защищает свой мир. Его реакция будет тем агрессивнее, чем большую ценность этот мир для него представляет. Чтобы понять, что он для него значит, мысленно вернитесь в прошлое. В детстве мы учимся общаться, дружить, конкурировать, проигрывать, побеждать и т.д. Все это должно происходить в тесном контакте с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда эмоции, которые мы переживаем, направлены на реальных людей и окружающий мир, мы учимся в нем жить.

   А что происходит, если всему этому ребенок учится преимущественно в виртуальном мире? Конкурирует с персонажем в игре, достигает очередного уровня и чувствует себя победителем там. Переживает за любимых героев мультфильмов, кино и телесериалов. Все свои эмоции и действия он мысленно направляет на экран. И именно они делают этот мир для него живым. А вот реальность остается неосвоенным. Ребенок, который находит в компьютере спасение от одиночества, способен постепенно заместить им любые виды деятельности и коммуникации. Равнодушие к его проблемам, постоянная занятость окружающих и отсутствие альтернатив для реализации своих потребностей приводят к тому, что он сводит к минимуму контакты с внешним миром.

    Как отвлечь ребенка от экрана

  В первую очередь, постарайтесь понять все причины компьютерной зависимости, какую именно свою потребность он удовлетворяет через это увлечение. Дети полны энергии, им нужны свежие впечатления и пространство для деятельности. Часто телевизор и компьютер являются для них самым простым способом получить то, что им нужно. Стремление к активным действиям вымещается в динамичной виртуальной игре. Возможно, ему необходимо дело, в которое он может окунуться с головой: нарабатывать навыки, самосовершенствоваться, достигать успехов в нем. Табу на компьютер» без предложения альтернатив здесь не выход. Помогите ему найти альтернативу в реальном мире. Это может быть все, что угодно: спортивная секция, студия детского творчества, курсы, где он может научиться чему-то интересному. Но, ни в коем случае не выбирайте за него. Иначе альтернатива может превратиться в еще одну скучную обязанность. Если ребенок заменил экраном друга, у него не ладятся отношения со сверстниками и есть трудности с общением, помогите ему решить именно эти проблемы. Возможно, он просто сбегает в виртуальный мир, как в более безопасное пространство.

  Стоит ли ограничивать ребенку доступ к телевизору и компьютеру? Пока он маленький – несомненно. Дети склонны увлекаться, а яркий, завораживающий мир экрана приковывает внимание. Постоянное и бесконтрольное «общение» с ним может привести к привыкаемости, а впоследствии – и к зависимости от его воздействия. Если же у ребенка нет никаких проблем контакта с реальным миром, вряд ли он сам станет целыми днями просиживать у телевизора или компьютера. Его жизнь и так полна событиями, впечатлениями, общением с людьми и интересными делами

Литература

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: МСМХС, 1998.

2. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.

3. Кривеч Е.А. Компьютер и здоровье школьника. Издательство: Эксмо ISBN, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучения компьютера младшими школьниками

Стоит ли загружать ребенка изучением компьютера уже в 1 классе?Существуют ли научно обоснованные возражения против использования компьютера в учебном процессе начальной школы?О чем говорит автор теори...

статья "Компьютер: угроза для здоровья школьника или друг?"

Актульна это работа для учителя информатики ....

Влияние компьютера на здоровье школьника

Цели классного часа: сформировать у учащихся и их родителей установку на здоровый образ жизни; напомнить гигиенические требования работы на компьютере; объяснить, что  использовать  компьюте...

Компьютер в жизни школьника

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для комп...

Памятка для родителей "Компьютер в жизни школьника".

Памятка для родителей по контролю  использования компьютера  детьми....

Компьютер в жизни школьника. Влияние компьютера на здоровье наших детей.

Компьютер - "двуликий Янус". Что он в себе таит? Угрозу? Помощь? Как влияет постоянное "общение" с компьютером на здоровье наших детей?... Над этими вопросами  стоит задуматься......

"Школьник и компьютер"

Общие правила для родителей как сделать так, чтобы ваш ребенок не переутомлялся сидя за компьютером...