Рабочая программа «ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ»
рабочая программа по технологии на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»
__________ А.В. Черезов
« ___» __________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ»
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Мамаев Е.А., учитель
трудового обучения
«ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ»
Пояснительная записка
Введение
Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья имеет особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Дети должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. Чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, дети должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения. Трудовая деятельность формирует их взаимоотношения в коллективе, оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость. У детей воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
1. Психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, дети с нарушением интеллекта ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям.
У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всей познавательной деятельности, особенно мышления. Их затрудняет решение простейших практически-действенных задач. Они выполняют подобные задания с большим количеством ошибок, после многих попыток, причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Надо сказать, что осуществление практических действий само по себе затрудняет детей, поскольку их моторное и чувственное познание неполноценно.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка детей - олигофренов даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, специфические особенности психики школьников с нарушением интеллекта необходимо учитывать при организации обучения и воспитания в коррекционной школе VIII вида.
2. Виды труда в специальной коррекционной школе VIII вида
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.
Следует отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной школами, коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи.
Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития учащихся с нарушением интеллекта. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей - обеспечить сознательное и прочное усвоение детьми сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.
В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение.
Учащимся с интеллектуальной недостаточностью, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.
Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно (Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности).
В специальной школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручного труда уделено воспитанию у учащихся с ОВЗ привычки планировать задание, не приступать сразу к его выполнению. В этом отношении трудно переоценить значение работы по выпиливанию ручным лобзиком, при выполнении которой необходимо предварительно определить место рисунка на фанере, учитывая ее дефекты, а также соблюдать последовательность выпиливания рисунка. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.
В специальной школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать как в процессе учебной деятельности на уроке, так и во внеурочной деятельности.
3. Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
В. В. Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение во вспомогательных школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время.
Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Содержание внеклассных занятий помогает решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением во вспомогательной школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководители внеурочных занятий хорошо знают, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это помогает им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Так, например, учащимся не следует предлагать такие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложные вычислительные, измерительные и разметочные операции, учащимся старших классов - слишком простые, не интересные для них виды работ. Надо иметь в виду, что на внеклассных занятиях не рекомендуется давать более сложные по отношению к программному материалу, задания.
Естественно, что на внеурочных занятиях не дублируются те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения. Виды трудовой деятельности подбираются с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов умственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе. Помимо того, что внеклассные занятия тесно связаны с уроками трудового обучения и общеобразовательными предметами, они еще имеют связи и с другими видами и формами детской самодеятельности. Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. Во вспомогательных школах это кружки технического моделирования по металлу и дереву, кройки и шитья, вязания, «Умелые руки» и др. Они, как правило, создаются на базе существующих учебных мастерских.
Формируя у детей самостоятельность, мы в то же время воспитываем и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя.
Если ребенку не удается что-либо сделать, его надо поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Таких детей необходимо поупражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых они затрудняются. Иногда их необходимо ставить в такие условия, чтобы они находили выход сами, без помощи воспитателя или учителя проявляли бы самостоятельность, инициативу.
Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалим за старание, добросовестное отношение к делу, отмечаем проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей ранее не проявлявших самостоятельности это вызывает желание не отстать, они стараются не хуже других выполнить поручения. Мы учим их со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагаем самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Специфические особенности психики учащихся с нарушением интеллекта необходимо учитывать при организации обучения и воспитания в коррекционной школе VIII вида. В первую очередь, это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Для занятий во внеурочное время было выбрано выпиливание ручным лобзиком и выжигание по древесине. Выполнение этих работ не требует больших материальных затрат и прекрасно подходит для детей с нарушениями интеллектуального развития. Исходя из особенностей воспитанников, у многих из которых проблемы с моторикой, были подобраны задания упражнения и задания несложные по исполнению на начальном этапе. Основная их цель – определение имеющихся у детей умений и навыков при выполнении работы по выпиливанию ручным лобзиком. С помощью компьютерной графики были сделаны чертежи изделий, в которых брак или неуспех практически невозможен, так как вместо нужного по размеру изделия получится меньшее, но с тем же назначением. Учащиеся выполняют работы разные не только по назначению, но и по степени сложности. Вид работы определяет учитель в зависимости от возможностей ученика и его желаний.
Организация работы по пропильной резьбе и выжиганию по древесине.
Пропильная резьба и выжигание по древесине – одни из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложное оборудования, наличие инструментов, приспособлений и материалов, доступность работы для учащихся различных классов позволяет заниматься выпиливанием и выжиганием с 5 по 9 классы.
Занятия по пропильной резьбе и выжиганию по древесине, сочетающие искусство с технологическими операциями по ручной обработке древесины, существенно влияют на трудовое и эстетическое воспитание учащихся, учат их рационально использовать свое свободное время. Они состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения учителя по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматриваются экскурсии в музеи, на выставки художественного и технического творчества, на предприятия, которые способствуют воспитанию у учащихся интереса к творческой деятельности.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются отдельно приемы работы по выпиливанию и по выжиганию. Это должны быть небольшие по объему работы, выполняемые как по образцу, так и творческие работы. Наиболее важным этапом в работе с учащимися является выполнение школьниками комплексных коллективных работ.
В работе со школьниками всех классов необходимо учитывать уже имеющиеся у них знания и умения, полученные на уроках других учебных предметов. Во всех возрастных группах, особенно в младшей, необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержать в порядке учебное место, экономно расходовать материалы, аккуратно пользоваться инструментом и хранить его в соответствии с правилами безопасности труда.
Правильно организованная работа с учащимися способствуетразвитию у них интереса к активной творческой деятельности, трудовому, эстетическому и нравственному воспитанию, объединению их в дружный коллектив. Программой предусмотрены как индивидуальные, так и коллективные учебные задания.
Коллективные работы можно выполнять бригадами – 5-6 чел., звеньями – 3-4 чел., парами – 2 чел. Организованная таким образом трудовая деятельность значительно повышает эффективность технологического процесса при изготовлении изделий, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого школьника. Коллективной работой могут быть произведения декоративного характера, предназначенные для оформления уголка игр для учащихся младшего школьного возраста, учебных помещений, изделия бытового назначения и др. Совместная разработка эскизов, обсуждение и реализация их на практике воспитывает у школьников чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствует качественному исполнению изделий.
Сочетание в изделиях элементов пропильной резьбы и выжигания по древесине различной по сложности рисунка и исполнения предоставляет возможности участвовать в коллективной работе почти всем учащимся.
В процессе занятий у школьников необходимо развивать художественный вкус, понимание композиции, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя материалы из древесины соответствующего цвета и текстуры. Учащиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, прямоугольнике, орнаменты симметричные и асимметричные, выполненные по народным мотивам или по собственному замыслу.
Учитель должен направлять внимание учащихся на восприятие, осмысление и последующее умение воспроизвести и выявить красоту природной текстуры древесины, свилеватости, сучков, наплывов и т.п.
Занятия можно проводить как в школьных учебных мастерских по техническому труду, так и в других помещениях с хорошим освещением, вентиляцией, где имеются для работы удобная мебель и розетки с безопасным напряжением.
Для организации работ по пропильной резьбе и выжиганию по древесине необходимо иметь следующие инструменты, приспособления и материалы: лобзики с пилками, выпиловочные столики, приборы для выжигания, стамески, рашпили по древесине, рубанки, кисти, шлифовальная шкурка (крупно- и мелкозернистая), клей ПВА, бумага чертежная и копировальная, калька, циркуль, краски акварельные, альбомы для рисования, фанера (2-5 мм), обрезки досок и плит.
Особое внимание в работе со школьниками должно быть уделено вопросам охраны труда, правилам безопасной работы и санитарно-гигиенических условий труда при пилении лобзиком и выжигании по древесине.
При пилении лобзиком в школьной учебной мастерской необходимо сидеть прямо, не горбясь и дышать через нос. Прочно закреплять в верстаке выпиловочный столик. Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками. Надёжно закреплять пилку в рамке. Не работать изогнутой пилкой. Пилить по всей длине пилки. Не наклонять лобзик влево или вправо. Пилить строго под прямым углом к заготовке из древесины. Не нажимать на лобзик при движении вперёд. Не спешить и не увеличивать частоту движений. Прижимать заготовку из древесины к выпиловочному столу. Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой. Не сдувать опилки, а убирать их щёткой-смёткой.
При выжигании по древесине учащийся должен включать электроприбор для выжигания в сеть только с разрешения преподавателя. Использовать только исправный электроприбор. Сидеть за верстаком во время выжигания надо прямо, как при письме. Свет должен падать на рисунок спереди и слева (если выжигаешь правой рукой). Рука, держащая ручку с пером, должна твёрдо опираться на крышку верстака. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскалённого пера. Не следует слишком наклоняться над изделием при выжигании, потому что в результате обугливания древесины образуется едкий дым. Периодически проветривать помещение, в котором происходит выжигание по древесине. Не выжигать вблизи горючих веществ. Обязательно вставлять в держатель электроприбора ручку с пером в промежутках между работой. Не оставлять прибор включённым при покидании учебного места.
На изучение курса «Пропильная резьба и выжигание по древесине» отводится 34 ч из расчёта 1 ч в неделю.
Учебно-тематический план кружка «Пропильная резьба и выжигание по древесине»
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Количество часов всего | Теорет. | Практ. |
1 | Раздел 1 Пропильная резьба по древесине | 7 | ||
1.1 | Пропильная резьба по древесине (общие сведения) | 1 | 1 | |
1.2 | Выпиливание лобзиком по внешнему контуру (индивидуальная работа по образцу) | 3 | 1 | 2 |
1.3 | Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (индивидуальная работа по образцу) | 3 | 1 | 2 |
2 | Раздел 2 Выжигание по древесине | 6 | ||
2.1 | Выжигание по древесине (общие сведения) | 1 | 1 | |
2.2 | Выжигание по древесине (индивидуальная работа по образцу) | 5 | 1 | 4 |
Раздел 3 Выпиливание и выжигание по древесине | ||||
3.1 | Выпиливание и выжигание по древесине (индивидуальная комплексная работа) | 6 | 1 | 5 |
3.2 | Выпиливание и выжигание по древесине (индивидуальная творческая комплексная работа) | 6 | 1 | 5 |
3.3 | Выпиливание и выжигание по древесине (коллективная творческая комплексная работа) | 9 | 1 | 8 |
Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы школьников, учитель может самостоятельно изменять количество часов, отведенное на изучение разделов и тем курса, отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА ПО ДРЕВЕСИНЕ (7 часов)
Тема 1.1. Пропильная резьба по древесине (1 ч) (общие сведения)
Общие сведения о резьбе по древесине и её видах. Понятие о пропильной резьбе по древесине ручным лобзиком.Виды контуров: замкнутый и незамкнутый, внешний и внутренний. Плоские и объёмные изделия. Экономное использование материалов.
Графическая и технологическая документация на изготовление изделий из пиломатериалов и фанеры с элементами пропильной резьбы. Чтение и разработка эскизов и маршрутных карт для пропильной резьбы по древесине.
Учебное место для пропильной резьбы по древесине ручным лобзиком. Технология выполнения пропильной резьбы по древесине для изготовления плоских и объёмных изделий: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выпиливание ручным лобзиком прямых и волнистых линий, тупых и острых углов; выпиливание по внешнему и внутреннемуконтурам; шлифование, отделка. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для пропильной резьбы по древесине. Качество изделий. Правила безопасной работы.
Практические работы.Организация учебного места для пропильной резьбы по древесине ручным лобзиком. Чтение и выполнение эскизов для пропильной резьбы по древесине. Чтение и разработка маршрутных карт для пропильной резьбы по древесине. Выбор заготовок из пиломатериалов и фанеры с припуском на обработку. Выполнение пропильной резьбы по древесине с простым узором: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выпиливание ручным лобзиком прямых и волнистых линий, тупых и острых углов; выпиливание по внешнему и внутреннемуконтурам; шлифование, отделка. Определение качества изделий из пиломатериалов и фанеры.
Примерный перечень изделий.Рамки для фотографий (настенные, настольные и др.); полки и подставки для книг, цветов, украшений, дисков, кассет; крышки стульев; плоские и объёмные изделия с элементами пропильной резьбы и др.
Тема 1.2. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру (3ч)(индивидуальная работа по образцу)
Ознакомление с породами древесины, пиломатериалами и листовыми древесными материалами. Общие понятия свойств, определяющих внешний вид древесины: цвет, текстура, а также их использование при выборе заготовок для выпиливания ручным лобзиком.
Лобзик ручной, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания лобзиком. Приемы выпиливания. Правила безопасной работы.
Практические работы. Подготовка основы из древесных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Индивидуальная работа по образцу (выпиливание по внешнему контуру).
Тема 1.3. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру (3 ч)
(индивидуальная работа по образцу)
Выпиливание по внутреннему контуру. Инструменты для получения отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, сверло, дрель, сверлильный станок. Приемы работы. Правила безопасной работы.
Практические работы. Индивидуальная работа по образцу: подготовка основы для выпиливания; перевод рисунка на основу; исполнение задания (выпиливание по внутреннему контуру).
РАЗДЕЛ 2. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ (6 ч)
Тема 2.1. Выжигание по древесине (1 ч) (общие сведения)
Общие сведения о художественной обработке материалов. Виды материалов: конструкционные и природные. Экономное использование материалов.
Понятие о выжигании по древесине. Виды изображений: контурное, светотеневое, силуэтное. Понятия “фон”,“контур” и “силуэт”.Способы выжигания: плоское, глубокое. Виды штриховки при выжигании: параллельными линиями, пересекающимися линиями, непересекающимися отрезками, точками.
Графическая и технологическая документация на изготовление изделий из пиломатериалов и фанеры с элементами выжигания. Чтение эскизов и маршрутных карт для выжигания по древесине.
Учебное место для выжигания по древесине. Технология выжигания по древесине: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выжигание по древесине, шлифование и отделка поверхности заготовки. Инструменты, приспособления и учебное оборудование для выжигания по древесине. Прибор для выжигания, устройство и принцип действия. Качество изделий. Правила безопасной работы.
Практические работы.Организация учебного места для выжигания по древесине. Чтение эскизов для выжигания по древесине. Чтение маршрутных карт для выжигания по древесине. Выбор заготовок из пиломатериалов до 20 мм и фанеры до 5 мм с припуском на обработку. Выполнение выжигания по древесине: подготовка поверхности заготовки к нанесению рисунка, перевод рисунка на заготовку, выжигание по древесине, шлифование и отделка поверхности заготовки. Определение качества изделий из фанеры.
Примерный перечень изделий. Декоративные рисунки на изделиях из фанеры с изображением цветов, птиц, зверей, парусников; художественно оформленные наборы разделочных досок для кухни и др.
Тема 2.2. Выжигание по древесине (5 ч) (индивидуальная работа по образцу)
Выбор материалов из древесины с учетом особенностей рисунка. Прозрачная отделка готового изделия (лакирование).
Сборка деталей из древесины на клею. Клеи для склеивания древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке деталей из древесины на клею. Приемы сборки и склеивания деталей из древесины. Правила безопасной работы.
Практические работы. Подготовка основы для выжигания при индивидуальной работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готового изделия лаками. Сборка деталей из древесины на клею.
РАЗДЕЛ 3. ВЫПИЛИВАНИЕ И ВЫЖИГАНИЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ (21 ч)
Тема 3.1. Выпиливание и выжигание по древесине (6ч) (индивидуальная комплексная работа)
Выбор рисунка для комплексной работы. Выбор материалов из древесины с учетом особенностей рисунка. Правила безопасной работы.
Практические работы. Подготовка основы для выжигания и выпиливания при выполнении индивидуальной комплексной работы. Подготовка и перевод рисунка на основу. Изготовление изделия. Отделка изделия.
Тема 3.2. Выпиливание и выжигание по древесине (6 ч) (индивидуальная творческая комплексная работа)
Создание рисунков для выпиливания и выжигания по древесине. Выбор материала, формы, функций для изделия из пиломатериалов и листовых древесных материалов. Приемы непрозрачной отделки (росписи) отдельных элементов выжженного рисунка. Правила безопасной работы.
Практические работы. Индивидуальная творческая комплекснаяработа над эскизом изделия по собственному замыслу. Разработка рисунков для выпиливания и выжигания по древесине. Выпиливание деталей из пиломатериалов и листовых древесных материалов. Сборка деталей из древесины на клею. Шлифование древесины. Перевод рисунка для выжигания. Выжигание по древесине. Роспись и покрытие готового изделия лаком.
Тема 3.3. Выпиливание и выжигание по древесине (9 ч) (коллективная творческая комплексная работа)
Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, технического и художественного творчества, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства. Просмотр и анализ работ учащихся, профессиональных художников, репродукций, слайдов.
Выбор тематики работ. Общественно полезная направленность изделий учащихся (наглядные пособия для уроков в школе, элементы оформления выставок, стендов, игрушки и сувениры для детских садов и шестилеток и др.). Правила безопасной работы.
Подведение итогов работы с учащимися. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в последующие годы. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ. Поощрение победителей.
Практические работы. Коллективная творческая комплексная работа с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Коллективное обсуждение тематики творческих работ учащихся. Выпиливание и выжигание по древесине. Контроль качества изготовления изделий. Просмотр и обсуждение работ.
Литература
1.Абрамова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. А.
А. Абрамова, Н. И.Кацман, Т. Б. Митлянская.-М.: Высшая школа,1989. -160 с.
2.Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 2002. -408с.
3.Барадулин, В. А. Художественная обработка дерева. В. А. Барадулин. - М.: Легпромбытиздат, 1986.- 264 с.
4. Выпиливание лобзиком.авт.-сост. В. И. Рыженко. - М.: «АСТВ», 1998. -128 с
5.Карабанов, И. А. Технология обработки древесины, 5-9: учеб, для учащ. 5-9 классов общеобраз. Учреждений. И. А. Карабанов. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
6.Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву: учеб.для сред. проф.-техн. Училищ. Т.
А. Матвеева. - М.: Высш. шк., 1981. - 80 с. Т.Панченко, В. В. Выжигание по дереву (мастерская). В. В. Панченко. - Ростов н/Д: Феникс,
2006. - 2006. - 220 с.
8.Райт Д. Искусство выжигания по дереву: пер. с англ. К. Молькова. Д. Райт. - М.: Издательская группа «Контэнт», 2005. - 96 с.
9.Резьба по дереву, авт.-сост. В. В. Новиков. - М.: Лабиринт Пресс, 2002. - 416 с.
10. Рихвк, Э. В. Мастерим из древесины: кн. для учащ. 5-8 кл. сред.шк. Э. В. Рихвк. -
М.: Просвещение, 1988. -128 с.
11. Рихвк, Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. Э. В. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
12. Справочник по трудовому обучению: обраб. древесины и металла, элек-ротехн. и рем.работы, 5-7 кл. И. А. Карабанов [и др.]. - М.: Просвещение, 1992. - 239 с.
13. Хворостов, А.С. Художественные работы по дереву: макетирование и резное дело: учеб.-метод. Пособие. А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов - М.: Владос, 2002 - 416 с.
14. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.:Аграф,1997.-128с.
15. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под.ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1965
16. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В.; Под ред. В. А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.-(Высшее образование).
17. Дефектология: Словарь-справочник. Под ред. Б. П. Пузанова.-М.:Новая школа, 1996.-80с.
18. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
19. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-е изд.,испр. -М. :Просвещение, 1983.-104с.
20. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учеб. пос. для студ. дефек. фак. высших и сред, пед. уч. зав.-М.:Академия,2000.-272с.-(Высшее образование).
21. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. ин-тов. Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.
Охрана труда и правила безопасной работы при пилении лобзиком и выжигании по древесине.
При пилении лобзиком в школьной учебной мастерской необходимо сидеть прямо, не горбясь и дышать через нос. Прочно закреплять в верстаке выпиловочный столик. Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками. Надёжно закреплять пилку в рамке. Не работать изогнутой пилкой. Пилить по всей длине пилки. Не наклонять лобзик влево или вправо. Пилить строго под прямым углом к заготовке из древесины. Не нажимать на лобзик при движении вперёд. Не спешить и не увеличивать частоту движений.Прижимать заготовку из древесины к выпиловочному столу. Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой. Не сдувать опилки, а убирать их щёткой-смёткой.
При выжигании по древесине учащийся должен включать электроприбор для выжигания в сеть только с разрешения преподавателя. Использовать только исправный электроприбор. Сидеть за верстаком во время выжигания надо прямо, как при письме. Свет должен падать на рисунок спереди и слева (если выжигаешь правой рукой). Рука, держащая ручку с пером, должна твёрдо опираться на крышку верстака. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскалённого пера. Не следует слишком наклоняться над изделием при выжигании, потому что в результате обугливания древесины образуется едкий дым. Периодически проветривать помещение, в котором происходит выжигание по древесине. Не выжигать вблизи горючих веществ. Обязательно вставлять в держатель электроприбора ручку с пером в промежутках между работой. Не оставлять прибор включённым при покидании учебного места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "кружка"Художественная обработка древесины "5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деетельности составлена из расчета 2 часа в неделю ,для учащихся 5-6 классов .Для 6класса второй год обучения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СБОРКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СБОРКА изделий ИЗ ДРЕВЕСИНЫ...
Вводное занятие-презентация к программе "Выпиливание лобзиком"
Вводное занятие (презентация) к программе "Выпиливание лобзиком"...
Защита-презентация программы "Выпиливание лобзиком"
Защита-презентация программы "Выпиливание лобзиком"...
Защита-презентация дополнительной образовательной общеразвивающей программы "Выпиливание лобзиком"
Защита-презентация дополнительной образовательной общеразвивающей программы "Выпиливание лобзиком"...
Интегрированная программа кружка «Юный техник» (Художественное выпиливание лобзиком и выжигание по дереву)
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Юный техник» заключается в целесообразности раннего развития творческих способностей детей младшего и среднего...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественная обработка древесины"...