Авторская рабочая программа по технологии для 8 класса с этно-культурным компонентом "Национальная марийская вышивка"
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Поздеева Наталья Григорьевна

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mariyskaya_vyshivka_8_kl.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Республики Марий Эл

Управление образования Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»

Принято педагогическим советом

         Протокол № 1

         от 30 августа 2013 года

«Утверждаю»

Директор___________ Т.В.Глушкова

Приказ № ____  от _______2013 г.

Авторская рабочая программа

по технологии

 для 8 класса

         

       

                                                                                                 Составитель:

Поздеева Наталья Григорьевна,

учитель высшей  квалификационной категории

Рецензенты:

  • Доцент кафедры культуры и искусств Марийского государственного университета, к. и. н. Кутасова В. Е.
  • Доцент кафедры социально-культурных технологий Марийского государственного университета, к. искусствоведения Ключева М. А.

                                                   

2013

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта основного общего образования по технологии. С целью учета интересов и склонностей учениц 8 класса гимназии №14 Республики Марий Эл изучение обязательного минимума содержания основной образовательной программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов») организовано в рамках курса занятий «Национальная марийская вышивка». Разработанный курс занятий полностью представлен в методических указаниях «Поурочные разработки по технологии: методические указания по проведению уроков технологии для девочек/ сост. Н. Г. Поздеева. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. – 41 с.» и предполагает поэтапное знакомство с художественными промыслами народа мари, с техникой выполнения марийской национальной вышивки, на основе которого школьницы учатся понимать прекрасное. Курс нацелен на формирование необходимых знаний и практических умений, как общих трудовых, так и специальных, необходимых для поиска и последующего использования технологической информации; способности практической реализации полученных знаний и умений в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Предложены творческие домашние задания. Описанные приемы работы нацелены на развитие у школьниц интеллектуальных и творческих способностей, пространственного воображения; воспитание трудолюбия, бережливости, ответственности за результаты своей деятельности. Согласно действующему в гимназии учебному плану, рабочая программа по технологии в 8 классах предполагает обучение в объеме 34 часов.

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:

1. Сафонова, Н.С. Кружки художественной вышивки.

2. Майкова, Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям.

3. Молотова, Т.Л. Марийский народный костюм.

4. Кочергина, Э.М. Технология обучения: творческое погружение в народную культуру.

5. Еременко, Т.И. Рукоделие.

6. Соловьева, Г.И. Орнамент марийской вышивки.

7. Соловьева, Г.И. Терминология марийской вышивки.

8. История и культура марийского народа: хрестоматия для 5-6 классов.

9. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари.

Целью освоения курса является достижение следующих результатов образования (РО):

освоение знаний об истории марийской национальной вышивки и ее специфике; о правильной организации рабочего места для выполнения вышивки, терминологией, применяемой при выполнении вышивки, освоить правила пользования инструментами; терминологии, применяемой при влажно-тепловой обработке; требований, предъявляемых к ее выполнению;

овладение умениями выполнять ручные стежки и строчки; выполнять строчевые швы, шов «косая стежка», счетные швы, шов «роспись», шов «набор» в марийской вышивке; прорисовки орнаментов, расположения элементов рисунка с учетом поверхности занимаемой композиции, составления эскиза узора на бумаге; правилами пользования инструментами и инструкционными картами;

развитие художественной культуры, творческого мышления, эстетического вкуса, внимательности и аккуратности в работе, наблюдательности, интереса к вышиванию, глазомера, чувства ритма; способности сравнивать и сопоставлять работы;

воспитание трудолюбия, культуры труда, любознательности, активности, стремления изучать традиции народной вышивки, любви к традиционному виду народного искусства – вышивке, интереса к ручному труду, чувства гордости за свой труд.

приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций:

- информационная (освоение компьютера, программного обеспечения, умение пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с источниками);

- коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, способность отстоять свою точку зрения, донести свои доводы, аргументы, логично изложить материал, использовать оптимальное количество примеров, установить коммуникацию с аудиторией);

- личное самосовершенствование (направлена на физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, развитие необходимых личностных качеств, психологической грамотности, культуры мышления и поведения, экологическая культура, способы безопасного поведения);

- ценностно-смысловая компетенция (способность видеть и понимать окружающий мир, понимать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения);

- учебно-познавательная компетенция (способность к самостоятельной познавательной деятельности, способность ставить цели, планировать работу, анализировать информацию, рефлексия, самооценка, владение оценочными навыками).

Степень сформированности компетенции оценивается следующими уровнями:

1) репродуктивный (способность назвать, перечислить, дать определение понятиям, изложить, изложить в хронологической последовательности)

2) продуктивный (способность характеризовать, объяснить, аргументировано доказать, выявить особенности, определить влияние, высказать оценочное суждение)

3) творческий (способность доказать, разработать проект, участвовать в обсуждении)

Спроектированные цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты) представлены в схематической форме ниже.

Условные обозначения:

Уровни освоения: Р- репродуктивный (пороговый), П- продуктивный (базовый), Т- творческий (продвинутый).

Предметные компетенции: И - информационная, К - коммуникативная, Л – личное самосовершенствование, Ц – ценностно-смысловая, У – учебно-познавательная.

Основные разделы курса

Объем часов

1

Знакомство с искусством марийской вышивки с одним из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари

1

2

Организация рабочего места вышивальщицы, инструменты и приспособления, правила безопасности труда

1

3

Влажно - тепловые работы. Выбор ткани, ниток, для выполнения вышивки по счету, цветовая гамма

1

4

Строчевые швы в марийской вышивке. Обработка края изделия кисточкой

3

5

Выполнение косой стежки. Техника исполнения стежков по счету нитей без предварительного нанесения рисунка. Роль косой стежки в вышивке. Принципы выполнения косой стежки

4

6

Счетная гладь. Составление простейших орнаментов для счетной глади. Выполнение счетной глади

6

7

Роспись. Порядок выполнения росписи. Составление простейших орнаментов для росписи. Цвет

4

8

Набор в вышивке. Составление простейших орнаментов для набора. Выполнение набора

6

9

Узорные дорожки в вышивке. Составление орнаментов для узорных дорожек. Выполнение узорных дорожек

6

10

Защита изделия. Презентация «Искусство марийской вышивки»

2

Итого

34

Содержание тем учебного курса

УРОК 1. Знакомство с искусством марийской вышивки

с одним из самобытных явлений

в материальной и духовной культуре народа мари.

Цель урока: ознакомить учащихся с историей марийской национальной вышивки; сформировать у учащихся знания, а также умения выполнять ручные стежки и строчки; воспитать активность; развить творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе.

Дидактическое обеспечение: образцы вышитых изделий, инструкционные карты выполнения швов.

Материальное обеспечение: наперсток; копировальная бумага; карандаши, ткань нитки, иголки, ножницы.

Теоретические сведения. В начале изучения раздела следует дать учащимся определение понятия «вышивание», затем коротко познакомить с историей вышивки и многообразием ее видов.

Ознакомить девочек с видами выполнения рисунка на ткани.

Существуют два вида: счетное шитье – вышивка, которую выполняют по счету нитей ткани; шитье по произвольному контуру – вышивка по свободному, заранее нарисованному контуру.

Эти два способа, характерны для марийской вышивки.

Далее учителю следует познакомить девочек с искусством марийской вышивки.

Вышивание – это техника украшения изделий различного вида стежками из ниток.

Рекомендуется показать готовые вышивки, выполненные мастерицами, учителем, детьми предыдущих классов.

Обратить внимание на выбор ткани, ниток и иголок.

Ткани для вышивки лучше выбирать с полотняным переплетением нитей, такие как редина, лен, двунитка, канва.

Иголки надо приобретать с удлиненным ушком.

Учителю следует ознакомить учащихся с технологической последовательностью вышивания, которая включает ряд этапов – подготовка ткани к работе, разметка размера рисунка, заправка изделия в пяльцы, подготовка ниток к работе, заправка нитки в иглу и закрепление на ткани. Нужно обратить внимание учащихся на приемы закрепления нитки на ткани без узелка, подчеркнув при этом, что во время вышивания узелки не применяются.

В процессе изложения учащимся материала следует обратить особое внимание на область применения вышивки и качество выполнения ручных швов. Для развития интереса у учащихся к данному виду рукоделия учителю необходимо обеспечить каждое рабочее место достаточным количеством наглядных пособий хорошего качества.

Для освоения программы и овладения знаниями, умениями, навыками и приемами исполнения вышивки необходимо, чтобы практические и теоретические занятия проводились одновременно с изучением каждой темы.

Информация. Вышивание - один из наиболее доступных видов художественного творчества. С незапамятных времен вышивкой украшали одежду и предметы бытового убранства. Образцы вышивки мастерства встречаются среди памятников искусства древнейших народов.

Вышивки всегда тесно связаны с культурными особенностями каждого народа и эпохи. В основу вышивки положены национальные народные мотивы и орнаменты. На весь мир известны тончайшие китайские и индийские вышивки, старинные французские гобелены, своеобразные работы народов Севера, русские народные вышивки.

Большинство старинных русских вышивок выполнено на холсте. Вышивая льняными, и шелковыми нитками, применяя для вышивки бисер, блестки и металлическую нитку, мастерицы превращали куски домотканого холста в высокохудожественные произведения декоративного искусства. Кроме холста, вышивали также по шерстяной и хлопчатобумажной ткани, по бархату и шелку. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого и служит для украшения самых разнообразных изделий: скатертей, полотенец, дорожек, салфеток, диванных подушек, занавесей, покрывал, блузок, женского и детского платья, мужских сорочек, белья.

При изложении материала следует особо остановиться на искусстве марийской вышивки.

В процессе исторического развития у марийского народа складывались определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения. Марийские женщины бережно хранили приемы исполнения вышивки своей местности. В каждой семье, деревне существовали особые типы вышивок с определенными цветовыми сочетаниями и узорами. Например, «шымакш» (деталь женского головного убора) вышивали с изображениями птиц, животных, мотивов цветущих растений. Ни один узор в таких нарядах не повторялся, у каждой мастерицы были свой почерк и своя «меточка» (тамга) в виде узоров, ленточек и маленьких кисточек из разноцветных ниток. Вот почему по цветовой гамме, орнаменту вышивки можно было определить место исполнения изделия. К сожалению, полную информацию, переданную в «шарпане», не могут расшифровать ни старожилы, ни ученые. Этот вопрос остается предметом исследования этнографов и в настоящее время.

Природа занимала значительное место в творчестве марийского народа. Она являлась одним из источников, вдохновляющих человека в его художественной деятельности. Народ черпал в ней мотивы для создания узоров, которые украшали одежду и жилище.

В зооморфных и антропоморфных мотивах вышивок, марийцы обычно почитали оленя, медведя, коня, птицу, сочетая их с фигурками человека, деревьев, кустарника. Олень в орнаменте марийской вышивки являлся объектом охоты, конь связан с земледелием, утка и лебедь определялись как символы добра, любви и красоты. В образы птиц вышивальщицы вкладывали свою мечту о семейном счастье. Вот почему изображения двух птиц на концах полотенец или ветки и листика в уголке женского платка являются одним из распространенных символов в марийской вышивке. Эта традиция идет от древних легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, на возвышенном месте стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Возможно, поэтому «древо жизни» стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы – символами добра и семейного счастья. А все изображение в целом олицетворяло жизнь и благополучие. Птицы часто встречаются в вышивке горно-марийских платков. Узоры на них обычно вышиваются цветными нитками пастельных тонов.

Значительную часть орнаментальных узоров марийской вышивки составляют геометрические мотивы. Они являются ведущими, встречаются в самых разнообразных по форме и технике исполнения узорах. Геометрический орнамент различных народов многими исследователями признается древним. Семантика отдельных его видов раскрыта. Она обычно отражала условные знаки для первобытного человека в его космогонических представлениях в роли «оберега» или символа. Так, волнистые или прямые линии обозначали воду, землю; круг или квадрат символизировали небесный огонь – солнце. Для геометрических узоров традиционной марийской вышивки характерен довольно устойчивый набор орнаментальных мотивов, среди которых основную массу составляют квадраты, четырехугольники, многоугольники, треугольники и ромбы, косой и прямой крест, крест с загнутыми концами, наклонные и зигзагообразные полосы, криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, ромбообразных ответвлений.

Орнамент марийской вышивки включает и растительные мотивы. В узорах с изображениями деревьев, кустов, цветов, листьев, побегов марийские вышивальщицы стремились выразить любовь к природе.

Все три вида орнамента обычно образованы прямыми ломаными линиями в вертикальной и горизонтальной симметрии. На современном этапе преобладающим из всех видов является растительный орнамент. Все мотивы такого орнамента обычно исходят из реальных форм природы и имеют черты декоративной условности и стилизации.

Необходимо отметить, что вышивание требовало мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законов симметрии. Площадь, занятая вышивкой, и колорит узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самыми нарядными были костюм молодой девушки и свадебный наряд невесты. Техника исполнения разнообразная, имеет отличия в вышивке луговых и горных мари.

В настоящее время все большее распространение находит вышивка «крестом», «гладью», «стебельчатым швом». На фабричной хлопчатобумажной ткани вышивальщицы предпочитают вышивать «гладью», которую марийки часто называют вышивкой на «русский манер». Основываясь на эстетических требованиях нашего времени, современные художники и мастерицы создают изделия, близкие к народной вышивке, используют в них традиционные формы орнамента, приемы исполнения; расцветку, композиционное решение.

Следует ознакомить учащихся со значением терминов, применяемых при выполнении вышивки, обращая внимание на правильное и грамотное их использование.

Основные швы, сохранившиеся в терминологии марийских вышивок, следующие: «роспись» («пушкыл тур»), «косая стежка» («кашта», «темышан»), «счетная гладь» («темыш тур»), «набор» («керыштыш»), «веревочка» («керем»), «мережка» («пырче лукмо», «йолвам лукмаш»).

Обратите внимание! При выполнении ручных работ учащиеся нередко допускают ошибки:

  • вдевают в ручную иглу очень длинную нитку;
  • забывают, что при вышивании не делают узелок;
  • путают количество вдеваемых в ручную иглу ниток (в зависимости от назначения).

Практическая работа на уроке:

- выполнение ручных стежков и строчек на ткани, применяемых в марийской вышивке.

Необходимо следить за аккуратностью выполнения учащимися образцов швов.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести лоскут ткани двунитки или канвы, нитки мулине, ручную иглу, пяльцы, ножницы, сантиметровую ленту.

УРОК 2. Организация рабочего места вышивальщицы, инструменты и приспособления, правила безопасности труда

Цель урока: сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения вышивки, терминологией, применяемой при выполнении вышивки, освоить правила пользования инструментами, развить наблюдательность в работе и интерес к вышиванию.

Материальное обеспечение: ручные иглы, игольницы, английские булавки, ножницы, наперсток, сантиметровая лента, колышек, пяльцы, разновидности тканей, ниток.

Теоретические сведения. Это первый урок нового раздела, поэтому начать его следует со знакомства с понятием правильной посадкой при вышивании, с правилами безопасного труда, а также с инструментами (ручные иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособлениями (пяльца прямоугольной формы и круглые) для выполнения вышивки.

Далее учителю следует рассказать о рабочем месте для выполнения вышивальных работ, а также перечислить и показать учащимся необходимые инструменты, материалы и приспособления для выполнения марийской вышивки. Например, называя в качестве приспособления пяльцы, можно дать учащимся определение этого понятия (пяльцы – это рама для натягивания и закрепления ткани для вышивания).

Правила безопасности труда:

1.        Иголки:

Иголки хранят в игольнице или отдельной, лучше пластиковой коробочке с прозрачной крышкой. Иголки не должны соприкасаться, поэтому хранят их, воткнув в специальную подушечку из ткани.

Иголки должны быть с удлиненным ушком, так как часто приходится заправлять нитку в иголку.

Во время работы не вкалывают иголки и булавки в одежду, в стол. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

Заржавевшие иголки можно зачистить, вколов их несколько раз в мешочек, туго набитый сухими опилками.

Перед работой и после работы, в целях безопасности, надо научить детей пересчитывать количество игл в игольнице.

Сохранять рабочую иголку лучше с ниткой, завязанной узелком.

2. Нитки:

Нитки должны быть прочными и не линять при стирке.

Шерстяные нитки хранят отдельно от шелковых и хлопчатобумажных, лучше в закрытых полиэтиленовых пакетах, чтобы не завелась моль.

Нитки мулине заплетают в косичку и хранят в отдельной коробочке.

Чтобы размотанная пряжа не путалась, ее наматывают на полоски картона и закрепляют конец нити в специально проделанной прорези.

3. Ножницы:

Рекомендуется применять маленькие ножницы с прямыми или загнутыми концами.

Если ножницы затупились, достаточно несколько раз использовать их для «стрижки» наждачной бумаги или «порезать» затупленными ножницами иголку.

Ножницы хранят в кожаных или холщовых пакетиках. Можно сшить специальный чехол из плотной и прочной ткани.

Не работают тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

Не держат ножницы концами вверх.

Не оставляют ножницы раскрытыми.

Не режут ножницами на ходу.

С ножницами в руках не подходят к товарищу во время работы.

Подготовка к вышиванию. Прежде чем приступать к вышиванию, нужно тщательно вымыть руки с мылом. Чтобы вышивать без узелка, в иглу вдевают сразу оба конца нитки.

Ткань, предназначенную для вышивки, следует натянуть на пяльцы (по долевой или поперечной нити). Иглу держат большим и указательным пальцами правой руки и проталкивают ее в ткань наперстком, надетым на средний палец.

Правая рука находится сверху пялец, иглу вкалывают в ткань сверху вниз. Пальцы левой руки под пяльцами захватывают иглу, поворачивают ее и вкалывают в ткань острым концом. Чтобы нитка не путалась, и на ней не завязывались узлы, она должна находиться между безымянным пальцем и мизинцем, образуя петлю, которая предотвращает возможность завязывания узлов на нитке.

Во время вышивания следует:

- класть ножницы справа, кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их концы;

- следить, чтобы ножницы не падали на пол;

- удерживать во время работы с ножницами ткань левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц;

- передавать ножницы, кольцами вперед сомкнув их;

- не вышивать ржавой иголкой, она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней грязные следы;

- не бросать иглы, брать их в рот, втыкать в ткань или одежду.

Информация. Можно подробнее остановиться на таком незаменимом инструменте, как ножницы. Рассказ об истории ножниц будет интересен для учащихся.

Первые ножницы были изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.

На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.

Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они становились чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.

Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей. Различаются они и по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.

Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 м в минуту.

Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам.

Практическая работа на уроке:

- заполнение в рабочей тетради таблицы по классификации инструментов и приспособлений, а также выполнение задания на закрепление знаний терминологии.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести лоскут ткани (желательно белой), нитки мулине и ирис разных цветов.

УРОК 3. Влажно - тепловые работы.

Выбор ткани, ниток, для выполнения вышивки по счету, цветовая гамма

Цель урока: ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при влажно-тепловой обработке; требованиями, предъявляемыми к ее выполнению; развить внимательность и наблюдательность в работе; воспитать культуру труда.

Дидактическое обеспечение: плакаты с изображением рабочего места для влажно-тепловых работ.

Материальное обеспечение: утюжильная доска, утюг, проутюжельник, ткань, нитки мулине.

Теоретические сведения. В начале урока рекомендуется дать определения понятий «влажно-тепловая обработка» вышитых изделий и «проутюжильник».

Влажно-тепловая обработка (ВТО) вышитых изделий – это работы, предназначенные для придания формы деталям или изделиям.

Проутюжильник – небольшой отрез хлопчатобумажной или льняной ткани, предохраняющий обрабатываемую деталь или изделие от дефектов ВТО.

Необходимо объяснить учащимся, что качество готового изделия во многом зависит от своевременного межоперационного выполнения утюжильных работ, а не только от окончательной ВТО.

Далее можно коротко познакомить учащихся с историей утюга, затем объяснить назначение ВТО.

Раскрыть сущность понятий; «пряжа», «прядение», «ткань», «основа», «уток», «ткацкое переплетение», «лицевая сторона ткани».

При знакомстве с цветовой гаммой необходимо указать, что целостному и художественному восприятию марийской вышивки способствует также сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма.

В качестве раздаточного материала на каждом столе должны быть образцы различных тканей полотняного переплетения и готовые макеты полотняного переплетения.

Информация. Следует объяснить учащимся, что влажно-тепловая обработка необходима для придания готовым изделиям определенной формы и товарного вида. К операциям ВТО относятся разутюживание и заутюживание различных швов, удаление заминов деталей одежды, различные виды сутюживания и т. д.

Во время влажно-тепловой обработки на материал воздействуют теплом и влагой. Основными факторами, определяющими результаты влажно-тепловой обработки, являются влажность материала, температура нагрева утюга, давление, продолжительность обработки.

Температурные режимы влажно-тепловой обработки различны для материалов из различных волокон.

Усвоение этого материала поможет учащимся в дальнейшем, правильно выбирать способы и температурные режимы влажно-тепловой обработки этих тканей в процессе изготовления вышитых изделий.

Необходимо также рассказать о тканях как основе вышивки и нитках. Основным материалом для изготовления и вышивания одежды вплоть до конца XIX века был домотканый холст, который повлиял на исполнение традиционных вышивальных швов. Благодаря прямому переплетению основы и утка такая ткань позволяет выполнять вышивку по счету нитей основы холста, без предварительного нанесения рисунка, часто с изнаночной стороны. Поэтому в традиционной вышивке марийцев нет узоров с округленными начертаниями, все элементы рисунка прямолинейные (геометризированные).

В качестве основы для вышивки использовали конопляные или льняные холсты разных сортов. В зависимости от качества холста менялся характер вышивки: на толстом холсте вышивка была крупной, на тонком – мелкой.

В качестве раздаточного материала на каждом столе должны быть образцы различных тканей полотняного переплетения и готовые макеты полотняного переплетения.

Нитки – тонкие скрученные натуральные или химические волокна, предназначенные для изготовления тканей, а также для шитья, вязания, вышивки и т. п.

Вышивали в основном шерстяными и шелковыми нитками. Шерсть придает вышивке рельефность, она становится как бы ковровой, нитки же шелка своим блеском и переливанием в зависимости от цветовых эффектов придают общей расцветке особую изысканность и самобытность.

Важным моментом является разъяснение цветовой гаммы марийской вышивки. Для традиционной марийской вышивки характерна определенная цветовая, гамма. Она строится обычно на сочетании четырех основных цветов: черного, разных оттенков красного, желтого и зеленого. Два основных ведущих цвета – красный и черный. Остальные цвета дополняют и оживляют вышивку небольшими штрихами, усиливая эстетическое восприятие общего цветового строя. Черными и темно-синими нитками выполняются контуры рисунка, а основной узор вышивается красным цветом с небольшими вкраплениями зеленого и желтого цветов.

По мнению искусствоведа Г. И. Соловьевой, красный цвет означает цвет огня, солнца. Не случайно в марийской терминологии вышивок часто встречается сравнение этого цвета с цветом огня: «туя гай шуртд» («нитки как огонь»), хотя для его определения в разговорной речи имеется другое название – «йошкарге» («красный», «оранжевый»). Черный цвет использовался для ограничения пространства, выполненного красной ниткой, как бы замыкая этот цвет определенными рамками времени. Им обычно обводили вышитые узоры или, подобно карандашу, «вычерчивали», т.е. создавали контуры задуманного рисунка.

Можно подробнее остановиться на таком незаменимом инструменте, как утюг. В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали белье, потом прокатывали по доске несколько раз.

В XIV в. начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.

Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.

На протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно - улучшалось качество и возрастала скорость работы.

Существенным достижением начала XX в. считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготовлять из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.

Приспособлением, очень нужным при работе с утюгом, является утюжильная доска, имеющая вид и форму раскладного столика. В сложенном виде она занимает мало места, поэтому нет проблем с ее хранением. Утюжить на ней одежду и нательное белье значительно удобнее, чем на обыкновенном столе. Натягивая белье на доску, вы избегаете повторного сминания, что часто бывает, когда ткань сложена вдвое на поверхности стола (например, при утюжении блузки или юбки).

Практическая работа на уроке:

- выполнение задания в рабочей тетради на закрепление знаний терминологии, применяемой при выполнении влажно-тепловых работ;

- изучение представленных образцов тканей с полотняным переплетением;

- проверка качества вышивальных ниток.

Обратите внимание! Необходимо объяснить учащимся значение соблюдения правил безопасного труда при выполнении ВТО и грамотного применения соответствующей терминологии.

Кроме того, очень важно уметь проверять качество вышивальных ниток, так как при тепловых работах они могут окрасить ткань.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести сантиметровую ленту, лоскут канвы, нитки мулине, ручную иглу, пяльцы, ножницы.

УРОК 4. Искусство марийской вышивки

как одно из самобытных явлений

в материальной и духовной культуре народа мари.

Последовательность вышивания

Цель урока: ознакомить учащихся с историей марийской национальной вышивки; сформировать у учащихся знания, а также умения выполнять ручные стежки и строчки; воспитать активность; развить творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе.

Дидактическое обеспечение: образцы вышитых изделий, инструкционные карты выполнения швов.

Материальное обеспечение: наперсток; копировальная бумага; карандаши, ткань нитки, иголки, ножницы.

Теоретические сведения. В начале изучения раздела следует дать учащимся определение понятия «вышивание», затем коротко познакомить с историей вышивки и многообразием ее видов.

Ознакомить девочек с видами выполнения рисунка на ткани.

Существуют два вида: счетное шитье – вышивка, которую выполняют по счету нитей ткани; шитье по произвольному контуру – вышивка по свободному, заранее нарисованному контуру.

Эти два способа, характерны для марийской вышивки.

Далее учителю следует познакомить девочек с искусством марийской вышивки.

Вышивание – это техника украшения изделий различного вида стежками из ниток.

Рекомендуется показать готовые вышивки, выполненные мастерицами, учителем, детьми предыдущих классов.

Обратить внимание на выбор ткани, ниток и иголок.

Ткани для вышивки лучше выбирать с полотняным переплетением нитей, такие как редина, лен, двунитка, канва.

Иголки надо приобретать с удлиненным ушком.

Учителю следует ознакомить учащихся с технологической последовательностью вышивания, которая включает ряд этапов – подготовка ткани к работе, разметка размера рисунка, заправка изделия в пяльцы, подготовка ниток к работе, заправка нитки в иглу и закрепление на ткани. Нужно обратить внимание учащихся на приемы закрепления нитки на ткани без узелка, подчеркнув при этом, что во время вышивания узелки не применяются.

В процессе изложения учащимся материала следует обратить особое внимание на область применения вышивки и качество выполнения ручных швов. Для развития интереса у учащихся к данному виду рукоделия учителю необходимо обеспечить каждое рабочее место достаточным количеством наглядных пособий хорошего качества.

Для освоения программы и овладения знаниями, умениями, навыками и приемами исполнения вышивки необходимо, чтобы практические и теоретические занятия проводились одновременно с изучением каждой темы.

Информация. Вышивание - один из наиболее доступных видов художественного творчества. С незапамятных времен вышивкой украшали одежду и предметы бытового убранства. Образцы вышивки мастерства встречаются среди памятников искусства древнейших народов.

Вышивки всегда тесно связаны с культурными особенностями каждого народа и эпохи. В основу вышивки положены национальные народные мотивы и орнаменты. На весь мир известны тончайшие китайские и индийские вышивки, старинные французские гобелены, своеобразные работы народов Севера, русские народные вышивки.

Большинство старинных русских вышивок выполнено на холсте. Вышивая льняными, и шелковыми нитками, применяя для вышивки бисер, блестки и металлическую нитку, мастерицы превращали куски домотканого холста в высокохудожественные произведения декоративного искусства. Кроме холста, вышивали также по шерстяной и хлопчатобумажной ткани, по бархату и шелку. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого и служит для украшения самых разнообразных изделий: скатертей, полотенец, дорожек, салфеток, диванных подушек, занавесей, покрывал, блузок, женского и детского платья, мужских сорочек, белья.

При изложении материала следует особо остановиться на искусстве марийской вышивки.

В процессе исторического развития у марийского народа складывались определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения. Марийские женщины бережно хранили приемы исполнения вышивки своей местности. В каждой семье, деревне существовали особые типы вышивок с определенными цветовыми сочетаниями и узорами. Например, «шымакш» (деталь женского головного убора) вышивали с изображениями птиц, животных, мотивов цветущих растений. Ни один узор в таких нарядах не повторялся, у каждой мастерицы были свой почерк и своя «меточка» (тамга) в виде узоров, ленточек и маленьких кисточек из разноцветных ниток. Вот почему по цветовой гамме, орнаменту вышивки можно было определить место исполнения изделия. К сожалению, полную информацию, переданную в «шарпане», не могут расшифровать ни старожилы, ни ученые. Этот вопрос остается предметом исследования этнографов и в настоящее время.

Природа занимала значительное место в творчестве марийского народа. Она являлась одним из источников, вдохновляющих человека в его художественной деятельности. Народ черпал в ней мотивы для создания узоров, которые украшали одежду и жилище.

В зооморфных и антропоморфных мотивах вышивок, марийцы обычно почитали оленя, медведя, коня, птицу, сочетая их с фигурками человека, деревьев, кустарника. Олень в орнаменте марийской вышивки являлся объектом охоты, конь связан с земледелием, утка и лебедь определялись как символы добра, любви и красоты. В образы птиц вышивальщицы вкладывали свою мечту о семейном счастье. Вот почему изображения двух птиц на концах полотенец или ветки и листика в уголке женского платка являются одним из распространенных символов в марийской вышивке. Эта традиция идет от древних легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, на возвышенном месте стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Возможно, поэтому «древо жизни» стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы – символами добра и семейного счастья. А все изображение в целом олицетворяло жизнь и благополучие. Птицы часто встречаются в вышивке горно-марийских платков. Узоры на них обычно вышиваются цветными нитками пастельных тонов.

Значительную часть орнаментальных узоров марийской вышивки составляют геометрические мотивы. Они являются ведущими, встречаются в самых разнообразных по форме и технике исполнения узорах. Геометрический орнамент различных народов многими исследователями признается древним. Семантика отдельных его видов раскрыта. Она обычно отражала условные знаки для первобытного человека в его космогонических представлениях в роли «оберега» или символа. Так, волнистые или прямые линии обозначали воду, землю; круг или квадрат символизировали небесный огонь – солнце. Для геометрических узоров традиционной марийской вышивки характерен довольно устойчивый набор орнаментальных мотивов, среди которых основную массу составляют квадраты, четырехугольники, многоугольники, треугольники и ромбы, косой и прямой крест, крест с загнутыми концами, наклонные и зигзагообразные полосы, криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, ромбообразных ответвлений.

Орнамент марийской вышивки включает и растительные мотивы. В узорах с изображениями деревьев, кустов, цветов, листьев, побегов марийские вышивальщицы стремились выразить любовь к природе.

Все три вида орнамента обычно образованы прямыми ломаными линиями в вертикальной и горизонтальной симметрии. На современном этапе преобладающим из всех видов является растительный орнамент. Все мотивы такого орнамента обычно исходят из реальных форм природы и имеют черты декоративной условности и стилизации.

Необходимо отметить, что вышивание требовало мастерства. Узор необходимо было расположить на определенной поверхности таким образом, чтобы не нарушить законов симметрии. Площадь, занятая вышивкой, и колорит узора зависели от назначения одежды и возраста женщины. Самыми нарядными были костюм молодой девушки и свадебный наряд невесты. Техника исполнения разнообразная, имеет отличия в вышивке луговых и горных мари.

В настоящее время все большее распространение находит вышивка «крестом», «гладью», «стебельчатым швом». На фабричной хлопчатобумажной ткани вышивальщицы предпочитают вышивать «гладью», которую марийки часто называют вышивкой на «русский манер». Основываясь на эстетических требованиях нашего времени, современные художники и мастерицы создают изделия, близкие к народной вышивке, используют в них традиционные формы орнамента, приемы исполнения; расцветку, композиционное решение.

Следует ознакомить учащихся со значением терминов, применяемых при выполнении вышивки, обращая внимание на правильное и грамотное их использование.

Основные швы, сохранившиеся в терминологии марийских вышивок, следующие: «роспись» («пушкыл тур»), «косая стежка» («кашта», «темышан»), «счетная гладь» («темыш тур»), «набор» («керыштыш»), «веревочка» («керем»), «мережка» («пырче лукмо», «йолвам лукмаш»).

Обратите внимание! При выполнении ручных работ учащиеся нередко допускают ошибки:

  • вдевают в ручную иглу очень длинную нитку;
  • забывают, что при вышивании не делают узелок;
  • путают количество вдеваемых в ручную иглу ниток (в зависимости от назначения).

Практическая работа на уроке:

- выполнение ручных стежков и строчек на ткани, применяемых в марийской вышивке.

Необходимо следить за аккуратностью выполнения учащимися образцов швов.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести лоскут ткани двунитки или канвы, нитки мулине, ручную иглу, пяльцы, ножницы, сантиметровую ленту.

УРОКИ 5-7. Строчевые швы в марийской вышивке.

Обработка края изделия кисточкой

Цель урока: сформировать у учащихся умение выполнять строчевые швы; развить внимательность и аккуратность в работе; воспитать культуру труда.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты и образцы выполненных строчевых швов и вышивок, учебники, журналы, книги по рукоделию, миллиметровая бумага.

Методические рекомендации. В начале урока необходимо познакомить детей со строчевой вышивкой. Представить ассортимент изделий и приемы вышивки.

Важно отметить, что не только марийской вышивке характерна эта техника. Можно рассказать об особенностях горьковского гипюра и крестецкой строчки, перичислить виды строчевой вышивки: мережки, белая строчка, строчка по письму, крестецкая строчка.

Особое внимание обратить на материалы и инструменты, применяемые в строчевой вышивке.

Простейшая строчевая вышивка – мережки. Выдерг нитей – одна из главных основ вышивки. Простейшие мережки: кисточка, столбик, в раскол. Виды мережек: узловые, штопаные и составные. Зависимость вида мережек от их назначения (для украшения столового, постельного белья, полотенец, салфеток, занавесок, женских и детских изделий).

Затем можно дать представление о том, как можно создать красивые и эффектные вышивки, используя сочетания различных видов строчевых швов с другими швами.

Перед тем как учащиеся приступят к самостоятельному выполнению строчевых швов, можно еще раз назвать и показать учащимся образцы швов: «кисточка», «столбик», «простая мережка». Желательно еще раз повторить приемы закрепления нитки на ткани без узелка.

Итоговый урок «Строчевые швы» можно провести в нетрадиционной форме, например «Путешествие в страну мастериц» с презентацией.

Теоретические сведения. «Мережка» («пырче лукмо» (л.м.), «пырцы лыкмы» (г.м.), «йолвам лукмаш» (лм.)) – узкая строчевая вышивка, представляет разновидность ажурного (сквозного) шитья. На прореженной полосе выполняют ажурные узоры, соединяя нити ткани в пучки различными способами.

Мережка бывает разнообразной – от несложных узких строчек до сложных узоров, напоминающих кружево. Эта техника распространена в вышивке народов многих регионов нашей страны. У горных мари такой вышивкой украшают самые различные изделия: полотенца, салфетки, платки, фартуки, передники («запон»). Наиболее простые виды мережек – «кисточка» и «столбик».

Для вышивки мережкой пригодны любые ткани полотняного переплетения (хлопчатобумажные, льняные и т.д.). Вышивают с помощью пялец, катушечными нитками, иногда применяют мулине. Толщину нитки выбирают в зависимости от качества ткани: для вышивки на тонких тканях используют нитки №60, 80; на льняном полотне, редине – №40, 50. Предварительно выдергивают нити по утку или основе ткани. Ход работы при вышивании – слева направо. Для закрепления нитки перед началом вышивки иголку вводят между нитями будущих столбиков и вкалывают ее в ткань, отступив от края на две – три нити. Края мережек закрепляют петельным швом.

«Кисточка» - односторонняя мережка, представляет собой обработку одной стороны полоски с выдернутыми нитями. Для такой вышивки надо выдернуть по основе или утку ткани 4-6 нитей, или более. Работу начинают слева направо, захватывая только с одной стороны продернутой полосы по 3-4 вертикальные (по отношению к работе) нити в пучки. Набрав на иглу определенное количество нитей (необходимо считать), надо закрепить нитку с левой стороны и сделать первый стежок через край, слева направо. Затем вытянуть иглу на себя и сделать второй стежок слева направо, при котором иглу вывести в середину предполагаемого пучка нитей, захватывая 1-2 нити ткани. Можно обвивать пучок нитей справа налево, если иголка идет слева направо, и вкалывать иглу на втором стежке между пучками нитей сверху вниз, захватывая 1-2 нити ткани, или снизу вверх. «Кисточка» – самая простая по исполнению односторонняя мережка.

Односторонней мережкой подшивают края полотенец, дорожек, скатертей. Для выполнения кисточек предварительно из ткани выдергивают нити основы или утка по всему краю изделия, необходимые для определенной длины самой кисточки. Игла с рабочей ниткой, двигаясь слева направо, захватывает с изнаночной стороны три-четыре свободные нити, обвивает их, затягивает в кисточку и выходит на лицевую сторону на две-три нити в ткань между нитями первой и следующей кисточек. По изнаночной стороне при переходе от одной кисточки к другой образуется диагональный стежок.

Небольшие салфетки, дорожки, платочки можно обрабатывать односторонней мережкой с бахромой. Для этого надо оставить для бахромы 1,5-3,0 см от края изделия, выдернуть 2-3 нити ткани и прошить изделие любым приемом вышивки. После этого нитки вокруг мережки выдернуть, и получается бахрома.

Практическая работа на уроках:

- определение размера будущего изделия;

- выполнение выдерга нитей;

- выполнение простых мережек (кисточка, столбик);

- выбор и зарисовка в рабочей тетради композиции вышивки.

Обратите внимание! У некоторых учащихся вызывает затруднение выполнение таких швов, как «столбик». Все рабочие места необходимо обеспечить инструкционными картами.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести начатое изделие, швейные нитки, иглу, ножницы. Подготовить выступление о марийской  вышивке.

УРОКИ 8-11. Выполнение косой стежки.

Техника исполнения стежков по счету нитей

без предварительного нанесения рисунка.

Роль косой стежки в вышивке.

Принципы выполнения косой стежки

(вертикальной, горизонтальной, диагональной)

Цель урока: научить детей выполнять без предварительного нанесения рисунка, по счету нитей ткани шов «косая стежка»; развить глазомер, чувство ритма; освоить навыки прорисовки орнаментов; развить внимательность и аккуратность в работе; воспитать культуру труда.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты выполняемого шва «косая стежка»; журналы, образцы орнаментов, тетради, цветные карандаши, миллиметровая бумага.

Теоретические сведения. Урок следует начать с организации рабочего места, а затем дать краткие сведения об орнаменте, композиции и мотиве вышивки.

Чтобы девочки лучше разобрались в технике выполнения «косой стежки» необходимо освоить навыки составления простейших орнаментов в тетради, а потом приступить к практическому выполнению.

В ходе практической части занятия необходимо: изучить характерные черты ткани двунитки, отмерить на ткани середину будущей салфетки, отметить ее стежками шов «вперед иголкой» яркой нитью, отступив от выполненной мережки по краям 0,5 см. Приступить к выполнению шва «косая стежка», обратив внимание на качество закрепки в начале шва.

Девочки начинают вышивать дорожку красными нитками по счету нитей с левого угла, обращая внимание на точность исполнения, так как при малейшей ошибке дорожка получится кривой. Получив одну прямую линию на ткани, приступить к выполнению поворота шва «косая стежка» под углом 90°. Далее заполнить этим же швом остальные края салфетки, на ткани получится двухсторонний узор.

Информация. «Косая стежка» («кошта», «темышан») – шов, рисующий узор линейными параллельными наклонными стежками в виде дорожки по лицевой и изнаночной сторонам. Длина стежка «косой стежки» на лицевой стороне больше, чем на изнанке. Обычно она исполняется в четыре нити в длину и в две нити в высоту. Расстояние между стежками в две нити. Также шов «косая стежка» используется для заполнения орнаментальных узоров, предварительно очерченных швом «роспись».

Стежки в приеме «косая стежка» идут в наклонном направлении. Вначале контур узоров выполняется «росписью» ниткой черного или темного цвета, а затем внутреннее пространство заполняется стежками. Движение при выполнении стежков идет вверх направо. Чтобы сделать первый стежок, от места закрепления нитки отсчитывают четыре нити ткани вправо и две вверх, вводят иглу, делают по изнанке горизонтальный стежок справа налево. Второй косой стежок идет на две нити выше первого и т.д. На изнанке получаются непрерывные горизонтальные линии.

Вышивка «косая стежка» встречается у разных народов, но особенно часто этот прием используется в марийской, чувашской, мордовской вышивках.

Практическая работа на уроках:

- составление в тетради общего эскиза изделия;

- вышивание.

Вышивать начинают по горизонтали с левого угла красными нитками дорожку из стежков «косой стежки».

Закончив нитку, нужно закрепить ее конец под стежками «косой стежки» и аккуратно его отрезать.

Вновь заправленную нить в иглу закрепляют под стежками «косой стежки» и продолжают выполнять шов.

Обратите внимание! У некоторых учащихся вызывает затруднение выполнение таких швов, как «косая стежка» необходимо чаше проводить контроль и обеспечить рабочие места инструкционными картами.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести начатое изделие, швейные нитки, иглу, ножницы. Найти пословицы о вышивке, видах рукоделия.

УРОКИ 12-17 Счетная гладь.

Составление простейших орнаментов для счетной глади.

Выполнение счетной глади

Цель урока: Научить детей выполнять счетные швы без предварительного нанесения рисунка, по счету нитей ткани; развить глазомер, чувство ритма; освоить навыки прорисовки орнаментов; развить внимательность и аккуратность в работе; воспитать культуру труда.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты, выполняемой «счетной глади»; журналы, образцы орнаментов, тетради, цветные карандаши, миллиметровая бумага

Теоретические сведения. Урок можно начать с материалов и инструментов, применяемых в работе. Правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований. Затем перейти к истории вышивки «счетная гладь». Особо следует обратить внимание на характерную технику вышивания по счету нитей ткани.

Информация. «Счетная гладь» («темыш тур», «керыштыш темышан») – вышивка по счету нитей, выполняется путем наложения стежков на отдельное количество нитей ткани по счету. К этой технике можно отнести «крестик», «двойной крест», «набор» и «счетную гладь», «роспись».

Стежки могут быть разной длины и могут располагаться вертикально, горизонтально и по диагонали.

«Счетной гладью» обычно вышивают различные геометрические орнаменты – треугольники, ромбы, квадраты, полосы, звездочки т. д. Она может быть односторонней и двусторонней.

При выполнении узора двусторонней счетной гладью рисунок получается с обеих сторон ткани. Стежки кладут в вертикальном или горизонтальном направлении параллельно друг к другу, иглу с рабочей ниткой вводят через одну нить ткани от ранее проложенного стежка.

Односторонняя счетная гладь выполняется односторонним гладьевым швом. Стежки кладут только с лицевой стороны, переход от стежка к стежку делают по изнаночной стороне, вводя иглу за одну нить перпендикулярно к основному стежку

Все фрагменты в счетной глади выполняются один за другим.

Обычно «счетная гладь» применялась при вышивке головных уборов типа «шымакш» у женщин северо-восточной (сернурской группы) мари.

Практическая работа на уроках:

- организация труда учащихся;

- подготовка ниток и инструмента к работе;

- выбор рисунка для вышивки изделия его прорисовка в тетради;

- выполнение «счетной глади» на образце, а затем на изделии.

При выполнении счетной глади рабочую нитку не следует туго натягивать, чтобы не стягивать ткань.

Обратите внимание! При выполнении «счетной глади» необходимо чаше проводить контроль и обеспечить рабочие места инструкционными картами и образцами вышивок.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести выполняемое изделие, швейные нитки, иглу, ножницы, цветные карандаши.

УРОКИ 18-21 Роспись.

Порядок выполнения росписи.

Составление простейших орнаментов для росписи. Цвет

Цель урока: научить детей самостоятельно составлять эскиз узора на бумаге для украшения салфетки, располагать элементы рисунка с учетом поверхности занимаемой композиции, выполнять «роспись» на ткани без предварительного нанесения рисунка, по счету нитей ткани; развить глазомер, чувство ритма; развить внимательность и аккуратность в работе; воспитать культуру труда.

Дидактическое и материальное обеспечение: инструкционные карты выполняемой «росписи»; журналы, образцы орнаментов, тетради, миллиметровая бумага, цветные карандаши, ножницы, иголки, нитки, выполняемое изделие.

Теоретические сведения. Вначале урока нужно ознакомить девочек с композицией, орнаментом и мотивом рисунка, сказочными образами в народной марийской вышивке, символикой вышивки (образы птицы, коня, солярные знаки солнца). Можно привести пословицы, поговорки, сказки, обряды и обычаи связанные с образом птицы.

На следующем этапе следует объяснить технику выполнения счетной вышивки «роспись», определить каким будет орнамент. Затем выполнить эскиз изделия на бумаге, красным карандашом указав места расположения вышивки «росписи». У девочек должен быть составлен общий эскиз изделия, в соответствии с которым необходимо прорисовать орнамент с «росписью» детально в тетради. Только после этого можно отметить на подготовленном изделии начало орнамента контрастной нитью и приступать к выполнению «росписи» на изделии.

В конце урока повторить особенности вышивки контурного рисунка по счету нитей, правила закрепления ниток в начале и конце работы.

Информация. «Роспись» («пушкыл тур») – двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками; вышивают в два хода, то есть по одному и тому же контуру необходимо пройти дважды. Вначале создают пунктирный рисунок, оставляя между стежками равномерные промежутки в две нити. Стежки прокладываются соответственно узору по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Второй ход – обратный, то есть по этой же линии заполняют оставшиеся промежутки между прошитыми стежками. Проколы делают в местах первого прокола стежков, строго соблюдая их очередность. Таким образом, создается рисунок, абсолютно одинаковый на лицевой и изнаночной сторонах ткани. Затем пространства внутри контурного рисунка могут быть заполнены швом «косая стежка».

В старину вышивка выполнялась без узелков. У марийцев на рабочей нитке узелки делать не полагается. Работа считается дилетантской, если с изнаночной стороны вышивки имеются заметные узелки. Изнаночная сторона всегда должна быть аккуратной, чистой, без узелков и длинных хвостиков ниток, свисающих, как бахрома.

Практическая работа на уроках:

- организация труда учащихся;

- подготовка ниток и инструмента к работе;

- выбор рисунка для вышивки изделия его прорисовка в тетради;

- выполнение простейшей композиции в цвете;

- составление эскиза орнамента для вышивки «роспись»;

- вышивка орнаментальной полоски в технике «роспись»;

- выполнение внутриконтурных и внеконтурных разделок.

Обратите внимание! Изнаночная сторона всегда должна быть аккуратной, чистой, без узелков и длинных хвостиков ниток, свисающих, как бахрома.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести выполняемое изделие, швейные нитки, иглу, ножницы, цветные карандаши, миллиметровая бумага.

УРОКИ 22-27. Набор в вышивке.

Составление простейших орнаментов для набора. Выполнение набора

Цель урока: Освоение навыков прорисовки орнаментов; развитие художественной культуры детей, привитие любви к традиционному виду народного искусства – вышивке; усвоение специфики национальной вышивки; обучение приемам выполнения шва «набор» в марийской вышивке; освоение правил пользования инструментами и инструкционными картами; развитие творческого начала, эстетического вкуса.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты выполнения «набора»; журналы, образцы орнаментов, тетради, цветные карандаши, миллиметровая бумага.

Теоретические сведения. В начале урока необходимо рассмотреть вышивку, как оберег и познакомить девочек с основными элементами-символами в традиционном марийском костюме, которые выполняют функции оберега.

Можно рассказать, что вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл;

«чызорол» – «сторож грудей»;

«пондашйыртур» – «вышивка вокруг бороды»;

«вачум-балтур» – «вышивка на плечах»;

«тувырбрма» – «знак зрелости мужчины»;

 «вачумбалтур» – «вышивка на плечах»;

 «ту-порол» – «сторож спины».

Затем можно продолжить освоение навыков композиции и прорисовки орнаментов.

Перед выполнением счетного шитья «набор» нужно вспомнить правила закрепления ниток в начале и конце работы и правила пользования инструментами, инструкционными картами.

Информация. При изучении марийской национальной одежды невозможно обойти вниманием традиционное исполнение оберегов на мужских и женских рубашках. Вышитые символы всегда несли в себе глубокий философский смысл, они «своеобразно отражали космогонические и мифологические представления предков марийцев, играли роль оберегов или ритуальных символов, передавали понятие об определенном явлении, связанном с добрым или злым началом»

В традиционном марийском костюме существуют элементы-символы, которые своим местонахождением выполняют функции оберега. Так, у приволжской группы луговых мариек между вышивкой по сторонам грудного разреза и вышивкой, спускающейся с плеч по швам, располагается по обе стороны орнаментальная розетка чызорол – «сторож грудей», наличие их в вышивке считалось признаком зрелости женщины, символами замужества и материнства. Такой знак оберегал здоровье женщины-матери, которая должна была родить и выкормить здоровых детей, продолжателей традиций и культуры рода. На детских рубашках подобная нагрудная вышивка отсутствует. В своей основе рисунок ее состоит из геометризированных элементов и больше напоминает узор растительного вида – цветка или лепестков. Орнамент имеет контур росписью.

Традиционное оформление мужской рубашки также имеет свои отличительные особенности. Пондашйыртур – «вышивка вокруг бороды». Вышивается на нагрудной части мужской рубашки. Вышивка как бы примыкает к острому концу основной орнаментальной композиции нагрудной вышивки, а затем образует собой несколько мелких углов и поднимается к плечам по левой и правой сторонам разреза. Плотная вышивка, украшающая грудной разрез рубашки, дополняется легкой вышивкой, в которой даются обычно только контуры. Вачумбалтур – «вышивка на плечах». Вышивается на наплечной части передней детали мужской рубашки. Рисунок представляет собой орнамент, расположенный по диагонали и примыкающий к нагрудной вышивке в верхней ее части Узор, напоминающий бордюрную композицию, является оберегом широких мужских плеч, крепкого тела, физической силы. Тувырбрма – «знак зрелости мужчины». Вышивается на подоле переднего полотна мужской рубашки, в центре. Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка ту-порол – «сторож спины», оберегавший владельца рубахи со стороны спины. Размещали узор на уровне лопаток в виде розетки или зигзагообразных линий, вышитых косой стежкой.

Мужчина – продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая обереговый орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора, целую канву из крючков и завитков.

После разъяснения оберегового значения вышивки можно перейти к технике вышивания «набор». «Набор» («керыштыш», «умбачке - рыштыш») напоминает узорное тканье, рисунок получается двухсторонним. «Набор» относится к числу старинных швов, он применялся для выполнения узоров в головном уборе «шымакш», в свадебных платках. Для исполнения узора отсчитывают нити основы ткани, пропускают иголку с ниткой через определенное количество нитей, необходимых для узора. Иголка идет по одной линии, как бы проныривая вверх вниз, доходя до конца предполагаемого поля рисунка. Затем, поднимая выше основы прошитую линию на одну нить, поворачивают иголку обратно. Исполняется вторая линия данного узора, таким же образом  вышивается сразу весь рисунок по ширине изделия то по лицевой, то по изнаночной стороне ткани.

Практическая работа на уроках:

- организация труда учащихся;

- подготовка ниток и инструмента к работе;

- выбор рисунка для вышивки изделия его прорисовка в тетради;

- выполнение простейшей композиции в цвете;

- составление эскиза орнамента для вышивки «набор»;

- вышивка орнаментальной полоски в технике «набор».

В ходе практической работы необходимо напомнить девочкам, что изнаночная сторона всегда должна быть аккуратной, чистой, без узелков и длинных хвостиков ниток, свисающих, как бахрома.

Напомните учащимся! На следующее занятие необходимо принести выполняемое изделие, швейные нитки, иглу, ножницы, цветные карандаши.

УРОКИ 28-33. Узорные дорожки в вышивке.

Составление орнаментов для узорных дорожек.

Выполнение узорных дорожек

Цель урока: Научить детей самостоятельно составлять эскиз узора на бумаге для украшения салфетки, уметь располагать элементы рисунка с учетом поверхности занимаемой композиции, продолжить освоение навыков вышивания салфетки с использованием знакомых швов; ознакомить с элементами росписи «узорная дорожка»; воспитать трудолюбие, любознательность, стремление изучать традиции народной вышивки.

Дидактическое обеспечение: образцы салфеток, иллюстрированные альбомы с вышивкой, инструкционные карты.

Материальное обеспечение: ткань, салфетка, разноцветные нитки мулине, миллиметровая бумага или листок в клеточку, карандаши и фломастеры, иглы, ножницы, пяльцы.

Теоретические сведения. Вначале урока необходимо повторить основные освоенные термины, вспомнить что такое «композиция», «орнамент» и «мотив рисунка».

Затем можно рассказать о сказочных образах в народной марийской вышивке, ее символике (образы птицы, коня, солярные знаки солнца), привести пословицы, поговорки, сказки, обряды и обычаи связанные с образом птицы.

На следующем этапе объяснить технику выполнения счетной вышивки-росписи и определить, каким будет орнамент. Выполняя эскиз изделия на бумаге, красным карандашом укажете места расположения вышивки «росписи». В тетради на общем эскизе изделия необходимо прорисовать орнамент с росписью детально. Приступать к выполнению «росписи» на изделии можно после того как начало орнамента будет отмечено контрастной нитью.

В конце урока повторить особенности вышивки контурного рисунка по счету нитей и правила закрепления ниток в начале и конце работы.

Информация. Техника выполнения узорной дорожки. Для выполнения узорной дорожки («умбалкорно» и «каштатур») от намеченного края оставляют 1 см и закрепляют нитку. Отсчитав от него 2 нити вправо и 2 нити вверх, делают стежок-диагональ. Нитка ложится на поверхность рабочего поля, иголка уходит вниз. Отсчитывают 2 нити вниз и 2 нити вправо, иголка выходит на поверхность, а стежок ложится на изнаночной стороне. Линия в виде зигзага вышивается пунктиром. В обратном направлении прошиваются пропущенные стежки.

Практическая работа на уроках:

- изучение салфеток, выполненных мастерицами;

- выбор мотивов рисунка и составление композиции узора;

- подготовка к работе;

- вышивание.

Перед работой необходимо проутюжить ткань через влажную ткань.

Обратите внимание! При  выполнении «счетной глади» необходимо чаше проводить контроль и обеспечить рабочие места инструкционными картами и образцами вышивок.

Напомните учащимся! На следующее занятие принести законченное изделие, и подготовленное выступление с презентацией «искусство марийской вышивки».

УРОКИ 34 Защита изделия.

Презентация «Искусство марийской вышивки»

Цель урока: Воспитать интерес к ручному труду; развить эстетический вкус, научить сравнивать и сопоставлять работы; воспитать чувство гордости за свой труд.

Дидактическое и материальное обеспечение: компьютер, проектор, литература о марийской национальной вышивке, фотоаппарат, видеокамера, выполненная работа.

Теоретические сведения. Подведение итогов и анализ работ, выполненных за год. Организация и оформление отчетной выставки работ за год. Поощрение детей, изготовивших лучшие работы.

Практическая работа на уроках:

- выступления детей в соответствии с составленной дома презентацией.

Литература

1.Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки / Н.С. Сафонова, О.С. Молотобарова: Издательство «Просвещение», 1983. – 143 с.

2.Кочергина Э. М. Технология обучения: творческое погружение в народную культуру. / Э. М. Кочергина. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008.-184 с.

3.История и культура марийского народа: Хрестоматия для 5-6 классов/ А.А. Андреев, О.М. Герасимов, С.П. Захарова, И.С. Иванов, Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1993. – 232 с.

4.Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари/ Г.Е. Шкалина. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 208 с.

5. Меджитова Э.Д. Марийское народное искусство/ Э.Д. Меджитова. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1985. – 270 с.

6.Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки/ Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1982. – 88 с.

7.Молотова Т.Л.  Марийский народный костюм/ Т.Л. Молотова. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – 112 с.

8.Андреева И.А Рукоделие / И.А Андреева, А.Л. Грекулова, А.А Загребаева, Н. П. Кондратьева. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 287 с.

9.Еременко Т.И. Рукоделие / Т.И. Еременко: Издательство «Легкая пищевая промышленность»–1987.-105 с.

10.Соловьева Г.И. Терминология марийской вышивки/ Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2002. – 136 с.

11. Майкова Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям/ Л.Е Майкова, Н. В. Гаврилова, Т. В. Калинина, В. В. Лосева,Э. Я. Маркова,М. А. Моисеева, В. Е. Перова, С. И. Сафина. – Йошкар – Ола: Издательство «Вертикаль», 2007.- 168 с.

12.Крюкова Т. А. Марийская вышивка. Л., 1951. – 109 с



Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч)

Система уроков

Дидактическая модель обучения,

педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Планируемый результат (формируемые компетенции) и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

1.

Знакомство с искусством марийской вышивки с одним из самобытных явлений в материальной и духовной культуре народа мари (1 час)

Обучающая модель

(вводная лекция с применением наглядных пособий)

Фронтальный (двухсторонний процесс обмена информацией между преподавателем и аудиторией в целом)

Ценностно-смысловая компетенция:

знать традиционные народные ремесла(Р);

знать историю марийской национальной вышивки и способы выполнения (Р);

понимать роль традиционных народных ремесел в жизни народа мари (П);

осмысление искусства марийской вышивки как явления окружающей природы (П).

Учебно-познавательная компетенция:

дать определение понятиям «Жилище», «Одежда», «Фольклор» (Р);

перечислить пословицы посвященные марийским мастерицам (Р);

способность назвать ручные стежки, используемые в марийской вышивке (Р).

1. Сафонова, Н. С. Кружки художественной вышивки

2. Майкова, Л. Е. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям

3. Молотова, Т. Л. Марийский народный костюм

2.

Организация рабочего места вышивальщицы, инструменты и приспособления, правила безопасности труда (1 час)

Обучающая модель

(лекция, работа с книгой, беседа, демонстрация)

Коллективный

Учебно-познавательная компетенция:

изложить историю иглы, ножниц, наперстка, сантиметровой ленты, пялец (Р);

перечислить традиционные способы выполнения марийской вышивки (Р);

назвать порядок подготовки рабочего места для выполнения вышивальных работ по счету (Р);

перечислить необходимые инструменты, материалы и приспособления для выполнения марийской национальной вышивки (Р);

Информационная компетенция:

способность подобрать материал по заданию преподавателя и сформировать доклад (Т).

Личное самосовершенствование:

освоить правила пользования инструментами при выполнении вышивальных работ (П);

назвать и соблюдать правила безопасного труда и организации рабочего места для выполнения ручных работ (П).

1. Кочергина, Э. М. Технология обучения: творческое погружение в народную культуру

2. Майкова, Л. Е. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям.

3

Влажно - тепловые работы. Выбор ткани, ниток, для выполнения вышивки по счету, цветовая гамма (1 час)

Обучающая модель

(лекция, работа с книгой, работа с компьютером, выступления, домашнее задание)

Фронтальный

Индивидуальный

Коммуникативная компетенция:

выступление на тему «Значение цвета в марийской вышивке; белый, черный, красный, зеленый, желтый цвет?» (П);

Информационная компетенция:

умение работать с компьютером и бумажными источниками при поиске и обработке информации (П);

Учебно-познавательная компетенция:

дать определение терминам влажно-тепловой обработки (Р);

перечислить требования к влажно-тепловой обработке (Р);

назвать цветовую гамму марийской вышивки (Р);

понимание специфики выбора ниток и ткани для счетного шитья (П).

1. Еременко, Т. И. Рукоделие

2. Сафонова, Н. С. Кружки художественной вышивки

4

Строчевые швы в марийской вышивке. Обработка края изделия кисточкой (3 часа)

Многофункциональная модель (демонстрация, беседа, работа с компьютером, презентация, работа с книгой, домашнее задание)

Фронтальный

Индивидуальный

Коммуникативная компетенция:

изложить материал о видах рукоделия, вязании крючком, макраме, вязании на спицах, вышивании в форме доклада (Р);

сделать презентацию о видах рукоделия, вязании крючком, макраме, вязании на спицах, вышивании (П);

Информационная компетенция:

умение работать с компьютером и бумажными источниками при поиске и обработке информации (П);

Учебно-познавательная компетенция:

дать определение понятиям мережка, мережка кисточка, мережка столбик, мережка пучок, мережка панка (Р);

знать приемы строчевой вышивки и ассортимент изделий (Р);

перечислить материалы и инструменты, применяемые в строчевой вышивке (Р);

выполнять строчевые швы (П);

Личное самосовершенствование:

развитие внимательности и аккуратности в работе (П);

воспитание культуры труда (П).

  Еременко Т.И. Рукоделие.

5

Выполнение косой стежки. Техника исполнения стежков по счету нитей без предварительного нанесения рисунка. Роль косой стежки в вышивке. Принципы выполнения косой стежки (4 часа)

Многофункциональная модель

(демонстрация, беседа, выступления, работа с книгой, работа с компьютером, домашнее задание)

Фронтальный

Индивидуальный

Коммуникативная компетенция:

изложить материал о пословицах, художественных произведениях о вышивке и других  видах рукоделия в форме доклада (Р);

использовать оптимальное количество примеров при выполнении доклада, логично изложить материал (П);

Информационная компетенция:

умение находить информацию в СМИ о пословицах, художественных произведениях о вышивке и других  видах рукоделия (П);

умение пользоваться Интернетом при поиске информации о пословицах, художественных произведениях о вышивке и других  видах рукоделия (П);

Учебно-познавательная компетенция:

дать определение понятиям композиция, кыне, куляш вынер, йытын, народный костюм, сорока, шарпан, шымакш (Р);

изложить информацию об орнаменте, композиции и мотиве вышивки (Р);

описать характерные черты ткани двунитки (Р);

составлять простейшие орнаменты (П);

выполнять без предварительного нанесения рисунка, по счету нитей ткани шов «косая стежка» (П);

Личное самосовершенствование:

развить глазомер, чувство ритма, внимательность и аккуратность в работе (П);

воспитать культуру труда (П).

1. Кочергина, Э. М. Технология обучения: творческое погружение в народную культуру.

2. Соловьева, Г.И. Орнамент марийской вышивки

3. Майкова, Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям

6.

Счетная гладь. Составление простейших орнаментов для счетной глади. Выполнение счетной глади (6 часов)

Многофункциональная модель

(театрализованный урок, демонстрация, беседа, работа с книгой, домашнее задание, использование компьютера)

Коллективная

Индивидуальная

Ценностно-смысловая компетенция:

знакомство с художественным словом (Р);

способность ценить и уважать культурное наследие народа мари (П);

Коммуникативная компетенция:

развитие способности установить коммуникацию с аудиторией (П);

получение навыков презентации в театрализованной форме, с использованием стихов, частушек, сказок, пословиц, песен в соответствии с тематикой выступления (Т);

Информационная компетенция:

умение работать с компьютером и бумажными источниками информации (Р);

Учебно-познавательная компетенция:

выполнять счетные швы без предварительного нанесения рисунка, по счету нитей ткани (П);

Личное самосовершенствование:

развить глазомер, чувство ритма, внимательность и аккуратность в работе (П);

воспитать культуру труда (П).

Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки.

7.

Роспись. Порядок выполнения росписи. Составление простейших орнаментов для росписи. Цвет (4 часа)

Многофункциональная модель (беседа, работа с книгой, демонстрация способов выполнения «росписи», работа с компьютером, презентация, работа с источниками, домашнее задание)

Фронтальный

Индивидуальный

Коммуникативная компетенция:

сделать презентацию «Орнамент в марийской вышивке» (П);

Информационная компетенция:

умение работать с компьютером и бумажными источниками информации (Р);

Учебно-познавательная компетенция:

дать определение понятиям оберег, обряд, обычай, традиция (Р);

составлять эскиз узора на бумаге для украшения салфетки (П);

располагать элементы рисунка с учетом поверхности занимаемой композиции (П);

выполнять «роспись» на ткани без предварительного нанесения рисунка, по счету нитей ткани (П);

Личное самосовершенствование:

развить глазомер, чувство ритма, внимательность и аккуратность в работе; воспитать культуру труда (П).

История и культура марийского народа: хрестоматия для 5-6 классов

8.

Набор в вышивке. Составление простейших орнаментов для набора. Выполнение набора (6 часов)

Многофункциональная модель (беседа, работа с книгой, демонстрация способов выполнения «набора», работа с компьютером, презентация, работа с источниками, домашнее задание)

Фронтальный

Индивидуальный

Коммуникативная компетенция:

Выступление-презентация «Обереги в марийской вышивке» с использованием информационных технологий, оптимального количества примеров, демонстрировать свободное владение материалом при ответах на вопросы аудитории (П);

Информационная компетенция:

умение работать с компьютером и бумажными источниками информации (Р);

Учебно-познавательная компетенция:

дать определение понятиям  «чызорол», «пондашйыртур», «вачум-балтур», «тувырбрма», «пондашйыртур», «вачумбалтур», «ту-порол» (Р);

перечислить правила пользования инструментами (Р);

владение навыками пользования инструкционными картами (П);

выполнение шва «набор» (П);

Личное самосовершенствование:

развитие художественной культуры детей, привитие любви к традиционному виду народного искусства – вышивке, развитие творческого начала, эстетического вкуса (П).

Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки.

   Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари.

   Молотова Т.Л.  Марийский народный костюм.

9.

Узорные дорожки в вышивке. Составление орнаментов для узорных дорожек. Выполнение узорных дорожек (6 часов)

Многофункциональная модель (беседа, работа с книгой, демонстрация способов выполнения «узорных дорожек», работа с компьютером, презентация, работа с источниками, домашнее задание)

Фронтальный

Индивидуальный

Коммуникативная компетенция:

Выступление-презентация «Техника вышивания» с использованием информационных технологий, оптимального количества примеров, демонстрировать свободное владение материалом при ответах на вопросы аудитории (П);

Информационная компетенция:

умение работать с компьютером и бумажными источниками информации (Р);

Учебно-познавательная компетенция:

дать определение понятиям легенда, миф, обрядовая песня, народная песня, предание, пословица, фольклор, эпос (Р);

составлять эскиз узора на бумаге для украшения салфетки, располагая элементы рисунка с учетом поверхности занимаемой композиции (П);

выполнение росписи «узорная дорожка» (П);

Личное самосовершенствование:

воспитать трудолюбие, любознательность, стремление изучать традиции народной вышивки (П).

Соловьева, Г. И. Орнамент марийской вышивки

Кочергина, Э. М. Технология обучения: творческое погружение в народную культуру

10

Защита изделия. Презентация «Искусство марийской вышивки» (2 часа)

Урок самопрезентация (презентация проектов, использование средств визуализации, работа с компьютером)

Индивидуальная

Коммуникативная компетенция:

способность презентовать свою работу, используя необходимые иллюстративные средства, отстоять свою точку зрения (Т);

Информационная компетенция:

умение выбрать источник необходимой при подготовке презентации информации и демонстрировать навыки работы с ним (П);

Личное самосовершенствование:

демонстрировать культуру мышления и поведения, владеть способами безопасного труда (П).

Учебно-познавательная компетенция:

разработать рекламный проспект изделия (Т).

Соловьева, Г. И. Терминология марийской вышивки.

Шкалина, Г. Е. Традиционная культура народа мари.

Молотова, Т. Л.  Марийский народный костюм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская рабочая программа по химии 11 класс

рабочая программа по химии 11 класс для 1 часа в неделю....

Авторская рабочая программа по биологии 8 класс

Данная рабочая программа составлена на основании:Стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень) 2004 годаПрограммы общеобразовательных учреждений по биологии ( авторы Пасечник В....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 8 КЛАСС

ПРОГРАММА КУРСА“В мире профессий” Основным предназначением образовательной области “Технология” является формирование у школьников трудовой и технологической культуры, системы технологических зна...

Авторская рабочая программа по алгебре 8 класс.

Авторская рабочая программа по алгебре 8 класс содержит все необходимые разделы, в том числе по два варианта контрольных работ....

Календарно-тематическое планирование к авторской рабочей программе "Английский язык" 5 класс (УМК Сферы)

Содержание учебного предмета (курса) «Английский язык» в 5-9 классах Предметное содержание речиМоя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.Мои друзья. Луч...