"Без обеда не красна - беседа"
план-конспект занятия по технологии (7, 8 класс) на тему

Чернова Ольга Ибрагимовна

Итоговое занятие по теме "Первые блюда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл supy.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: «Первые блюда» 

Тема: «Без обеда не красна беседа» (итоговое занятие)

Цель: закрепить полученные знания по разделу «Первые блюда»

Образовательная задача:

  1. Выявлять степень усвоения темы учащихся, закрепить знания по данной теме;    
  2.  формировать умение обучающихся систематизировать информацию.

Развивающие задачи:

  1. Развивать  мышление;
  2.  развивать умения обучающихся сравнивать и анализировать.

Воспитательные задачи:

  1. Прививать  навыки  работы  в группах;
  2. развивать навыки культурного поведения  за столом;
  3. воспитывать инициативу.

Тип занятия: закрепление изученного материала

Форма: занятие с преобладанием групповых и индивидуальных форм обучения с элементами игры

Оборудование: ножи, разделочные доски, кастрюля, сковорода, разливная ложка, чашка, предметы для сервировки стола, продукты

Раздаточный материал:  ведомости игры «Слабое звено», задания №1,2  

Методы обучения: практический, репродуктивный.

Продолжительность занятий: 95минут

Методическое обеспечение занятия: оценочная ведомость подведения итогов игры.

Ход занятия

1. Орг. момент: (2мин)

Проверить готовность к занятию, выявить отсутствующих (если есть), назначить дежурных.

2.Повторение пройденного материала - технология игрового обучения:(30мин)

Слово педагога: «Без обеда не красна беседа» гласит русская пословица. И вы знаете что главное блюдо обеда - это супы.  Вы научились готовить разнообразные супы. Перечислите их (борщ, щи, крупяной, молочный, картофельный, рыбный, с макаронными изделиями).

Объявить цель занятия. А чтобы проверить, как вы усвоили данный материал, я предлагаю вам разделиться на две подгруппы и сыграть в игру «Слабое звено»

Проведение игры "Слабое звено". Активность учащихся регистрируется в ведомости №1. Оценки выставляются в ведомости №2. (Приложение)

Цель игры:

  • образовательная: проверить степень усвоения тем обучающимися, закрепить знания по этим темам.
  • воспитательная: активизировать деятельность обучающихся, повысить стремление усваивать знания.

Условия игры: Игра проводится в несколько туров. В 1 туре принимают участие все обучающиеся группы. Каждому задается по одному вопросу, те ребята, кто не ответит правильно на вопрос - выбывают из игры (слабое звено). По тому же принципу проводятся и последующие туры.

Последний тур (финал) проводится с оставшимися учащимися (двумя или тремя). Победитель "сильное звено" группы.

Выбывшие из игры учащиеся - "слабые звенья", могут принимать участие в игре, только в другом качестве: если участник игры не может ответить на вопрос, то с разрешения педагога на него отвечают "слабые звенья".

Формы оценки: 5 - выставляется участникам финала и полуфинала, остальные оценки - за активность участи в игре.

Выводы: Проведение игры способствует стиранию грани "учащийся - педагог"; остается желание ответить на вопрос, в процессе игры даже вышедшие из игры участники самопроизвольно мыслят про себя (или по разрешению педагога вслух), дают ответы на звучащие вопросы; обучающиеся лучше усваивают тему.

Вопросы для игры "Слабое звено"- тема "Первые блюда"

  • Форма нарезки овощей для супа с вермишелью (соломка)
  • Можно ли сварить суп харчо со свининой? (нет)
  • Форма нарезки овощей для супа рисового. (кубики)
  • С какой крупой варят суп полевой? (пшено)
  • Общие правила подачи заправочных супов (в подогретую тарелку мясо или рыбу, или курицу и т.д. + суп + сметана (если нужно) + зелень)
  • С какой крупой можно приготовить суп крестьянский? (перловая, овсяная, пшенная)
  • Какие солянки подают без сметаны? (рыбные)
  • Какой рассольник подают с льезоном? (московский)
  • Какую солянку готовят с картофелем? (домашняя)
  • Суп с солеными огурцами (рассольник)
  • Какие щи варят без капусты? (зеленые)
  • Нужен ли для приготовления щей из свежей капусты картофель? (нет)
  • Какие супы заправляют пассерованой мукой? (супы без крахмалосодержащих продуктов)
  • Как подготавливают квашеную капусту для приготовления щей из квашеной капусты? (тушат)
  • Какие супы подают со сметаной? (щи, борщи, рассольники, солянки, суп крестьянский)
  • Без чего не приготовишь борщ? (без свеклы)
  • Какие щи варят с крупой (по-уральски)
  • Что нужно сделать с рассолом огуречным чтобы добавить его в рассольник? (процедить, прокипятить)
  • Характерная особенность рассольника ленинградского (варят с крупой)
  • Форма нарезки капусты в борще флотском (шашки)
  • Форма нарезки картофеля в супе картофельном с рисом (кубики)
  • С какой крупой варят харчо? (рис)
  • Характерная особенность варки борща украинского (перед подачей заправляют чесноком, растертым со шпиком, варят со сладким перцем)
  • Когда при варке супов добавляют соль и специи? (за 5 минут до готовности)
  • При каком кипении варят супы? (слабом)
  • Когда при варке супов закладывают кислотосодержащие продукты? (в конце варки)
  • Как приготавливают крупу для варки супов? (перебирают, промывают)
  • Какие супы называют заправочными? (которые заправляют пассерованными овощами)
  • Норма отпуска 1 порции супа (500 гр)
  • Один из способов подготовки свеклы для борща (тушение, пассерование или варка)
  • Для чего при тушении свеклы добавляют уксус? (для сохранения цвета)
  • Какие щи подают в горшочке? (суточные)
  • Рассольник с капустой (домашний)
  • Какой овощ входит в состав всех заправочных супов? (лук)
  • Какие супы подают с кружочком очищенного лимона? (солянки)
  • Какой рассольник готовят без картофеля? (московский)
  • Можно ли из свежей капусты приготовить щи по-уральски? (нет, только из квашеной)
  • Если щи из свежей капусты с картофелем варят с ранней капустой, ее закладывают до или после картофеля? (после)
  • Когда при варке супов закладывают пассерованные овощи? (за 10-15 мин до готовности)
  • Почему перловую крупу перед закладкой в суп отдельно отваривают до полуготовности и промывают? (так как отвар темного цвета и слизистой консистенции, это ухудшает качество супов)
  • Борщ с фасолью (сибирский)
  • какие супы готовят на концентрированных бульонах (солянки)
  • t° подачи заправочных супов (75°)
  • Виды бульонов (мясной, мясокостный, костный, из птицы, рыбный)
  • Какие специи используют при варке супов (перец, лавровый лист)
  • Ассортимент борщей
  • Ассортимент щей
  • Ассортимент рассольников
  • Ассортимент солянок
  • Ассортимент картофельных супов
  • Как подготовить бобовые для варки супов? (перебрать, промыть, замочить в холодной воде)
  • На каком бульоне готовят рассольник московский? (куриный)
  • Перечислите сырье, входящее в состав супа картофельного с вермишелью (картофель, лук, морковь, вермишель, жир, зелень)
  • Норма сметаны для подачи 1 порции супа (10 гр.)
  • Соотношение воды и мясопродуктов для варки нормального бульона (5:1)
  • Какой водой заливают мясопродукты при варке бульонов? (холодной)
  • Почему нельзя варить бульоны на сильном огне? (бульон мутный, вкус эмульгированного жира_)
  • Жидкая основа заправочных супов (бульон, отвар, вода)
  • Что используют для придания рассольникам острого вкуса? (огуречный рассол)
  • Грузинский суп (харчо)
  • Какие бобовые используют для варки супов (горох, фасоль, чечевица)
  • Какое мясо используют для подачи супа полевого? (никакое)
  • Чем отличается суп рисовый от харчо? (больше мяса, харчо острый, нет моркови)

3. Практическая часть - групповые технологии(40мин)

Слово педагога: Молодцы ребята, справились с вопросами, а теперь я предлагаю подгруппам  приготовить суп по  выбору. Вам необходимо распределить свои обязанности, кто, чем будет заниматься. Напомните основные этапы приготовления супа. Перечислите их (подготовка овощей – чистка, нарезка; варка бульон; закладка продуктов в бульон; пассерование овощей; заправка супа). Будет оцениваться вкусовые качества, правильность нарезки и подача блюда, правила соблюдения техники безопасности. Время на приготовление отводится 30 минут.

В ходе работы проводится текущий инструктаж по мере необходимости, проверяется  порядок выполнения задания, аккуратность в работе, чистота рабочих мест.

4.Дегустация(10мин)

Дежурные производят сервировку стола.

Слово педагога: Ребята, отведенное время вышло, и я чувствую аромат ваших супов. Сейчас я предлагаю вам продегустировать суп другой подгруппы. И дать оценку качества готового блюда. Если есть ошибки, указать какие. Записать результат в оценочную ведомость № 2.  Дежурные убирают со стола.

5.Самостоятельная работа - технология игрового обучения (7мин)

Слово педагога: Вы справились с этим заданием, оценили работу своих товарищей, я предлагаю вам поучаствовать в мини соревновании.

Проведение соревнования.
Дается  задание каждой подгруппе: заполнить в таблицах№1, 2 (приложение) пустующие клетки. Дается старт. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание. Оценки выставляются в ведомости № 2.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (6 мин).

Итоги занятия подводятся в оценочной ведомости и оглашаются обучающимся. Слово педагога:  Молодцы, ребята. Поработали  все хорошо.

-Что вам понравилась сегодня на занятии?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

Я очень надеюсь, что полученные знания, будут закреплены дома, и вы сможете порадовать своих близких и родных вкусным супом, приготовленный вами.

На следующий учебный год мы продолжим изучать эту тему. Ведь разнообразие супов  очень велико.

На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!

Приложение

Ведомость игры "Слабое звено"

Фамилия, имя обучающихся

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

Места

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочная ведомость № 2

Группы

Оценки

Итоговая оценка

Игра "Слабое звено"

Приготовление супа

Задания

     

 1группа

 

 

 

 

 

 2 группа

 

 

 

 

 

Задание№1  по заправочным супам

Задание: Отметить галочками сырье, которое входит в состав данных супов

Наименование продуктов

Супы

Борщ

Суп картофельный

Щи из квашеной капусты

Капуста квашеная

 

 

 

Лук

 

 

 

Морковь

 

 

 

Жир

 

 

 

Уксус

 

 

 

Говядина

 

 

 

Сметана

 

 

 

Свекла

 

 

 

Картофель

 

 

 

Томат

 

 

 

Сахар

 

 

 

Соль

 

 

 

Специи

 

 

 

Рис

 

 

 

             Задание№2  по заправочным супам

Задание: Отметить галочками сырье, которое входит в состав данных супов

Наименование продуктов

Супы

Крупяной суп

Суп с лапшой

Рыбный суп

Свинина

 

 

 

Рассол

 

 

 

Рис

 

 

 

Свекла

 

 

 

Сметана

 

 

 

Соль

 

 

 

Специи

 

 

 

Лук

 

 

 

Морковь

 

 

 

Жир

 

 

 

Уксус

 

 

 

Говядина

 

 

 

Картофель

 

 

 

Томат

 

 

 

Огурцы соленые

 

 

 

Перец сладкий

 

 

 

Мука

 

 

 

Сахар

 

 

 

Чеснок

 

 

 

Зелень

 

 

 

Капуста

 

 

 

Рыба

Лапша

Тест 1 по заправочным супам

Задание: Отметить сырье, которое входит в состав данных супов

Наименование продуктов

Супы

Щи из свежей капусты с картофелем, с говядиной

Рассольник домашний с говядиной

Говядина

+

+

Капуста свежая

+

+

Картофель

+

+

Морковь

+

+

Лук

+

+

Томат

+

+

Жир

+

+

Соль

+

+

Специи

+

+

Сметана

+

+

Зелень

+

+

Огурцы соленые

 

+

Рассол огуречный

 

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области

Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи:  Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку;  Воспитание и пропаганда разумного...

Приготовление обеда в походных условиях.

Ознакомить учащихся со съедобными декоративными травами, с правилами выбора места отдыха с природными источниками воды; научить обеззараживать воду в походных условиях и приготавливать салат из ...

Урок в 8 классе раздел "Питание" тема урока "Рациональное приготовление обеда"

Для ребенка с проблемами в развитии важны не столько академические знания и навыки, сколько социальные, культурные, коммуникативные умения, которые он может освоить и использовать, благодаря специальн...

конспект группового внеклассного занятия для обучающихся, воспитанников 13-14 лет (7 класс) с нарушением слуха на тему : Беседа "Красная книга Хабаровского края"

Конспект группового внеклассного занятия "Красная книга Хабаровского края" для обучающихся, воспитанников 13-14 лет с нарушением слуха.Цель беседы: формирование знаний об удивительном мире животных и ...

«Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду"

План- конспект урока  технологии для 6 класса, ФГОС. Приложение: Презентация. Презентация разделена на 3 части. Для использования соедините части....

Беседа на тему "Красная Книга России"

Беседа "Красная Книга России"...

Беседа "Животные Красной книги".

Цель беседы: познакомить воспитанниц с животными,которые занесены в Красную книгу....