Проект "Модель развития творческих способностей учащихся инновационными методами педагогики сотрудничества".
проект по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Казьмина Наталья Алексеевна

Материалы проекта могу быть полезны учителям, которые используют в работе технологию  педагогики сотрудничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Тема проекта:  Модель развития творческих способностей учащихся инновационными методами педагогики сотрудничества.

Выполнил: Казьмина Н. А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевска

Содержание.

1. Введение.

2. Основная часть. Описание хода проекта.

2.1. Формирование коллектива учащихся – ведущая идея школьного воспитания.

2.2. Развитие творческих способностей учащихся в коллективе.

2.3. Методическая система  работы, опирающаяся на теорию педагогики сотрудничества.

Развитие творческих способностей учащихся в коллективе.

3.  Заключение.

4.  Приложение.

5. Список литературы.

 1.Введение.

 Прекрасна, но и очень сложна работа словесника в средней школе, ибо, по большому счёту, именно он  несет львиную долю ответственности за нравственное воспитание детей. Это всегда было трудно, а сегодня – во сто крат труднее: экономическая и политическая ситуация в стране, рост преступности, развенчание жизненных идеалов, наступление наркомании и насилия – всё это, к сожалению, не способствует успешному становлению духовного мира молодого поколения.

А между тем жить надо. И растить детей надо. Необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки худой социальной погоде на дворе, к миру настоящих нравственных ценностей.

И, пожалуй, школьный урок сегодня или внеклассное мероприятие – это то место, где дети в коллективе сверстников (что очень важно!) размышляют о жизни и смерти, о добре и зле, о достоинстве и чести…

Для успеха в сложнейшем деле воспитания молодого поколения, наряду со многими другими условиями, очень нужным представляется формирование чувства коллективизма и на его основе развитие творческих способностей учащихся. Этому, на мой взгляд, способствует использование таких педагогических технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим — и позицию самого учащегося.
Неслучайно модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны хорошо образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
        Исходя из целей модернизации образования, ищу такие способы и средства обучения, которые позволили бы создать условия для развития и саморазвития личности учащихся. Их  суть выражается в направленности на развитие способностей, возможностей, интересов, задатков  каждого конкретного ребенка в коллективе. Найти эти способы помогает педагогика сотрудничества.  

Объект исследования:        учебно-воспитательный процесс в среднем звене гимназии.

Предмет исследования:         ученический коллектив.

Цель исследования:        выяснить, как педагогика сотрудничества способствует сплочению коллектива и развитию творческих способностей учащихся в нём.

Задачи:        

1. Изучить педагогическую литературу по данной теме.

2. Рассмотреть и раскрыть понятие педагогики сотрудничества.

3. Познакомить с собственными методами её использования на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.

4. Раскрыть пути сплочения коллектива.

5. Доказать, что при сотрудничестве педагогов, родителей и учащихся возможно плодотворное развитие творческих способностей детей.

Методы исследования:        

1. Анализ педагогической литературы по данной теме.

2. Исследование эффективности системы работы по развитию творческих способностей учащихся.

3. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом.

База исследования:        МОУ «Георгиевская гимназия» 7А класс.

Процесс развития творческих способностей учащихся я вижу так

Приложение 1. Рисунок модели.

          2. Описание хода проекта.

2.1. Теоретическое обоснование.

Педагогика сотрудничества – это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которым пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Здесь очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью.

 В плане воспитания технология сотрудничества актуализирует личность ребенка, формируя в ней общечеловеческие ценности, развивая творческие способности. Педагогика сотрудничества возрождает традиции как национальные, так и культурные, сочетая в себе коллективное и индивидуальное.

В ходе опытно-экспериментальной работы  были выявлены следующие педагогические условия формирования творческих способностей учащихся:

1) диагностика и поэтапный мониторинг творческих способностей школьников;

2) наличие системы научно-методического обеспечения процесса развития творческих способностей учащихся;

3) активное включение родителей и учителей-предметников в процесс развития творческих способностей детей;

4) использование возможностей внеурочной работы с учащимися для развития у них творческих способностей.

       5) высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей.

Принципы создания данного проекта:

1. Принцип «пользователя».

Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

 2.  Принцип «принятия другого».

Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип сотрудничества.

                                            Этапы работы по теме.

1.Определение исходного уровня развития творческих способностей учащихся класса.                              

2. Комплекс методов и приёмов, направленных на развитие творческих способностей школьников

3.  Проверка эффективности системы по развитию творческих способностей .

Результаты диагностики будут приложены позже

2.2. Формирование коллектива учащихся – ведущая идея школьного воспитания.

       Сотрудничество – это прежде всего позиция, своего рода точка отсчета в деятельности учителя. Она определяет в конечном итоге судьбу ребенка, она высвечивает педагогическое кредо воспитателя, в ней концентрируются духовные, интеллектуальные, даже физические силы учителя, степень его этической воспитанности.    

На основе педагогики сотрудничества как нельзя лучше формируется коллектив.

 Работа с детьми носит комплексный характер, она строится на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога и администрации школы. В планировании совместной деятельности я ориентируюсь на          принцип гуманизации воспитания, который обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

 Для полноценного развития ребёнка в коллективе необходимо тесное сотрудничество родителей и учителя.

Приложение 2. Формы работы с родителями. Основной формой взаимодействия с родителями являются родительские собрания.

    С родительских собраний родители должны уходить окрыленными, уверенными в силах своих детей. Надо уметь вселять в них надежду.

Приложение 3. Разработка родительского собрания.

      Если  в окружающих Личность (учитель) видит Личности (учеников), признавая их неповторимость, уважая их мысли, чувства, право на свободу выбора, он признает тем самым их равенство, их право на сотрудничество.

         Поэтому не менее важной задачей я считаю воспитание личности, с уважением относящейся к себе и к окружающим ее людям.

Лучше души детей раскрываются вне классного собрания.

Поэтому для организации коллектива я стараюсь проводить больше КВНов, походов (зимой выезжаем за город), ходим ежемесячно в музеи, устраиваем поездки в другие города по историческим и литературным местам, организуем встречи с интересными людьми, принимаем участие во всех общегимназических мероприятиях.

         Свою воспитательную работу я провожу совместно с детскими и юношескими организациями, спортклубами. Внеурочная занятость учеников нашего класса составляет 90 %. Круг интересов ребят разнообразен: они занимаются в спортивных секциях, вокальных кружках, посещают музыкальную и художественную школы.

     Наш класс, имея команду ЮИД, целый год сотрудничал с ГИБДД. Новые знания и их апробация происходили непосредственно в походе выходного дня и на соревнованиях. Мы принимали участие в смотре-конкурсе агитбригад на муниципальном и зональном уровне, где заняли призовые места. Наше конкурсное сочинение «Дорога будущего» было отмечено при подведении итогов областного конкурса. Подобные занятия и встречи позволяют и детям, и взрослым осознать всю важность дорожной культуры, как фактор сохранения жизни и здоровья человека.

   Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.

       Самоуправление – действие детей, осуществляемое самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения одноклассников.

         Реализуя цели и задачи воспитания, мы организуем работу самоуправления по следующим направлениям: учебно-познавательная, трудовая, общественная, спортивно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность. На первоначальном этапе становления нашего коллектива роли распределялись на основе информации об особенностях детей, их интересах, полученной от классного руководителя начальной школы. Сейчас актив сформирован и относительно стабилен, но, учитывая пожелания учеников, мы можем вносить изменения в состав групп.

Приложение 4. Традиции. 

  Наблюдая за детьми этого класса в течение трёх лет лет и регулярно беседуя с учителями, можно отметить, что класс действительно сплоченный, ребята приходят на помощь друг другу, переживают за успехи и неудачи одноклассников. В классе царит атмосфера доброжелательности, взаимопомощи. О том, что детям в классе комфортно, подтверждают результаты анкетирования.

Приложение 5. Анкетирование.

2.3. Развитие творческих способностей учащихся в коллективе.                               Важно помнить, что процессы развития творческой личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

      Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее. В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.

В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.

Отсюда следует, что педагогика сотрудничества прекрасно способствует формированию чувства коллективизма и на его основе развитию творческих способностей учащихся. Об этом свидетельствует анализ воспитательной работы за прошлый учебный год.

Приложение 6. Анализ воспитательной работы.

2.4.Методическая система работы, опирающаяся на теорию педагогики сотрудничества.

        Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества.

         Её часто ассоциируют с различными формами групповой работы. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках.

Приложение 7. Групповая работа на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии».

Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась в 2006 году на курсах повышения квалификации учителей.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений.

Приложение 8. Урок-мастерская.  

В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки - зачёты, смотры знаний. Главное содержание мотивации в школьном возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результат.

      Сотрудничество на уроках хорошо развивается также в процессе игры.

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания, тем больше желание общаться с одноклассниками, тем прочнее коллектив.

 Приложение 9. Игровые формы работы.

 Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

Сколько угодно можно говорить о сотрудничестве, но если нет почвы, т.е. объединяющих коллектив конкретных дел, в которых сотрудничество может проявляться, оно никогда не расцветет.

  3. Заключение.

Подводя итоги, хочу сказать, что, работая с детьми, постоянно думаешь, как бы сделать так, чтобы каждый смог проявить и реализовать свои способности? Как бы не забыть о ком-то, не оставить в стороне? Как бы не убить на корню проявление инициативы? Как бы вовремя заметить скрытые возможности и поспособствовать тому, чтобы они открылись? Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных мной средств и форм воспитания учащихся класса, основанных на принципах педагогики сотрудничества.      

        Данная модель  развития творческих способностей учащихся инновационными методами педагогики сотрудничества поможет учителям найти ответы на эти вопросы.

        Желаю всем терпимости ,жизнестойкости, энергичности, трудолюбия, творческой активности, ведь недаром говорится: « Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»  

      Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Исследованы подходы педагогики сотрудничества к пониманию и развитию  творческих способностей учащихся.
  2. Выделена и описана технология сотрудничества, способствующая развитию творческих способностей учащихся.
  3. Проведен сравнительный анализ развития уровня творческих способностей учащихся, диагностика развития творческих способностей учащихся в процессе воспитания и учебной деятельности.

Приложение 10. Диагностика.

Практическая значимость проведенного исследования заключается:

1. Разработаны и апробированы конкретные рекомендации по применению  технологии сотрудничества в  учебном процессе на уроках русского языка, литературы и в воспитательной деятельности.

 2. Разработаны конспекты уроков и внеклассных мероприятий на основе  технологии сотрудничества.

4. Получены высокие достижения учащихся в творческой деятельности.

Рекомендации:

  1. Изучать инновационные технологии (в частности, технологию сотрудничества).
  2. Уметь использовать её в учебно-воспитательном процессе, применяя предложенные мною формы и методы работы на уроке.
  3. Работать над созданием коллектива, как основы для развития творческих способностей учащихся.

                    Список использованной литературы.

  1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. -  М. изд. центр "Академия" 2007.
  5. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Коротов. – М.: Просвещение, 1987. – 159с.
  7. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров школ и студентов пед. ин-тов. / М.: Просвещение, 1983. – 224с. – (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).
  8. Кузнецова Э.С. Методика воспитательной работы в школе / Составители Э.С. Кузнецова, А.М. Бардиан, М., «Просвещение», 1967.
  9. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. / М., «Просвещение», 1978. – 159 с. с ил.
  10. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / под ред. Г.С. Макаренко, изд. Академии педагогических наук РСФСР М., 1950
  11. Огородникова И.Т. Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов П24 пед. ин-тов. / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. М., «Просвещение», 1978.
  12. Ходаковский Л.С. Принципы организации школьного коллектива / Составитель Л.С. Ходаковский. М., «Просвещение», 1965.


Приложения.

Приложение 1. Рисунок модели.

        

Приложение 2. Формы работы с родителями.

  • Классные и родительские собрания
  • Общешкольные родительские собрания
  • Индивидуальные консультации
  • Совместные праздники
  • Совместные акции, походы, экскурсии поездки
  • Работа родителей в Совете Школы
  • Работа с родительским комитетом
  • Посещение на дому

Приложение 3.

Сценарий родительского собрания «Наши трудные дети»

 (6-й класс)

 Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.

Задачи:

 1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.

 2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Предварительная подготовка

 Учащимся класс предлагается ответить на вопросы:

 - Что ты делаешь по собственному желанию и усмотрению?

 - Что ты делаешь по собственному выбору, но в определенных границах?

 - Что разрешается тебе в особых обстоятельствах?

 - Что тебе запрещается всегда?

Ход собрания

 На доске – тема собрания, большой лист ватмана, фломастеры, маркеры, крылатые фразы и афоризмы.

 Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них.

 Марк Аврелий

1.Вступительное слово классного руководителя.

 - Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем о общении, во взаимопонимании с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

 2. Трудный ребенок… Что за этими словами, какой он?

 Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребенка. Пока родители говорят, классный руководитель помещает характерные слова на лист ватмана.

 3. Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?»

 Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

 4. Классный руководитель знакомит родителей с ответами учащихся, которые были заранее приготовлены.

 Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают свое мнение.

 5. Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и составить список причин нарушения поведения детьми.

 Родители работают в группах в течении 5 минут, а затем происходит обсуждение получившихся результатов.

 6. «Узелки на память».

 Классный руководитель знакомит родителей с четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к тому что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

 Причина первая – борьба за внимание.

 Причина вторая – борьба за самоутверждение.

 Причина третья – желание мщения.

 Причина четвертая – неверие в собственный успех.

 7. Родители получают напечатанный свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

 Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

 Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.

 Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

 Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

 Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

 8. Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно.

 9. Подведение итогов. Обсуждение притчи о перевернутом камне.

 Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

 Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих.: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Приложение 4. Традиции.

 В данном классе традиционными стали такие мероприятия:

1.«Праздник рождения класса». Цель его – осознание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга. Проводится он в рамках классного часа первого сентября в развлекательной форме при участии детей и родителей.

2. « Я пришел в этот день в этот мир» - поздравление учащихся класса с днем рождения. Под этим названием подразумевается праздник именинников. Проводится два раза в год также в рамках классного часа. Дети заранее готовят для своих одноклассников – именинников небольшой сценарий, подарки и поздравления.

3. « Малыш» - помощь детскому саду, в котором ребенок вырос и воспитывался. Ребята приходят в детский сад с небольшим концертом, инсценировкой сказки, дарят детям собранные книжки, игрушки.

          4. « Дни здоровья». Они проводятся   в целях формирования здорового образа жизни, воспитания интереса к участию в спортивно – массовых мероприятиях, укрепления уверенности детей в своих силах и знаниях, воспитания любви к спорту. С учащимися гимназии  проводятся беседы« Мы выбираем здоровье». Команды  участвуют в спортивных эстафетах, где проявляют свои  спортивные способности и смекалку, а самое главное  - умение дружно работать в команде.

                      Благодаря этим  праздникам, многие ребята приобретают знания и  практические навыки, которые могут быть необходимы и в повседневной жизни.

5. Совместно с родителями ежегодно проводятся зимние прогулки в близлежащий лес, где ребята катаются с горы на санках, лыжах, а потом их ждет печеная на костре картошка и горячий чай. И после таких походов дети долго обсуждают, делятся впечатлениями, у них появляется общий интерес к совместной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.

6. « Дни науки». К ним дети ребята готовят научные проекты, доклады с презентациями.

Приложение 11. Доклад с презентацией Акатьевой Натальи.

7. « День рождения гимназии». В нём принимают участие все классы. Выпускают стенгазеты, фоторепортажи, видеофильмы.

Эти традиции способствуют преодолению одиночества, беззащитности, воспитывают умение быть Человеком.  

                                                   

 

Приложение 5. Анкетирование.

Анкетирование состояло из следующих вопросов:

1. Легко ли тебе общаться с одноклассниками?

2. Любите ли вы вместе проводить время, совместно трудиться?

3. Помогаешь ли ты одноклассникам?

4. Обижают ли тебя в классе?

5. С желанием ли ты сейчас ходишь в школу, в свой класс?

6. Было ли у тебя желание перейти в другую школу, в другой класс?

Детям предлагались три варианта ответа: да, нет, иногда. Проанализировав анкеты ребят, был составлен график определения сплоченности.

     По результатам анкеты становится понятно, что ребятам легко в общении, об этом свидетельствует 75% положительных ответов. А 25% опрошенных ребят дало ответ «иногда» по причине того, что им вообще нелегко дается общение с людьми. На второй вопрос положительно ответило 70% ребят, а это большинство, 30% ответило «иногда», ответ «нет» отсутствует. Готовы прийти на помощь одноклассникам 70% учеников, 25% опрошенных ответило «иногда», и лишь 5%, а это один ученик ответил «нет». Неоднозначно ответили на четвертый вопрос по причине разного понимания слова «обида». С желанием ходят в школу 80% детей, 15% ответило «иногда», 5% - «нет». 95% учеников не хотят поменять школу и класс, один ученик осознанно ответил иначе, т.к. он должен поменять место жительства.

Приложение 6.

Анализ воспитательной работы в 6А классе за 2011-2012 учебный год.

В 2011-2012 учебном году ставились следующие цели и задачи воспитательной работы в классе:

1. Добиваться повышения качества знаний учащихся.

2. Формировать самостоятельность в выполнении поручений.

3. Прививать навыки культуры поведения.

4. Проводить работу по воспитанию добросовестного отношения к труду.

5. Формировать правосознание, гражданскую ответственность.

6. Улучшать физическое состояние учащихся, прививать любовь к спорту, туризму.

7. Развивать чувство товарищества, взаимопонимания, внимания к окружающим.

8. Воспитывать любовь к Родине.

 В соответствии с поставленными целями и задачами составлялось планирование воспитательной работы в классе.  Анализируя результаты данной работы можно сказать, что , в основном, поставленные цели и задачи ВР выполнены.

Результаты ВР в 6А классе в 2011-2012 учебном году.

Учебный год учащиеся закончили с хорошими показателями.

7 отличников ( Строганов Н., Елисеев Е., Акатьева Н., Базуева Е., Казаков А., Золотова А., Тарасова В.)

17 хорошистов.

2 человека имеют «3» по предметам.

Карижская К.– русский язык, английский язык.

Дубовицкая С. – английский язык.

Качество знаний учащихся – 93%    

Большое место в воспитательной системе класса занимает дополнительное образование, способствующее выявлению и развитию способностей каждого ребёнка. Здесь учащиеся добились хороших результатов.

Денисова Я. – 1 место в городском первенстве по фигурному катанию на коньках по 3 юношескому разряду в городе Воскресенске.

Акатьева Н. – лауреат 2 степени 9 международного детского конкурса вокалистов, лауреат 3 степени в номинации «Эстрадный вокал» в международном фестивале творчества « Зажги свою звезду».

Заркалиан А. – лауреат 2 степени вокального конкурса «Новогодняя сказка», лауреат 3 степени международного фестиваля «Серебряная звезда».

Дубовицкая С. – 2 место на соревнованиях по спортивным бальным танцам.

Елисеев Е. – лауреат 3 степени в номинации « Гитара», лауреат 2 степени в номинации «Гитара (ансамбль)» в 3 открытом конкурсе-фестивале учащихся ДМШ « Серебряные журавлики – 2011».

Казаков А. – дипломант фестиваля детского творчества « Салют, Орлёнок!».

Тарасова В. – в команде «Сюрприз» г. Егорьевска – 1 место в чемпионате и первенстве Московской области по фитнес-аэробике , 1 место в первенстве Центрального федерального округа по фитнес- аэробике, финалист в первенстве России по фитнес-аэробике.

Куренёв Е. – 2 место в соревнованиях по бильярду в г. Москве.

Повышение уровня  развития детского коллектива. 

Коллективная деятельность была направлена на достижение конкретных задач и поручений не только классного коллектива, но и на достижение  общественных задач и перспектив. Имелась связь с другими коллективами в школе (сотрудничество с 7А классом).  

Коллектив имеет органы самоуправления, которые начинают проявлять самостоятельную инициативу в работе. (Н-р: планирование классных мероприятий, их самостоятельная подготовка и проведение), но, в основном,  действуют они пока при непосредственном участии классного руководителя.  Большинство учащихся класса единодушны в решении вопросов, касающихся коллективной деятельности.

 Изменение отношений в коллективе. 

Отношения между членами детского коллектива, а особенно между мальчиками и девочками становятся более дружескими, между педагогами и учащимися более уважительными, а отношения дети ↔ родители, дети ↔ классный руководитель и классный руководитель ↔ родители более доверительными.

     Развитие познавательных способностей учащихся. 

Это проявилось в участии учащихся класса в  районных конкурсах. ( Елисеев Е. – конкурс рисунков «Библиотека будущего», Золотова А. – конкурс чтецов, посвящённый Дню космонавтики, Лазарев Е. – конкурс компьютерных презентаций, посвящённый Дню космонавтики, Акатьева Н. – конкурс презентаций по предмету, конкурс сочинений «Мой Пушкин», Казаков А. – конкурс чтецов, посвящённый Отечественной войне 1812 года).

Формирование правосознания и гражданской ответственности.

Формированию правосознания и гражданской ответственности учащихся способствовали следующие мероприятия:

Классные часы о вреде алкоголя, курения с презентациями и просмотром видео роликов.

Классные часы о правилах дорожного движения с презентациями и тестированием.

Классные часы по профилактике правонарушений с приглашением сотрудников ОДН.

   Психологическая диагностика.

1)Уровень умственного развития.

5 класс        6 класс

30% - выше нормы        54% -выше нормы

70% - норма        42% -норма

10% - близкий к норме        8% - близкий к норме

2)Концентрация внимания.

72% - высокий уровень

20% - средний уровень

8% - ниже среднего

3) Уровень воспитанности.

23% - высокий уровень

42% - достаточно высокий уровень

35% - средний уровень

Социометрия ( начало учебного года – конец учебного года).

Начало года.

Лидеры класса: Заркалиан А., Базуева Е., Бурцев А., Терегерина А., Шумова О.,Шуравин В.

Отверженные: Елисеев Е., Золотова А., Карижская К., Лунёв., Сурина Я.

Конец года.

Лидеры класса: Акатьева Н., Алёшина Д., Бурцев А., Заркалиан А.

Отверженные:  Елисеев Е.

Члены коллектива 6А класса успешно принимали участие в общегимназических мероприятиях:

День учителя

Новогодний мюзикл

8 марта

День Святого Валентина

День рождения гимназии

Особенно ярким и запоминающимся получился праздник для мам « Я так люблю мамочку мою».

Интересными и увлекательными были классные огоньки, посвящённые Новому году, 23 февраля и 8 марта.

Успешному результату ВР в классе способствовали:

Целесообразное планирование ВР по периодам в  соответствии с планом ВР школы

Использование оптимальных форм и методов ВР (классные часы, беседы, экскурсии, уроки мужества,  проектная деятельность, уроки этики и культуры поведения и др)

Наличие  необходимых условий для проведения ВР (классная комната и необходимые помещения, помощь педагогов ДО и администрации школы, родителей)

Методическое обеспечение работы классного руководителя (журналы «Воспитание школьников» и «Классный руководитель», материалы Интернета)

100%  охват детей класса  разнообразными видами внеурочной деятельности через кружки, клубы и  разнообразные воспитательные мероприятия на уровне класса и школы.

Участие большей части родителей в жизни класса (81%)

Работа органов ученического самоуправления в классе

Сотрудничество с  педагогами ДО при подготовке и проведении отдельных мероприятий.

Сотрудничество с учителями, работающими в классе .

Индивидуальная работа с  учащимися и их родителями

Но наряду с определенными достижениями в ВР в классе имеются следующие недостатки:

Некоторые признаки  развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина и взаимная требовательность)  и уровня воспитанности учащихся (отношение к учебе, нравственные качества) проявляются все еще недостаточно.

Исходя из вышеизложенного целесообразно сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы на новый 2011-2012 учебный год:

1.      Сплочение класса в единый, дружный коллектив.

2.      Формирование способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.

3.      Повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.

4.      Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.

5.      Укрепление связи: семья – школа.

Классный руководитель                                                     Казьмина Н.А.

Приложение 7.

Групповая работа на уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии».

            Для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, им было предложено из текста выбрать те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске, затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

На следующем этапе урока, работая над другим текстом, учащиеся должны были пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют деепричастия в нем. Двое других учащихся определяли видовую принадлежность деепричастий, наблюдая за тем, какого вида деепричастия употребляются в одном из предложении, отчего зависит использование деепричастий определенного вида в тексте в целом. Затем пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу.

                                           Приложение 8.

Мастерская творческого письма (5 класс)

Тема: «Дождь»

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

      Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели.
  2. Работа по теме урока
  1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

     – Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его. Закройте глаза и послушайте.

(Звучит запись на аудиокассете «Ливневый дождь в лесу»).

- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.

(Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

 2) Групповая работа

- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

- Нарисуйте первое найденное вами слово (дождь)

     - Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.

Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…

 В результате записи учащихся дополняются.

- Попробуйте написать определение слова дождь: Дождь – это…

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.

- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.

3) Творческая работа

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)

Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (дети читают друг другу свои тексты вполголоса). Затем представители групп читают свои работы.

«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. А этого я очень не люблю…» (Антон Б.).

«Иногда в душе может затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь». (Таня Ч.).

«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают  свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь» (Максим К.)

«С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ан скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…» (Диана Р.).

«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки». (Наташа Т.).

- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите ее для себя.

- У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…

- Любое время года надо принимать хорошо.

- Дождь мы должны встречать с добротой.

- Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.

В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.

Дождь и снег – любое время года Надо благодарно принимать.

4. Работа с текстом. Анализ текста

Всем группам раздаются тексты (одинаковые).

- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).

     Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себя, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть…

Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).

Учащиеся читают составленные ими вопросы:

    - Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?

    - Что надо научиться понимать?

    - Чем ценно всё живое?

- А теперь поработаем с учебником – упражнение 808

  - Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца – напишите план; определите тип речи. ( Работа в парах.)

       Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.

       Ночью дождь приходит не слышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь  всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда  то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагом гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так  называемый слепой дождь.  Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.

     Учащиеся делят текст на абзацы и определяют микротемы:

1. Ночной дождь

2. Утренний дождь.

3. Вечерний дождь.

4. Слепой дождь.

     Тип речи – описание.

     Творческая работа.

     - Напишите письмо себе от имени дождика.                                                                                                        

     « Здравствуй, Ирина. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» ( Ирина. К.)

    « Здравствуй, Аня. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся.  (Аня. С.)

5.  Чтение работ. Обсуждение результатов занятия (рефлексия).

III. Итоги урока. Домашние задание- упражнение 809.

     О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом на уроке с применением технологии сотрудничества. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:

    - Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

    - Достигли ли мы цели урока?

    - Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?

   - Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

  - Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

Приложение 9. Игровые формы работы на уроках.

ФОНЕТИКА

Задание 1. Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова.

к-р-нд-ш

 з-мл-

 ж-в-тн-

 -п-ст-л-сь

-о-о-а (корова)

 -о-а- (школа)

 -о-у-а (подруга)

 -о-и-а (столица)

Задание 2. Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4. Распределите слова в три колонки так:

1. букв > звуков;

 2. букв < звуков;

 3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5. Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к – ка;

ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а.

Задание 6. Фонетическая эстафета.

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7. Соберите букет.

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро).

 2. Авось да как-нибудь до добра не ... (доведут).

 3. Доброе ... и кошке приятно (слово).

 4. Делу ..., потехе час (время).

 5. Где тонко, там и ... (рвется).

 6. Копейка ... бережет (рубль).

 7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро).

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка ... (Афанасий).

 2. Далеко ушли рыбаки в низовья ... и наконец остановились (Енисея).

 3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).

 4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота ... («Игарец»).

 5. Фамилия автора рассказа (Астафьев).

 6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря).

 7. Заночевать решил Васютка на берегу ... (озера).

 8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел ... (кедровку).

 ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1. Класс отправляется в путешествие. Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания.

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4. Третий лишний.

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;

 горяч, могуч, плач;

 мокрый, влажный, сухой;

 отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

             Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Применение традиционных методов и инновационных технологий в развитии творческих способностей учащихся.

Творческая работа , в которую включены следующие аспекты: теоретическая и практическая базы представленного педагогического опыта....

ПРИКАЗ от 2 июня 2015 г. № 386 "О результатах проведения районного дистанционного семинара для педагогов технологии образовательных организаций Шурышкарского района по теме «Развитие творческих способностей учащихся средствами этнокультурной педагогики»

В работе Семинара приняли участие 14 педагогов  из 7 общеобразовательных организаций: МКОУ «Азовская средняя общеобразовательная школа «Образовательно-воспитательный центр», МБОУ «Горковская сред...