Конструкт урока по технологии "Изделия из пластичного материала"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Ившина Елена Викторовна

На уроке технологии "Изделия из пластичного материала" учащиеся осваивали приёмы работы с солёным тестом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zhavoronki.docx675.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока

Учитель технологии: Ившина Елена Викторовна

Предмет: технология

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий

Класс: 4

Тема:  Работа с пластичными материалами (солёное тесто). Приход весны. Лепка птичек.

Цель: создание условий для уточнения и расширения представлений об особенностях работы с пластичными материалами, ознакомления с народным весенним календарём.

предметная: формирование умения работать с пластичными материалами; совершенствовать приёмы лепки;

личностная: развитие мотивов учебной деятельности при формировании умения работать с пластическими материалами;

метапредметная: формирование умения самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения.

УУД:

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности.

Познавательные:  развитие умения самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;  

     Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

     Коммуникативные: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: умеют работать с пластичными материалами,  знают свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе и умеют  справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

Метапредметные:

Познавательные: умеют самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;  

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу, учитывают выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

     Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная.

Оборудование:

Индивидуальное:  стека, подкладная доска, салфетки, изюм, инструкционная карта.

Демонстрационное: образцы  изделия, 2 стакана соли, 2 стакана муки, вода.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.        

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.        

3. Решение проблемы.        

4. Первичное закрепление.        

5. Организация самостоятельной работы.        

6. Рефлексия учебной деятельности.        

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность, проверка готовности рабочих мест уч-ся.

- Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

- Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наш урок прошёл хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но приятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

       И в ответ улыбку зажечь.

Подготовка класса к работе

Личностные: действие

 смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем.

Регулятивные: волевая

саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Цель: проверить уровень знаний детей, освежить в их памяти ранее изученный материал.

- Отгадайте  загадку, она подскажет  вам  тему  сегодняшнего занятия.

Платья носит,

есть не просит,

всегда послушна,

но с ней не скучно.

- Ребята, а какие куклы вы знаете?

- Я принесла Вам сегодня куклу, которая называется «Женщина – птица». Как Вы думаете, почему она так называется?

- Как вы думаете, чем куклы, представленные на слайде,  отличаются от нашей куклы?

- Почему у традиционных кукол нет лица?

-  А  принесла я вам эту куклу  неспроста, а специально для встречи праздника.

- Ребята, о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц (март) - капельник и зима заплакала». О каком месяце речь?

- Какое время года он начинает?

- Почему он капельник?

- На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Русский народный календарь богат событиями, которые связаны с птицами. Весна – время пробуждения природы, прилёт птиц.  

- Для того чтобы узнать, что мы будем изготавливать я прочитаю стихотворение С. Я. Маршака. Ваша задача внимательно послушать и догадаться, что должно у нас получиться: 

Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь круто в высоту

С земли - своей постели.

Среди колосьев он живет.

Его домишко тесен,

Но нужен весь небесный свод

       Ему для звонких песен.

                ИЛИ загадка

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

       Песнь заводит ... (жаворонок)

- В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну.

Больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Жаворонками люди украшали куклу «Женщину – птицу», весенние деревья.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

- Как вы думаете, чем мы будем работать, если у вас на столах мука, соль и вода.

Солёное тесто – это какой материал?

- Какая тема урока?

- А какие пластичные материалы вам ещё известны?

- А сейчас мы посмотрим изображения жаворонка, выполненного в разных техниках.

Просмотр изображений с жаворонками, выполненными в разных техниках (живопись, квилинг, оригами, из ткани).

- Из  каких материалов выполнена работа?

- Мы посмотрели изображение жаворонка в разных техниках. А как можно выполнить жаворонка с помощью солёного теста? Если да, то,  как это сделать?

Кукла.

На голове куклы платок в виде птичьей головы.

Материал, изготавливаются вручную, нет лица.

Наши предки верили, что кукла должна быть доброй, а через нос, глаза или рот может проникнуть злая сила.

О месяце марте.

Весну.

Солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна, наступает ранняя весна.

Жаворонок.

Лепить из солёного теста.

Пластичный.

Работа с пластичными материалами (солёное тесто).

Пластилин, солёное тесто, глина.

Познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, формулирование познавательной цели;  логические – анализ, сравнение, синтез обобщение, формулирование проблемы. 

Коммуникативные:

постановка вопросов, планирование сотрудничества с учителем, умение строить речевое высказывание.

3.Решение проблемы.

Цель:

определить технологические особенности задания (изделия), поиск рациональных способов его реализации, определение оптимальных.

- Ребята, какие основные способы лепки вы знаете?

- Перед началом работы повторим свойства и правила работы с солёным тестом.

Правила:

• на стол кладём пластиковую основу или клеёнку;

• после работы с тестом вытираем руки сухой тряпочкой, затем – влажной;

• соблюдаем порядок на рабочем столе.

- Назовите свойства: рабочее состояние теста – кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет придаваемую ему форму. Важное свойство – пластичность или тягучесть. Ещё одним свойством является его способность затвердевать.

- Я изготовила вот таких жаворонков. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Как сделаны хвост и крылья?

- Как можно украсить изделие?

Лепка с помощью пластин, лепка с помощью жгутов.

Дети проговаривают правила.

Дети называют свойства солёного теста.

Регулятивные: контроль, оценка.

Познавательные:   общеучебные - умение структуировать знания;  логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение. Коммуникативные:  постановка вопросов, умение строить речевое высказывание.

4. Первичное закрепление.

Цель:

формировать умение планировать выполнение  выбранных конструкторско -технологических приемов в процессе изготовления  изделия (выполнения задания) с последующим самоконтролем.

- Сначала для своих творений мы возьмём муку и соль. Смешаем 2 стакана соли и 2 стакана муки. Осторожно помешивая, вливает туда воду, чтобы получилось крутое тесто. Разомнём его и поместим на некоторое время в полиэтиленовый пакет, чтобы воздух не попал.

 

-  Перед тем, как приступить к работе составим план, по которому будем работать.

План:

1.Берем колобок теста и раскатываем в жгут.

2.Жгут завязываем в узел.

3.Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.

4.Теперь делаем глазки.

- Правила работы с тестом,  стекой:

1.Работай аккуратно, последовательно, экономно

2. Солёное тесто не разбрасывают, не берут в рот, не размазывают по полу, одежде.

Составляют план действий.

Проговаривают правила работы с солёным тестом.

Регулятивные: оценка, волевая саморегуляция. Познавательные: общеучебные - умение структуировать знания, создание алгоритмов;  логические – анализ, сравнение. Коммуникативные: постановка вопросов, умение строить речевое высказывание.

Физминутка

Цель: снятие физического и умственного напряжения.  

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Дети выполняют маховые движения руками.

Вращают кистями поднятых рук.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

Дети приседают, руками обхватывают колени.

Дети, стоя весело хлопают в ладоши.

Познавательные: планирование своих действий.

Регулятивные: устанавливание аналогии.

5. Организация самостоятельной работы.

Цель:

овладеть  приемами  обработки материалов, конструирования,  развития самоконтроля с опорой на  опыт, дидактическую карту,

воспитывать культуру труда.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ (лепка) жаворонков под музыку.

- В ходе работы вы сможете обратиться за помощью, подняв руку.

 Изготавливают работу – жаворонок, оказывается индивидуальная помощь.

 Дети осуществляют самоконтроль в соответствии с планом, его  регламент, озвучиваются интересные  творческие находки.

Регулятивные: оценка, контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные - моделирование;  логические – анализ, сравнение. Коммуникативные: постановка вопросов.

6. Рефлексия деятельности

Цель: организовать оценочно-рефлексивную деятельность уч-ся.

- Ребята, кто выполнил свою работу «жаворонка» подносите, мы  разместим их рядом с куклой «Женщине – Птице». А чтобы птицы прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли, каждый из вас прочитает заклички.

Ты птица – жаворонок,

Твой голос тонок – звонок.

Неси, неси на волю

Весну, весну в подоле.

 

- Что вы сегодня  повторяли?

-  Чему новому мы учились сегодня на уроке?

- Выразите своё отношение к проделанной работе, воспользовавшись следующими выражениями:

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Я хотел бы…

Я не хотел бы…

Мне надо…

Выставка и рассмотрение работ.

- Сейчас приберем свои рабочие места.

Дети приносят птиц и произносят заклички.

Отвечают на вопросы

Дают самооценку.

Прибирают рабочие места. Моют руки. Анализируют свою деятельность.

Регулятивные:

оценивание правильности выполнения действия.

Личностные: умение  выполнять  самооценку  на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:  оформление своих  мыслей в устной форме;  умение  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Лепка птиц (жаворонок)

Инструкционная карта

  1. Берем колобок теста и раскатываем в жгут.

  1. Жгут завязываем в узел.

Описание: Жаворонки из теста

  1. Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.

Описание: http://supercook.ru/russian/images-russian/zhavoronki-1-02.jpg

  1. Теперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто.

Описание: Жаворонки из теста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)

Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...

Конструкт урока Тема урока:: «Clothes in All Weathers»

Конструкт урока Тема урока:: «Clothes in All Weathers»...