Главные вкладки

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»
    материал на тему

    Наталья Александровна Ильина

    Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mo_tehnologiya_2010.doc43 КБ
    Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАРСКОГО РАЙОНА

    НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

    Доклад

    «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

    УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

    ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

    МОУ СОШ №9

    ИЛЬИНОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

    ТАТАРСК – 2010

    Проблему развития познавательной активности учащихся без увеличения можно назвать одной из ключевых проблем  современного школьного образования. От сформированности познавательной активности обучающихся зависит эффективность образования в целом.

    Особое место занимает эта проблема в технологическом образовании школьников. Специфика образовательной области «Технология» позволяет педагогам успешно развивать познавательную активность школьников. Одним из основных методов формирования активной позиции учащихся является метод проектов. Проектная деятельность с одной стороны, невозможна без наличия у школьников определённого уровня познавательной активности. С другой стороны, проектная деятельность является и эффективным педагогическим средством развития познавательной активности.

    При этом проект должен быть ориентирован на решение конкретной проблемы, имеющей практическое значение. Учитель ставит проблему, но метод её решения учащиеся ищут самостоятельно. Решаемая проблема должна быть знакомой школьникам и значимой для процесса обучения.

    Ребята выполняют межпредметные проекты, интегрирующие знания школьников по ботанике, экологии, геометрии, черчению, истории, ИЗО и технологии, социально ориентированные проекты, цель которых украсить школьные рекреации и пришкольную территорию.

    Приведу примеры нескольких коллективных творческих проектов, работа над которыми была направлена на активизацию познавательной деятельности во внеурочное время.

    1. В 2008-2009 году был разработан проект по отделке и оформлению кабинета кулинарии.  В течение года над проектом работали группы из учащихся 8-10 классов, учителя технологии, консультанты по отделочным работам, родители оказали спонсорскую помощь. Летом бригадой девочек были выполнены отделочные работы, юноши изготавливали навесные шкафы и разделочный стол, постепенно оформляется интерьер будущей кухни: скоро появятся новые шторы, предметы декора. (слайд №2,3)
    2. На уроках кулинарии ученицы 5-9 классов учились готовить различные блюда, украшать их и подавать к столу. Каждая группа представляла свои кулинарные произведения, а затем все оценивали вкусовые качества. На этих занятиях было сделано много фотографий и поэтому у девочек появилась идея оформить фото-выставку. Так был разработан и воплощён в жизнь творческий проект «Кулинарные затеи юных поварят». Используя различные техники рукоделия, девочки изготовили декоративные рамки для фотографий, которые теперь украшают интерьер школьной столовой. (слайд №4,5)
    3. При изучении в 6 классе раздела «Интерьер жилого дома», девочек очень заинтересовала тема «Отделка квартиры». Рядом с нашей школой находиться детский сад.  В данном случае проблемой, поставленной мною перед ученицами, является проблема отсутствия в детских садах достаточного количества игрушек. Эта проблема хорошо известна девочкам по собственным наблюдениям, поскольку многие из них до школы ходили именно в этот детский сад, а у кого-то сейчас младшие сёстры и братья посещают этот садик. Дети обсудили возникшую проблему и предложили создать кукольные домики и оформить их по всем правилам интерьера. (слайд №6)
    4. В 2008 г. учащимися 9х классов был разработан творческий проект «Озеленение пришкольного участка», выполнение которого запланировано на 4-5 лет. В весенне - летний период были созданы творческие бригады. В 2008 г. были распланированы и засажены две новые клумбы. В 2009 г. разработали участок под огород и засадили его овощными культурами. Занимались декоративным оформлением цветников, изготовили деревянные клумбы, декоративный водоём, из металлических ёмкостей сделали водоёмы для полива растений, изготовили сказочных хранителей  пришкольного участка. В зимний период работа продолжается. Мальчики 8-9 классов изготовили декоративную изгородь для клумб и арку для вьющихся растений. Девочки составляют эскизы новых цветников. (слайд №7)
    5. В нашей школе стало уже традицией поводить предметные недели.  Весной мы проводим неделю технологи и ИЗО. Ребята организовывают выставки творческих работ, сами организовывают и проводят экскурсии для учащихся начальных классов, подбирают интересный материал и выпускают предметные газеты, мы, педагоги проводим открытые уроки. (слайд №8,9)

    При подготовке к урокам часто даю творческие задания ученицам: приготовить сообщение по теме, составить кроссворд для повторения, изготовить карточки- задания, сделать фотографии интерьера , комнатных растений и представить в электронном виде, создать слайд программу для урока и т.д.

    Такая совместная работа повышает интерес к творчеству, приносит самоудовлетворение своей деятельностью и желание создавать что-то новое.

    1. В нашей школе проходит очень много патриотических, предметных, тематических и развлекательных мероприятий, которые организуют и проводят ребята входящие в состав совета старшеклассников школы «Сталкер». Одно из таких мероприятий проводится в Международный женский день 8 марта.  Традиционно этот праздник отмечается конкурсной программой «А ну-ка, девочки» и « А ну-ка, девушки». Цель мероприятия – в игровой форме активизировать знания и умения, полученные на уроках технологии, повеселиться и поздравить  женщин и девочек с праздником. Юноши разрабатывают сценарий с различного рода конкурсами: интеллектуальными, развлекательными, конкурсом красоты, конкурсом рукодельниц, конкурсами для болельщиков.  (слайд №10)
    2. Каждый год в нашей школе работает кружок «Волшебная нить». Здесь девочки совершенствуют свои знания, умения, навыки, полученные на уроках технологии, а так же овладевают новыми техниками работы с тканью, мехом, пряжей. Для эстетического оформления кабинета технологии и активизации познавательной деятельности организована постоянная выставка работ, выполненных мною и моими ученицами. Каждый год она пополняется новыми изделиями и экспонатами. Уже в этом году были  разработаны новые коллективные проекты и изготовлены панно в технике лоскутного шитья и вязания крючком. (слайд №11-15)

    Так, в ходе выполнения проектов, общешкольных мероприятий  шаг за шагом, создаются условия, при которых учащиеся:

    • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач в нестандартных условиях;
    • самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников;
    • пробуют свои силы в различных сферах деятельности на основе самостоятельно выделенной цели проекта;
    • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
    • развивают необходимые для исследовательских работ умения;
    • развивают системное мышление, разрабатывают программу действий в соответствии с собственными возможностями.

    Умения и личностные качества, приобретённые в ходе работы над проектом, крайне необходимы молодым людям в современных условиях, поскольку многие выпускники различных образовательных учреждений испытывают большие трудности в самореализации.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

    выступление на научно-практической конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора качества образования»:  из опыта работы с презентацией «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕ...

    Статья на тему: Развитие познавательной активности школьников во внеурочное время

    Развитие познавательной активности является движущей силой функционирования ученического самоуправления.В нашей школе самоуправление строится на трёх ступенях развития школьников: младшие, средн...

    Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."

    «Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

            Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...

    Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.

    Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...

    Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности».

    Методический семинар «Развитие познавательной активности обучающихся  на уроках географии, биологии и во внеурочной деятельности»....